Скачать 1.81 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по проведению мероприятий жизнеобеспечения территории, субъекта Российской Федерации в условиях ограниченного энергоснабжения 2016 год СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Методическое пособие разработано рабочей группой Департамента гражданской защиты совместно с ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ФГБУ ВНИИПО, ФГБОУ ВО АГЗ и ФГБОУ АГПС во исполнение п. 5.1-42/Б1 плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ МЧС России на 2016 год, с учетом опыта ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий на территории субъектов Российской Федерации. При разработке методического пособия использованы законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных природных и техногенных воздействий (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения от 25 декабря 2013 г. №2-4-87-37-14, Методические рекомендации по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации в чрезвычайных ситуациях Протокол №4 от 17 апреля 2015 г., ГОСТ Р 22.3.01-94. Настоящие методическое пособие предназначено для руководителей органов управления и сил РСЧС. Методическое пособие отражает основные положения действующих руководящих документов, наставлений, руководств по организации действий органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, в условиях ограниченного энергоснабжения. Методическое пособие следует использовать с учетом издаваемых нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, особенностей местных условий, сложившейся обстановки. 1 Предупреждение чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением энергоснабжения 1.1 Классификация чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением энергоснабжения Авария в энергосистеме — нарушение нормального режима всей или значительной части энергетической системы, связанное с повреждением оборудования, временным недопустимым ухудшением качества электрической энергии или перерывом в электроснабжении потребителей. Авария в энергосистеме всегда опасна последствиями, однако не каждая авария приводит к чрезвычайным ситуациям регионального и выше уровней. В соответствии с утвержденной Министерством энергетики РФ Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, «авария» — это разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Крупные аварии в энергосистемах часто называют словом «блэкаут», в среде специалистов также используется термин системная авария. Системная авария характеризуется большими масштабами пострадавшей территории и продолжительным сроком восстановления энергосистемы. Такие аварии приводят к чрезвычайным ситуациям, большая часть из которых могут приобрести масштаб региональной, межрегиональной либо федеральной чрезвычайной ситуации, т.е. ситуации, где участие федеральной составляющей МЧС неизбежно. В любом случае авария в ОЭС требует участия ФОИВ – министерства энергетики РФ, функциональной подсистемы РСЧС. Исключение составляют внесистемные объекты, нарушение функционирования которых не распространяется на большие территории и не приводит к ЧС регионального масштаба. В соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Для выявления масштабов возможных ситуаций проведена детализация аварий на объектах энергетики. Цель – прогнозирование событий, приводящих к системной аварии и, соответственно, к масштабным ЧС, требующим проведения мероприятий по жизнеобеспечению населения пострадавших территорий. Аварией в энергосистемах является: взрыв или пожар с обрушением несущих элементов технологических зданий, сооружений энергетического объекта, если они привели к групповому несчастному случаю или несчастному случаю со смертельным исходом; повреждение энергетического котла (водогрейного котла производительностью более 50 Гкал/час) с разрушением, деформацией или смещением элементов каркаса, барабана, главных паропроводов, питательных трубопроводов, если они привели к вынужденному простою котла в ремонте на срок более 25 сут; повреждение турбины, приведшее к повреждению строительных конструкций здания и вынужденному останову на срок более 25 сут; повреждение генератора, приведшее к необходимости полной перемотки статора и вынужденному простою в ремонте на срок более 25 сут; повреждение силового трансформатора, если это привело к вынужденному останову генерирующего оборудования или ограничению потребителей электрической энергии на срок 25 сут. и более; повреждение главного паропровода или питательного трубопровода, если оно привело к несчастному случаю или к ограничению генерирующей мощности электростанции на срок 25 сут. и более; работа энергосистемы или ее части с частотой 49,2 Гц и ниже в течение одного часа и более или суммарной продолжительностью в течение суток; аварийное отключение потребителей суммарной мощностью более 500 МВт или 50% от общего потребления энергосистемой вследствие отключения генерирующих источников, линий электропередачи, разделения системы на части; повреждение магистрального трубопровода тепловой сети в период отопительного сезона, если это привело к перерыву теплоснабжения потребителей на срок 36 ч и более; повреждение гидросооружения, приведшее к нарушению его безопасной эксплуатации и вызвавшее понижение уровня воды в водохранилище (реке) или повышение его в нижнем бьефе за предельно допустимые значения; нарушение режима работы электростанции, вызвавшее увеличение концентрации выбрасываемых в атмосферу вредных веществ на 5 ПДВ и более или сбрасываемых в водные объекты со сточными водами веществ на 3 ПДС и более, продолжительностью более одних суток; нарушение режима работы электрической сети, вызвавшее перерыв электроснабжения города на 24 ч и более. В ходе исследований установлено, что к крупной ЧС, требующей участия ОУ и сил МЧС может привести инцидент в системе энергоснабжения, характеризующийся незначительными по ущербу повреждениями элементов системы, но приводящий к тяжелым последствиям на обслуживаемой территории. Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте (если они не содержат признаков аварии). Признаками инцидента являются: нарушение договорных обязательств по отношению к потребителям из-за полного или частичного прекращения производства и передачи электрической и тепловой энергии; повреждение технологических зданий и сооружений; разделение энергосистемы на части; полный сброс электрической или тепловой нагрузки электростанцией; повреждение оборудования электростанции; повреждение оборудования электрических сетей напряжением 6 кВ и выше; повреждение гидросооружений; повреждение оборудования тепловых сетей; неправильное действие защит и автоматики; отключение оборудования электростанции, электрической подстанции, электрической или тепловой сети, котельной действием автоматических защитных устройств или персоналом из-за недопустимых отклонений технологических параметров; невыполнение АО-энерго оперативно заданных диспетчером ОДУ значений сальдо-перетоков при частоте 49,6 Гц и ниже в течение 1 ч и более с учетом коррекции по частоте; превышение выбросов (сбросов) в окружающую среду вредных веществ по сравнению с предельно установленными значениями; нарушение работы системы дистанционного технологического управления СДТУ, вызвавшее полную потерю связи диспетчера с управляемым объектом на срок более 1 часа. В таких случаях при расследовании причин и обстоятельств технологических нарушений изучаются и оцениваются причины, провоцирующие аварийную ситуацию: действия обслуживающего персонала, соответствие объектов и организации их эксплуатации действующим нормам и правилам; качество и сроки проведения ремонтов, испытаний, профилактических осмотров и контроля состояния оборудования; соблюдение технологической дисциплины при производстве ремонтных работ; своевременность принятия мер по устранению аварийных очагов и дефектов оборудования, выполнение требований распорядительных документов, противоаварийных циркуляров и мероприятий, направленных на повышение надежности оборудования, выполнение предписаний надзорных органов, относящихся к происшедшему технологическому нарушению; качество изготовления оборудования и конструкций, выполнения проектных, строительных, монтажных и наладочных работ; соответствие параметров стихийных явлений (толщины стенки гололеда, скорости ветра и т.п.) величинам, принятым в проекте, и установленным нормам. Классификационными признаками нарушения условий безопасной эксплуатации опасного промышленного объекта являются повреждения: котельного оборудования; турбинного оборудования; вспомогательного тепломеханического оборудования; электротехнического оборудования; подъемно-транспортного оборудования; оборудования газового хозяйства; оборудования, содержащего вредные или опасные вещества; элементов гидротехнических сооружений; зданий и сооружений энергетического объекта. Классификационными признаками организационных причин нарушений являются: ошибочные или неправильные действия оперативного персонала; ошибочные или неправильные действия персонала служб (подразделений) энергопредприятия, энергосистемы; ошибочные или неправильные действия привлеченного персонала; ошибочные или неправильные действия ремонтного и наладочного персонала; ошибочные или неправильные действия руководящего персонала; неудовлетворительное качество производственных или должностных инструкций; несоблюдение сроков, невыполнение в требуемых объемах технического обслуживания оборудования; Классификационными признаками внешних причин нарушений являются: воздействие посторонних лиц и организаций (вторичные факторы аварий на объектах экономики); воздействие стихийных процессов и явлений. Наиболее опасными по прогнозируемым последствиям, а также исходя из анализа статистики ситуаций, являются аварии в энергосистемах в осенне-зимний отопительный период на северных территориях РФ и приравненных к ним по условиям проживания. Особенность реагирования на такие ситуации – очень ограниченный срок ликвидации ЧС. