Утверждён на заседании кафедры
«____»_________________20____г.
Протокол № _______
Зав. кафедрой__________________
Институт прикладных технико-экономических исследований и экспертиз
Базовая кафедра «Математического моделирования в космических системах»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Моделирование с помощью профессиональных пакетов»
Направление подготовки: 02.04.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии»
Специализации: «Современные информационные технологии в РКО», «Математическое моделирование в космических исследованиях»
Квалификация (степень) выпускника: Магистр
Москва-2014
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Основными целями освоения дисциплины «Моделирование с помощью профессиональных пакетов» состоит в формировании у студентов практических навыков в работе с интегрированными пакетами прикладных программ для математического моделирования, а также твердых теоретических знаний важнейших численных методов, применяемых в решении задач моделирования.
Основными задачами курса являются:
сформировать представление о структуре и функциональных возможностях основных пакетов для моделирования и инженерных вычислений;
сформировать представления о достоинствах и недостатках пакетов при решении задач различного класса;
приобретение студентами навыков использования этих пакетов для решения широкого круга задач в общеинженерных и специальных дисциплинах
изучить важнейшие методы вычислительной математики, используемые в практике решения задач моделирования.
2. Место дисциплины в структуре магистерской программы
Дисциплина «Моделирование с помощью профессиональных пакетов» для направления подготовки 02.04.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» относится к базовой части (Б.1.В.7 и базируется на использовании магистрами знаний, полученных ими при изучении таких дисциплин как «Основы имитационного моделирования», «Введение в современную вычислительную математику», «Основы современной математики».
Для успешного освоения данной дисциплины студент должен иметь представление о современных технологиях программирования.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Выпускник по направлению подготовки 02.04.02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» с квалификацией (степенью) «магистр» должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК)
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
б) общепрофессиональными (ОПК)
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
способностью использовать и применять углубленные теоретические и практические знания в области фундаментальной информатики и информационных технологий (ОПК-3);
способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОПК-4);
способностью использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОПК-5).
в) профессиональными (ПК)
способностью проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты самостоятельно и в составе научного коллектива (ПК-1);
способностью использовать углубленные теоретические и практические знания в области информационных технологий и прикладной математики, фундаментальных концепций и системных методологий, международных и профессиональных стандартов в области информационных технологий (ПК-2);
способностью разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых научных проблем и задач проектной и производственно-технологической деятельности (ПК-3);
способностью разрабатывать архитектурные и функциональные спецификации создаваемых систем и средств, а также разрабатывать абстрактные методы их тестирования (ПК-4);
способностью управлять проектами, планировать научно-исследовательскую деятельность, анализировать риски, управлять командой проекта (ПК-5);
способностью к углубленному анализу проблем, постановке и обоснованию задач научной и проектно-технологической деятельности (ПК-6);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:. структуру и функциональные возможности основных пакетов для моделирования и инженерных вычислений. Их достоинства и недостатки при решении задач различного класса;
Уметь: использовать полученные знания в своей практической деятельности. для проектирования, реализация и сопровождения параллельных программ.
Владеть: навыками работы в основных профессиональных пакетах для инженерных вычислений.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Аудиторные занятия (всего)
|
36
|
36
|
|
|
|
|
В том числе:
|
-
|
-
|
|
|
|
1.1.
|
Лекции
|
18
|
18
|
|
|
|
1.2.
|
Прочие занятия
|
36
|
36
|
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
1.2.1.
|
Семинары (С)
|
|
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
18
|
18
|
|
|
|
|
Из них в интерактивной форме (ИФ)
|
12
|
12
|
|
|
|
2.
|
Самостоятельная работа (всего)
|
72
|
72
|
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
2.1.
|
Расчетно-графические работы
|
50
|
50
|
|
|
|
2.2.
|
Курсовая работа
|
0
|
0
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
22
|
22
|
|
|
|
|
Подготовка и прохождение промежуточной аттестации
|
2
|
2
|
|
|
|
3.
|
Общая трудоемкость (акад.часов)
|
144
|
144
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость (зачетных единиц)
|
2
|
2
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Основные профессиональные пакеты для инженерных и научных расчетов
Тема 1. Общие принципы, методы и этапы математического моделирования.
Общие принципы создания математических моделей естественно научных и технических объектов.
