Т. Новикова-Иванцова раскрывает очень действенные способы работы с неговорящими детьми. Эти методы пригодятся как логопедам-практикам, так и молодым специалистам. Методика зтой работы изложена в доступной форме и для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи. Может быть эти методы кому то покажутся знакомыми, но здесь отлажена система работы. На мой взгляд уникльность в том, что для каждого ритма дается своя специальная мелодия.
Рекомендую всем, кто не безразличен к детям с речевыми патологиями.
Как научить неговорящего ребёнка разговаривать?
|
Обучение неговорящего ребёнка речи условно можно разделить на:
-создание условий для появления активной речи;
-собственно обучение активной, самостоятельной речи, «говорению».
Общее психическое развитие, безусловно, влияет на развитие речи. Поэтому, одним из обязательных условий для появления и развития речи являются занятия по развитию всех психических процессов—внимания, памяти, мышления и т.д. «Занятия»--не имеется ввиду обязательные занятия с психологом. Если у ребёнка обычное ЗПРР, это будет под силу и родителям. Пособия для развития ребёнка можно приобрести в книжных магазинах. Если же ребёнок рождается с диагнозом, «обещающим » ему в дальнейшем ЗПРР , то заниматься с таким ребёнком тоже нужно с рождения, используя методики раннего развития. Тут стоит заметить, что физические упражнения также способствуют развитию психическому и речевому. Во время занятий физкультурой происходит качественное кровоснабжение головного мозга, а значит, его питание кислородом. Особенно показаны такому ребёнку плавание и динамическая гимнастика, при которой голова ребёнка оказывается опущенной вниз(если нет противопоказаний). Важным условием развития ребёнка является развивающая обстановка: тренажёры, плакаты, развивающие игрушки.
Обязательным условием для развития речи является речевая среда. Это не значит, что ребёнок просто должен находиться в обществе, говорящем на определённом языке, в семье. С ним ещё нужно общаться. Чётко , громко, выразительно…Показывать предметы, их действия и свойства и называть это соответствующим словом. Необходимо играть с ребёнком и рассматривать картинки в книгах, озвучивая всё увиденное. Важно петь ребёнку песенки на родном языке. В песне, в голосе матери заложена созидательная сила Слова, запускающая механизм речи у малыша. Замечено, что детям, которым матери часто пели песни, впоследствии не бывает нужна даже элементарная помощь логопеда по коррекции звукопроизношения.
Первым этапом развития речи (как на родном, так и на иностранном языке) является её понимание. Чтобы ждать от ребёнка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие, выполняет инструкции. В этом, доречевом периоде, активно используются жесты. Благодаря жестам ребёнок может показать то, что ещё не может сказать. Между взрослым и ребёнком возникнет понимание ,происходит коммуникация . Ребёнку можно задавать вопросы для выяснения того, что он понимает, а что нет, и он сможет ответить жестом. Например, вы спрашиваете «Какой Миша большой? », а малыш вытягивает обе ручки вверх. Вы спрашиваете: «Как медведь царапается?», а ребёнок совершает пальчиками царапающие движения по поверхности дивана. И вы понимаете, что слова и «большой», и «царапается» ребёнку понятны. На этом же этапе активно используется вопрос «где?» или просьба «покажи». Показать, где часы на стене, где свет(люстра), где мама и папа просят малыша ещё в полгодика. Далее тот же вопрос переносится в работу с книгой, и ребёнок показывает уже на иллюстрациях, где курочка, где мышка, где собачка. Естественно, что проверять таким образом пассивный словарь ребёнка можно после того, как этот словарь сформирован, наполнен. То есть сначала мы занимаемся его пополнением, одновременно вводя жест для обозначения понятия. Для пополнения пассивного словаря, конечно же, используем сначала предметы и явления, окружающие нас и ребёнка в жизни, в быту. Когда материал пройден и закреплён, эти же предметы и явления показываем ребёнку на карточках (предметных картинках) и в детских книгах на иллюстрациях. Затем спрашиваем «где корова?» и , не дожидаясь ответа, показываем пальцем на изображение животного. Так мы учим понимать вопрос «где». И только потом просим ответить на вопрос «где?» самостоятельно.
Когда пассивный словарь приобретает внушительный объём, включается его активизация. То есть ребёнок начинает пробовать произносить известные ему слова. В идеале это происходит автоматически, но детям с речевой патологией нужно помогать . При разных нарушениях у детей разные произносительные возможности, поэтому и помощь требуется разная.
