Скачать 4.82 Mb.
|
Н.Н. Евсюков Вселенная, жизнь, сознание, общество (Современная картина человеческого знания) Харьков – 2010 Аннотация В книге на научно-популярном уровне представлена современная научная парадигма, которая приходит на смену механистической парадигме, разработанной более 300 лет назад Ньютоном и Декартом и позиции которой в обыденном сознании людей все еще довольно сильны. На основе новой парадигмы, разработанной трудами множества ученых, представлен единый взгляд на природу Реальности, которую условно можно разделить на неживую материю (Вселенную), жизнь, сознание и общество. Представлены основные физические теории, которые описывают структуру и процессы во Вселенной. Особое внимание уделено разработанной И. Пригожиным и другими теории самоорганизации материи. В сложных системах вдали от термодинамического равновесия под действием потоков энергии и вещества формируются структуры, способные эволюционировать и достигать любой степени сложности. Все живое и многие динамические структуры неживой природы являются результатом самоорганизации. Ранее считалось, да и сейчас поддерживается креационистами, что подобные структуры могут формироваться только под управлением Разума, откуда и возникла идея Мирового Разума. Прояснился и вопрос о феномене времени. Нелокальные квантовые системы в суперпозиционном или запутанном состоянии не имеют временных и пространственных характеристик, общих с нашим временем и пространством, хотя сохраняют эти характеристики как внутренние степени свободы и в них продолжают протекать различные процессы. При декогеренции локальное время таких систем объединяется с нашим временем, и система появляется в нашем мире – одновременно и вся целиком независимо от ее размеров и в том состоянии, которое сложилось к моменту декогеренции. Для всех локальных природных систем характерны необратимые процессы и однонаправленное время – «стрела времени». Теории, описывающие простые динамические системы и пренебрегающие необратимыми процессами, оперируют обратимым временем, что характерно для динамики Ньютона и полуклассического описания квантовых состояний при помощи волновой функции Шредингера. Эволюция живых систем привела к наиболее сложному процессу во Вселенной – человеческому сознанию. Пониманию этого процесса посвящены многие труды ученых и на протяжении тысячелетий – мистические практики. Этот феномен в книге описан с различных позиций и его понимание требует их объединения. Рассмотрена и возможность управления своим сознанием и тем самым обстоятельствами своей жизни. В последней части книги рассмотрены процессы, происходящие в обществе в современный период перехода к информационному обществу. Книга доступна для понимания любому человеку, знакомому с общеупотребительными научными терминами. Полезна она и профессиональному ученому, работающему в какой-то узкой отрасли науки и обычно имеющему смутное и устаревшее представление обо всем корпусе человеческих знаний. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ЧАСТЬ I. ВСЕЛЕННАЯ (НЕЖИВАЯ ПРИРОДА) Глава 1. Ньютоно-картезианская парадигма в различных отраслях научного знания. Обратимое время в динамике и стрела времени в жизни. Глава 2. Необратимые процессы в явлениях переноса. Термодинамика. Закон возрастания энтропии. Неудачная попытка Больцмана ввести текущее время в динамику. Глава 3. Новая физика. 3.1. Специальная и общая теории относительности Эйнштейна. Геометрия пространства-времени. 3.2. Квантовая механика. Дуализм волна-частица. Суперпозиция состояний. Уравнение Шредингера. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Обратимое время в квантовой динамике и стрела времени в жизни. 3.3. Запутанные состояния. Декогеренция. Проблема измерений. Практическое использование запутанных квантовых состояний – телепортация состояний, системы криптографии, квантовый компьютер. Различные интерпретации квантовой физики. Декогеренция и сознание по Менскому. Опыты Аспекта. Квантовое поведение макросистем. Элементарные частицы. Глава 4. Диссипативные нелинейные системы Пригожина – Ньютона 20 - го века. 4.1. Самоорганизующиеся системы. Точки бифуркации. Память диссипативных систем. Эмергентные свойства. Синергетика и теория катастроф. 