Скачать 1.19 Mb.
|
Информация к педагогическому проекту: Автор проекта: Афанасьева Маргарита Николаевна, заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учитель химии; Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7 имени А. С. Пушкина» г. Курска; Место реализации проекта: 2015 г. – профильная смена для одаренных детей «Технопарк юных соловьиного края» (май 2015 г.); пришкольные оздоровительные лагеря г. Курска (июнь 2015 г.); Тема проекта: дополнительная образовательная программа по развитию научно – исследовательской деятельности обучающихся «Вещи. Смеси. Вещества», реализуемая в условиях временного детского объединения; Предметное направление: естественно – научное; Целевая аудитория: обучающиеся 5-6 классов (возраст 12.-13 лет); Номинация конкурса: среднесрочные педагогические проекты; Актуальность проекта: в связи с тем, что в загороднем или пришкольном лагере находятся дети не в учебное время, им предлагается программа, в которой основной упор делается на минимальное количество теоретического и максимальное количество (до 80%) практического материала. В качестве теоретического материала детям предлагается решение кейсов, практические работы предусматривают выполнение простейших действий с химическим оборудованием и реактивами, не требующими специальной подготовки. В качестве помощи при освоении данной программы у каждого обучающего есть рабочая тетрадь с необходимым теоретическим материалом и заданиями для выполнения. К каждому занятию разработан необходимый дидактический материал, что позволяет реализовывать данную программу не только автору, но и другим учителям химии, так как для работы есть полностью весь необходимый материал (программа с тематическим планированием, методические материалы для учителя, рабочая тетрадь для обучающегося). Дополнительная образовательная программа по развитию научно-исследовательской деятельности обучающихся «Вещи. Смеси. Вещества» Возраст обучающихся – 12-13 лет Афанасьева Маргарита Николаевна Afanasieva53@yandex.ru Курск 2016 Пояснительная записка Популярность естественных наук среди современных школьников невысока. Один из путей повышения интереса к химии, физике, биологии – знакомство с этими науками в средней и даже начальной школе, системе дополнительного образования. Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы. Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно. Другое дело, когда возникает интерес – тогда дело идет на лад, у человека развивается особая, химическая смекалка, растет кругозор. Тогда и захочется узнать больше, разобраться в проблемах химии глубже. Это понятно: ведь нас повсюду окружают химические вещества, которые могут подвергаться необыкновенным превращениям и задавать нам удивительные загадки. Данная программа предназначена для детей 5-6 классов. Курс рассчитан на 16 занятий по 45 минут. Программа знакомит школьников с основными понятиями химии, отталкиваясь от знакомых из повседневной жизни веществ и процессов. Выбор практических работ также привязан к известным и значимым для детей веществам. Например, помимо традиционного разделения смеси фильтрованием и выпариванием, мы предлагаем провести хроматографию красителей фломастеров. Заинтересовать детей должны и работы по изготовлению красок из пигментов и «духов» из ароматических масел. Кроме того, приходится учитывать возрастные особенности школьников, поэтому работа с учениками 5 - 6 классов отличается от работы с более старшими детьми. Это сказывается и на стиле работы (старшие готовы обсуждать с учителем интересные темы, а младшие с удовольствием рисуют или выполняют письменные задания), и на сложности практических работ. Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Чем раньше ребята войдут в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими работниками. В современных условиях объём знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать обучающимся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Образовательная программа имеет естественнонаучную направленность. Программа «Вещи. Смеси. Вещества» не имеет аналогов в дополнительном образовании. Работа по такой программе позволяет создать детский коллектив как мотивационную среду для раннего и непрерывного естественнонаучного развития школьников, дает возможность детям осознанно выстраивать свою образовательную траекторию. Цель программы: формирование основ научного мышления обучающихся. Задачи программы не подразделяются на обучающие, развивающие и воспитательные, они триедины. Задачи в развитии, обучении, воспитании:
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ. В силу того, что программа будет реализовываться в профильной смене летнего лагеря, формирование умений и навыков не является основной задачей. Также особенность программы «Вещи. Смеси. Вещества» заключается в том, что каждое занятие – это кейс, требующий теоретического и практического решения. Так как на занятиях не требуется выставления отметок каждому обучающемуся, данная технология является оптимальной для реализации такого рода программы. Методы и приемы работы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 12-13 лет. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Учитывая специфику поставленных задач, а также отсутствие входных требований к уровню развития и индивидуальным особенностям каждого обучающегося, представляется возможным рассматривать следующие результаты реализации программы: По итогам освоения программы «Вещи. Смеси. Вещества» обучающиеся будут знать:
Знакомство обучающихся с методами будет заключаться:
в развитии специальных умений, например:
У обучающихся появятся первоначальные навыки работы в группе:
Будут заложены основы для развития следующих общеучебных умений:
Возможно, что у обучающихся начнут формироваться:
Формы подведения итогов реализации программы (учебно-исследовательская деятельность и т.д.) Существует множество форм осуществления обратной связи, которые могут быть использованы в процессе занятий и помогают осуществлять текущий контроль их эффективности для каждого обучающегося. Одна из важных задач программы – это формирование критичного отношения к своим действиям. Поэтому все задания для осуществления обратной связи рассчитаны на самопроверку, когда обучающийся сам оценивает свою результативность. Кроме того, очень важным является соотнесение самооценки с внешней оценкой педагога или других детей. Итоговое занятие актуализирует весь материал программы. Критерии оценки ожидаемых результатов 1. Высокий уровень: ярко выраженный интерес к занятиям, активная позиция на каждом занятии, успешное выполнение всей практической части; 2. Средний уровень: устойчивый интерес к занятиям, адекватное участие в занятиях, приемлемое выполнение всей практической части; 3. Низкий уровень: отсутствие устойчивого интереса к занятиям, пассивное участие в занятиях, наличие невыполненных практических работ. С учетом того, что программа рассчитана на мотивированных детей, следует ожидать высокого уровня результатов реализации данной программы. Для фиксации результатов работы обучающимся перед началом занятий будет выдана рабочая тетрадь, которая является приложением к данной программе. Учебно-тематический план
Содержание курса Введение. Химия – наука о веществах (2 часа) Что такое химия. Что изучает химия. Вещество. Предмет. Физическое тело. Вещества и их свойства. Демонстрационный опыт № 1. «Вулкан Беттгера». Практическая работа № 1. Наблюдение различных физических тел. Практическая работа № 2. Изучение свойств веществ. Вещества и смеси (3 часа) Вещества и смеси. Чистые вещества. Разделение смесей веществ. Фильтрование. Хроматография. Составление смесей веществ. Краски. Практическая работа № 3. Разделение смеси веществ фильтрованием. Практическая работа № 4. Хроматография красителей из фломастеров. Практическая работа № 5. Приготовление акварельных красок. Состав веществ. Простые и сложные вещества (9 часов) Из чего состоят вещества. Атомы. Молекулы. Модели молекул. Химические формулы. Вещества простые. Сера. Водород. Топливный элемент. Вещества сложные. Индикаторы. Природные индикаторы. Полимеры. Каучук. Эбонит. Химия и парфюмерия. Практическая работа № 6. Наблюдение делимости вещества. Практическая работа № 7. Моделирование химических формул. Демонстрационный опыт № 2. Сера и ее соединения. Практическая работы № 8. Получение водорода и опыты с ним. Демонстрационный опыт № 3. Изменение окраски индикаторов в различных растворах веществ. Практическая работа № 9. Определение кислот и оснований в продуктах. Практическая работа № 10. Природные индикаторы. Практическая работа № 11. Получение нитей медно – аммиачного шелка. Практическая работа № 12. Получение духов. Мир химических реакций (2 часа) Превращения веществ. Химическая реакция. Признаки химических реакций. Мир реакций вокруг нас. Практическая работа № 13. Химические реакции и их признаки. Практическая работа № 14. Калейдоскоп химических реакций. Календарно – тематический план занятий
Перечень учебно-методического и материального обеспечения