Рассмотрим первый пример—анартрия. При дизартрии и анартрии, которая встречается в основном при ДЦП и ММД, не обойтись без массажа, пассивной логопедической гимнастики и пассивной артикуляции. Ввиду того, что дети с анартрией «не чувствуют» свои мышцы (как при частичной анестезии у стоматолога), не ощущают положения артикуляционных органов, работа необходима в этих двух направлениях: усиление чувствительности с помощью массажа и создание артикуляционных укладов с последующим закреплением их. Одновременно ведётся работа по развитию артикуляционной моторики и развитию кинестетических ощущений, а также по развитию речевого дыхания. Как правило, сначала вызываются гласные звуки, но можно начинать и с согласных, если позволяют артикуляционные возможности .
В случае с алалией дело обстоит не так. Звуки, как правило, не вызываются пассивной артикуляцией , а появляются сами в процессе созревания речевых зон коры головного мозга. Чаще всего появление нового звука, слога, слова связано с яркими положительными эмоциями в жизни ребёнка. Такими же яркими эмоциями необходимо и сопроводить появление в речи новых достижений, чтобы вызвать закрепление этого успеха. Например, на ребёнка очень сильное впечатление произвело море, и он произнёс новое слово—море. Взрослый должен тут же указать ребёнку на то, что у него неожиданно появилось новое слово, обрадоваться этому от всей души, обнять и поцеловать малыша, похвалить его, попросить ещё неоднократно произнести это слово. Для того, чтобы стимулировать ребёнка к повторению того, что у него получилось, нужно создавать ситуации, в которых бы ему пришлось или захотелось это сказать. То есть, к этому морю нужно прийти ещё неоднократно, при этом эмоционально, громко спросить: «Что это???» Если ребёнок не ответит, то обязательно ответьте сами на этот вопрос. Не стоит «давить» на малыша. Заставляя его непременно говорить. Он может быть не в том настроении сейчас. Поэтому на вопрос ответьте Вы. А в следующий раз ребёнку самому захочется снова повторить слово «море». Вся соль в том, что нужно «чувствовать» ребёнка. Однако, обычно в речи алалика появляются не новые слова, а новые слоги. Именно слоги являются теми кирпичиками, из которых строится речь. Сначала это гласные звуки, потом—открытые, прямые слоги, так как их произносить легче, нежели просто согласный звук. Поэтому, при виде моря, скорее всего, возникает новый слог МО, если ребёнок делает только свои первые шаги в развитии речи. А уж потом, из имеющихся в активе слогов, складываются слова, которые заучиваются. Так происходит пополнение словаря детей-алаликов.
Очень похожим образом, методично заучивая слова, происходит формирование словаря слабослышащих детей. Но в этом случае мы не ждём, когда звуки и слоги возникнут самостоятельно, а занимаемся их постановкой с последующей автоматизацией.
Автоматизировать слог , повторяя его многократно, маленькому ребёнку обычно неинтересно. Для этого используем игровые приёмы. Например, делаем аппликацию «поезд», на вагончиках которого напечатаны изучаемые слоги. Или украшаем ёлочку шариками, на которых напечатаны слоги . Также предлагаем проговаривать слог за вознаграждение. Например, «Скажи ДА а я дам тебе счётную палочку». И так, пока ребёнок не насобирает 10 палочек. Кроме этого, начинаем использовать слоги в речи, в совместной речи. Например, взрослый читает «жили-были дед да баба». Когда ребёнку уже хорошо знакома эта фраза, взрослый делает паузу перед ДА и даёт ребёнку возможность произнести это слово самостоятельно. Точно так же действуем, когда изучаемый, недавно появившийся в речи ребёнка открытый слог является частью слова, а не самостоятельным словом, как в указанном выше случае. Например, у ребёнка в речи появился слог НА. Его можно использовать как предлог, вовлекая ребёнка в совместное повествование, так и в составе слов: паНАма, каНАва, баНАны. Вовлекаем ребёнка в совместное повествование даже тогда, когда у него в активе есть только звуки. Например. При наличии звука У можно вместе произнести паУк, Утка, Умка, страУс. Прекрасным средством для автоматизации ДУ, ЙА, ЙУ является песенка Крокодила Гены «Я играЮ на гармошке, У прохожих на виДУ. К сожаленьЮ, день рожденьЯ только раз в гоДУ…» Такой материал для автоматизации звуков и слогов, а также целых слов, можно находить сплошь и рядом—в сказках, стихах, как детских, так и взрослых, в народных и детских песнях. Смешно, но замечательным материалом для автоматизации слога ЛА является шуточная песня на украинском языке «Ты ж мене пидманула».
