|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
|
СМК СурГПУ
НП 88-2013
|
Система менеджмента качества
Положение об организации индивидуальных
занятий преподавателя со студентами
|
стр. из
|
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации индивидуальных
занятий преподавателя со студентами
СМК СурГПУ НП 88-2013
Общие положения
Настоящее положение определяет требования, основные правила и ответственность сторон по организации индивидуальных занятий в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» (далее – СурГПУ, Университет, вуз).
Индивидуальные занятия в Университете проводятся как аудиторные занятия по планированию, организации и контролю самостоятельной работы студента (индивидуальное планирование) в соответствии с положением «Об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачётно-кредитных единиц» (СМК СурГПУ НП-15-2009).
Целью индивидуальных занятий преподавателя со студентами является создание условий для реализации индивидуальной траектории обучения, формирования общекультурных и профессиональных компетенций, углубления и обобщения знаний, закрепления умений, которые студенты получают в процессе обучения, а также применение этих знаний и умений в учебной и профессиональной деятельности.
Основные задачи индивидуальных занятий:
формирование общекультурных и профессиональных компетенций, углубление и обобщение знаний, закрепление метапредметных и специальных умений;
устранение недостатков в теоретической и практической подготовке студентов, выявленных в ходе изучения дисциплины (модуля, курса);
анализ и оценка уровня усвоения студентом содержания дисциплины;
отработка материала программы дисциплины, неусвоенного по причинам пропуска занятий, неподготовленности и пр.;
стимулирование учебно-познавательной деятельности студентов, успешно осваивающих программу предмета, дисциплины, курса (модуля), через задания повышенной сложности, задания, выполнение которых выходит за рамки освоения дисциплины;
выработка умений для написания рефератов, докладов, курсовых работ, выполнения учебной, научно-исследовательской и методической работы;
подготовка к олимпиадам, соревнованиям, фестивалям, конкурсам, конференциям и пр.;
подготовка к итоговому тестированию, интернет-экзамену.
Индивидуальные занятия выставляются в учебное расписание в зависимости от количества часов, определенных для данной дисциплины. Часы индивидуальных занятий являются обязательной формой занятий для студента и преподавателя.
Нормативные ссылки
Данное Положение составлено в соответствии со следующими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, локальными актами СурГПУ:
Федеральные законы «Об Образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71;
Устав СурГПУ (2012 г.);
СМК СурГПУ ДП-09-2008 Разработка профессиональной образовательной программы по специальности и/или направлению подготовки;
СМК СурГПУ СТП-08-2010 Стандарт. Учебные занятия в вузе: общие требования к организации и проведению;
СМК СурГПУ СТП-06-2010 Стандарт. Порядок составления и оформления учебно-методической документации;
СМК СурГПУ НП-15-2009 Положение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачётно-кредитных единиц;
СМК СурГПУ НП-23-2009 Положение о проведении аттестации и контроля самостоятельной работы студентов;
СМК СурГПУ НП-41-2009 Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины.
Основные понятия, определения, сокращения
Самостоятельная работа студента (далее - СРС) – форма организации учебной деятельности студента, направленная на самостоятельное усвоение содержания учебной дисциплины (курса, модуля). В самостоятельную работу входят как часы собственно самостоятельной подготовки, так и часы, затраченные на отчетность студента по самостоятельной работе. Самостоятельная работа студента в вузе осуществляется в основных формах:
подготовка к текущим аудиторным занятиям (семинарским, практическим и лабораторным занятиям);
освоение содержания тем, выносимых на самостоятельное обучение;
подготовка к текущему, рубежному, итоговому контролю (контрольные работы, минизачеты, коллоквиумы, Интернет-тестирование и т.д.);
выполнение специальных заданий по курсу (выполнение вариативных, индивидуальных заданий, написание рефератов, курсовых работ и т.д.).
Контроль самостоятельной работы студентов (далее - КСР) - это анализ и оценка самостоятельной работы студента в ходе освоения им учебной дисциплины (модуля, курса). Контроль СРС может осуществляться как в аудиторной работе, так и в индивидуальной работе со студентами в различных формах, выбираемых преподавателем.
Индивидуальная работа со студентами – форма совместной деятельности преподавателя со студентом или группой студентов по формированию общекультурных и профессиональных компетенций.
Индивидуальное занятие – форма организации индивидуальной работы преподавателя со студентом с целью создания условий для индивидуализации обучения в виде специально выставленных в расписание учебных занятий.