Материалы для реализации практической части программы: Демонстрационный опыт № 1. «Вулкан Беттгера». Дихромат аммония - 5 г; асбестовая сетка; стеклянная палочка, спички. Практическая работа № 1. Наблюдение различных физических тел. Физические предметы, окружающие людей. Практическая работа № 2. Изучение свойств веществ. Парафиновые свечи – 1 штука, спички, чашка Петри – 1 штука, сахар – 5г, питьевая сода – 5 г, вода – 50 мл, химический стакан – 2 штуки – на каждого обучающегося. Практическая работа № 3. Разделение смеси веществ фильтрованием. Химический стакан – 2 штуки, воронка – 1 штука, фильтровальная бумага – 1 штука, песок – 10 г, поваренная соль – 10 г, вода – 10 г, фарфоровая чашка – 1 штука – на каждого обучающегося. Практическая работа № 4. Хроматография красителей из фломастеров. Фильтровальная бумага – 1 штука, химический стакан – 1 штука, простой карандаш – 1 штука, фломастеры разных цветов – 3 штуки, растворитель – 20 мл – на каждого обучающегося. Практическая работа № 5. Приготовление акварельных красок. Гуммиарабик – 15 г, глицерин – 7 г, сахар – 1 г, вода – 15 мл, пигменты 3-4 цветов – по 3 г, химический стакан – 1 штука, стеклянная палочка – 1 штука – на каждого обучающегося. Практическая работа № 6. Наблюдение делимости вещества. Пластилин – 1 кусок, химический стакан – 1 штука, кристаллики перманганата калия – 1 г, вода – 50 мл – на каждого обучающегося. Практическая работа № 7. Моделирование химических формул. Пластилин – 1 кусок, спички – 1 коробка – на каждого обучающегося. Демонстрационный опыт № 2. Сера и ее соединения. Растворы солей марганца (II), кадмия (II), меди (II), цинка (II) и железа (II) по 2 мл, пробирки – 5 штук, раствор сульфида натрия – 30 мл. Стеклянная палочка, раствор концентрированной серной кислоты – 15 мл, листок бумаги, кусочек ткани, спиртовка, спички, химический стакан на 100 мл, сахарная пудра – 10 г, вода – 5 мл. Практическая работы № 8. Получение водорода и опыты с ним. Гранулы цинка – 3 г, разбавленный раствор соляной кислоты – 25 мл, пробирка – 1 штука, штатив для пробирок – 1 штука, оксид меди – 2 г, химический стакан – 1 штука – на каждого обучающегося. Демонстрационный опыт № 3. Изменение окраски индикаторов в различных растворах веществ. Штатив – 1 штука, растворы индикаторов – по 5 мл каждого, растворы кислот, оснований, воды – по 10 мл, пробирки – 3 штуки – на стол учителю. Практическая работа № 9. Определение кислот и оснований в продуктах. Исследуемые продукты: лимон, яблоко, уксус, мыло, стиральный порошок, питьевая сода, газированная вода, чай, поваренная соль, штатив для пробирок – 1 штука, пробирки – 8 штук, растворы индикаторов – на каждого обучающегося. Практическая работа № 10 Природные индикаторы. Исследуемые вещества: на выбор - черный и красный чай, свекла, красный виноград (сок и экстракт кожицы), краснокочанная капуста, красная фасоль, кожица баклажана, черника, черная смородина, малина, клубника, вишня, ежевика, цветы мальвы, кожица слив, плоды граната, куркума, красный перец; химический стакан, раствор этилового спирта – 10 мл, 2 пробирки, раствор разбавленной кислоты, сода – 5 г, вода - на каждого обучающегося. Практическая работа № 11. Получение нитей медно – аммиачного шелка. Медно-аммиачный раствор, бумага, вата, любая хлопчатобумажная ткань, стеклянный стакан, фольга, одноразовые перчатки, стеклянная палочка, широкая плоская емкость с раствором уксуса, одноразовый шприц – на каждого обучающегося. Практическая работа № 12. Получение духов. Бумажные полоски – 5 штук, резиновые перчатки – 1 штука, стакан с водой – 1 штука, пробирки – 5 штук, эфирные масла – на каждого обучающегося. Практическая работа № 13. Химические реакции и их признаки. Пробирки – 4 штуки, растворы соды, разбавленной соляной кислоты, фенолфталеина, хлорида кальция – по 5 мл – на каждого обучающегося. Практическая работа № 14. Калейдоскоп химических реакций. Вода – 50 мл, медный купорос – 5 мл, железный гвоздь – 1 штука, стакан – 1 штука, карандаш – 1 штука, нить, наждачная бумага – на каждого обучающегося. Список литературы для учителя
Список литературы для обучающихся
Методические материалы для учителя при проведении занятий Занятие № 1. Что такое химия Кейс Из чего сделаны мальчишки и девчонки, а также их родители? Из чего сделано все, что они носят в карманах, рюкзаках и сумочках, да и сами рюкзаки и сумочки? А папина машина в гараже, чайник на кухне, мамина косметика, бабушкины очки, сковородки шкатулки с пуговицами? А еще – диваны табуретки, ролики и туфельки, мобильники и бутылки из – под пепси? Кстати, а из чего состоит сама газировка и вообще все, что мы пьем и едим? Попробуйте ответить на все эти вопросы. Знаете ли вы, из чего сделан автомобиль? Нет, речь не о моторе, колесах и других деталях, а именно о том, из чего эти детали сделаны. О материале - что это и откуда взялось. Что общего между льдом и молоком, железным гвоздем, стальными ножницами и вашей кровью. Из чего состоят духи и как можно сделать краски? Почему листья растений летом зеленые, а осенью становятся