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет классификацию чрезвычайных ситуаций. Оно не рассматривает ситуации по генезису, сложности и трудоемкости ликвидации, а лишь устанавливает деление по масштабам, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на: а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей; б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера; в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей; г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей. Таким образом, в рамках работы, под крупномасштабной чрезвычайной ситуацией подразумевается ЧС, в которой: зона ЧС равняется территории одного субъекта РФ или более и/или количество пострадавших свыше 50 человек и/или размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей. 1.2 Полнота и детализация отражения рисков в планах действий возможных крупномасштабных (федерального, межрегионального, регионального уровня) ЧС, связанных с нарушением энергоснабжения Анализ планов действий органов управления республики Крым и г. Севастополя по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера показал, что подобные ситуации, связанные с нарушением электроснабжения не рассматриваются. В планах представлена информация по несистемным авариям, в основном связанным с отключением трансформаторной подстанции. Для предупреждения подобных чрезвычайных ситуаций, необходимо переработать Методические рекомендации с учетом внесения изменений по следующим вопросам: оценка обстановки при возникновении аварий, связанных с нарушением электроснабжения; учет последствий таких аварий, как общие для всех, так и индивидуальные для каждого региона; оценка устойчивости системы электроснабжения региона; обеспеченность автономными источниками электроснабжения (особенно социально-значимых, потенциально опасных и критически важных объектов), порядок обеспечения их топливом; особенности закупки топлива в режиме ЧС муниципальными образованиями и порядок использования финансовых средств; ремонт автономных источников энергоснабжения; организация взаимодействия с штабом по обеспечению безопасности электроснабжения. Важной особенностью является корректировка структуры Планов гражданской обороны и защиты населения с учетом вышеуказанных предложений. В условиях военного конфликта обстановка во многих регионах РФ может сложиться аналогично ситуации в Крыму. Осложнять ситуацию будут применение противником современных средств поражения, разрушение генерирующих объектов, линий электропередач, объектов ТЭК и другой инфраструктуры, очень низкие температуры окружающей среды в зимнее время. Прогноз возможной ситуации при поражении объектов энергоснабжения должен обязательно рассматриваться в планах ГО по наихудшему варианту (зима) отдельным разделом не только в интересах защиты населения, но и в интересах обеспечения устойчивого управления мероприятиями ГО в ВВ. Кроме того анализ планов и паспортов безопасности, паспортов территорий показал, что расчетно-аналитических задачи по прогнозированию последствий блэкаута отсутствуют. Исследования показали, что наличие инструментов для проведения расчетно-аналитических задач по прогнозированию последствий рассматриваемой ситуации не привело к положительному практическому результату. Проблема в отсутствии исходных данных. Это основная проблема для органов управления, создавшая неопределенности в принятии решений. Анализ сетей исследовательской группой показал аварийный перекос фаз электропотребления. При законном подключении потребителей такая ситуация невозможна. Этот факт говорит об отсутствии мониторинга сетей, отсутствия схем подключения и массового незаконного неконтролируемого подключения к сети общего пользования. Такая проблема есть и в центральном регионе. В такой обстановке сложно использовать расчетно-аналитические задачи прогноза. В настоящее время все основные документы планирования должны удовлетворять трем основным требованиям: реальность, целеустремленность, конкретность. Использование при формировании планов и паспортов расчетно-аналитических задач в перспективе позволит выполнить эти требования и позволит реально пользоваться Планами при ликвидации ЧС. Анализ необходимости унификации различных планов в области безопасности В интересах обеспечения безопасности на разных уровнях управления формируются плановые документы, существенно дублирующие информацию. Эффективность этих документов пропорциональна качеству и реалистичности их содержания. Различными ведомствами требуются ряд сложных для исполнения планов и информационных документов, например: -план действий по предупреждению и ликвидации ЧС; -декларация промышленной безопасности (для опасных производственных объектов); -декларация пожарной безопасности; -план локализации и ликвидации аварии (требуемый Ростехнадзором); -план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий; -план локализации и ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов; -паспорт безопасности объекта; -план гражданской обороны с приложениями; -производственно-технический паспорт предприятия с ситуационным планом; -радиационно-гигиенический паспорт предприятия; -паспорт антитеррористической защищенности; - годовые планы работы координационных органов управления и др. Необходимость унификации этих документов назрела давно. Однако, попытки МЧС России сделать единый универсальный документ пока не имеют практического результата. Причины: различные ведомственные подходы; сложность согласования с большим количеством федеральных и муниципальных органов, как структуры документов, так и самого документа; недостаточное межведомственное взаимодействие в рамках РСЧС; отсутствие на местах средств на качественную разработку документов. В рассматриваемом случае блэкаута планы действий территориальной подсистемы РСЧС существенной роли не играли. Исключение составляют планы действий системных операторов (определенные Минтопэнерго), цель реализации которых – предупреждение системных аварий на генерирующих объектах в связи с резким изменением режима работы энергосистемы и ограничение мощности потребления электроэнергии. Совет Министров Республики Крым действовал «с чистого листа». Важнейшее свойство механизма планирования действий не было использовано т.