Анализ реализации программы коррекционно-воспитательной деятельности в группе неполного дня воспитанников 0 - 1 классов за 2014 – 2015 учебный год.
Воспитатель: Воробьёва Л.Н.
Характеристика состава группы:
Возраст детей 7 – 10 лет. В группе на начало учебного года было 6 человек: 5 мальчиков и 1 девочка. В январе месяце поступил Алёша Б., в феврале Вика Б. На конец года в группе стало 2 девочки и 6 мальчиков. Все дети городские.
7 человек воспитываются в полных семьях
2 человека из неполных семей
В группе воспитываются учащиеся с лёгкой степенью умственной отсталостью, с умеренными и глубокими нарушениями психического развития, с расстройствами аутистического спектра.
Цель воспитательной работы в 2014/2015 учебном году: Создание условий для социальной адаптации детей в группе неполного дня.
ЗАДАЧИ:
Наделить воспитанников умениями и навыками самообслуживания: уметь пользоваться столовыми приборами, привыкать выполнять обязанности дежурного по столовой, в определенной последовательности одеваться на прогулку, самостоятельно раздевать одежду и складывать ее на стульчик, самостоятельно заправлять и расправлять постель).
Прививать элементарные навыки коммуникативной деятельности – знать и правильно употреблять слова «здравствуйте, «спасибо», «до свидания»; использовать имена детей и взрослых при общении, обращаться к работникам школы по имени, отчеству; научить пользоваться отдельными навыками невербального общения: мимику и жесты (помахивание рукой, кивок головой, указательный жест, и ). Учить правильному поведению в школе: на перемене, в столовой, на прогулке.
Прививать навыки игровой коммуникации с активной помощью и под контролем воспитателя; учить выполнять игровые действия, соблюдать правила игры, подчиняться требованиям ведущего, использовать игровой материал по назначению, бережно относиться к игрушкам, убирать игрушки на свои места.
Формировать навыки и привычки здорового образа жизни: прививать санитарно-гигиенические навыки (умения мыть руки, и вытирать насухо, правильно пользоваться туалетом: смывать воду), соблюдать режим дня.
При решении этих задач использовались такие формы работы, как практические занятия, прогулки, экскурсии, работа с предметными картинками, рассматривание иллюстраций, сюжетно – ролевые игры, познавательные игры об окружающем мире.
Итоги работы по поставленным задачам:
Коррекционно-воспитательная работа в группе проводилась по направлениям.
1 Трудовое направление.(самообслуживание).
Задача:
Наделить воспитанников умениями и навыками самообслуживания через ежедневные упражнения и контроль.
Дети в группе знают и умеют (выполняют только после неоднократной словесной инструкции воспитателя): пользоваться столовыми приборами, бумажными салфетками во время еды, после еды (Илья Б., Алёша Б., Вика Б., Алёша П.) Требуется контроль за аккуратностью приёма пищи в столовой Никите Б, контроль за поведением Гоши С, ,Ильи Б. выходя из-за стола после еды говорить «спасибо» (Все дети, кроме Никиты Б)
убирать за собой посуду (все дети), вытирать столы (Илья Б., Алёша Б., Вика Б., Лиза Г)
выполнять обязанности дежурного по столовой (Илья Б., Алёша Б., Вика Б., Лиза Г)
заправлять кровать (с помощью воспитателя Илья Б., Алёша Б., Вика Б.,) самостоятельно одеться на прогулку ( все дети кроме Никиты Б, Гоши С, Егор Х) самостоятельно раздевать одежду и складывать её на стульчик (Илья Б., Алёша Б., Вика Б., Лиза Г)
Формы работы: практические занятия, экскурсии, игры, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, спортивные развлечения
Наиболее интересные занятия, которые прошли в группе:
«Чья кровать лучше»
«Твой внешний вид»
«Как вести себя в туалетной комнате»
«Я дежурный по столовой»
«Поможем Маше-растеряше» (воспитываем стремление у детей быть всегда аккуратными).
Вывод: дети стали намного самостоятельнее, активнее, формирование навыков жизнедеятельности в трудовой деятельности в начале учебного года составил 34%, а в конце учебного года 51%.
II Здоровый и безопасный образ жизни.( санитарно-гигиенические навыки)
Задача: Формировать навыки и привычки здорового образа жизни: прививать санитарно-гигиенические навыки.