Помогает закреплению новых слогов, а также развитию активной речи, одновременное овладение навыком чтения. Каждый звук и каждый слог, появляющийся в речи ребёнка, целесообразно записывать на карточку и учить, проговаривая. Цель такого обучения—многократное проговаривание, автоматизация. А запоминание слога—это побочный эффект, несомненно, положительный.
Для обучения чтению и, параллельно, развития речи неговорящих детей очень хорошо, на мой взгляд, подходит букварь Резниченко. К нему идут 4рабочие тетради, которые помогают разнообразить работу со слогом и словами. В этом букваре нет обратных, закрытых слогов, как во всех остальных букварях. Только прямой, открытый, а также изолированные согласные и гласные. А ведь именно закрытый слог произнести сложнее всего. Его не рекомендуется использовать на начальном этапе обучения речи, чтобы избежать искажений, пропусков звуков и дальнейшего закрепления этих ошибок в речи.
|
Не зря в программе детского дошкольного учреждения нет такого предмета, как письмо, а есть подготовка руки к письму. Предполагается, что ребёнок приходит в первый класс уже готовым к обучению письму. Но ребёнок с особенностями развития может не овладевать определёнными навыками в установленные сроки, и в 1-м классе ещё находиться на подготовительном этапе, нуждаться в развитии мелких мышц кисти, внимания, зрительно-пространственных представлений и конструктивного праксиса. Педагог начальной школы пишет карандашом буквы в рабочей тетради, чтобы ребёнок их обводил. Школьнику предлагают брать в руку ручку вместо карандаша, ибо по возрасту уже положено писать ручкой и непременно в школьной тетради. А воз и ныне там. Чтобы сдвинуть его с места, необходимо разобраться, что именно не даёт вашему ребёнку овладеть навыками письма. По какой причине возникают трудности и что с этим делать? Как научить ребёнка писать? Постараемся в этом помочь, рассмотрев отдельно каждую проблему и способы её преодоления.
1. Плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Пальчикам не хватает сил, чтобы держать ручку и карандаш. Ребёнок держит их неправильно, при этом движения руки не координированы. Малыш выходит за линию при письме, за контур предмета при раскрашивании.
2. Нарушена зрительно-пространственная ориентация. Ребёнок не ориентируется на листе бумаги, не может сообразить, где верхний правый угол, а где нижний левый. И, следовательно, не сможет написать, к примеру, печатную букву А, ведя линию сначала в нижний левый угол, а потом в нижний правый.
3. Дефицит внимания. Ребёнок не в состоянии сосредоточиться на том, что делает. Может быть такое, что рукой ведёт линию в тетради, а глаза в этот момент смотрят совсем не туда.
4. Нарушен конструктивный праксис. При письме, чтобы получить букву, необходимо собрать воедино множество палочек-крючков. Ребёнку, который не умеет что-либо строить из конструктора, кубиков, палочек, спичек справиться с таким заданием очень сложно.
Для развития мелкой моторики и укрепления детских пальчиков используем, конечно же, пальчиковые игры, пальчиковый театр, игры с фасолью, горохом, другими природными сыпучими материалами.
Для развития зрительно-пространственной ориентации используются специальные «диктанты» , когда ребёнка просят положить спичку, горошинку или любую другую мелочь в правый верхний угол альбомного листа, затем в левый нижний, в центр листа и т.д. С этой же целью можно использовать и мозаику.
Мозаика
Существуют графические диктанты для тетрадей в клеточку, где нужно отсчитывать количество клеточек в определённом направлении, получая в результате картинку (фото9) Также полезно, держа в своей руке руку ребёнка , писать печатные буквы, проговаривая при этом направление движения ручки или карандаша. К слову, хочу заметить, что вначале ребёнок учится писать карандашом, потом ему дают гелевую ручку, не требующую нажима, и только потом—шариковую. Для развития зрительно-пространственной ориентации используют и специальные упражнения типа «закрась красным цветом флажки, повёрнутые вправо, а жёлтым--влево». Начинать учить ребёнка ориентироваться в сторонах и направлениях нужно гораздо раньше, нежели приступите к обучению письму. Сначала изучаются правые и левые конечности своего тела, потом невзначай показываем на странице книги, как пушкинский кот учёный ходит то направо, то налево.