к. планами действий такая ситуация не была предусмотрена. Возможно решение на основе формирования единой автоматизированной системы формирования документов по безопасности, включающей единые подходы представления данных (характеристик) субъектов безопасности. Например, получила положительный опыт автоматизированная система разработки декларации безопасности опасного производственного объекта. Автоматизация планирования позволяет избежать ошибок при планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС недостаточно квалифицированным специалистом, обеспечить единство подходов и сделать итоговый документ универсальным. 2 Особенности ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением энергоснабжения 2.1 Особенности развития крупномасштабных (федерального, межрегионального, регионального уровня) ЧС, связанных с авариями на энергосетях Развитие крупномасштабных ЧС, связанных с авариями на энергосетях в отличие от других ситуаций имеет свою специфику, зависящую от времени года. Ниже представлена схема развития событий для летнего периода и для осенне-зимнего отопительного периода (рис. А.1). В связи с тем, что на территории РФ нет климатических зон, где нет необходимости отопления жилища в зимний период, двойственный сценарий развития событий при ЧС, связанных с авариями в энергосистеме характерен для любого региона РФ. Наиболее существенно потеря энергоснабжения (электроснабжения) в регионе сказывается на элементах техносферы: топливно-энергетическом комплексе, промышленном производстве; транспортной инфраструктуре, селитебной территории городских поселений, сфере массовых коммуникаций, связи и оповещении, торговли и финансово-банковской системах. Негативные последствия потери электроснабжения в ЧС в представленных элементах взаимозависимы и имеют кумулятивные свойства, усиливающие объем ущерба и приводящие к эффекту «домино». Действия ОУ РСЧС в такой ситуации изменяют общую картину, предупреждая худшие последствия. Для полноты анализа следует выделить события, которые могут произойти без противодействия складывающейся ситуации системой РСЧС. Рисунок А.1 - Наиболее важные и уязвимые элементы инфраструктуры поселений Далее представлены выводы из оценки последствий внезапного аварийного отключения (сброса) электроэнергии в крупных городах. Объекты управления Анализ работы органов управления территорий в ЧС показал абсолютную уязвимость, неустойчивость системного управления в условиях отсутствия централизованного энергоснабжения. ЦУКСЫ региональных центов МЧС России и ГУ МЧС по субъектам РФ, НЦУКС даже при использовании резервных систем электроснабжения не смогут полноценно передавать и принимать информацию. Сеть, посредством которой информация передается из региона, использует энергию общей сети региональной энергетической системы. Таким образом, оперативность, эффективность управления в системе РСЧС на повседневно используемых средствах будет утрачена частично, либо полностью и будет зависеть от степени восстановления системных функций энергосети. Используемые в системе управления в качестве исходных данных паспорта безопасности территорий не содержат достаточной информации для принятия решений ОИВ СРФ, ОУ МЧС России по планированию действий жизнеобеспечения населения при аварийных отключениях энергосистем. Необходима характеристика СРФ по достаточности энергоресурсов собственной генерации, перетоков из ЕЭС, способности генерирующих объектов работать внесистемно, а распределительным сетям – возможность организации веерных отключений. Установлено, что в плановых документах территориальных подсистем РСЧС не рассматриваются вопросы организации оповещения ОУ, организации действий ОУ при отсутствии энергоснабжения. В материалах штаба по обеспечению безопасности электроснабжения КФО, например, нет информации по оповещению членов этого штаба в рассматриваемых здесь условиях. Системы массовых коммуникаций, связи, информирования и оповещения В условиях массовых отключений система оповещения населения не может работать устойчиво. Особую опасность представляет угроза отключения системы вызова «112». В этом случае теряется оперативная связь с населением, ограничивается контроль состояния (мониторинг состояния) территории. Эффективными для информирования населения, но немногочисленными являются в этом случае автономные мобильные комплексы ОКСИОН. Наиболее опасно отсутствие связи системного оператора ОЭС, ОДУ и объектов (субъектов управления) энергосистемы. Восстановление энергосистемы без связи системных операторов невозможно. Топливно-энергетический комплекс. Рисунок А.2 - Структура потребления электроэнергии в субъекте федерации (в качестве примера - Мурманская область) Из диаграммы на рис. А.2 видно, что в большей степени пострадают те отрасли хозяйственной деятельности, где доля потребления электроэнергии максимальна. Потеря электроснабжения объектов ТЭК приводит, соответственно, к потере контроля состояния безопасности