Скачать 367.73 Kb.
|
Диагностика риторических умений Разработала учитель начальных классов МОУ «Средняя школа№5» город Кимры Тверская область Дьячкова Светлана Владимировна Аннотация Наш подход к оценке экспериментальных работ учащихся и выбор текстовых заданий основывается на заданиях, разработанных Т.А.Ладыженской в учебниках по риторике. Эти задания ставят задачей установить уровень сформированности коммуникативно-речевых умений, т. е. умения применять на практике полученные знания. Представляется интересным рассмотреть уровень развития коммуникативно-нравственных умений в рамках курса риторики. Для этого учащимся предлагается текст, анализируя который, они самостоятельно решают задачи коммуникативно-нравственного характера. Ученики письменно отвечают на вопросы, создают речевые произведения в письменной форме. Развитие коммуникативно-речевых способностей . Диагностика учащихся на первом этапе обучения (1 класс). 1. Ассоциации. Запиши, какие слова вспоминаются тебе, когда ты говоришь слово море. 2. Закончи начатые предложения по образцу. Образец: Слово веселит, радует. Слово_____________________________________________ Слово_____________________________________________ С помощью слова можно_____________________________ ___________________________________________________ 3. Приведи примеры ситуаций, когда слово веселит и т.д. 4. Какие слова приветствия, прощания, благодарности, извинения ты знаешь? 5. Приведи примеры загадок, пословиц, считалок, небылиц, скороговорок, вывесок и других текстов, с которыми ты познакомился в 1 классе. 6. Риторическая задача. Коля приуныл. Он не может решить пример. Приободри Колю, утешь его. 7. Риторическая задача. Проблемная ситуация. Настя с Андреем на перемене играли в догонялки. Было весело. Они и Диму звали, но он отказался. Ему необходимо было дорисовать поздравительную открытку для папы. У папы завтра день рождения. Дима уже третью перемену рисует. Красиво получается. Осталось только фломастером разукрасить слово «Поздравляю», и всё будет готово. Дима достал красный фломастер и стал старательно обводить написанное карандашом слово «Поздравляю». И вдруг кто-то сильно толкнул Диму в спину. Дима ударился грудью о край стола, но самое обидное, что фломастер провёл жирную красную черту по всей, почти готовой открытке. Дима повернулся и увидел Андрея. -Ну, я ему сейчас, - подумал Дима со злостью. Что нужно сказать Андрею? 1).Извини, пожалуйста, я не нарочно. 2).Так тебе и надо, с нами бы играл, ничего не случилось бы. 3).Извини, пожалуйста, я не нарочно, давай помогу тебе сделать новую открытку. Додумай и разыграй сценку разговора между Димой и Андреем. Диагностика учащихся на втором этапе обучения (2 класс). 1. Ассоциации. Запиши, какие слова ты вспоминаешь, когда произносишь слово текст. 2. Вспомни, чему учит риторика. Какой ответ ты считаешь более точным? Докажи свою точку зрения. Выдели правильный ответ рамкой или цветом. Риторика учит говорить. Риторика учит умело, искусно, успешно говорить и писать. Риторика учит хорошо говорить и писать. 3. Как ты понимаешь пословицу? Речи вести – не лапти плести. 4. Ответь на вопросы анкеты – поставь плюс, если «да» или минус, если «нет». Анкета I. Замечал ли ты, что кто-то говорит слишком громко_____________________________________ слишком тихо_______________________________________ не тем тоном_______________________________________ II. Замечал ли ты, что кто-то не умеет вежливо слушать___________________________________________ поздороваться______________________________________ попросить_________________________________________ отказать__________________________________________ поблагодарить______________________________________ извиниться_________________________________________ III. Приходилось ли тебе слышать хорошие, интересные рассказы___________________________________________ сказки_____________________________________________ загадки-описания____________________________________ скороговорки________________________________________ что-то ещё_________________________________________ IV. Может быть, тебе удалось самому сочинить рассказ____________________________________________ сказку_____________________________________________ загадку____________________________________________ скороговорку_______________________________________ 5. Ответь подробно на один из вопросов анкеты. Это может быть запись рассказа, считалки, своих наблюдений, впечатлений, разговора и т.