Для развития концентрации и устойчивости внимания используются виды деятельности, которые способны на время удержать внимание каждого конкретного ребёнка. Например, наклеивание букв и цифр, попеременное чтение-наклеивание-раскрашивание. Применяют упражнение—следить за секундной стрелкой. Если у ребёнка проблемы с письмом именно из-за дефицита внимания, необходимо помогать ему, сопровождая своим голосом движение его руки. Комментируем чётко, громко, выразительно: «Палочка вверх, палочка вниз, крючок». Приучаем ребёнка к тому, чтобы после написания буквы он назвал её. Тогда он будет стараться держаться во внимании, а не машинально водить ручкой по бумаге. Если речь идёт о добукварном периоде, и малыш пишет палочки, то подсказываем ему: «Сверху вниз! Сверху вниз!» Поможет тут и такая игра.
игра с буквами
Сначала ребёнка просят найти нужную букву и положить её поверх такой же буквы в слове. Потом кружочек с буквой ищем и кладём внизу, под имеющейся на карточке буквой, создавая таким образом своё слово в нижнем ряду.
игра с буквами-1
Можете проверить, что при выполнении этого задания, направленного на овладение письменной речью, ребёнок отвлекаться не будет. Способствуют развитию внимания и обычные логопедические упражнения для языка--артикуляционная гимнастика.
Для развития конструктивного праксиса ребёнка ,конечно же, знакомят с разного рода конструированием, просят сложить из спичек или счётных палочек геометрическую фигуру, букву, найти на бумаге необходимые элементы для определённой буквы. Потом—соединить между собой точки. Для начала предлагаем соединить две точки, затем несколько. Заодно отрабатываем и координацию движения руки, и концентрацию внимания. Если движения очень плохо координированы , то точки сближаем постепенно, в конце концов достигая того, что они превращаются в пунктир, по которому пишется буква или её элемент. При этом , мы напоминаем ребёнку, что двигаться нужно чётко от точки к точке.
Нужно отметить, что нарушение письменной речи, о котором мы ведём речь в этой статье, это моторная дисграфия .
И самое главное, хоть и лично моё мнение. Если ребёнок уже читает и может складывать слова из букв магнитной азбуки, то не стоит тормозить его развитие, проводя немыслимое количество времени над выписыванием букв. Сажайте его за компьютер и пусть печатает. Ведь печатание—это тоже письменная речь. Можно печатать упражнения, диктанты, письма. В конце концов, 21век на дворе!
Ноутбук
Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,
игротерапия, сказктерапия, музыкотерапия, арт-терапия
Детские книги и их роль в развитии речи ребёнка
|
В который раз "путешествуя" по книжному рынку, я слышу от продавцов одни и те же вопросы: "Какую книгу ищете?" и "Сколько лет Вашему ребёнку?" Ни на один из этих вопросов я не могу ответить так, чтобы это удовлетворило продавца. Почему? Потому что мой ребёнок особенный, и уровень его развития не соответствует календарному возрасту. А книги, которые мы с сыном читаем, это не просто сказки, которые ребёнку его возраста необходимо знать, это наши первые учебники.