4.2. Брюссельская (Пригожина) интерпретация квантовой механики. Сложные (большие) системы Пуанкаре. Теория ансамблей Гиббса и Эйнштейна. Введение стрелы времени в ньютоновскую и квантовую механики. 4.3. Фрактальная геометрия природы. Дробные размерности. Аттракторы в задачах динамики. Глава 5. «Дао физики» Капры. Рациональный и интуитивный способ познания. Глава 6. Теория суперобъединения. Теория суперструн. Браны различных размерностей. Глава 7. Строение и эволюция Вселенной. 7.1. Структура Вселенной. Вещество, темная материя и темная энергия. Вакуум и физический вакуум. Непрерывность и дискретность. Уравнения состояния физического вакуума. Флуктуации, способные вызвать инфляцию – сверхбыстрое экспоненциальное расширение пространства. 7.2. Стадия инфляции Вселенной в период (10-43 - 10-35) с (Большой Взрыв). Возникновение Гигавселенной. Плоский (с нулевой кривизной) и почти однородный мир. X – бозоны. 7.3. Фазовый переход в вакуумоподобной среде и выход процесса расширения на фридмановскую стадию. Формирование мировых констант. Процессы самоорганизации по Пригожину. Критические фазы в расширении пространства в первые три минуты. Первичный нуклеосинтез. Исходный химический состав Вселенной. 7.4. Появление нейтрального газа – водородно-гелиевой смеси. Реликтовое излучение. Первичные флуктуации плотности. Возникновение звезд и иерархии звездных систем. 7.5. Гравитационное замедление расширяющегося вещества (модели Фридмана). Движение горизонта событий. Расширение пространства. Изменение масштабного фактора (по отношению к пространству, но не к квантовым объектам). 7.6. Заключительная вторая инфляция в расширении Вселенной. Большой Разрыв. Наша Вселенная после второй инфляции. Осталось лишь наше скопление галактик. Распад протонов и окончательная гибель неравновесной структуры Вселенной. Гипотеза Линде о множестве инфляций и Вселенных в Гигамире. Фантазии на тему антропного принципа. 7.7. Что реально мы наблюдаем в современной Вселенной? Слои Вселенной разного возраста, растянутые на современный масштаб Вселенной. ЧАСТЬ II. ЖИЗНЬ Глава 8. Возникновение жизни. 8.1. Научные фантазии атеистов о случайном возникновении ДНК и первой живой клетки. Религиозные верования креационистов о формировании жизни (и Вселенной) Мировым Разумом. 8.2. Сетевая структура живой клетки, как основного элемента живой материи. Управление работой клетки. Определение жизни как сети автопоэзиса. 8.3. Компоненты клетки. Генетическая информация. Структура ДНК и РНК. Генетический код. Гены. Элементная база жизни. Молекулярные алфавиты. Геном животных и человека. «Подвижная» генетика. 8.4. Пребиотическая эволюция. Эволюция по Пригожину самоорганизующихся сетей химических каталитических реакций. Возникновение мембран. Сети каталитических реакций. Протоклетки. РНК - мир. Эволюция протоклеток. Появление ДНК. Изменение функций РНК. Появление живой клетки и ее победа в борьбе за существование. Глава 9. Эволюция безъядерных клеток – бактерий. Направления эволюции – мутации, генный обмен, симбиоз. Проблема водорода. Первый кризис и переход к расщеплению молекул воды. Изобретение фотосинтеза. Выделение ядовитого кислорода и кислородный кризис. Изобретение дыхания – использования кислорода. Теория живой Геи. Глава 10. Формирование ядерных клеток. Симбиоз бактерий. Объединение клеток в структуру большой ядерной клетки. Появление многоклеточных организмов на основе симбиоза клеток. Коллективные амебы. Экспериментальное подтверждение модели Пригожина по химическому управлению формообразованием живых организмов. Глава 11. Эволюция растений и животных. Выход организмов на сушу и регуляция содержания кальция. Возникновение позвоночных и насекомых. Глобальные точки бифуркации (кризисы) и одновременное появление множества новых видов. Факторы эволюции организмов. Глава 12. Эволюция человекообразных обезьян к человеку разумному. Недоразвитость человеческих детенышей и необходимость в поддержке семьи. Развитие мозга и языка. Разные виды людей. Миграция из Африки в Азию и Европу, позже – в Америку. Глава 13. Генетический детерминизм и эпигенетическая сеть. Опасности современных манипуляций с генами. Генная инженерия. Генетически модифицированные продукты. Клонирование. ЧАСТЬ III. РАЗУМ, СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ Глава 14. Разум, как процесс познания, обучения, тождественный процессу самой жизни. Теория познания Сантьяго Матураны и Варелы. Первичное сознание и самосознание. Глава 15. Сознание и мозг. Социальный аспект сознания. Происхождение человеческого языка. Глава 16. Замена восприятия реальности восприятием ее моделей. Нейро-Лингвистическое программирование (НЛП). Карта территории не есть сама территория. Глава 17. Индивидуальный опыт сознания, полученный в раннем детстве и зафиксированный в бессознательном. Импринты и кондиционирование. Исследование расширенных состояний сознания Станисловом Грофом, Тимоти Лири и др. Глава 18. Многомерность психики: картография внутреннего пространства бессознательного. Мистико-религиозные учения. Глава 19. Основные идеи западного (мексиканского) шаманизма. Карлос Кастанеда и нагуализм. Безупречность. Глава 20. Системы самосовершенствования и оздоровления человека. Возможности управления сознанием и через него жизненными обстоятельствами. ЧАСТЬ IV. ОБЩЕСТВО Глава 21. Общественная реальность. Системное понимание социальных феноменов. Информационные технологии меняют мир. Нетократия. Глава 22. Сети глобального капитализма. Экологическое воздействие. Трансформация власти. Трансформация культуры. Глава 23. Организации в бизнесе. Компании живые и экономические. Знания и талант как главный ресурс экономики. Глава 24. Человек как работник и как потребитель в сетевом обществе. Системы образования. Общество мечты. Глава 25. Технологии 21-го века – информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии. Человеческие ценности. Глава 26. Перспективы развития цивилизации. Принципы экологии. Экологическая устойчивость и экодизайн. Заключение. Литература. «Мы сейчас так много знаем о мире, что представляется невероятным, что спустя каких-нибудь 100 лет наши представления о мире покажутся нашим потомкам и неполными и во многом ошибочными. Но именно так, по всей видимости, и будет!» К. Иванков «Нефизические причины кризиса фундаментальной физики» Предисловие Информационные технологии 20-го века и вызванная ими глобализация экономики и культуры навсегда изменили стиль нашей жизни. Мы больше не привязаны географически к какой-то местности и к локальному обществу – мы теперь граждане мира. Тысячи телевизионных каналов, безбрежное море Интернета и мобильная связь создали для нас новую виртуальную реальность – вся Земля доступна нам для наблюдения и общения. Мы можем найти на планете приверженцев наших даже экзотических взглядов и вместе с ними сформировать виртуальное племя. Чтобы преуспевать в жизни, нам нужно быть профессионалами в какой-то области деятельности. И мы ими становимся, получая глубокие, но очень узкие специальные знания. Нам скучно читать книги и системное и систематическое образование нас не привлекает, разве что для получения официального документа. Интернет позволяет обсудить любую проблему, мы можем задать любой вопрос и получить на него ответ, точнее тысячи ответов и это нас не удовлетворяет. Мы ощущаем себя вечными, и нам трудно представить, что всего лишь на космический миг в результате невероятно длинной цепи событий кучка земных атомов сформировала наше тело и дала нам восхитительное ощущение нашего «Я». Во Вселенной нет ничего древнее этих атомов. Водород сформировался при рождении Вселенной около 14 миллиардов лет назад, более тяжелые атомы образовались несколько позже в термоядерных процессах в недрах массивных звезд и при их взрывах были выброшены в космическое пространство. Почти 5 миллиардов лет назад из этого вещества сформировалось Солнце и планеты и уже более четырех миллиардов лет возникшая на Земле жизнь передает эту эстафету от поколения к поколению. И мы передадим ее следующим поколениям. И это не вызывает грусти, разве что за тех, которым не суждено испытать ощущение жизни. Несмотря на быстрый ритм нашей жизни, иногда хочется остановиться, оглянуться вокруг и спросить: «Где мы, кто мы, откуда пришли и куда идем?». Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны представить структуру Вселенной, в которой мы находимся, и те законы, которые управляют ее развитием; рассмотреть происхождение жизни на Земле и ее эволюцию, которая привела к появлению нашего вида; обсудить самый сложный процесс во Вселенной – наше сознание и возможность управлять им, тем самым влияя на обстоятельства нашей жизни; и, наконец, поговорить о земной цивилизации, о ее проблемах и путях развития. В наиболее обобщенном виде современные ответы на поставленные вопросы я нашел в многочисленных книгах Фритьофа Капры. Этот физик–теоретик поставил перед собой задачу сформулировать новую научную парадигму, общую для самых разных наук. В своей первой книге «Дао физики» он продемонстрировал параллели во взглядах на реальность создателей квантовой физики и мистиков. Эту его работу поддержали многие ученые мирового уровня, в том числе и Вернер Гейзенберг. В последующих книгах Ф. Капры рассмотрены другие феномены реальности – жизнь, сознание и человеческое общество. Эти книги являются научными и не очень простыми для понимания. Значительная часть предлагаемой книги посвящена новым законам природы, сформулированным Ильей Пригожиным около 40 лет назад, но очень медленно проникающим в общественное сознание. И. Пригожина вполне заслуженно называют Ньютоном 20-го века. Суть этих законов заключается в том, что сложные открытые системы, находящиеся в сильно неравновесном состоянии, под воздействием потоков энергии и вещества способны формировать устойчивые самоорганизующиеся структуры любой степени сложности. Удивительно, но эти законы применимы не только к экзотическим масштабам микро и мегамира, но и к макромиру, в котором мы живем. К таким системам относится все живое и преобладающее большинство сложных систем неживой природы. При изменении потоков энергии и вещества такие структуры временами оказываются в неустойчивом состоянии, когда незначительные флуктуации внешних факторов могут непредсказуемым случайным образом перевести структуру в новое устойчивое состояние, причем в одно из возможных и еще более сложное. Такие неустойчивые состояния называют точками бифуркации. Тем самым в мир естественным образом была введена эволюция и однонаправленное течение времени. Книги Пригожина даже философского плана требуют для чтения солидной физико-математической подготовки. При рассмотрении проблемы сознания научные взгляды психологов были дополнены воззрениями различных мистических течений и систем самосовершенствования. Мой первоначальный скепсис по отношению к мистике через некоторое время сменился уважением и удивлением – практически без использования технических средств, просто наблюдая собственное сознание, мистики узнали о сознании очень много. Современные науки о сознании используют этот опыт. Интересно, что мистиков трудно назвать религиозными и официальные религии обычно отлучают от церкви свои мистические течения, хотя, вероятно, те и были первоисточником самих религий. Преподавая на протяжении десятков лет Общую астрофизику, предметом исследования которой является вся Вселенная, было естественным дополнить известные мне сведения другими ответами на поставленные выше вопросы. Собранная информация была настолько интересной, что хотелось поделиться ею с окружающими. В то же время, знание человеческой психики говорило, что сделать это чрезвычайно сложно. Даже в критических ситуациях передать человеку чужой опыт, связанный с сознанием, почти невозможно. Здесь же речь могла идти скорее о праздном любопытстве. Осторожные беседы с людьми науки даже на темы, связанные с их специальностью, обычно не вызывали интереса, либо вызывали протест – «у меня сложилась такая ясная картина мира и не нужно ее портить». Посещение в Интернете форумов по кругу затронутых проблем говорило, что участники зачастую оперируют научными сведениями 40-летней давности. Книги ученых, работающих в каких-то отраслях науки, практически недоступны не только широкой аудитории, но и ученым из других отраслей знания. Сравнительно редко ученые снисходят до популяризации своей науки, но это все равно не позволяет увидеть общую картину знаний. Чтобы привлечь внимание и не отпугнуть формулами и сложными рассуждениями современного читателя, книга должна удовлетворять ряду критериев. Она должна быть научно-популярной, что позволяет отказаться от строгости научных доказательств и последовательной логики; изложение должно быть предельно простым, но без потери