Этапы создания модели и выбор методов нахождения ее решений
Вычислительный эксперимент и интерпретация результатов расчетов
Тема 2. Пакеты для обощенных инженерных и математических расчетов.
Универсальные и специализированные пакеты математических вычислений (Matlab, Maple, Mathcad, LabView).
Пакеты с открытым программным кодом (Octave, Maxima, R).
Их преимущества и недостатки. Сравнительный анализ.
Разде 2. Моделирование систем описываемых дифференциальными уравнениями
Тема 1. Моделирование систем описываемых обыкновенными дифференциальными уравнениями.
Решение ОДУ в Matlab.
Примеры: Моделирование движения тела под действием силы тяжести;
Моделирование движения заряженной частицы. Закон Кулона.
Жесткость системы ОДУ
Тема 2. Моделирование систем описываемых уравнениями в частных производных
Matlab PDE Toolbox.
Пример: решение волнового уравнения.
Раздел 3. Имитационное моделирование
Тема 1. Основы имитационного моделирования.
Системы, модели и имитационное моделирование.
Системный подход к формированию имитационной модели, конструирование и обоснование модели.
Область применения и классификация имитационных моделей.
Тема 2. Технологии имитационного моделирования.
Статический эксперимент.
Метод Монте-Карло.
Дискретно-событийные системы.
Поведения системы моделирования случайных факторов.
Управление модельным временем.
Тема 3. MATLAB/SIMULINK моделирования динамических систем.
Основные приемы подготовки и редактирования модели.
Основные блоки пакета SIMULINK. Модели алгебраических объектов.
Аппроксимация сигналов.
Модели динамических объектов.
Задачи оптимизации.
Управление модельным временем.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование
обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Моделирование в системе Matlab
|
Х
|
Х
|
|
|
2.
|
Моделирование на основе системной динамики
|
|
|
Х
|
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
С
|
ПЗ
|
Из них в ИФ
|
СРС
|
Всего
час.
|
1.
|
Раздел 1 Основные профессиональные пакеты для инженерных и научных расчетов
|
3
|
|
6
|
0
|
18
|
27
|
2.
|
Раздел 2. Моделирование систем описываемых дифференциальными уравнениями
|
12
|
|
18
|
18
|
36
|
60
|
3.
|
Раздел 3. Имитационное моделирование
|
3
|
|
12
|
6
|
18
|
36
|
|
Итого
|
18
|
|
36
|
24
|
72
|
144
|
5.4. Описание интерактивных занятий
№ п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Тема интерактивного занятия
|
Вид занятия
|
Трудо-емкость (час)
|
1
|
1
|
|
ПЗ
|
0
|
2
|
2
|
Моделирование движения тела под действием силы тяжести;
Моделирование движения заряженной частицы. Закон Кулона.
Жесткость системы ОДУ
решение волнового уравнения.
|
ПЗ
|
18
|
3
|
3
|
Статический эксперимент.
Метод Монте-Карло.
Дискретно-событийные системы.
Поведения системы моделирования случайных факторов.
Управление модельным временем.
Обработка рядов данных: статистический и спектральный анализ (Matlab, Octave, Maple, R).
|
ПЗ
|
6
|
6. Лабораторный практикум - не предусмотрен
7. Практические занятия (семинары)
№ п/п
|
№ раздела дисцип-лины
|
Тематика практических занятий (семинаров)
|
Трудо-емкость
(час.)
|
1.
|
1
|
Общие принципы создания математических моделей естественно научных и технических объектов.
Этапы создания модели и выбор методов нахождения ее решений
Вычислительный эксперимент и интерпретация результатов расчетов
|
6
|
2.
|
2
|
Решение ОДУ в Matlab.
Примеры: Моделирование движения тела под действием силы тяжести;
Моделирование движения заряженной частицы. Закон Кулона.
Жесткость системы ОДУ
Matlab PDE Toolbox.
Пример: решение волнового уравнения.
|
18
|
3.
|
3
|
Системы, модели и имитационное моделирование.
Системный подход к формированию имитационной модели, конструирование и обоснование модели.
Область применения и классификация имитационных моделей.
Статический эксперимент.
Метод Монте-Карло.
Дискретно-событийные системы.
Поведения системы моделирования случайных факторов.
Управление модельным временем.
|
12
|
|