При выборе книги для своего ребёнка-дошкольника я обращаю внимание, прежде всего, на иллюстрации. Они должны быть "живыми", приятными глазу, занимать большую часть страницы, содержать те детали, которые уже выучены и проработаны по предметным картинкам, а также что-то новое. Приблизительно это выглядит так. Если мы читаем ребёнку: "Жил-был кот. Он обул сапоги, взял мешок и пошёл…", то это значит, что и кота, и сапоги, и мешок ребёнок сначала изучил в жизни, потом увидел и назвал на предметной картинке. Теперь ему предлагается использовать эти слова в предложении. Я читаю : "Жил-был…" и пальцем указываю на кота. Ребёнок говорит: "Кот". То же самое происходит с сапогами и с мешком. Известное дело, что сказка Шарля Перро "Кот в сапогах" начинается совсем не так. Не беда. Мы заклеиваем белой бумагой оригинальный текст и прямо от руки пишем свой (можно, конечно, и напечатать), необходимый нам текст, опираясь на иллюстрации. Не страшно, и даже хорошо, если в книге будут и незнакомые, неизученные предметы. Необязательно их нужно тут же все выучить, достаточно 1-2 новых. Берём, например, понятие "карета" и вводим его в текст, указывая при чтении пальцем. "По дороге едет карета." У ребёнка уже есть достаточный опыт, связанный с понятиями "дорога" и "едет". Он может даже назвать карету машиной. Тут же делаем поправку : "Нет, карета. Лошади запряжены. Везут карету." Малыш сразу осознаёт свой промах. До этого были изучены "телега" на предметной картинке, "кибитка" и "дровни" в стихотворении А. Пушкина. В них тоже запрягают лошадей. Не стоит недооценивать своего ребёнка, умышленно обедняя его словарный запас и называя и телегу, и карету, и кибитку, скажем, повозкой. Придёт время, выучим ещё и "воз", который "и ныне там". Но до И. А. Крылова мы ещё не добрались. Вводить в лексикон ребёнка новое понятие имеет смысл, если предполагается его дальнейшее закрепление. Поэтому, выбираем новые предметы, продумывая, где ещё мы сможем их показать в ближайшее время. Следующая сказка, которая будет прорабатываться после "Кота в сапогах"-- это "Золушка". И там, конечно же, есть изученное транспортное средство. К этому времени достаточно будет только указать пальцем в его сторону, и ребёнок сам произнесёт слово. Он перенесёт свои знания в новую ситуацию, в другую сказку, сориентируется, узнает предмет на незнакомой иллюстрации.
Поэтому, листая книги у прилавка, я могу искать всего лишь иллюстрации. Мне нужны конкретные предметы, которые мы сейчас изучаем. И если в какой-либо книге я увижу ту же карету или кибитку, я эту книгу куплю. Да, порой два новых слова в лексиконе ребёнка могут стоить недёшево. Но цель оправдывает средства. Думаю, родители со мной согласятся, особенно родители неговорящих детей.
Максимально упрощённая, адаптированная сказка выступает в роли учебника по развитию речи для малыша. Полезно покупать одну и ту же сказку разных издательств, чтобы иллюстрации были разными, добавлялись новые детали, а герои были теми же, знакомыми. Мы с сыном держим в руках всё того же "Кота в сапогах", но это уже другое издание. Здесь есть мельница, башня, крепостная стена, замок. К этому времени мой ребенок выучил слово "мельница" на предметной картинке, знает картину И.Айвазовского "Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца", видел фото старинной мельницы, сделанное мною на экскурсии по Полтавской области. Он знает, что на мельнице из зерна делают муку, а из муки пекут хлеб. Об этом я говорила ему при любой возможности. Например, изучая картину И.Шишкина "Рожь", мы не ограничились созерцанием пейзажа, а ещё и выстроили последовательную цепочку "колос-коса-зерно-мельница-мука-тесто-хлеб". Кстати, в этом издании "Кота в сапогах" крестьянин держит в руке серп, а не косу. Я уточняю: "В руке у него острый серп, такая коса".
Такое понятие, как "замок", мой сын знает по предметной картинке, на которой отрабатывали произношение. А вот "стена" и "башня" изучены вдоль и поперёк. Просматривали вместе фото, сделанные мною в Москве (Кремлёвская стена, Спасская башня), в Судаке (Генуэзская крепость, крепостная стена и башни). На предметных картинках серии "Маленький гений" были Китайская стена, Эйфелева башня, Биг Бен. Дома у нас есть сувенир "Эйфелева башня", привезённый нам в подарок бабушкой и дедушкой из Парижа. Когда идём на занятия, проходим французскую булочную, на двери которой изображение этой самой башни. Каждый раз, при любой возможности мы повторяем слово.
Несмотря на то, что "Кот в сапогах" прочитан от корки до корки, ещё и в разных вариантах, будет абсолютно неверно сказано, что ребёнок знает эту сказку. Сколько бы я ни старалась, как бы ни приближала сюжет к оригинальному, адаптируя произведение, некоторые моменты мой сын ещё не в состоянии понять. Например, превращение людоеда в мышь. Да и кто такой людоед, я ещё не смогу ему объяснить. Но всему своё время.
P.S. Я бы рекомендовала родителям обратить внимание на книги с иллюстрациями художника И. Приходкина, а именно на серию "Пять сказок" (Издательство "Фламинго"). Также великолепны для развития речи книги издательства "Проф-Пресс" : "Лучшие сказки малышам", "Любимые сказки малышам", "Волшебные сказки малышам" и т.д.
