Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
Раздел 1. Русская литература 1 половины 19 века
|
2
|
3
|
4
|
Введение.
|
«Прекрасное начало». (К истории русской литературы 19 века)
|
1
|
2
|
Тема 1.1. А.С.Пушкин
|
Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства. Образ стихии. Образ Евгения и Петра 1.
|
(3)
2-3-4
|
|
Тема 1.2. М.Ю.Лермонтов.
|
Основные мотивы лирики. «Поэт», «Дума», « Выхожу один я на дорогу»
Мотивы одиночества. Любовь к Родине.
|
(2)
5-6
|
|
Тема 1.3. Н.В.Гоголь
|
Сведения из биографии.
«Петербургские повести», «Портрет». Герои. Мотивы личного и социального неравенства.
|
(2)
7-8
|
|
Раздел 2. Русская литература 2 половины 19 века.
|
|
|
|
Тема 1.1.А.Н.Островский.
|
Жизнь и творчество. Театр Островского.
Драма «Гроза». История создания. Смысл названия пьесы «Гроза». Прототипы образа Катерины.
|
(6 )
9-10
|
2
|
Изображение затерянного мира города в драме Островского «Гроза». Знакомство с содержанием.
Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского «Гроза».
|
11-12
|
3
|
Образ Катерины в свете литературной критики. «Гроза» - самое решительное произведение А.Н.Островского (Н.А.Добролюбов). Сильные и слабые стороны критических концепций Добролюбова и Писарева в трактовке образа Катерины.
|
13-14
|
3
3
|
Самостоятельная работа
|
3
|
|
Прочтение пьесы А.Н.Островского «Свои люди- сочтёмся»
|
Прочтение критической статьи Писарева «Мотивы русской драмы»
|
Тема 1.2 И.А.Гончаров.
.
|
Биография писателя. Расцвет реализма в литературе 2-й половины 19 века.
И.А.Гончаров. Роман «Обломов». Обломов и посетители-деятели. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Штольц. Микромир квартиры на Гороховой. Сознательный отказ Обломова от столичной жизни.
|
(2)
15-16
|
1
|
Самостоятельная работа
|
2
|
|
Написание заметки в газету «Этот удивительный и неожиданный талант» (по творчеству И.А.Гончарова)
|
Тема.1.3 И.С.Тургенев
|
Жизненный и творческий путь. Особенность общественных взглядов Тургенева. Причина разрыва Тургенева с журналом «Современник». Народ: от поэзии к правде «Стихотворения в прозе»– гимн вечной жизни.
|
(10)
17-18
|
2
|
Роман «Отцы и дети». Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские истоки. Отношения Базарова с братьями Кирсановыми. Портретная и речевая характеристика героев.
|
19-20
|
2
|
Конфликт «отцов» и «детей» как главный нерв тургеневского повествован ия. Смысл названия и основной конфликт романа. Взаимоотношения Базарова с родителями.
|
21-22
|
3
|
Любовь в жизни героев романа. Базаров и его мнимые соратники. Роль принципа «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев. Русская критика о романе «Отцы и дети»
|
23-24
|
3
|
Практическая работа
Изложение по творчеству И.С.Тургенева
|
25-26
|
3
|
Самостоятельная работа
|
6
|
|
Соствление презентации на тему: «И.С.Тургенев и Полина Виардо»
|
Прочтение романов «Рудин», «Дворянское гнездо»
|
Тема 1.4 Н.А.Некрасов.
|
Судьба поэта и его художественный мир. «Кнутом иссеченная Муза». (Тема скорби и страданий в лирике Некрасова). Особенности городского пейзажа в ранней лирике писателя. Стихотворение «В дороге» как пролог к «некрасовской теме». Тема поэта и гражданина в лирике Н.А.Некрасова. Некрасовское стихотворение «Поэт и гражданин» и пушкинский «Пророк». Гражданская позиция Н.А.Некрасова.
|
(10)
27-28
|
2
|
На пути к русскому эпосу. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе протест против угнетателей.
|
29-30
|
3
|
Поиски правды и счастья в поэме «кому на Руси жить хорошо». Тема женской судьбы в поэме. Образ Матрёны Корчагиной. Символическое звучание выражения «ключи от счастья женского». Особенности речи Матрёны Тимофеевны.