Дети знают и умеют (выполняют только после неоднократной словесной инструкции воспитателя): пользоваться предметами личной гигиены (мочалка, полотенце, зубная щётка, расческа, бумажные салфетки, туалетная бумага, …), их назначение, мыть руки с мылом перед едой, после еды, после прогулки, туалета (Илья Б., Алёша Б., Вика Б., Лиза Г), соблюдают режим дня, умеют пользоваться носовым платком (Илья Б., Алёша Б., Вика Б., Лиза Г), пользоваться туалетной комнатой (Илья Б., Алёша Б., Вика Б., Лиза Г)
Занятия: «Да здравствует мыло душистое»,
«Её величество зубная щётка»
«Как вести себя в туалетной комнате»
«Режиму дня – мы друзья»
«Друзья – вода и мыло»
Вывод: формирование навыков и привычки здорового образа жизни, санитарно-гигиенических навыков в начале учебного года составил 31%, а в конце учебного года 50%.
III.Художественно-эстетическое направление. (игровая, художественно-творческая деятельность)
Задача: Прививать навыки игровой коммуникации с активной помощью и под контролем воспитателя
Дети знают (вспоминают при напоминании) содержание, условия и правила подвижной игры: «Ловишки», сюжетно-ролевая игра «Сервировка стола», правила безопасного поведения в игре, месторасположение игрового материала, правила вежливости во время коллективной игры, правила обращения с игрушками
Дети научились: общаться с помощью речи, жестов, мимики, движений (Илья Б., Алёша Б., Вика Б., Лиза Г, использовать игрушки по функциональному назначению (Илья Б., Алёша Б., Вика Б., Лиза Г), бережно относиться к игрушкам, использовать различные предметы-заместители (все дети), играть по правилам, ждать когда кто-то играет (Илья Б., Алёша Б., Вика Б., Лиза Г), умеют действовать во время игры совместно (Илья Б., Алёша Б., Вика Б., Лиза Г), организовывать себя самостоятельно в игровой деятельности (Илья Б., Алёша Б., Вика Б., Лиза Г)
Формы проведения занятий: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации
Занятия - спортивные часы: «Играем вместе», «Спортивные эстафеты», «Идем за покупкой», «Учимся играя».
Сюжетно – ролевые игры: «Транспорт», «Мы идем в гости», «Магазин», «Больница».
Д.И.: «Чудесный мешочек», «Узнай назови».
Настольные игры. Игры с картинками.
Вывод: у детей появился интерес к совместной деятельности, они научились общаться в игре с помощью речи, жестов, стали активнее. Формирование навыков жизнедеятельности в игровой деятельности в начале учебного года составил 32%, а в конце учебного года 51%. В дельнейшей работе необходимо продолжить формирование у детей самостоятельного выполнения элементарных игр после обучения воспитателем.
IV. Прививать элементарные навыки коммуникативной деятельности.
Духовно – нравственное направление (коммуникативная деятельность)
Задача: прививать элементарные навыки коммуникативной деятельности.
Дети научились: употреблять различные формы приветствия и прощания (здравствуйте, до свидания, спасибо, извините), пользоваться невербальными средствами общения: рукопожатие, улыбка, приветствие взмахом руки, сфокусировать взгляд на глазах собеседника, кивок головой, указывающий жест (все дети), правильно обращаться с просьбой (Илья Б, Алёша Б),знают имена учителей , своих одноклассников (Лиза Г, Илья Б, Алёша Б)
Формы работы: факультатив «Социальная коммуникация», практические занятия, игра, собственный пример, сюжетно-ролевая игра.
Наиболее интересные занятия: «Семейная фотография», «Правила поведения в столовой», «Мы идем в гости», сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Учимся дарить подарки», «Мой самый близкий человек», «Если случилась беда», «Поможем птицам», «Приглашение к чаю».
Вывод: формирование навыков жизнедеятельности в коммуникативной деятельности в начале учебного года составил 36%, в конце учебного года 53%. Особенно хочется отметить успехи Никиты Б, Егора Х, которые стали общительнее, увереннее в себе.
Мониторинг формирования навыков жизнедеятельности.
Направления
|
Начало учебного года
|
Конец учебного года
|
Трудовое
|
34%
|
51%
|
Здоровый безопасный образ жизни
|
31%
|
53%
|
Духовно – нравственное
|
36%
|
50%
|
Художественно - эстетическое
|
32%
|
51%
|
Вывод: в целом работа по поставленным задачам коррекционно – воспитательной деятельности проведена успешно. Работа проводилась в сотрудничестве с учителями и профильными специалистами. Формирование навыков жизнедеятельности на начало учебного года составил 33%, на конец учебного года 51%. Результат этой работы заключается в том, что все дети в своем интеллектуальном, социальном развитии дали положительную динамику. Дети стали общительнее, самостоятельнее, у них появилась уверенность в своих силах.