Одним из эффективнейших способов развития речи детей дошкольного возраста является чтение им стихотворных текстов и разучивание их наизусть. Большинство детей с удовольствием слушают стихотворения А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского.
Читать детям стихи мы начинаем раньше, нежели дети в состоянии их понять. Малышам нравится сама мелодика рифмованной речи, они заворожено слушают её, пытаются повторять отдельные слова, слоги, звуки, ещё толком не умея говорить. Этот период мы можем использовать, чтобы обучить ребёнка тому приёму работы, который пригодится нам в дальнейшем. Как только мы услышим, что ребёнок может и хочет произносить отдельные слова или слоги в тексте стихотворения, мы делаем перед ними паузу и ждём, пока он самостоятельно произнесет то, что умеет.
Например, ребёнок уже легко может произнести слова "бом" и "дом". Делаем перед ними остановку во время чтения и даём возможность ребёнку сказать эти слова самостоятельно.
Тили-(бом), тили-(бом),
Загорелся кошкин (дом).
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин (дом).
Таким образом, родитель с ребёнком читают стихи вместе, как бы распределяя нагрузку на двоих. В такой ситуации ребёнок не чувствует, что от него хотят чего-то трудного и непосильного. Наоборот, произнести нужно только то, что по силам, а в остальном на помощь придёт взрослый. Такой вид работы сообща, где взрослый оказывает необходимую помощь своему ребёнку и хвалит его за самостоятельно произнесённое слово, укрепляет отношения между малышом и родителем, стимулирует к дальнейшей совместной работе.
Этот приём нам пригодится для автоматизации звуков в слоге. Взрослому следует сначала самому изучить произведение и выделить карандашом в тексте те места, которые он будет предлагать произнести ребёнку. Например, ваш малыш недавно научился произносить звуки [к],[к'] и умеет говорить его в отдельных слогах. Вы читаете стихотворение и подчёркиваете карандашом те моменты, где строка заканчивается на открытый слог со звуком [к].
Я рубашку сшила мишКЕ,
Я сошью ему штанишКИ.
…………………………….
Повяжу ему салфетКУ,
Ешь котлетку, ешь конфетКУ.
По мере взросления вашего ребёнка и совершенствования его речи, будем подчёркивать и предлагать ему произнести уже не слоги, а целые слова с теми звуками, которые необходимо автоматизировать. Например, ребёнок полностью произнесёт слова "мишке" и "штанишки" в период автоматизации звука [ш] в словах. А когда будет изучать звук [ф], сам закончит строчки словами "салфетку","конфетку".
Какие стихотворения предлагать своему чаду, это дело вкуса родителей. Они ориентируются и на педагогическое чутьё, и на личные предпочтения. Конечно же, далеко не все родители рождаются педагогами, далеко не каждый родитель любит стихи. В таком случае я бы рекомендовала обратить внимание на книги с приблизительным названием "Читаем детям в детском саду". У меня в кабинете на полке стоят "Родничок" (книга для чтения в дошкольных учреждениях), 1980 года и "Читаем детям" (книга для чтения в национальных детских садах РСФСР), 1991года. Существуют и современные варианты. Эти книги рассчитаны на взрослых, т.е. сообщают взрослому, что нужно прочесть ребёнку. Но читать своему малышу прямо из такой книги не годится, т.к. в ней нет иллюстраций. Возможно, Вы найдёте в книге для чтения хорошее стихотворное произведение, но не сможете найти его в продаже в детском иллюстрированном варианте. Тогда придётся соорудить книгу самостоятельно. Поверьте, это не худший вариант, т.к. вы сможете проиллюстрировать едва ли не каждое слово. Ребёнок не только услышит и запомнит, но ещё и детально поймёт текст благодаря иллюстрациям. Картинки несложно найти в интернете. Клеим их в альбом, подписываем под ними строки стихотворения, и "книга" готова. Часто такие самодельные книжки дети любят больше, чем готовые, купленные. Остаётся пожелать родителям творческого вдохновения для изготовления пособий, а малышам—успехов!
|
Альтернативные методы развития речи
|
Предыдущим поколением считалось (да и сейчас иногда), что за помощью логопеда обращаются, когда нужно исправить " картавость" или " шепелявость". И сделать это нужно непременно быстро, за 1-2 посещения специалиста. Поэтому при отсутствии речи у ребёнка ждём, когда эта речь появится, вместо того, чтобы бежать к логопеду и заниматься развитием этой самой речи. А имея "кашу во рту", считаем, что стоит за несколько занятий поставить звуки, и произношение моментально станет чистым. А не тут-то было. Заниматься иногда приходится даже не месяцами, а годами. А порой и традиционные логопедические методики не в силах полностью решить проблему ребёнка. В таком случае обращаемся за помощью к нетрадиционным методам реабилитации. Уже всем известно такое понятие, как анималотерапия. Какое же влияние могут оказать животные на развитие речи ребёнка? Отвечая на этот вопрос, хочется сразу привести примеры из практики.