|
31-32
|
3
|
Представители помещичьей Руси в поэме. Образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина. Паразитический образ жизни помещиков. Народная и барская Русь. Трагикомизм главы «Последыш». Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. Последние песни- поэтическое завещание Некрасова
|
33-34
|
3
|
Практическая работа
Сочинение по творчеству
|
35-36
|
3
|
Самостоятельная работа
|
6
|
|
Ознакомление с историческими сведениями о крестьянской реформе 1861 года по учебнику «История 19 века».
|
Аналиp лирических произведений Н.А.Некрасова
|
Тема 1.5 Ф.И.Тютчев
|
Жизнь и творчество. «Чиcтое искусство». Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики. «Мыслящая поэзия Ф.Тютчева. Тема величия России, её судьбоносной роли в мировой истории. Основные мотивы стихотворения «Умом Россию не понять…»
|
(1)
37
|
2
|
Тема 1.6 А.А.Фет
|
Очерк жизни и творчества. Эмоциональные глубины и образно-стилистическое богатство лирики Фета. «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Гармония слияния человека с природой.
«И прославлять мы будем век любовь…». Способы передачи красоты и поэтичности любовного чувства в лирике Фета. Мелодика стиха, лирический образ- переживание, импрессионизм Фета.
|
(1)
38
|
2
|
Тема 1.7 Н.С.Лесков
|
«Русский антик» (Очерк жизни и творчества). Рассказ «Тупейный художник». Жанровая палитра Лескова.
|
(2)
39-40
|
2
|
Самостоятельная работа
|
6
|
|
Сопоставление произведений «Очарованный странник» Лескова и «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
|
Составление рецензии к произведениям Лескова
|
Тема 1.8 М.Е.Салтыков-Щедрин
|
Жизнь и творчество. «Жил- дрожал и умирал - дрожал». Сказка «Премудрый пескарь»
|
(6)
41-42
|
2
|
Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста». Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. Основные причины обращения писателя- сатирика к жанру сказок.
|
43-44
|
2
|
«Жил- дрожал и умирал - дрожал». Сказка «Премудрый пескарь»
|
45-46
|
3
|
Самостоятельная работа
|
2
|
|
Письменная работа по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.
|
Тема 1.10 Л.Н.Толстой
|
Жизненный и творческий путь. Казанский период в жизни Л. Н.Толстого. «Севастопольские рассказы » как пролог к «Войне и миру». Особенности сюжета и композиции «Севастопольских рассказов»
|
(16)
47-48
|
2
|
История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа-эпопеи «Война и мир». Общественная жизнь России того периода, когда писатель начал работу над романом. Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805 г. Срывание «всех и всяческих масок» с великосветского общества.
|
49-50
|
2
|
Именины у Ростовых. Лысые горы. Атмосфера в семье Ростовых. Контраст как основной композиционный принцип построения романа. Изображение войны 1805-1807гг. Идейно-художественные особенности, многогранность и историческая конкретность в изображении войны.
|
51-52
|
3
|
Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Исторические процессы в стране через судьбы героев.. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» герокв романа
|
53-54
|
3
|
Изображение войны 1812 года. Философия войны в романе. Изображение Бородинской битвы в романе «Война и мир». Историко-философские взгляды Толстого.
|
55-56
|
2
|
«Дубина народной войны». Бегство французов из России. «Мысль народная» любимая мысль Толстого в романе. «Истинный и ложный» патриотизм. Тихон Щербатый- «самый нужный человек» в отряде. Роль народа и отдельной личности в истории.
|
57-58
|
2
|
«Мысль семейная» в романе. Эпилог. Наташа- любимая героиня Л.Толстого. Патриархальная семья с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде»- идеал Толстого.
|
59-60
|
3
|
Практическая работа
Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого
|
61-62
|
3
|
Самостоятельная работа
|
6
|
|
Прочтение романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»
|
Просмотр кино-эпопеи «Война и мир» (реж. С.Бондарчук)
|
|
Тема 1.11 Ф.М.Достоевский
|
Жизненный и творческий путь. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Художественное своеобразие романа. «Городская» тема в романе.