Общие требования к организации индивидуальных занятий преподавателя со студентами
Индивидуальные занятия – это учебное время, в рамках которого студенты получают консультативную помощь преподавателя или представляют результаты проделанной самостоятельной работы в письменном или устном виде.
Основой для планирования индивидуальной работы преподавателя со студентами являются:
требования действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления подготовки (специальности);
модель выпускника;
учебный план направления подготовки (специальности);
рабочие учебные программы дисциплины;
нормативы времени на проведение индивидуальной работы студентов.
Эффективность индивидуальных занятий преподавателя со студентами должна достигаться на основе:
обоснованного сочетания объема аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента;
методически грамотной организации индивидуальной работы студента в аудитории и вне нее;
обеспеченности необходимыми учебно-методическими материалами и информационно-библиотечными ресурсами;
тщательной разработки индивидуальных заданий с целью усиления творческой составляющей;
регулярного контроля за ходом самостоятельной работы и использования мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.
Формы, содержание и объем индивидуальных занятий устанавливаются кафедрами по согласованию с деканатом в соответствии с учебным планом направления подготовки (специальности) и рабочими программами учебных дисциплин.
Индивидуальные занятия в СурГПУ организуются с использованием форм и средств очного обучения (см. Приложение 1 «Основные формы индивидуальных занятий в вузе»).
Порядок организации индивидуальных занятий
Индивидуальные занятия проводятся в учебное время в соответствии с расписанием, утверждённым проректором по УР.
В учебном расписании содержится полная информация о времени и месте проведения индивидуальных занятий для студентов каждого направления подготовки (специальности), каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием изучаемой дисциплины и фамилии, имени, отчества преподавателя, его учёной степени, учёного звания, должности по кафедре.
Преподаватель в соответствии с рабочей программой дисциплины (модуля, курса) приглашает студентов на индивидуальные занятия в часы, отведённые учебным расписанием.
Проведение индивидуальных занятий фиксируется преподавателем в специальном разделе группового журнала, где указывается:
дата;
содержание (вопросы, рассматриваемые на индивидуальном занятии);
количество часов (0,5 академического часа на студента);
вид занятия;
количество студентов (явка / неявка);
подпись преподавателя.
По завершении дисциплины преподаватель делает в групповом журнале отметки о фактически выполненных часах, выделенных на индивидуальную работу, подсчитывает суммарные объемы в часах работ, объясняет причины невыполнения или частичного невыполнения графика индивидуальных занятий через объяснительную записку на имя декана факультета.
Ответственность сторон
планирует индивидуальную траекторию обучения, самостоятельную работу по освоению учебного предмета, дисциплины, курса (модуля);
своевременно отчитывается в выполнении учебной программы дисциплины, групповых и индивидуальных заданий;
предоставляет преподавателю для оценивания выполненные вариативные задания для самостоятельной работы, в частности, с использованием информационно-коммуникационных технологий.
распределяет учебную нагрузку в соответствии с положением «О порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебной дисциплины» (СМК СурГПУ НП-41-2009);
разрабатывает график индивидуальных занятий со студентами с указанием примерных тем, форм, сроков и доводит его до сведения заведующего кафедрой, деканата и студентов группы;
объявляет студентам заранее тему (темы) занятия, предварительно согласовывает основные содержательные линии, определяет задания для проверки и форму организации индивидуальной работы (консультация, собеседование, инструктаж и т.д.);
обеспечивает студентов необходимыми методическими материалами на основе требований стандартов «Учебные занятия в вузе: общие требования к организации и проведению» (СМК СурГПУ СТП-08-2010), «Порядок составления и оформления учебно-методической документации» (СМК СурГПУ СТП-06-2010);
отвечает за качество и эффективность проведённых индивидуальных занятий;
контролирует выполнение студентом учебной программы предмета, дисциплины, курса (модуля) в отведенные сроки;
определяет меры поощрения способных и одаренных студентов за своевременно и качественно выполненную самостоятельную работу, за выполнение заданий повышенной сложности в рамках учебно-исследовательской деятельности, (дополнительные баллы рейтинга успеваемости, докладные записки о поощрении студентов, участвующих в УИРС, НИРС).