д. Озаглавь свою запись. Подумай о шрифтовых выделениях и рисунках. 6.Риторическая задача. Мама увидела в Машиной тетради двойку и очень расстроилась. -Что же мы будем делать, дочка? Ответьте за Машу. 7.Риторическая задача. Проблемная ситуация. Сергей пришёл домой радостный. Через полчаса придут с работы мама с папой, и он им расскажет о том, как он только что смог перепрыгнуть через большущую яму во дворе, а Петька и Андрей не смогли. Если бы это были соревнования, то Сергей точно занял бы первое место. И его наградили бы медалью или даже кубком. Вот таким. Как эта ваза. Сергей достал из серванта китайскую вазу и поднял её над головой, как это делают чемпионы. Эту вазу мама с папой привезли из зарубежной поездки. Они очень ей гордились, показывали родственникам, друзьям – всем. Мама говорила, что эта ваза приносит удачу и семейное счастье. Сергей поставил вазу на стол. Полюбовался ею. Потом он представил, что ковёр – это стадион, а он, Сергей, сейчас совершит настоящий чемпионский прыжок и завоюет этот кубок. Он разбежался и прыгнул, как мог, изо всех сил. Прыжок получился такой длинный, что Сергей, приземляясь, врезался ногами в ножку стола, стол вздрогнул, а знаменитая папамамина ваза полетела на пол и разбилась на два больших и несколько маленьких осколков. -Что теперь будет?!! Папа с мамой вот-вот придут. Что делать?!! Выбери вариант, с которым ты согласен. 1).Спрятать осколки. 2).Сказать, что это Мурзик столкнул. 3).Заболеть чем-нибудь. А когда они увидят, то не будут больного наказывать. 4).Ничего не говорить, а когда мама увидит и спросит, то сказать: -Это не я! 5.)Начать первым, не дожидаться, когда родители сами увидят вазу. Подготовить родителей к неприятности, рассказать всё, что произошло, что вы при этом чувствовали. Дать оценку своим действиям. Попросить прощения, совета, помощи в том, как теперь быть. 6).Извиниться: -Извините меня, я больше не буду. Разыграй сценку «Сергей объясняется» вместе с друзьями. Диагностика учащихся на четвёртом этапе обучения (4 класс). 1. Ассоциации. Запиши, какие слова ты вспоминаешь, когда произносишь слово риторика. ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? 2. Рассмотри схему. Что отображает треугольник? 3. Вспомни литературных героев и персонажей мультфильмов, которых можно назвать: вежливыми, с хорошими речевыми манерами; невежливыми, с плохими речевыми привычками. Запиши имена (прозвища) в две колонки. Вежливые, с хорошими речевым Невежливые, с плохими речевыми манерами I манерами __________________________________I______________________________ _________________________________I______________________________
4. Перечисли этикетные жанры. 5.Составь различные этикетные диалоги с обращением. 6. Риторическая задача. На уроке физкультуры Ира упала и ушиблась. Как нужно утешить Иру? 7. Риторическая задача. Проблемная ситуация. Женя пригласил к себе на день рождения Алёшу, Катю, Сашу – соседа по подъезду. Когда пришла с работы мама, Женя рассказал ей, что нового он узнал о приглашении, как они вместе с Алёшей составляли приглашения и стали теперь закадычными друзьями. Рассказал, какая добрая и умная у них учительница. И тут Женя понял, что совершил ошибку. -А Людмилу Юрьевну-то я и не пригласил. -Ещё не поздно, - сказала мама, - пригласи. -Где же я её сейчас найду? А завтра будет поздно. -Пригласить Людмилу Юрьевну можно по телефону, а завтра утром ты можешь вручить ей письменное приглашение, - посоветовала мама. У тебя ведь есть в дневнике номер телефона учительницы? -Записывал. Сейчас мне это и пригодится, - приговаривал Женя, роясь у себя в портфеле, - но сначала нужно составить портрет адресата, а потом… Помоги Жене составить портрет адресата-учительницы. Составь текст приглашения для учительницы, Людмилы Юрьевны. Разыграй с друзьями сценку телефонного разговора Жени с его учительницей. ПИШУ ГОВОРЮЮЮЮЮЮЮ СЛУШАЮ ЧИТАЮ КТО? ЧТО? КОМУ? Литература: 1.