желтыми и красными? На эти, и многие другие вопросы может ответить наука, которая называется химия. Химия относится к естественным наукам – это значит, что вы сталкиваетесь с тем, что изучает химия, даже не изучая ее. В самом деле – гвоздь, молоко, краски, пластмассы, вообще все вокруг, включая нас с вами – это именно то, что изучают ученые-химики. Они знают, как из черной густой нефти сделать бензин для наших автомобилей, из глины они могут сделать самолет. Из газа, который горит в газовой плитке, химики могут сделать пластмассу. Химики могут превратить сладкий сахар в кислый уксус. Но для того, чтобы разобраться, как они все это делают, cначала надо научиться говорить на их языке, иначе мы их просто не поймем. Как вы, наверное, уже догадались, химия изучает вещества, их свойства и превращения веществ из одних в другие. Но для начала нам надо выяснить – что же такое вещество. Вещество – то, из чего состоят физические тела. Бумага, из которой сделана книга, есть вещество, которое химик назовет целлюлозой. Из смеси различных веществ сделана краска, которой напечатаны буквы. Вода, налитая в стакан – тоже вещество, как и стекло, из которого сделан сам стакан. Какие вещества вы знаете? Напишите их названия: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Давайте проверим, не путаете ли вы предметы и вещества. Что из перечисленного – предмет, а что - вещество? 1) стекло 2) стул 3) бутылка 4) древесина 5) гвоздь 6) книга 7) резина 8) железо 9) шина автомобиля 10) бумага Распределите по парам предмет и вещество, из которого он состоит:
Подсказка: про предмет можно сказать, что он из чего-то сделан, а про вещество - нет. Например – нож сделан из железа. А сказать, что железо сделано из ножа – нельзя. Практическая работа № 1 Наблюдение различных физических тел.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В 1843 году Рудольф Беттгер получил дихромат аммония – оранжево – красное кристаллическое вещество. Он решил испытать это вещество на способность взрываться от удара и воспламеняться от горящей лучины. Удар молотком на чугунной плите всего лишь превратил кристаллы дихромата аммония в порошок. Затем, насыпав на тарелку горку кристаллов, Беттгер поднес к ней горящую лучинку. Кристаллы не вспыхнули, но вокруг конца горящей лучинки что – то закипело, начали стремительно вылетать раскаленные частицы. Позднее было установлено, что дихромат аммония самопроизвольно разлагается не только от зажженной лучинки или спички, но и от нагретой стеклянной палочки. Вулкан Беттгера (NH4)2Cr2O7 = Сr2O3 + N2↑ + 4H2O Занятие № 2 Вещества и их свойства Кейс Есть такая сказка. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой — ватой. Первый осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй — шёл весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее? Что произошло бы, если бы второй осёл нёс не вату, а сахар? А чем похожи и чем отличаются предметы, состоящие из одних и тех же веществ? Что общего и в чем различие у ложки, металлических палочек и гвоздя, у стакана и стеклянной банки, у книги и салфетки? То, чем они схожи – не зависит от предмета, его формы, размера. И даже если мы разобьем стеклянную банку, то ее осколок будет иметь с ней общие свойства – хрупкость, блеск, прозрачность. Это – свойства вещества. А форма, размер – это свойства предмета. У веществ существует огромное количество самых разных свойств – какие-то из них вы легко можете увидеть сами, а какие-то будут понятны только химикам. Вещества могут быть похожи по своим свойствам, например по цвету или вкусу. Возьмем зеленый фломастер. Зеленый цвет его чернилам придает вещество зеленого цвета – краситель. Пластмасса, из которой он сделан, тоже окрашена веществом зеленого цвета, но уже другим. А зеленый цвет листьям придает третье зеленое вещество. Сладким тоже бывает не только сахар. Сладкий вкус жевательной резинке дает ксилит. А больные диабетом вместо сахара используют фруктозу или другие подсластители. А еще сладкий вкус имеет так называемый свинцовый сахар. Но пробовать его не стоит – он ядовит. Вообще говоря, химики в своей лаборатории никогда не пробуют вещества на вкус, потому что не всегда точно известно – ядовито вещество или нет. Но раньше, больше ста лет назад, все было наоборот – химики должны были попробовать вещество на вкус и записать. Поэтому мы сейчас знаем вкус многих ядовитых веществ. И поэтому работа химика тогда считалась очень вредной и опасной. Ядовитость – это тоже свойство вещества. Но есть и более привычные для нас – запах, способность проводить электричество и тепло – электропроводность и теплопроводность, прозрачность, хрупкость, твердость… Еще одно важное свойство вещества – способность