Неговорящий ребёнок (моторная алалия) очень здорово реагирует на всё, что сопровождается положительными эмоциями. Именно такие, эмоционально насыщенные, моменты стимулируют появление новых звуков и слогов в его речи. Однажды, принеся домой котёнка, мама услышала от своего чада долгожданное "яу-яу". На радостях завели ещё одного "мяу". Кошек назвали Филя и Люси. Вскоре вместо "яу" появились слоги ЛЯ, ЛЮ, СИ. И всё благодаря кошкам. Для неговорящего ребёнка два новых слова—клички кошек—это достижение, это уверенный шаг вперёд. Благодаря общению с лошадьми, у этого же ребёнка в лексиконе появились слова КОНЬ, КОПЫТА, КОБЫЛА, ЛОШАДЬ, И-ГО-ГО. А во время игры в мяч с дельфином было впервые произнесено слово ЛОВИ.
Ещё был случай из жизни слабослышащего ребёнка, которого учили дуть и никак не могли заинтересовать этим занятием. Помог делу хомячок, который смешно шевелился во сне, когда малыш на него дул.
Для одного ребёнка с анартрией животным-терапевтом стал волнистый попугайчик. Именно эта птичка идеально подошла данному ребёнку и стимулировала его психическое развитие, благотворно повлияла на эмоционально-волевую сферу.
Также для реабилитации особых деток применяется игро- и сказкотерапия. Об этом нам расскажет гость этого номера, социальный педагог Юлия Пономаренко.
- Здравствуйте, Юлия! Мне известно, что Вы работали с особенными детьми в реабилитационном центре. Не могли бы Вы рассказать о своём опыте? Что это за Центр и чем Вы там занимались?
- Здравствуйте, Татьяна! Я работала в Центре реабилитации молодых инвалидов и членов их семей «Право выбора» социальным педагогом, занималась проведением занятий по игротерапии и сказкотерапии, проводила консультационную работу с родителями по вопросам развития детей от 0 до 7 лет, диагностическую работу с малышами, составляла индивидуальные программы развития.
- Какой контингент детей был в вашем Центре, с какими диагнозами? Можно ли было посещать занятия деткам «со стороны», так сказать, не профильным?
- Мои занятия посещали детки с разными заболеваниями: ДЦП, синдром Дауна, тотальная и частичная потеря зрения, с разными психолого-эмоциональными заболеваниями. Но и для деток «со стороны» наши двери всегда были открыты, так как занятия по сказкотерапии и игротерапии могут посещать все желающие, они благоприятно влияют на психологическое состояние, уравновешивают, способствуют творческому развитию независимо от возраста и диагноза.
- Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, что представляют собой игротерапия и сказкотерапия?
- Игротерапия – это уникальный способ взаимодействия с малышом, это путь к раскрытию его «Я» и познания нашего мира. Она базируется на принципе личных достижений ребёнка, индивидуальных особенностях, присущих только этому малышу. В процессе игры у ребёнка есть возможность переработать внутренние конфликты, страхи и параллельно обучаться чему-то новому. Занятия могут быть как групповые, так и индивидуальные. Специальный подбор игровых материалов даёт возможность раскрыть индивидуальность малыша. В занятие входят разнообразные игры: подвижные, театрализованные, развивающие мелкую и общую моторику, релаксационные упражнения и т.д.