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка).-Екатеринбург: «АРД ЛТД»,1998.-192 с. 2.Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учеб. тетр. для 2 кл. Ч.1,2 – М.: Баласс,1999. – 96 с. 3.Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учеб. для 3 кл. – М.: С-инфо, Баласс, 1995. – 208 с.: ил. 4.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учеб. тетр. для 4 кл. – М.: Ювента, Баласс,2004. – 192 с.: ил. 5.Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках:1 класс: Методические рекомендации /Под ред. Т.А.Ладыженской.– М.: С-инфо, Баласс,1998. – 96 с. 6.Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках:2 класс: Методические рекомендации /Под ред. Т.А.Ладыженской.– М.: С-инфо, Баласс,2004. – 96 с. 7.Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках:3 класс: Методические рекомендации /Под ред. Т.А.Ладыженской.– М.: Ювента, Баласс,2004. – 112 с. 8.Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках:4 класс: Методические рекомендации /Под ред. Т.А.Ладыженской.– М.: С-инфо, Баласс,1997. – 96 с. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.Уроки риторики в школе: Книга для учителя. – М.: С-инфо, Баласс,2000. – 80 с.: ил. 9.Чудинов Ю.В.,Чудинова А.Р. Риторика диалога.Учебное пособие для младшешкольников.Ч.I – Пермь:ЗУУНЦ,2000. – 117 с. 10.Чудинов Ю.В.,Чудинова А.Р. Риторика диалога. Учебное пособие для начальной школы.Ч.II – Пермь:ЗУУНЦ,2000. – 144 с. 11.Чудинов Ю.В., Чудинова А.Р. Риторика диалога. Часть III. Учебное пособие для начальной и средней школы. - Пермь: ЗУУНЦ, 2001. С.132. 12.Чудинов Ю.В., Чудинова А.Р. Риторика диалога. Учебное пособие для начальной и средней школы.Ч.IV – Пермь:ЗУУНЦ,2001. – 100 с. 13.Чудинов Ю.В., Чудинова А.Р., Минеева С.А.Методические рекомендации по работе с учебным пособием для начальной школы «Риторика диалога» (Части I иII). – Пермь:ЗУУНЦ,2001. – 58 с. Задания, определяющие коммуникативно-нравственное развитие учащихся. Диагностика коммуникативно-нравственного развития учащихся на первом этапе обучения (1 класс). Текст. Папа с мамой купили Ирочке попугая. Ирочка туту же занялась дрессировкой. Она научила попугая мяукать, лаять, говорить: «Здравствуйте, ребята!» и захотела показать его своим одноклассникам. Пусть знают, какая она способная дрессировщица. Собралась с попугаем в школу, а бабушка к ней с просьбой: - Сходи, Ирочка, в магазин за чаем. - Вот ещё! – отказалась Ирочка. – Мне некогда! Отстань! Она всякий раз так говорила бабушке, когда та просила её что-нибудь сделать: «Отстань!» или «Вот ещё!». Ирочка взяла клетку с попугаем и понесла в школу. Одноклассники окружили Ирочку: - Ну-ка, спроси своего попугая что-нибудь! Пусть ответит. - Сейчас спрошу. Только вы не шумите, - приказала Ирочка и сказала попугаю: - Поздоровайся с ребятами, Чико! А попугай, вместо того чтобы сказать: «Здравствуйте, ребята!», взъерошился весь и крикнул: - Отстань! Ребята удивились, а Ирочка смутилась, но тут же снова спросила попугая: - А как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико. Попугай покосился на Ирочку и проскрипел: - Вот ещё! - А как собачка лает? – чуть не плача, спросила Ирочка.-Полай собачкой, Чико! - Очень нужно! Мне некогда! – прокричал попугай и , перепрыгнул с одной жердочки на другую, отвернулся от Иры. Ребята засмеялись, а вожатый Витя сказал: - Молодец, Чико! Ю. Ермолаев. Вопросы:
