Скачать 0.85 Mb.
|
Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника» Авторы – составители: Иванова Галина Александровна учитель начальных классов. Лапшина Тамара Геннадьевна учитель начальных классов. 2010 год Содержание 1. Предисловие ……………………………………………… ……………………….. 3 2. Пояснительная записка …………………………………………. …………………… 3 3. Цели программы ……………………………………… ………………………... 4 4. Основные задачи ……………………………………………….. ……………………. 4 5. Основные принципы работы педагогов при реализации программы ……………… 4 6. Основная дидактическая идея. …………………………………………….. ……….. 5 7. Методические рекомендации …………………………………………………………. 5 8. Содержание курса …………………………………………………………………….... 6 9. Учебно - тематическое планирование …………………………………... …………... 7 10. Результаты обучения по программе ………………………………………………….. 7 11. Занятие № 1 Речь устная и письменная. Мир звуков и букв……………………………………….. 8 12. Занятие № 2 Счет прямой, обратный, порядковый. Предыдущее и последующее число…………11 13. Занятие № 3 Предложение ……………………………………………………. ……………………..13 14. Занятие № 4 Числа и цифры 1,2. Повторение математических знаков ………………………….16 15. Занятие № 5 Предметы слова ………………………………………………………………………….19 16. Занятие № 6 Числа и цифры 3,4. ………………………………………… …………………………..22 17. Занятие № 7 Слог, ударение..…………………………………………………………………………..25 18. Занятие №8 Числа и цифры 5,6………………………………………………………………………..28 19. Занятие № 9 Слово,слог,ударение..............................................................................................31 20. Занятие № 10 Числа и цифры 7,8 ……………………... ……. ……………………………………… 33 21. Занятие № 11 Деление на слоги ………………….. ……………….. ………………………………… 35 22. Занятие № 12 Число и цифра 9………………………………………………………………………… 38 23. Занятие № 13 Гласные и согласные звуки ……...........................................................................40 24. Занятие № 14 Число 10. Числа и цифры. Однозначные и двузначные числа. .………………….. 43 25. Занятие № 15 Знакомство с алфавитом …………….. …………………………………………………45 26. Занятие № 15 Итоговое занятие…………………………………………………………………………48 27. Список литература ………………………………………………………………………51 Программа подготовительного курса «Школа будущего первоклассника» (16 часов) Авторы: Г. А. Иванова учитель начальных классов, Т. Г. Лапшина учитель начальных классов. Предисловие Настоящее пособие представляет собой систематический сборник разработанных занятий, предназначенных для занятий с будущими первоклассниками. Отбор материала проведен с учетом возрастных особенностей дошкольников. Методическая разработка может быть рекомендована учителям начальных классов общеобразовательных школ в помощь при подготовке и проведении занятий с будущими первоклассниками и рассчитано на творческое использование. Пособие может быть полезно также для педагогов «Школы раннего развития» и воспитателей дошкольных учреждений. После прохождения занятий проводится родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются знания, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей к обучению в школе. Авторы – составители: Г.А. Иванова учитель начальных классов– высшей квалификационной категории. Т.Г. Лапшина учитель начальных классов – высшей квалификационной категории. Пояснительная записка Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости. К старшему дошкольному возрасту, когда дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьными психологами. В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности. Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом школьные, но еще детские отношения. Цели программы: 1.Обучение детей навыкам учебного сотрудничества, приемам самооценивания и взаимооценивания выполняемой работы для успешной адаптации в школьном обучении. 2.Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования. Основные задачи: Обучающие: -формирование у ребенка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков; - пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться; Развивающие: -развитие личности ребенка; -выявление и развитие у детей творческих способностей; -развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков; Воспитательные: -психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению; -воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы; Основные принципы работы педагогов при реализации программы: -уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; -комплексный подход при разработке занятий; -систематичность и последовательность занятий; -вариативность содержания и форм приведения занятий; -наглядность; -адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий; -постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно- значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным; -индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа; -повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции; -учет возрастных и индивидуальных особенностей; -практическая направленность; -занимательность; -наглядность. Основная дидактическая идея: -развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы. Методические рекомендации. Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе таковой становится учебная деятельность. В связи с этим возникают два вопроса: готов ли 6-7 летний ребёнок к школе, к новому для него образу жизни и как обеспечить полноценную подготовку детей дошкольного возраста к систематическому обучению? Прежде всего, педагогу необходимо помнить, что 6 - 7 летнему ребёнку всё ещё присущи особенности интеллектуального развития и поведения, характерные для дошкольного периода жизни. Седьмой год является переходным между дошкольным и школьным возрастом, требующим создания доверительного микроклимата в коллективе, использования особых форм общения взрослого с детьми и соответствующих методов работы с ними, постепенно подводящих к обучению в школе. Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего повышение общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определённых качеств личности, формирование элементов учебной деятельности (принятие учебной задачи, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого, в общем ритме). Наряду с этим, в школе осуществляется специальная подготовка дошкольников к усвоению содержания тех предметов, которыми он будет заниматься в начальных классах школы: проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте, по подготовке к обучению математики, письму, развитие речи, которые не только дают возможность сформировать начальные навыки счёта, чтения, но и способствуют общему развитию ребёнка. Подготовка детей к обучению в школе проходит в третьей четверти. Её целью является всестороннее развитие детей, которое в дальнейшем поможет им успешно овладевать школьной программой. Основные задачи, которые стоят перед учителями: - снятие у учащихся психологического напряжения перед поступлением в школу; - развитие любознательности как основы познавательной активности; - развитие интеллекта; - развитие творческого воображения. Занятия проводятся по субботам. Программа предусматривает 8 недель занятий по 2 урока в день: урок математики и урок обучения грамоте. Уроки проводятся по 35 минут, с 10 – 15 минутной переменой. Занятия состоят из блоков: развитие речи, подготовка к изучению математики, подготовка к изучению письма, подготовка к обучению грамоте. На каждом занятии рекомендуется выполнение практической части, которая разработана в приложении. Подготовку проводит учитель будущих первоклассников. Занятия по подготовке будущих первоклассников обеспечивают преемственность в дошкольном и школьном начальном образовании, психологически готовят детей к школьному обучению. Содержание курса. Подготовка к изучению математики. 1.Арифметический материал. Числа от 1 до 10; название, последовательность, обозначение, счет, сравнение чисел и предметов. Состав чисел. Арифметические действия сложения и вычитания. Решение простейших задач на основе счета предметов. Сравнение предметов по форме, цвету; сравнение групп предметов, основные отношения между предметами. Совокупность предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. 2.Геометрический материал. Распознавание геометрических фигур. Сравнение и раскраска фигур. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Пространственные и временные представления. Ориентирование в клетках (диктанты). 3.Содержательно-логические задачи. Задания основаны на математическом содержании первых двух разделов и направлены на развитие познавательных процессов у дошкольников: внимания, воображения, памяти. Подготовка к обучению грамоте. Первоначальное представление о звуках и буквах, о гласных и согласных звуках и буквах, о делении слов на слоги. Развитие речи. Составление рассказов по картинкам, ответы на заданные вопросы, грамотное, четкое выражение своих мыслей, рассказы о себе, умение общаться. Подготовка к изучению письма. Становление графического навыка по шаблонам и трафаретам, раскрашивание рисунков, работа по заданным образцам. Учебно – тематическое планирование курса (курс состоит из 16 занятий)
Результаты обучения: В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь: -отчетливо и ясно произносить слова; -выделять из слов звуки; -находить слова с определенным звуком; -определять место звука в слове; -составлять предложения на заданную тему по опорным словам; -составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок; -пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию; -ориентироваться на странице тетради; - называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; -соотносить цифру с числом предметов; -пользоваться арифметическими знаками действий; -составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Занятие 1. |
Портфолио учителя начальных классов Мясниковой Марины Юрьевны Содержание Учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы по специальности «Педагогика и методика начального образования» с... |
Для учащихся начальных классов «Нескучная зима». 2009-2010 учебный... Дистанционная Обучающая Олимпиада для учащихся начальных классов «Нескучная зима». 2009-2010 учебный год |
||
Рабочая программа учебной дисциплины в. Оп. 10 Декоративно-прикладное... Квалификация выпускника: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования |
Диплом: ивс 0175128 от 28 июня 2003 г. Специальность: учитель начальных... Специальность: учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования» |
||
Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах начальных классов Учебный кабинет начальных классов– учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими... |
Доклад ряд методик для мониторинга и диагностики ууд подготовила:... Анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использована в работе со школьниками... |
||
Методические рекомендации Авторы: Коронец Тамара Александровна, Учеваткина Людмила Михайловна, Мальгина Маргарита Геннадьевна |
Дистанционная Обучающая Олимпиада для учащихся начальных классов... Это онлайновый сервис, с помощью которого можно создавать слайдшоу из загруженных вами фотографий (рисунков) и фоновой музыки |
||
2. Закончи начатые предложения по образцу Разработала учитель начальных классов моу «Средняя школа№5» город Кимры Тверская область Дьячкова Светлана Владимировна |
«как зимой помочь птицам?» Урок «открытия» нового знания Автор: Вороновская Ольга Викторовна, учитель начальных классов мбоу «Верещакская сош» |
||
Программа курса «Азбука здоровья» для младших школьников Тип программы Автор: Булыга Т. Ф. учитель начальных классов, категория высшая, стаж работы – 23г |
Анализ работы фгос ноо в 2012 2013 учебный год «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» школа... |
||
Рабочая программа по технологии для 1- 4 классов Составлена в соответствии... Рассмотрено на заседании мо учителей начальных классов мбоу сош «Перспектива» протокол |
Опыта: «Использование икт на уроках окружающего мира в начальной... Автор опыта: Чебыкина Мария Викторовна, учитель начальных классов мбоу «сош №1 г. Нарьян-Мара» |
||
Правила пользования учебным кабинетом Кабинет должен быть открыт... Учебный кабинет начальных классов– учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими... |
Е. В. Руденко План мероприятий мбоу сош №3 по подготовке к введению... Должностные инструкции педагогических работников, обеспечивающих переход на фгос ноо для обучающихся с овз (заместитель директора... |
Поиск |