смысла, доступным любому человеку, знакомому с общеупотребительными научными терминами. Книга не должна быть слишком большой, чтобы в конце еще помнить о том, что было в начале. И книга должна быть интересной, чтобы была надежда дойти до конца. Удалось ли это – судить читателям. И все же книга не проста для понимания, поскольку в ней приведены сведения из самых разных отраслей знания – естественнонаучных, гуманитарных, общественных и магических. С точки зрения любой отрасли, приведенные о ней сведения просты, но человеку, не знакомому с базовыми понятиями конкретной науки, сведения покажутся сложными либо вообще не будут восприниматься, подобно тексту на незнакомом языке. Чтобы ощутить единство знания, как и самой Реальности, и не видеть в знании набор независимых дисциплин, читателю предстоит преодолеть эту трудность. С одной стороны, привлечь читателя к такой книге может только любопытство и стремление получить ответы на приведенные выше вопросы. С другой стороны, сведения, приведенные в разделе о сознании, настолько важны, что знакомить с ними следовало бы людей с младенческого возраста. Возможность управлять своим сознанием, а это – вовсе не фантазия, может изменить судьбу человека и вместо непрерывной борьбы с наваливающимися на него жизненными обстоятельствами он приобретет здоровье и жизнь, полную гармонии с социальным окружением и природой. Основные концепции, многие сведения и тексты взяты из книг Ф. Капры и И. Пригожина. Где была такая возможность, сведения обновлены. Остальные сведения получены из множества книг и статей. Современное состояние квантовой теории наиболее полно и доступно для непрофессионалов изложено в книге С. Доронина «Квантовая магия». Список литературы невелик и отмечает лишь те вехи, через которые можно выйти на более детальное рассмотрение вопросов. Естественно, в книге нет ответа на вопрос о первичности материи или сознания. Каждый дает ответ на этот вопрос сам. Автор придерживается материалистической позиции, тем более, что после работ И. Пригожина о процессах самоорганизации материи эта позиция, как никогда, сильна. Хотя многие детали формирования материи, пространства и времени из вакуума (чистого квантового состояния Универсума) постепенно проясняются, о самом вакууме известно пока мало. Парадоксально, но материалисту приходится признать, что материя вторична, но не по отношению к сознанию, а по отношению к нелокальной квантовой Реальности, которую можно отождествить с вакуумом и которая принципиально не наблюдаема. Ей можно приписать лишь наличие квантовой информации (или энтропии). Эта информация не имеет смыслового контекста и соответствует некоторой физической величине, которая изменяется при изменении состояния системы. Наш материальный мир составляет лишь незначительную часть этой квантовой Реальности. Следует подчеркнуть, что книга не дает конкретных знаний и рекомендаций. Она рассказывает о знаниях, их единстве и согласованности и очень советует самостоятельно добывать и использовать нужные конкретные знания и рекомендации. Прилагаемый список литературы позволит лишь выйти в начало пути. ЧАСТЬ I ВСЕЛЕННАЯ (НЕЖИВАЯ ПРИРОДА) Глава 1. Ньютоно - картезианская парадигма в различных отраслях научного знания. Обратимое время в динамике и стрела времени в жизни. Парадигму можно определить как набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного научного сообщества. Из-за чрезвычайной сложности реальности при решении какой-либо проблемы ученый вынужден отбирать весьма ограниченный круг факторов, которые существенны для проблемы, и отбрасывать остальные факторы, как несущественные. Этот выбор и направляется ведущей парадигмой данного времени. Со временем эти несущественные факторы могут оказаться настолько важными, что в корне изменят саму парадигму. Всякая парадигма содержит некоторый набор априорных убеждений, фундаментальных установок и ответов на вопрос о природе реальности и человеческого знания. Это накладывает ограничения на область применимости парадигмы, но эти границы могут быть определены только с позиций парадигмы более высокого порядка. Принятая парадигма становится обязательной точкой зрения, четко разграничивает, что возможно и что невозможно в реальности. При этом обычно забывают