Диагностика коммуникативно-нравственного развития учащихся на втором этапе обучения (2 класс). Текст. Настоящий мужчина. Скоро 11 часов. Федя спешит на стадион. Это совсем рядом с домом. А вот и папа. Он приветливо машет рукой. - Здравствуй, сынок! Молодец, пришёл вовремя. Всё в порядке? Проведём время в мужской компании. У нас отличные билеты. Папа и Федя пришли на футбольный матч. Сегодня играет «Спартак» - это их любимая команда. Удар! Мяч летит мимо ворот. - Мазила! – кричит Федя. Он сердито размахивает руками,. Задевает своего соседа, но не замечает этого. - Какой невоспитанный, некультурный мальчик, - тихо произнёс сидящий рядом пожилой мужчина, - совсем не умеет вести себя в общественном месте. Федя смутился: - Папа, почему меня называют невежливым, некультурным? - Потому, что ты был груб и своим поведением мешал другим людям. вежливый, воспитанный человек всегда думает о тех, кто рядом с ним, старается быть приятным в обращении. Понял? - Вот ещё! Я же не девчонка какая-нибудь, чтобы быть приятным. Ты же сказал: «Проведём время в мужской компании». - Мужчина должен быть сильным, а не грубым, сдержанным, а не нервным и крикливым. Захочется сказать грубое слово – стисни зубы и ни гугу. Ясно? В следующий раз буду тебя штрафовать за грубые слова. В этот момент футболист точным ударом забил гол. - Гол! – закричал Федя и захлопал в ладоши. Он осторожно посмотрел на своего соседа, но тот тоже хлопал в ладоши и весело кричал: «Гол! Гол!». Н.Богуславская, Н. Купина Вопросы и задания:
|
Техническое задание оказание услуг по изготовлению поздравительных... Для нужд Арбитражного суда Орловской области необходимо изготовить поздравительные открытки (по образцу Заказчика) в количестве 450... |
Исследование словесно-логического мышления. 1-й субтест. Осведомленность.... |
||
Союз. Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление,... Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление, сопоставление. Он поехал, а я остался. Пиши ручкой, а не... |
Инструкция: «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они... Сокращенный вариант теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок» |
||
Анкета 32 Сохранение и подача предложения 34 Редактирование уже созданной... После поступления данного уведомления, поставщик в праве подавать оферту (предложение). Напомним, что подача оферты поставщиком производится... |
1. Перепишите предложения, подчеркнув придаточные предложения. Укажите... Перепишите предложения, подчеркнув придаточные предложения. Укажите тип придаточного предложения и переведите их на русский язык |
||
Предложения по созданию и использованию Вооруженных Сил РФ. С учетом этого в Научно-исследовательском центре (топогеодезического и навигационного обеспечения) фбу «27 цнии... |
Дипломная и курсовая работа должна включать следующие основные части ... |
||
Дипломная и курсовая работа должна включать следующие основные части ... |
Ход работы с пояснениями Воспроизвести концептуальную схему бд по заданному образцу (ftp://ftp vt tpu ru/study/Shestakov/Public/database/Labs/Концептуальна... |
||
Инструкция о порядке принятия Обязательного предложения о приобретении ценных бумаг В случае принятия решения о продаже акций на основании Обязательного предложения для заполнения предлагаются следующие документы |
Развитие ребенка от 6 до 7 лет «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой... |
||
1. Общие положения Единственным критерием для определения Победителя является наименьшая цена предложения при условии соответствия Участника, установленным... |
Государственной интегрированной информационной системы управления... Сформированы предложения по закупкам в соответствии с выделенными грбс обас и направлены на согласование. В настоящий момент предложения... |
||
Документация Любой участник размещения заказа вправе подавать только одну заявку на участие в запросе предложения. Не допускается: внесение изменений... |
Документация Любой участник размещения заказа вправе подавать только одну заявку на участие в запросе предложения. Не допускается: внесение изменений... |
Поиск |