определяет оптимальное сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры;
устанавливает выполнение требований к распределению учебной нагрузки в рамках конкретного учебного предмета, дисциплины, курса (модуля);
осуществляет контроль качества проведения индивидуальных занятий преподавателей;
Специалист по УМР (менеджер) факультета выставляет индивидуальные занятия в основное расписание учебной группы в зависимости от количества часов, определенных для данной дисциплины, курса, исходя из общей трудоемкости и количества студентов, изучающих данный учебный предмет в соответствии с рабочей инструкцией «О составлении учебного расписания направления подготовки (специальности)» (СМК СурГПУ РИ-00-2012);
Начальник учебного отдела ведёт учёт проведённых индивидуальных занятий преподавателей в соответствии с расписанием учебных групп каждого факультета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные формы индивидуальных занятий в вузе
1. Тренировочное (пробное) тестирование является разновидностью самостоятельной работы студентов, используется преподавателем как обучающая технология для самостоятельной отработки студентами темы, типа задач и т.д.
Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
2. Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки уровня усвоения знаний, сформированности умений, профессиональных компетенций и т.д., получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности обучающихся в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности; контрольная работа представляет самостоятельно подготовленное студентом исследование какой-либо учебной темы.
Контрольные работы различаются по объему содержания контроля и времени написания: 1) необъявленная заранее и незначительная по времени (0,2 ч.); 2) объявленная заранее и незначительная по времени (0,5 – 1 ч.); 3) объявленная заранее и значительная по времени (1 – 2 ч.).
3. Минизачет – это разновидность зачета; при непрерывной аттестации вводится как форма проверки усвоения содержания учебной дисциплины по отдельным темам, учебным модулям и т.д.
Минизачет может иметь как накопительный характер, так и отчетный в виде устного группового или индивидуального собеседования по контрольным вопросам (для теоретических курсов), защиты проекта, итоговой контрольной работы (для практических курсов).
Минизачет является индивидуальной формой контроля, и время на его проведение отводится исходя из расчета временных затрат на 1 студента (а не на группу в целом), то есть во внеаудиторном режиме в соответствии с графиком прохождения дисциплины. Проведение внеаудиторных форм контроля оформляется специальным расписанием индивидуальной работы преподавателя, рассчитанной исходя из количества студентов и трудоемкости дисциплины. Время, затраченное на работу с одним студентом, составляет 0,2 ч.
4. Индивидуальная консультация
4.1. Индивидуальная «встречная» консультация проводится для желающих студентов, если интерес к предмету более глубокий, чем в рамках учебного материала, или организуется с целью ликвидации пробелов студента, или с целью оказания помощи в выполнении курсовой или выпускной квалификационной работы.
4.2. Индивидуальная «отработочная» консультация проводится для студентов, которые регулярно не готовятся к учебным занятиям или ведут себя пассивно на них, пропускают занятия, а также для студентов желающих повысить свой рейтинговый балл по учебной дисциплине. Преподаватель может принимать любые виды отработки учебного материала (письменные или устные).
4.3. Индивидуальная (групповая) предэкзаменационная консультация призвана помочь студентам найти наиболее рациональный путь подготовки к зачёту (экзамену), уточнить и расширить знания по сложным и трудным вопросам курса, дисциплины (модуля).
4.4. Индивидуальное собеседование – форма активной учебной работы со способными и одаренными студентами, предполагающая заинтересованность обучающегося в теме (темах) беседы, готового выполнять задания повышенной сложности.
5. Тренинг – форма интерактивного взаимодействия студентов под руководством преподавателя по преднамеренному изменению целевых установок и учебно-профессионального поведения, структуры профессиональных знаний и умений и т.д.
6. Инструктаж - вид объяснения и предъявления задания преподавателем, включает элементы беседы, показ приёмов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, технологических процессов, а также продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий и др.
7. Индивидуальная внеаудиторная самостоятельная работа студентов
Вариативные задания – форма самостоятельной работы студентов, цель которой определяется в зависимости от типа задания.
В качестве заданий для самостоятельного решения познавательных задач могут выступать:
составление таблиц, схем, логических цепочек, словарей;
решение задач с новыми условиями или на основе неизвестного содержания (как правило, с использованием дополнительной литературы, источников и т.д.);
подготовка докладов (рефератов, сообщений), эссе и других вариантов письменного изложения материала;
разработка учебных проектов, которая дает возможность применить полученные знания на практике.
Преподаватель в соответствии с обоснованными критериями выставляет оценку за выполненное задание, обсуждает со студентом результаты самостоятельной работы или пишет отзыв на основе экспертной оценки.
|