о том, что парадигма является лишь картой, моделью реальности, а не самой реальностью. Старая парадигма начала формироваться трудами Галилея, но окончательно сформулирована в конце 17-го века физиком Исааком Ньютоном и дополнена философом Рене Декартом. Согласно ей мир представляет собой бесконечное трехмерное эвклидово пространство, в котором равномерно течет время, выступающее в качестве удобного физического параметра. В этом абсолютном пространстве и времени, как на сцене, размещены объекты и происходят события. Объекты состоят из атомов – небольших ненаблюдаемых твердых шариков, которые при столкновении взаимодействуют подобно бильярдным шарам. Движение объектов определяется силами и подчиняется трем законам механики. Это движение происходит по траекториям, которые можно бесконечно продолжать, как в прошлое, так и в будущее. Одна из сил задана Ньютоном в явном виде – в виде закона всемирного тяготения и она прекрасно описывает движение небесных тел в Солнечной системе и существование тяготения на Земле. Вещество небесных тел держит вместе сила тяготения. Вопрос о том, что держит вместе атомы твердых тел и жидкостей, игнорируется, тем более, что механистический подход позволяет описать многие свойства твердых тел, жидкостей и газов. Были введены специализированные силы – упругости, трения, сопротивления и др. Позже по примеру физики начали вводить экзотические силы и другие науки – в химии – силу химического сродства, в биологии – жизненную силу и т.п. Благодаря этой парадигме достигнуты впечатляющие успехи в развитии науки и технологии в 18-ом, 19-ом и, в значительной мере, в 20-ом столетии. Вклад Рене Декарта заключается, прежде всего, в том, что он разделил материю и сознание (или дух). Следствием этого стало убеждение, что материальный мир можно описать объективно без влияния человека – наблюдателя, которому присущи многие заблуждения и иллюзии, главная из которых – необратимость времени. Декарт создал метод аналитического мышления: суть метода состояла в том, чтобы разбить сложный феномен на части и понять поведение целого на основе свойств этих частей. Декарт обосновывал свое мировоззрение на фундаментальном разделении двух независимых и изолированных миров — разума и материи. Материальная вселенная, включая живые организмы, виделась Декарту машиной, которая в принципе может быть понята полностью посредством анализа ее мельчайших частей. Итоговым образом Вселенная предстала в виде гигантского полностью детерминированного часового механизма, который был когда-то сотворен и запущен Богом, но дальше его движение управляется лишь установленными законами механики. Если бы удалось в некий момент времени зафиксировать точные координаты и импульсы (произведение массы на скорость) всех частиц (атомов) Вселенной (такую возможность называют демоном Лапласа), можно было бы рассчитать все прошлое и все будущее Вселенной и любой самой малой ее части. Эта возможность вытекает из симметрии законов динамики относительно времени – замена хода времени на противоположное направление не меняет законы, и они так же детально описывают траекторию движения тела в прошлом, как и в будущем. То, что в окружающем мире мы постоянно видим необратимый ход времени, считалось присущим лишь человеческому сознанию, склонному к иллюзиям. Еще одним очень важным аспектом парадигмы представляется то, что только количественные характеристики являются предметом науки. Качественные свойства считаются не научными, а, часто, и не реальными. Вследствие этого многим областям человеческого знания довольно сложно было получить статус науки. Поначалу это дало мощный позитивный импульс научному прогрессу в таких науках, как биология, медицина, психология, психиатрия, антропология, социология, экономика. Однако по мере развития наук механистический подход к системам, связанным с жизнью, превратился в тормоз, а в настоящее время просто противоречит здравому смыслу. Приведу несколько примеров из книг Ф. Капры и С. Грофа. В биологии совершенно фантастическая идея о возникновении первой живой клетки в результате случайного набора химических реакций все еще считается научной. В то же время вероятность такого процесса несравненно ниже вероятности того, что смерч, пронесшийся над