опасных производственных объектов отрасли. В этом случае автоматически запускаются резервные источники энергоснабжения, обеспечивающие штатную работу, либо безаварийную остановку производств. Там, где систем защиты нет - возможны аварийные ситуации, приводящие к остановке производства и возможным пожарам, взрывам, выбросам ОХВ. Собственное потребление электроэнергии объектами генерации составляет – от 6 до 8,5 % от регионального. Потребление электроэнергии остальными объектами ТЭК составляет – 9-12%. Значительные потери электроэнергии в электросетях – до14% от общей генерации региона. Автоматика котельных при отсутствии электроснабжения перекроет подачу газа. Котлы будут расхоложены и, при отсутствии активных мер, выйдут из строя вместе с системой подачи теплоносителя. Режимные объекты ТЭК смогут перейти временно на резервные источники энергоснабжения. Однако запаса второго вида топлива (дизельное топливо, мазут, печное топливо) хватит на 10-12 дней. Работа автономных генераторов в течение этого времени потребует мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту. Отсутствие электроэнергии в регионе может привести к прекращению подачи газа. В этом случае остановятся генерирующие электроэнергию внесистемные источники, работающие на этом виде топлива. Использование резервных видов топлива (топочный мазут, уголь), имеющиеся на таких объектах осложняется потерей контроля состояния безопасности производственных систем из-за отключения этих систем. Комплекс факторов приведет к ограничению отпуска нефтепродуктов. Этому будут способствовать не только физические ограничения, но и сложность взаиморасчетов из-за приостановки финансово-банковской деятельности. Промышленная территория городских поселений в зоне ЧС Промышленные предприятия – основные потребители электроэнергии. Доля потребления электроэнергии промышленных предприятий составляет в среднем от 34 - до 55%, от общего потребления региона. Это в первую очередь обрабатывающие производства и горно-добывающие организации. Поэтому в большинстве случаев при крупной аварии промышленный сектор отключается первым. Внезапное отключение электроэнергии однозначно приводит к прямому (возможные аварии и инциденты на производстве) и косвенному ущербу (недополучение) прибыли остановленного производства, необходимость выплат работникам за вынужденный простой и пр. обязательств. |
Предмет настоящего конкурса выполнение работ по ремонту электрооборудования... Предельная стоимость за ремонт электрооборудования систем энергоснабжения, кондиционирования воздуха и жизнеобеспечения одного пассажирского... |
Методическое пособие по вопросам организации и проведения контроля... Контроль выполнения мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в результате проверки |
||
Методическое пособие по вопросам организации и проведения контроля... Контроль выполнения мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в результате проверки |
Обобщение практики осуществления государственного контроля за соблюдением... В 2016 году работа по проведению проверок соблюдения законодательства об архивном деле в Российской Федерации была организована в... |
||
Учебно-методическое пособие Елабуга 2016 ббк 74. 58 Учебно-методическое... Методическое пособие предназначено для студентов 1 курса высших учебных заведений неязыковых специальностей |
Методическое пособие семинар конференция «Особенности диагностики... Методическое пособие составлено в соответствии с профессиональным модулем и календарно-тематическим планом |
||
Методическое пособие по вопросам организации и проведения контроля... Контроль выполнения мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в результате проверки |
«утверждаю» Директор Федерации бокса России Председатель кфкиС Общероссийской общественной организации «Федерация бокса России» от 29 августа 2014 года, в соответствии с Единым календарным планом... |
||
Методическое пособие по защите от опасных химических веществ, используемых... Методическое пособие предназначено для использования в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным... |
Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006 Учебно-методическое пособие предназначено инструкторам детско-юношеского и спортивного туризма с целью повышения уровня знаний и... |
||
Методическое пособие по сопряжению комплексов технических средств... Методическое пособие предназначено для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,... |
Министерство финансов российской федерации письмо от 14 апреля 2017 г. N 21-02-08/22523 Типовой формой соглашения о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, утвержденной приказом... |
||
Методическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы... Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений |
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и отработки мануальных навыков сестринской практики в условиях... |
||
Методическое пособие Самара, 2011 Методическое пособие обсуждено... Методическое пособие «Оформление делового письма» для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений |
Министерства здравоохранения Российской Федерации Основы здорового... Г. А. Александрович, зав кафедрой эндокринологии, детской эндокринологии и диабетологии Стгму, к м н., доцент |
Поиск |