Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»


Скачать 145.97 Kb.
Название Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Тип Программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
Приложение 12
Министерство образования и науки Российской Федерации

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИЭТ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор МИЭТ

чл.-корр. РАН

____________________ Ю.А. Чаплыгин

«_____» _____________________ 2011 г.

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании учебно-методического совета образовательных программ опережающей профессиональной подготовки (уровень - магистратура) и переподготовки в области проектирования и производства СБИС с топологическими нормами 90 нм, протокол от 16 ноября 2011 г. № 2.
Организация-разработчик: Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Авторы:

Каракеян В.И., д.т.н., профессор, зав. кафедрой

Никулина И.М., старший преподаватель



СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. условия реализации программы учебной дисциплины 9

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 11


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы переподготовки специалистов по профессии

210100 "Электроника и наноэлектроника"

в части освоения вида профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская деятельность
1.2. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- оценивать потенциальные опасности и вредности; разрабатывать средств защиты в профессиональной области.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основы безопасности жизнедеятельности;

- вопросы повышения экологичности технических объектов и производственных процессов;

- проблемы безопасности энергетических воздействий и чрезвычайных ситуаций;

- нормативно-правовые основы решаемых вопросов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов;
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

32

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

20

в том числе:




лабораторные занятия




практические занятия




контрольные работы




Итоговая аттестация в форме (указать) зачет

в этой строке часы не указываются



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Наименование
разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся. (если предусмотрены)

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

«Безопасность жизнедеятельности»










Тема 1.1.


Содержание учебного материала

2

1

Введение. Предмет и задачи курса. Основные понятия, термины, определения. Связь производственной и экологической безопасности. Характеристика НТП и отрасли с позиций безопасности. Принципы и методы обеспечения безопасности. Оценки условий жизнедеятельности и эффективность мероприятий по безопасности.

1**

Лабораторные занятия







1.




Практические занятия

*

1.







Контрольные работы




Тема 1.2.


Содержание учебного материала

2

1

Человек и среда обитания. Характерные состояния системы "человек - производство - окружающая среда". Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Критерии комфортности. Негативные факторы техносферы, их воздействия на человека, техносферу и природную среду.

1**

Лабораторные занятия







Практические занятия




Контрольные работы







Тема 1.3.


Содержание учебного материала

2

1

Обеспечение безвредности и экологичности технических систем и технологических процессов. Общая характеристика загрязнения атмосферы. Производственная воздушная среда. Классификация вентиляционных систем. Расчет необходимого воздухообмена, подбор вентиляторов и электродвигателей.

1**

Лабораторные занятия







1.




Практические занятия







Применение конструкций TCL при проектировании приборов и устройств наноэлектроники в системах САПР.




Контрольные работы




Тема 1.4.


Содержание учебного материала

2




1

Защита атмосферы. Основы процесса очистки воздуха. Очистка выбросов от пыли и тумана. Очистка выбросов от газо- и парообразных примесей. Рассеивание примесей в атмосфере и установление предельно - допустимого выброса. Защита водного бассейна.

Безотходные и малоотходные процессы.

1**

Лабораторные занятия







Практические занятия




Контрольные работы







Тема 1.5.


Содержание учебного материала

2




1

Безопасность энергетических воздействий. Естественное освещение. Нормирование и расчет. Искусственное освещение. Нормирование. Методы расчета. Источники света. Шумовые загрязнения окружающей среды. Нормирование. Методы борьбы с шумом и вибрацией. Защита от инфра- и ультразвука.

1**

Лабораторные занятия
















Практические занятия
















Контрольные работы







Тема 1.6.


Содержание учебного материала

2




1

Защита от электромагнитных излучений. ЭМП диапазона радиочастот. Нормирование ЭМП. Методы защиты от ЭМП. Защита от инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Экологический аспект производственных излучений. Защита от лазерного излучения. Защита от ионизирующих излучений.

1**

Лабораторные занятия
















Практические занятия
















Контрольные работы







Тема 1.7.


Содержание учебного материала

2




1

Электробезопасность. Основные факторы, влияющие на исход поражения током. Анализ безопасности электрических сетей. Мероприятия по электробезопасности. Защитные меры в электроустановках. Классификация защитных мер. Защитное заземление, защита от статического электричества.

Пожарная безопасность. Безопасность эксплуатации герметичных систем, находящихся под давлением.

1**

Лабораторные занятия
















Практические занятия
















Контрольные работы







Тема 1.8.


Содержание учебного материала

2




1

Критерии безопасности. Опасности технических систем. Отказ. Вероятность отказа. Качественный и количественный анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств.

1**

Лабораторные занятия
















Практические занятия
















Контрольные работы







Тема 1.9.


Содержание учебного материала

2




1

Безопасность в ЧС. Классификация ЧС. Управление при ликвидации последствий ЧС. Экономический и экологический аспекты ЧС.