Работа с родителями:
Формы работы:
Индивидуальные консультации
Общешкольные и классные родительские собрания
Посещение семей воспитанников
Телефонные переговоры
Экскурсии
В течении учебного года родители принимали активное участие в воспитании своих детей:
Вся работа проводилась в тесном взаимодействии с родителями. В течение учебного года они активно участвовали в воспитании своих детей:
все родители посещали общешкольные и классные собрания, открытые занятия
обеспечивали своих детей культурно-гигиеническими принадлежностями
участвовали в общешкольных выставках: «Открытка учителю», «Наши мамы» «Новый год», «Мой дворик»
родители помогали в организации праздников: «День матери», «День именинника», «Новый год», «Широкая масленица», спортивный праздник «Здравствуй, зимушка – зима», «мама – солнышко моё», «В гостях у сказки», а также помогли в организации экскурсии «Обитаемый остров».
Участвовали в акции «Тюльпан»
В конкурсе «Семейная ёлочка»
Дети умеют (выполняют только после неоднократной словесной инструкции воспитателя):
ухаживать за телом (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
мыть руки с мылом перед едой, после еды, после прогулки, туалета (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
пользоваться носовым платком, расческой (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
выполняют уход за глазами, ушами, зубами, руками, ногами
пользоваться столовыми приборами, бумажными салфетками во время еды, после еды (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
выходя из-за стола после еды говорить «спасибо» (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
убирать за собой посуду, вытирать столы (особенно Максим С. и Саша П.)
заправлять кровать (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
следить за своим внешним видом
выбирать одежду в соответствии с сезоном (Лена Л., Максим С.)
самостоятельно одеться на прогулку
аккуратно складывать и вешать одежду в шкаф (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
соблюдать правило поведения в столовой, в туалетной комнате (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
стирать мелкие вещи (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
дежурить по группе, в столовой (особенно Саша П.)
ухаживать за комнатными растениями (Лена Л., Саша П., Максим С.)
активно участвуют в коллективном общественно-полезном труде: убирают снег, мусор, опавшие листья (особенно Саша П., Максим С.)
Формы работы:
практические занятия
экскурсии
игры
конкурсы
сюжетно-ролевые игры
спортивные развлечения
Знания дети приобрели путем систематических практических занятий цикла «Уроки здоровья». Наиболее интересные занятия, которые прошли в группе:
«Чья кровать лучше»
«Твой внешний вид»
«Да здравствует мыло душистое»
«Её величество зубная щётка»
«Откуда берутся грязнули»
«Как вести себя в туалетной комнате»
«Я дежурный по столовой»
«Поможем Маше-растеряше» (воспитываем стремление у детей быть всегда аккуратными).
Вывод: поставленная в начале года задача коррекционно-воспитательной деятельности по формированию навыков самообслуживания выполнена частично, но так как дети выполняют все режимные моменты только после неоднократной словесной инструкции воспитателя, задачей на следующий учебный год будет « Формирование устойчивых навыков самообслуживания (самостоятельно), через ежедневные упражнения и наблюдения со стороны взрослого».
II. Продолжать учить детей выполнять элементарные правила игры по словесным инструкциям, совместно с воспитателем.
Дети знают (вспоминают при напоминании):
содержание, условия и правила подвижных игр: «Ловишки», «Змейка», «Иголка и нитка», «Расставить посты»
сюжетно-ролевая игра «Угощение»
правила безопасного поведения в игре
месторасположение игрового материала
правила вежливости во время коллективной игры
правила обращения с игрушками
Дети умеют:
выполнять игровые действия вместе с воспитателем по подражанию (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.), по образцу (Лена Л., Саша П., Максим С.), по словесной инструкции (Лена Л., Максим С.)
общаться с помощью речи, жестов, мимики, движений (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
использовать игрушки по функциональному назначению (Лена Л., Саша П., Максим С.)
бережно относиться к игрушкам (Саша П., Максим С., Коля Ш.)
проявлять доброжелательность ко всем участникам коллективной игры (Максим С., Коля Ш.)
использовать различные предметы-заместители (Саша П., Максим С., Коля Ш.)
правильно реагировать на замечания (Лена Л., Максим С., Коля Ш.)
играть по правилам, ждать когда кто-то играет (Лена Л., Максим С., Коля Ш.)
умеют действовать во время игры совместно, адекватно относятся к ролевым действиям (Лена Л., Максим С.)
организовывать себя самостоятельно в игровой деятельности (Лена Л., Максим С.)
Формы проведения занятий:
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Игры-драматизации
экскурсии и целевые прогулки (в магазин «Дар», аптеку, поликлинику № 4, дорожный перекресток)
Занятия - спортивные часы: «Играем вместе», «Спортивные эстафеты», «Идем за покупкой», «Учимся играя».
Сюжетно – ролевые игры: «Транспорт», «Мы идем в гости», «Магазин», «Больница».
Д.И.: «Чудесный мешочек», «Узнай назови».
Настольные игры.
Игры с картинками.
Вывод: задача «Продолжать учить детей выполнять элементарные правила игры по словесным инструкциям, совместно с воспитателем» выполнена частично. Не все дети знают и выполняют правила игр, но у детей появился интерес к совместной деятельности, они научились общаться в игре с помощью речи. Лена, Саша, Максим умеют организовать настольные игры (пазлы, лото). Таким образом задачей на следующий учебный год будет «Формирование у детей самостоятельного выполнения элементарных игр после обучения воспитателем».
III. Продолжать учить детей правильно организовывать свой досуг, с направляющей помощью воспитателя и самостоятельно.
Дети знают:
где в группе находится игровой материал (краски, кисточки клей ножницы, цветная бумага)
как работать с ножницами, клеем, кисточкой
правила обращения с игрушками, книгами
праздники: «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Масленица», «День космонавтики»
сказки «Теремок», «Репка»
правила поведения в библиотеке, на дискотеке
какие в школе работают кружки, факультативы
Дети умеют:
самостоятельно находить игровой материал для ручного труда (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
выбирать по интересам настольные игры (Лена Л., Саша П., Максим С.)
выполнять несложные аппликации, рисунки (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
слушать музыку, чтения взрослого
находить игрушки – заместители (Саша П., Максим С., Коля Ш.)
собирать пазлы (Лена Л., Саша П., Максим С.)
участвовать в работе факультативов, кружков: «Социальная коммуникация» (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.), изостудия «Радуга» (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.), музыкальный кружок (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
Формы проведения:
экскурсии,
прогулки
развивающие игры
занятия в библиотеке
дидактические и сюжетно-ролевые игры
практические занятия,
просмотр мультфильмов,
чтение сказок,
беседы об окружающем мире
Наиболее интересные занятия: «Пробуждение природы», «День защитника Отечества», «Семейная фотография», «Экскурсия в магазин», «Зимние гости», «Зимние узоры», «Осенняя картинка», «В гостях у дедушки Лука», «В саду у Вишенки», «День друга».
Вывод: задача «Продолжать учить детей правильно организовывать свой досуг, с направляющей помощью воспитателя и самостоятельно» выполнена частично. Дети в группе любят петь, слушать музыку, рисовать. Рисунками детей были оформлены выставки, которые украшали стены группы и интерната. В течение года дети принимали участие в конкурсе чтецов (Саша П., Максим С.), в конкурсе песен. Но не все дети могут организовать свой досуг самостоятельно, таким образом задачей на следующий учебный год будет: «Закрепление умений самостоятельно выбирать и выполнять вид досуга из предложенных воспитателем».
IV Закрепление умений использования слов – приветствия и прощания; использование слов просьбы и благодарности.
Дети знают:
вежливые слова: здравствуйте, до свидания, простите, извините, спасибо.
невербальные средства общения: рукопожатие, улыбка, приветствие взмахом руки,
понимают настроение другого человека
имеют представление о добре и зле
как следует проявлять гуманные чувства к окружающим (открыть дверь, пропустить старшего, уступить место)
как обратиться с просьбой
правила поведения в общественных местах
телефоны экстренных служб
Дети умеют:
употреблять различные формы приветствия и прощания (здравствуйте, до свидания, спасибо, извините).
проявлять гуманные чувства к окружающим: открывают дверь, пропускают вперед старших, уступают место (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
пользоваться невербальными средствами общения: рукопожатие, улыбка, приветствие взмахом руки, сфокусировать взгляд на глазах собеседника, кивок головой, указывающий жест (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
позвонить по телефону (Лена Л., Саша П., Максим С.)
правильно называть свой адрес, своих родителей (только Максим С.)