свалкой авиационной техники, соберет новенький авиалайнер. В медицине представление человека в виде набора органов и лечение отдельного органа путем избавления от каких-то симптомов Ф. Капра сравнивает с действиями водителя, перед которым вспыхнул сигнал о том, что топливо заканчивается. Подобно медикам, водитель срочно ищет провод к сигналу, отсоединяет его и дальше едет спокойно. В психиатрии ньютоно-картезианский взгляд на мир рассматривается в качестве единственно верного описания реальности. Все остальное квалифицируется традиционной психиатрией как психические нарушения. В экономике идея о неограниченном экономическом росте цивилизации путем увеличения ВВП (внутреннего валового продукта) без учета воздействия на экологию приводит к разбалансировке не только локальных экосистем, но и экосистемы всей Земли. Последствия такого воздействия непредсказуемы. Кроме гибели экосистем нельзя исключить и их ответную реакцию. А о возможностях экосистемы Земли говорит хотя бы состав земной атмосферы – для планеты без жизни он просто невозможен. Альтернативные подходы к указанным проблемам существуют в рамках новой формирующейся парадигмы, и о них речь пойдет ниже. |
Джордж харрисон История «The Beatles» — без всяких сомнений, группы №1 в мировой поп- и рок-музыке — это прежде всего история четырех простых ливерпульских... |
«Центр психолого-медико-социального сопровождения №5 «Сознание» Краевых педагогических чтений Организация переходного периода для детей с овз старшего дошкольного возраста при интеграции в массовое образовательное учреждение... |
||
Евсюков С. Г., Петров А. Г. Состояние и перспективы развития корпоративного... Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г., Петров А. Г. Состояние и перспективы развития корпоративного сектора российской экономики / Препринт... |
В. М. Жуков Глава Механизмы в популяционной генетике Вселенная – это цепь или лестница, спускающаяся от подножья божественного трона на небе до ничтожнейшего творения на земле |
||
Суры и Асуры в Традиции И бог даст вам жизнь долгую на Земле, чтоб вы могли иметь жизнь вечную в Царстве Небесном |
Введение 6 Все виды человеческой деятельности и вся жизнь в обществе сопряжена с риском потерять жизнь, здоровье и имущество, вследствие изменения... |
||
Статья в сборнике 12-го Всероссийского августовского интернет- педсовета... Повышение мотивации обучения технологии путём применения исследовательских методов коллективного и индивидуального творчества в проектной... |
Книга учёта жизни Жизнь она всегда проще, циничнее и жёстче, чем кисельные берега мягких виртуальных форумов. Читайте жизнь отсюда, с матом, с желчью,... |
||
Разговоры на общие темы, Вопросы по библиотеке, Обсуждение прочитанных Из этого желтого золота сможешь сделать сосуды для еды и питья. И тем продлишь свою жизнь. Продлив же свою жизнь, сподобишься увидеть... |
Жизнь и учение старцев путь к совершенной жизни Оп в кн.: Смолич И. Русское монашество. 988-1917. Жизнь и учение старцев. М.: Православная энциклопедия, 1997. Приложение к "Истории... |
||
Концепции современного естествознания часть II человек и вселенная Пиралишвили Ш. А., Василюк О. В., Гурьянов А. И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. Часть I. – Рыбинск: ргату... |
Ἔντερον кишечник и βίος жизнь Энтеробиоз (новолат enterobiosis от др греч. ἔντερον — кишечник и βίος — жизнь) — гельминтоз из группы нематодозов. Это самый распространённый... |
||
М. Норбеков Философия мастера игры, или Как заставить жизнь играть по правилам Скажу сразу: ничего особенного. Радикально моя жизнь не изменилась. Правда, свободного времени остается гораздо меньше, потому что... |
Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и... Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и театр миниатюр в России: 1908 – 1917. М.: Молодая... |
||
Благотворительность в зеркале сми Чья-то жизнь уже не мелочь" и ее новых участниках. Суть акции "Чья-то жизнь уже не мелочь", проводимой фондом "Линия жизни" с 2009... |
Оценка еспч права на жизнь в контексте целей уголовного наказания Дедов Дмитрий Иванович Настоящая статья посвящена анализу права на жизнь как общечеловеческой ценности и раскрытию содержания данного права с учетом подходов... |
Поиск |