|
(10)
63-64
|
2
|
Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание». Мир «униженных и оскорблённых» в романе. Семья Мармеладовых. Рассмотрение темы «маленького человека» с опорой на классическую литературу..
|
65-66
|
2
|
Образ Раскольникова: и тема «гордого человека» в романе. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым. Сквозные образы и мотивы русской классики в романе Достоевского «Преступление и наказание»
|
67-68
|
3
|
«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. Борьба Сони за «не погибшую ещё душу», её скорбный, но праведный путь. «Преступление и наказание» - роман предупреждение. Гуманизм романа: воскрешение погибшего человека, задавленного гнётом обстоятельств, оправдание униженных и всеми отвергнутых людей
|
69-70
|
3
|
Практическая работа
Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского
|
71-72
|
3
|
Самостоятельная работа
|
6
|
|
Просмотр кинофильма «Преступление и наказание»
|
Подготовка рефератов по темам: «Евангельские мотивы в романе», «Образ Петербурга в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского»
|
Тема 1.12 А.П.Чехов
|
Жизнь и творчество. Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Крыжовник». Идеи и художественные особенности рассказа, мастерство писателя в изображении мира футлярного человека.
|
(10)
73-74
|
2
|
Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения (по произведению А.П.Чехова «Ионыч») Этапы нравственной деградации героя. Позиция автора по отношению к герою.
|
75-76
|
2
|
А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.Новаторство Чехова- драматурга.
|
77-78
|
3
|
«Здравствуй, новая жизнь!» Образ сада и философская проблематика пьесы Система образов. Гаев,Лопахин, Трофимов. Ирония автора. Необычность персонажей комедии..
|
79-80
|
3
|
Самостоятельная работа
Подготовка сообщения: «В чём своеобразие системы образов в пьесе «Вишнёвый сад»
|
2
|
3
|
Прочтение пьесы А.П.Чехова «Три сестры»
|
Раздел 3. Русская литература 20 века.
|
|
|
|
Тема 2.1 И.А.Бунин.
|
Жизненный и творческий путь. Бунин и революция. Жизнь в эмиграции. Воспоминания современников о писателе. Нобелевская премия. Поэтика «остывших» усадеб в прозе И.Бунина.
Цикл «Тёмные аллеи» Взаимодействие реалистических и символических черт художественной изобразительности в творческом методе Бунина.
|
(2)
81-82
|
2
3
|
Самостоятельная работа
|
2
|
|
Ознакомление со стихотворениями И.Бунина «Родине», «Слово», «Пустошь»
|
Прочтение рассказов И.Бунина «Чистый понедельник», «Солнечный удар»
|
Тема 2.2 А.М.Горький
|
Судьба и творчество. М.Горький в Казани. Основные этапы творчества. Ранние произведения М.Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Рассказ «Старуха Изергиль». «Свинцовые мерзости жизни». Рассказы о босяках.
|
(10)
83-84
|
2
|
Драматургия М.Горького. . Драма «На дне», суровая, беспощадная правда о жизни «низов». Система образов. Комментированное чтение.
Спор о назначении человека. Обитатели ночлежки. (Бубнов, Сатин, Лука. Нравственно-философские мотивы драмы «На дне». Комментированное чтение.
|
85-86
|
3
|
Самостоятельная работа
|
4
|
|
Прочтение рассказов М.Горького «Коновалов», «Супруги Орловы»
|
Сопоставление пьесы на «Дне» с пьесами Г.Камала «Несчастный юноша», и Г.Кулахметова «Молодая жизнь»
|
Составление презентаций по творчеству М.Горького
|
Тема 2.3 А.И.Куприн
|
Художественный мир писателя. Испытание любовью героев рассказа «Гранатовый браслет». Великая тайна любви. Мастерство портретной характеристики писателя и мастерство в изображении природы, роль детали.
|
(2)
87-88
|
2
|
Тема 2.4 Л.Н.Андреев
|
Жизненный и творческий путь. Проблематика рассказов Л.Андреева. Рассказ «Ангелочек». Драматизм взаимоотношений человека и окружающего мира в рассказах Л.Андреева.
|
(2)
89-90
|
2
|
Тема 2.5 А.А.Блок
|
Жизненные и творческие искания поэта. Особенности пейзажа в ранней лирике А.Блока.Тема «страшного мира» в лирике А.Блока. Россия и её судьба в поэзии А.Блока. Образ «городской » лирики. Стихотворение на «Железной дороге».