Что касается сказкотерапии, то мне совершенно не хочется давать научное определение. Я думаю, будет достаточно каждому из нас вспомнить свою любимую с детства сказку, вспомнить то желание подражать любимым героям, быть похожим на принцессу или принца и проанализировать, как сказки повлияли на ваше мировоззрение. А теперь, представьте, комнату со сказочными декорациями, тропинку в мир сказки, волшебные ворота исполнения желаний, масса костюмов любимых героев, которые позволяют малышу переступить за грань обычного мира и погрузится в мир сказки, полностью раскрыть себя и, конечно, без особых усилий извлечь заложенную мораль. В такой обстановке, ребёнок воспринимает сказкотерапевта не как педагога, а как проводника в сказку, воспринимает его наравне с собой, тем самым, убирая барьер ученик – учитель. Невозможно не отметить тот факт, что на занятиях также ребята учатся взаимодействовать в коллективе, появляются новые знакомства, завязывается первая дружба. Для занятия подбираются сказки по определённой тематике, как специально разработанные психологами, так и всем известные сказки Пушкина, Андерсена, русские, украинские народные. Тем самым и отличается сказкотерапия от простого чтения сказок ребёнку.
- Какое влияние оказывают такого рода мероприятия на психологическое состояние детей? Кому они показаны?
Проводя занятия по игротерапии, сказкотерапии замечаешь, как детки с различными неврозами становятся уравновешеннее, агрессия переходит в понимание и сочувствие, стереотипные движения тоже куда-то деваются, хотя бы на время занятия. Я считаю, что это не так уж и мало. Эти занятия можно посещать всем без ограничений. Почему так? Потому, что в первую очередь занятия базируются на индивидуальном подходе к ребёнку, перед тем как мы начинаем работу дети и родители проходят небольшое тестирование, по результатам которого подбирается рабочий материал, учитываются все пожелания и особенности ребёнка, как физические, так и психологические.
- Юля, меня, как логопеда, интересует, влияет ли игротерапия на развитие речи и как? Что конкретно при этом происходит? Какие стороны речи можно развивать, используя игру?
В своей работе я большое внимание уделяю развитию мелкой моторики у детей, целый блок пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики присутствует в каждом уроке. Как известно, развитые пальчики и ручки – это прямой путь к развитию речи ребёнка. В этом на помощь приходит даже такой простой игровой материал, как мозаика, конструктор. Идеально для развития мелкой моторики подходят игрушки, изготовленные из натуральных материалов, по специальной методике М.Монтессори. Конечно, особый восторг у детей вызывают ручные куклы, пальчиковые игрушки. Ребёнок не может не обратить внимания, не вступить в речевой контакт, если к нему обращается не просто игротерапевт, а зайчик или котик. Как игротерапия, так и сказкотерапия психологически раскрепощают детей, борются с детскими страхами, устраняя тем самым речевой барьер, стирая, например, причины детского заикания. На любом занятии диалог между педагогом и ребёнком не прекращается, как речевой, так и мимический, жестовый, эмоциональный. А это всё способствует развитию речи. Улучшается слуховое внимание, слуховой контроль, развивается грамматическая структура речи, ведь дети учатся строить предложения и произносить их правильно, внятно, чтобы их поняли собеседники. Нужно отметить, что любая работа с дошкольниками по развитию речи осуществляется в форме игры, так как игровая деятельность в этом возрасте является ведущей. Во время игры происходит обогащение словаря, его активизация, идёт отработка произношения слов.
- Что бы Вы могли посоветовать родителям, которые не могут водить своих детей на специальные занятия по игротерапии?
Совет тут очень простой: не жалеть времени на наших деток, проявлять фантазию и свой творческий потенциал. Можно постараться стать для своего малыша тем же игротерапевтом, не стесняясь, не боясь, погрузится в его детский мир, тем самым наладить с ним уникальную связь взаимопонимания, взаимопомощи, искреннего интереса друг к другу. Что касается специальных игрушек и материалов, при желании некоторые из них можно заменить подручными средствами. У каждой хозяйки на кухне есть горох, есть разного размера мисочки, баночки. Вот уже первое пособие для развития мелкой моторики готово. Дома есть прищепки? Нанизывайте их на верёвочки и любые подходящие предметы. А если вспомнить детские потешки, то большинство из них направлено именно на развитие мелкой моторики, на нормализацию психологического состояния малышей, у наших предков можно многому поучиться. А самое главное, не теряйте веры, не падайте духом, однажды ваши старания вознаградятся .Это я вам говорю из личного опыта. Мне доводилось видеть счастливые лица детей и родителей, которые, не прекращая, трудились, прошли через тяжёлый путь учёбы и потом искренне радовались своим успехам. В завершении хочу процитировать французского писателя, философа-просветителя Д.Дидро: «Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются».
|
Коррекция речи, заикание, исправление дефектов речи, логопед Харьков, развитие речи,
игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия
|