реагировать на обращение окружающих (Лена Л., Саша П., Максим С., Коля Ш.)
соблюдать очередность в разговоре (Лена Л., Максим С., Коля Ш.)
обратиться с просьбой о помощи к постороннему человеку (только Лена Л, Максим С.)
правильно обращаться с просьбой, задавать вопросы (только Максим С., Лена Л.)
Формы работы: факультатив «Социальная коммуникация», практические занятия, игра, собственный пример, сюжетно-ролевая игра.
Наиболее интересные занятия: занятия по культуре поведения: «Правила поведения в столовой», «Мы идем в гости», сюжетно-ролевая игра «Автобус», «Волшебные слова», «Учимся дарить подарки», «Правила поведения на улице», «Добрым быть совсем не просто», «Мой самый близкий человек», «Если случилась беда», «Поможем птицам», «В гостях у феи «Здравствуйте», «Человек в мире правил», «Будем делать хорошо, и не будем плохо».
Вывод: задача «Закрепление умений использования слов – приветствия и прощания; использование слов просьбы и благодарности» выполнена частично. Все дети знают слова приветствия, прощания, благодарности, но не всегда их говорят, необходимо постоянно им об этом напоминать. Лена и Максим вступают в контакт с людьми, активно общаются со сверстниками и другими детьми, могут обратиться с просьбой к окружающим их людям. Дети стали добрее в общении друг с другом, легко идут на контакт со взрослыми. Особенно хочется отметить успехи Саши и Коли, которые стали общительнее, увереннее в себе. Таким образом задача на следующий год «Учить детей способам общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях».
Работа с родителями.
Формы работы:
Индивидуальные консультации
Общешкольные и классные родительские собрания
Посещение семей воспитанников
Телефонные переговоры
Экскурсии
День открытых дверей
Темы индивидуальных консультаций:
по вопросам здоровья детей и профилактике простудных заболеваний,
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
«О поведенческих реакциях и особенностях характера девочки» с родителями Лены Л.
состояние здоровья ребёнка, его успехах в школе (с родителями Максима С.).
Вся работа проводилась в тесном взаимодействии с родителями. В течение учебного года они активно участвовали в воспитании своих детей:
все родители посещали общешкольные и классные собрания
обеспечивали своих детей культурно-гигиеническими принадлежностями (О. В. Петрова, Н. Н. Шишкова, В. В. Лялевич, Л. П. Сочнева)
оказали спонсорскую помощь; приобрели для группы канцелярские принадлежности, настольные игры (О. В. Петрова, Н. Н. Шишкова, В. В. Лялевич, Л. П. Сочнева)
О. В. Петрова обеспечила детей бумагой для рисования
родители помогали в организации праздников: «День матери», «Новогодний бал», «День защитника Отечества», «8 марта», «Масленица»
участвовали в творческом школьном конкурсе «Сделай куклу к Масленице» (Н. Н. Шишкова, В. В. Лялевич, О. В. Петрова)
О. В. Петрова, С. В. Михеева организовали экскурсию посвященную празднику «День матери» в столовую Законодательного собрания с целью познакомить детей с профессией повара, кассира
О. В. Петрова организовала «Семейное чаепитие» у себя дома (день рождения Саши П.)
В. В. Лялевич принимал участие в оформлении раскладушки «Наша группа»
Родители заранее информировались о предстоящих каникулах. С целью обследования жилищных условий воспитанников были посещены семьи Лялевич Л, Петрова С.
Вывод:
В целом работа по поставленным задачам коррекционно – воспитательной деятельности проведена успешно. Работа проводилась в сотрудничестве с учителями и профильными специалистами. Результат этой работы заключается в том, что все дети в своем интеллектуальном, социальном развитии дали положительную динамику. Дети стали общительнее, самостоятельнее, у них появилась уверенность в своих силах, они научились слушать и оказывать помощь друг другу.
Цель воспитательной работы на 2011/2012 учебный год:
Развивать максимально возможную самостоятельность детей для выполнения ими в ближайшем социально – культурном окружении различных социальных ролей
и соблюдению, связанных с ними норм поведения.
Задачи:
Формирование устойчивых навыков самообслуживания (самостоятельно), через ежедневные упражнения и наблюдения со стороны взрослого.
Формирование у детей самостоятельного выполнения элементарных игр после обучения воспитателем.
Закрепление умений самостоятельно выбирать и выполнять вид досуга из предложенных воспитателем.
Учить детей способам общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
|