|
(4)
91-92
|
2
|
Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать». Символика поэмы «Двенадцать» и проблема финала. Блок и революция. Изображение соотношений и противоборство двух начал революции- стихийного и сознательного.
|
93-94
|
3
|
Самостоятельная работа
|
2
|
|
Прочтение поэмы А.Блока «Соловьиный сад»
|
Анализирование стихотворений А.Блока
|
Тема 2.6 А.А.Ахматова
|
Очерк жизни и творчества. Любовная лирика Тема Родины в творчестве А.Ахматовой. Поэма «Реквием». Исторический и жизненный аспект поэмы.
|
(1)
95
|
2
|
Тема 2.7 М.И.Цветаева.
|
Очерк жизни и творчества. Основные темы и мотивы лирики. Особенности лирической героини стихотворений. Образ Дома в раннем творчестве М.Цветаевой.Тема России в поэзии Цветаевой.
|
(1)
96
|
2
|
Тема 2.8 В.В.Маяковский
|
Творческая биография. Ранние приоизведения. Принципы западного и отечественного футуризма. Традиции и новаторство в творчестве Маяковского.Тема поэта и толпы в ранней лирике. Тема художника и революции. Анализ стихотворений «Левый марш», «Ода революции».
Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях Маяковского. Анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся». Любовь и быт в поззии Маяковского. Изображение будущего.
|
(2)
97-98
|
2
3
|
Тема 2.9 С.А.Есенин.
|
Поэзия и судьба. («Поющее сердце России…»). Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. Пейзажная лирика Есенина (сборник «Радуница»). Есенин и музыка.
|
(4)
99-100
|
2
|
Нравственно-философское звучание поэмы С.Есенина «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме. Смысл названия поэмы. Тема революции в поэзии С.Есенина.
|
101-102
103-104
|
3
|
Практическая работа.
Домашнее сочинение по творчеству С.Есенина.
|
|
|
Самостоятельная работа
|
2
|
|
Прочтение поэмы «Пугачёв»
|
Прослушивание романсов на стихотворения С.Есенина
|
Тема 2.10 М.А.Шолохов
|
Жизненный и творческий путь. Значение произведений М.Шолохова, .Картины жизни донского казачества в цикле «Донские рассказы»
|
(2)
105-106
|
2
|
Самостоятельная работа
Просмотр кино-эпопеи «Тихий Дон»
|
4
|
|
Тема 2.11.М.А.Булгаков
|
Судьба и книги. Основные этапы биографии М.Булгакова. Гибельность эксперимента,идущего вразрез
|
(2)
107-108
|
2
|
3
|
Самостоятельная работа
|
2
|
|
Просмотр к\ф «Мастер и Маргарита»
|
Тема 2.12 Ю. Герои и проблематика «военной прозы».
|
В.Быков. Страстное желание рассказать суровую правду о войне на переднем плане. Жанр военной повести. Тема «человечности в бесчеловечных обстоятельствах». Повесть «Сотников» истории и литературы.
|
(2)
109-110
|
2
|
Самостоятельная работа.
|
4
|
|
Прочтение книг Б.Васильева «В списках не значился», В.Распутина «Живи и помни»
|
Тема 2.13. А.Т.Твардовский.
|
Жизненный и творческий путь. Историко-биографический очерк с опорой на ранее изученное. Поэма «Василий Тёркин». Основные мотивы лирики . Темы, образы и формы в творчестве А.Твардовского.Нравственно-философский смысл «возвращённой» поэмы «По праву памяти».
|
(2)
111-112
|
2
|
Тема 2.14«Деревенская» проза.
|
Творчество В.Распутина. Повесть «Прощание с Матёрой. Термины «повесть-драма», «сжатая эпопея». Тема и идея художественного произведения. Проблемы экологии в «деревенской прозе».
|
(2)
113-114
|
2
|
Яркость и многоплановость творчества В Шукшина. Тип героя-«чудика» в новеллистике. Тема города и деревни. Рассказы «Чудик», «Материнское сердце»
|
115-116
|
2
|
Заключительный урок
|
Повторение.Обобщение
|
117
|
|