находиться в нескольких агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. Вода может быть твердой (лед), жидкой (вода) и газообразной – пар. Но для химика все это – одна и та же вода. На этой фотографии вода есть и в твердом виде, и жидкая и газообразная. Большинство веществ могут находиться в этих трех состояниях, даже если мы и предположить этого не можем. Каждое вещество переходит из твердого в жидкое состояние (плавится) и из жидкого в газообразное (кипит) при строго определенных температурах. Вода плавится при 0°С и кипит при 100°С. А может ли расплавиться соль? Закипеть железо? Может ли воздух затвердеть? Оказывается, да. Чтобы расплавить обычную пищевую соль, ее нужно нагреть до 800°С, железо закипит при почти 3000 °С. Обычной газовой горелки, которую вы встретите на кухне, для этого не хватит – ей можно нагреть до 600 °С, не выше. А чтобы воздух затвердел, его нужно очень сильно охладить. При -196°С воздух станет жидким, а если он остынет еще на 14 градусов, до -210°С – то он будет твердым. На Земле таких температур не бывает, самая низкая температура, которую видели на Земле -89,2 °C, так что у нас воздух не замерзнет. А вот на дальних от Солнца планетах – Сатурне, Нептуне – мы встретим океаны и моря из тех веществ, что у нас на Земле всегда существуют в виде газов. Хотя твердый лед и водяной пар совершенно не похожи друг на друга, тем не менее, с точки зрения химика – это одно вещество. Химические свойства в таких превращениях не меняются. Это физические превращения. Но химикам гораздо интересней, когда одно вещество превращается в одно или даже несколько других. Парафин свечи при нагревании плавится, и затем испаряется. Но если он остынет – то снова станет парафином. А когда свеча горит – парафин превращается в другие вещества – углекислый газ и воду. Такое превращение называется химической реакцией. С помощью химических реакций ученые-химики научились из темно-коричневого порошка – железной руды, делать железо, создали множество новых полезных веществ – пластики, лекарства, красители, синтетические ткани и многое другое. Практическая работа № 2. Изучение свойств веществ.
Заполните таблицу – для каждого свойства отметьте – это свойство предмета или вещества
|
Формат Устава проекта Устав проекта является нормативным документом, регламентирующим реализацию проекта и порядок взаимодействия участников проекта |
Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право... Мегион, проекта планировки и проекта межевания территории V микрорайона г. Мегиона в составе комплексного проекта управления градостроительным... |
||
Описание Нажмите для отображения проекта в центре. Нажмите для изменения скорости прокрутки экрана. Нажмите для контроля за созданием проекта.... |
Пояснительная записка состав проекта том Основная (утверждаемая) часть проекта планировки «Яблоновское городское поселение» от 26 сентября 2016 года №592 «О мероприятиях по подготовке проекта планировки территории совместно... |
||
Должностная инструкция Главного инженера проекта Главный архитектор проекта Подразделение |
Тема проекта Руководитель проекта: Белянова Татьяна Геннадьевна учитель истории и обществознания |
||
Проекта Тема проекта «Управление проектом разработки интернет-магазина по Scrum-методологии» |
Техническое задание. Приложение №1 к указанному Договору Важными целями разработки проекта планировки и проекта межевания территории являются |
||
Пояснительная записка 7 Обоснование актуальности проекта. 7 Перспективы дальнейшей реализации результатов выполнения проекта в течение ближайших пяти лет 6 |
Отчёт о технологическом и ценовом аудите Проекта: «Строительство 1 й очереди Якутской грэс-2» Экспертно-инженерная оценка сроков и графика реализации Инвестиционного проекта 46 |
||
«утверждаю» Научный руководитель проекта, первый заместитель директора... Кадровый состав и адресные реквизиты библиотек участников проекта 1-й и 2-й очередей 15 |
Творческий проект «Оживший алфавит» Разработчик проекта: коллектив... Познакомить детей с разнообразием материалов, из которых сделаны различные предметы |
||
Направление реализации инновационного проекта дошкольной образовательной организации Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и Российской Федерации |
Автор проекта: Бояршинова Дарья 11 класс Руководитель проекта Название темы: Игра- презентация для младших школьников «Следы невиданных зверей или птичьими тропами» |
||
Тема проекта Тема проекта: «vnur – S» принципиально новая экологически безопасная упаковка для дозированной выдачи содержимого» |
Авторы проекта Авторы проекта: Нарбекова Марина Ивановна, учитель химии 1 кв категории; Решетнёва Юлия Михайловна, воспитатель |
Поиск |