1**

Лабораторные занятия
















Практические занятия
















Контрольные работы







Тема 1.2.


Содержание учебного материала

2




1

Правовые и нормативно - технические основы управления. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Профессиональный отбор операторов технических систем. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

1**

Лабораторные занятия
















Практические занятия
















Контрольные работы







Самостоятельная работа

12




Всего:

32




**Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы учебной дисциплины



3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия аудиторного помещения; лаборатории.
Оборудование аудиторного помещения:

Мультимедийный проектор.
Технические средства обучения:

Программное и коммуникационное обеспечение
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  1. Психрометр Ассмана М-34 (электрический) (1 шт)

  2. Психрометр Августа ВИТ-1 (механический) (2 шт)

  3. Анемометр электронный крыльчатый АП-1 (1 шт)

  4. Анемометр крыльчатый чашечный (механический) (3 шт)

  5. Барометр анероид (2 шт)

  6. Вентилятор (1 шт)

  7. Модель производственного помещения с динамиком, микрофоном и комплектом звукоизолирующих преград (1 комп)

  8. Генератор сигналов (1 шт)

  9. Измеритель шума и вибрации ВШВ-003 (1шт)

  10. Микроманометр ЦАГИ (1 шт)

  11. Пневмометрические трубки (1 шт)

  12. Портативный шумомер ПИ-14 (1 шт)

  13. Люксметр Ю-116 (1шт)

  14. Фотометр ФМ-58 (1шт)

  15. Макет производственного помещения с различными источниками искусственного освещения (1 шт)

  16. Стенд для измерения теплового излучения (бытовой электрокамин, индикаторный блок, стойка с комплектом сменных экранов, измеритель тепловых потоков) (1 шт)

  17. Пылесос бытовой (1 шт)

  18. Лабораторный вибростенд с генератором низкочастотных сигналов и сменными виброзащитными модулями (1 шт)

  19. Лабораторный стенд «Защита от СВЧ излучения БЖ Зм» (печь микроволновая бытовая «Плутон СП-19», комплект защитных экранов, цифровой мультиметр М3900) (1 шт)

  20. Лабораторный стенд «Оценка эффективности действия зануления (1 шт)

  21. Лабораторный стенд «Защитное заземление и зануление БЖ6/2» (1 шт)

  22. Лабораторный стенд «Оценка эффективности действия защитного заземления» (1 шт)


Комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, лабораторный практикум, комплекты тестовых заданий).

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учебник для бакалавров. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 495 с.

2. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: учебникдля вузов. - М.: Высшее образование, 2009. - 367 с.

Дополнительные источники:

3. Алексеев В.С., Иванюков Н.И., Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Дашков и К, 2007. - 240 с.


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины



Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Раздел (тема) учебной дисциплины

Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

1.1.

Безопасность жизнедеятельности




Выполнение

Демонстрация

Определение

Проектирование

Создание

Планирование

Выделение

Получение

Изложение

Решение

Обоснование

Формулирование

Доказательство

Изготовление

Нахождение

Например:

Определение базовых понятий по теме

Формулирование основных принципов по теме

Изложение теоретических основ по разделу

Выполнение лабораторного задания

Зачет

Тест

Результаты переносятся из паспорта программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины.

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

80 ÷ 89

4

Хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

Менее 70

2

Не удовлетворительно

Похожие:

Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы переподготовки специалистов по профессии
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Направление подготовки
«Безопасность жизнедеятельности»: Рабочая программа дисциплины / О. Г. Турлыбекова. – Челябинск: оу во «Южно-Уральский институт управления...
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Конспект лекций лаконично раскрывает содержание и структуру учебной...
Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов очной и заочной форм обучения / сост. В. М. Домашко; Южный федеральный...
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Минтранс россии) федеральное агентство воздушного транспорта (росавиация)...
Безопасность жизнедеятельности: Программа, методические указания по изучению дисциплины и задания на контрольную работу / Университета...
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Паспорт основной профессиональной общеобразовательной программы учебной дисциплины стр
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Безопасность жизнедеятельности учебное пособие
В настоящем учебном пособии впервые рассматривается прикладная направленность дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в сфере...
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины б. 27 Безопасность жизнедеятельности...
Заведующий кафедрой регионального и муниципального управления, к с н., доцент Т. Е. Зерчанинова
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа учебной дисциплины «основы безопасности жизнедеятельности»
Предметно-цикловая комиссия физического воспитании и безопасности жизнедеятельности
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для технического профиля профессионального образования разработана на основе Примерной программы...
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности квалификация (степень) выпускника
Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Источники опасности, детерминизм...
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000...
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Общие методические указания к изучению дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”...
Курс “Безопасность жизнедеятельности” относится к общепрофессиональным (базовым)
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 04 Безопасность жизнедеятельности разработана в соответствии с требованиями
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности 49. 02. 01 «Физическая культура»
Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск