Анализ государственной итоговой аттестации
2016-17 учебный год
МКОУ «Городовиковская СОШ №3»
Анализ работы школы по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации за 2016-2017 учебный год.
Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании” освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.
Нормативно-правовые и организационные условия организации и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования.
В своей деятельности по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации 9 класса администрация школы и педагогический коллектив руководствовался нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням. Папки пополнялись по мере поступления. Все нормативно-правовые документы рассматривались на совещаниях различного уровня.
Федеральные документы:
Приказ Минобрнауки от 09.01.17 № 2_Утвержение единого расписания ОГЭ
Приказ Минобрнауки от 09.01.17 № 4 "Утвержение единого расписания ГВЭ-9 и ГВЭ-11"
МР по организации и проведению ЕГЭ и ОГЭ для лиц с ОВЗ 2017
МР по подготовке и проведению ГИА-9 в форме ОГЭ и ГВЭ_редакция январь
Письмо УОКОО Рособрнадзора от 20.01.17 № 10-30_О внесении изменений в методические рекомендации ГИА
Письмо Рособрнадзора от 23.12.16 №02-411 "Об уточненной редакции Методических рекомендаций на 2017 год"
Письмо Рособрнадзора от 02.12.16 №10-835 "Об уточненной редакции Методических рекомендаций на 2017 год"
Открытый банк заданий ОГЭ http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
Информационные материалы
Утвержденные демоверсии, спецификации, кодификаторы
Письмо Рособрнадзора 10-248 о минимальных баллах по ОГЭ_2017
Письмо Рособрнадзора 10-265 от 25.04.2017 сроки обработка ЭР и апелляции основной этап Письмо Рособрнадзора
Письмо Рособрнадзора 10-265 от 25.04.2017 сроки обработки ЭР и апелляции основной этап ГИА-9,11
Региональные документы:
Приказ 555 от 28.04.2017 об утверждении состава лиц, привлекаемых к проведению ГИА по образовательным программам основного общего образования в ППЭ в 2017 году
Приказ 554 от 28.04.2017 об утверждении состава РПК при проведении ГИА-9 в Республике Калмыкия в 2017 году
Приказ 1926 от 27.12.2016 о проведении ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в РК в 2017г.
Приказ 1842 от 16.12.2016 об утверждении организационно-территориальной схемы организации и проведения ОГЭ и ГВЭ на территории РК в 2017 году
Приказ 1841 от 16.12.201 об утверждении перечня ППЭ по образовательным программам основного общего образования в 2017 г. в РК
Приказ 1621 от 21.11.2016 "Об утверждении инструкций по проведению республиканских репетиционных экзаменов в 9,11 классах общеобразовательных организаций Республики Калмыкия"
Приказ 962 от 28.07.2016. Дорожная карта по ГИА 2017
Образец заявление на участие в ОГЭ
Образец заявления на участие в ГВЭ
Образец согласия на обработку персональных данных
Приказ №556 от 28.04.2017 "Об утверждении инструктивных материалов по проведению ГИА по образовательным программам основного общего образования в ППЭ в 2017 г"
Бланк для подачи апелляции
Школьный уровень
Приказ № 85/2 от 20.11.2015 «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2015-2016 учебном году.
Приказ № 87/2 от 26.11.2015 «Об организации подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в 2016 году»
Приказ № 87/1 от 26.11.2015 « Об определении мест подачи заявлений на сдачу государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, мест регистрации»
Приказ № 87/6 от 26.11.2015 «Об утверждении «дорожной карты» мероприятия по организации и проведению государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2016 году».
Приказ №88 от 01.12.2015 «О проведении итогового сочинения (изложения) в МКОУ ГСОШ №3» в 2015-2016 учебном году»
Приказ № 24/5 от 14.03.2016 «Об участии в муниципальном родительском собрании по вопросам государственной итоговой аттестации в 2016 году»
Приказ №13/4 от 08.02.2016 « о проведение итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования по предметам региональной компетенции.
Приказ № 9/2 «Об участии в республиканском репетиционном экзамене по русскому языку обучающихся 9 –х классов»
Приказ № 12 от 02.02.2016 «Об участии в республиканском репетиционном
экзамене по калмыцкому языку обучающихся 9-х классов»
Приказы о проведении школьных репетиционных экзаменов по русскому языку и математике.
Информационное обеспечение.
На информационных совещаниях с педагогическим коллективом рассматривались вопросы по подготовке к государственной итоговой аттестации 9-х классов в течение года проводились информационно- методические совещания по вопросам ГИА, на них освещалось содержание нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального и школьного уровней регламентирующих проведение ГИА.
Всеми учителями-предметниками, преподающими в 9-х классах, были составлены планы подготовки к ГИА, подготовлены и периодически обновлялись информационные стенды в кабинетах.
Информирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам ГИА проходило через систему общешкольных родительских собраний, классных часов с участием заместителя директора, классных родительских собраний. Протоколы родительских и ученических собраний содержат дату проведения, тематику, список участников.
Обучающиеся и их родители (законные представители) были ознакомлены с адресами сайтов, содержащими информацию о ГИА. Постоянно функционировала и обновлялась страница Интернет-сайта школы, посвященная государственной итоговой аттестации. Также проводились индивидуальные консультации учителей-предметников для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам ГИА.
В помощь выпускнику, родителям , учителям оформлены стенды в фойе школы со следующей тематикой:
Положение о государственной итоговой аттестации
График консультаций по учебным предметам по подготовке к ГИА.
Расписание экзаменов.
Психологические рекомендации выпускникам по подготовке к экзаменам.
Содержание информационных стендов доступно для восприятия участников образовательного процесса и постоянно обновлялось.
Большое внимание на родительских собраниях и индивидуальных консультациях уделялось разъяснению родителям и обучающимся нормативно-правовой базы, организационной схемы проведения ГИА в 9,11 классах.
Психолого-педагогическая поддержка выпускников.
Согласно плану работы по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9,11 классов традиционно было проведено психологическое обследование февраль –март 2017 года. Целью данного обследования являлось выявление уровня тревожности, предметной мотивации и учебных трудностей в период подготовки к итоговой аттестации. Обследование проводилось Сасыковой С.Н. педагогом-психологом школы. Результаты обследования рассматривались на совещании с учителями-предметниками. С выпускниками 9 класса проводились тренинговые занятия «Психологическая настройка на экзамен» по формированию навыков регуляции эмоционального состояния, отработки стратегии уверенного поведения во время экзаменов. Педагогом-психологом осуществлялось индивидуальное консультирование выпускников 9,11 классов, родителей по подготовке к государственной итоговой аттестации.
Результаты внуотришкольного контроля за подготовкой к ГИА.
Согласно плану ВШК администрацией школы проводился контроль за подготовкой к ГИА.
В ходе контроля проверялось:
Выполнение государственных программ в полном объеме (изучение материала, проведение практических работ, контрольных работ и т.д) На начало учебного года рабочие программы педагогов были проверены. В ходе контроля было установлено соответствие рабочих программ требованиям, был сделан вывод, что рабочие программы учителей соответствуют государственным образовательным программам по предметам. Также проверялись классные журналы, которые ведутся в полном соответствии с рабочей программой.
Проверены рабочие тетради обучающихся по предметам «русский язык» и «математика» и тетради для контрольных работ. В ходе проверки было выявлено, что прослеживается единство требований к оформлению классной, домашней и контрольной работы; проверка тетрадей осуществлялась в системе; по итогам каждой контрольной работы проводилась работа над ошибками, что указывает на наличие индивидуальной коррекционной работы.
Была проверена организация работы учителей с обучающимися по использованию материалов демоверсий, проверялась работа классных руководителей по профориентации (выбор предмета для сдачи в соответствии с выбранным дальнейшим образовательным маршрутом)
Было проведено анкетирование среди обучающихся по вопросу владения информацией по ГИА, результаты анкетирования показали, что информированность обучающихся о формах, сроках, порядке проведения государственной итоговой аттестации находится в удовлетворительном состоянии.
Был утвержден индивидуально-групповой график консультаций по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося. Учителями проводились индивидуальные и коррекционные работы с обучающимися 9,11 классов, имеющими затруднения в усвоении материала, не справляющимися с диагностическими и репетиционными работами по предметам; проводились индивидуальные и групповые занятия с обучающимися с обязательной фиксацией дата, списка обучающихся, темы занятия, результата занятия. В тоже время классными руководителями велся оперативный контроль посещаемости индивидуальных и групповых занятий.
Результаты государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования.
В 2016-2017 учебном году МКОУ «Городовиковская СОШ №3» обучалось 27 выпускников 9 классов.
В 2016-2017 учебном году государственная итоговая аттестация выпускников МКОУ «Городовиковская СОШ №3»
Выпускниками 9-х классов для прохождения государственной итоговой аттестации были выбраны следующие предметы: обязательные – русский язык и математика, а также физика -2, информатика – 8, биология – 12, география – 27, обществознание – 5, калмыцкий язык – 9.
Выборность предметов.
Анализ результатов ОГЭ по русскому языку в 9-м классе
В 2016-2017 учебном году экзамен по русскому языку в 9-х классах состоялся 30 мая 2017 года. Результаты экзамена представлены в таблице:
Класс
|
Кол-во уч-ся
|
Оценка «5»
34-39 баллов
|
Оценка
«4»
25-33
баллов
|
Оценка
«3»
15-24
баллов
|
Оценка
«2»
0-14
баллов
|
Качество знаний
|
Уровень обученности
|
9
|
27
|
12
|
11
|
4
|
0
|
85%
|
100%
|
Первая часть работы требовала написания сжатого изложения по прослушанному тексту. Учащиеся прослушали текст публицистического характера. Задача учеников - используя известные способы компрессии, написать сжатое изложение объемом не менее 70 слов.
Все ученики приступили к выполнению данной части работы. В работах всех учащихся прослеживается коммуникативный замысел, количество слов соответствует требованиям. 23 учащимся удалось точно предать основное содержание прослушанного текста в сжатом виде (на пробном экзамене – 12 учащимся). 5 учащихся упустили по 1 микротоме.
21 учащийся применил несколько приемов компрессии (сжатия) текста. 13 учеников использовали 2 вида компрессии: исключение деталей и обобщение. Причём 8 учащихся применили несколько приемов сжатия лишь в 3 - 4 микротоме, а 5 учащихся использовали приемы сжатия лишь в 1 микротеме, в начале изложения прибегали к подробностям.
Максимальный балл за работу над сжатым изложением (7б) получили 18 учащихся.
Вывод: сжатые изложения у большинства учащихся характеризуются смысловой цельностью, речевой связностью – полностью соответствуют критериям, но некоторые работы непоследовательны, в них допущены логические ошибки, имеются нарушения абзацного членения текста. В связи с этим, необходимо чаще проводить рабочие уроки по написанию сжатого изложения, учить внимательно слушать текст, на слух определять ключевые слова и разбивать текст на микротемы, тренировать все 3 вида компрессии текста, проводить работу на уроке в режиме «взаимоконтроль» для выработки умения «видеть» связность и последовательность в изложении материала.
Максимальное количество баллов за сжатое изложение - 7
7 б. - 18 чел. (67%)
6 б. - 4 чел. (15%)
5 б. - 3 чел.(11%)
3 б. - 2 чел.(7%)
Анализ ошибок, допущенных во 2 части (задания с кратким ответом):
Номер задания
|
Проверяемые элементы содержания
|
Дали правильный ответ (чел./%)
|
Задание 2
|
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
|
19 (70%)
|
Задание 3
|
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности
|
24 (89%)
|
Задание 4
|
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
|
25 (93%)
|
Задание 5
|
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
|
25 (93%)
|
Задание 6
|
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
|
23(85%)
|
Задание 7
|
Словосочетание.
|
21 (78%)
|
Задание 8
|
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
|
23 (85%)
|
Задание 9
|
Осложнённое простое предложение.
|
21 (78%)
|
Задание 10
|
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
|
22 (81%)
|
Задание 11
|
Синтаксический анализ сложного предложения.
|
22 (81%)
|
Задание 12
|
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.
|
20 (74%)
|
Задание 13
|
Синтаксический анализ сложного предложения с несколькими придаточными
|
21 (78%)
|
Задание 14
|
Сложные предложения с разными видами связи между частями.
|
17 (63%)
|
Вывод: задания с кратким ответом выполнены хорошо, выполнили все задания части без ошибок только 6 учеников. Наиболее трудными для ребят оказались задания 12 (Знаки препинания в ССП и СПП), 14 (Сложные предложения с разными видами связи). В связи с этим, необходимо систематически исследовать синтаксические конструкции, проводить комплексный анализ текстов тренировочных упражнений.
Анализ выполнения творческого задания 15.1, 15.2, 15.3
(сочинение-рассуждение)
Третья часть работы содержала творческое задание, проверяющее коммуникативную компетенцию школьников, умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание уделялось умению извлекать из прочитанного текста информацию для аргументации своих утверждений.
К выполнению данного вида работы приступили 22 учащихся, 5 учащихся не приступили к написанию сочинения-рассуждения. Большинство учащихся смогли написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Многие ребята правильно понимают тезис, приводят рассуждение на теоретическом уровне, примеры-аргументы, однако не указывают роль аргументов в тексте, допускают ошибки в построении текста.
Наибольшее количество баллов (9б.) набрали 13 учащихся.
Вывод: большинство участников экзамена показали средний уровень сформированности умения писать сочинение-рассуждение.
Результаты проверки заданий с развёрнутым ответом но критериям ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГКЗ (соблюдение грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм) позволяют сделать вывод о том, что орфографические и пунктуационные умения сформированы в недостаточной степени. Наибольшее количество баллов по критериям ГК1-ГК4 получили 8 учащихся. Почти у половины девятиклассников в экзаменационных работах допущены орфографические ошибки. 6 учеников получили 0 баллов за знание пунктуации.
Вывод: необходимо обязательное выполнение требований школьных программ, качественное изучение курсов русского языка и литературы в полном объёме образовательного стандарта на всех уровнях основной и полной средней школы.
Сравнительная таблица результатов годовых и экзаменационных оценок учащихся 9-х классов МКОУ «ГСОШ№3»
за 2016-2017 учебный год
Предмет
|
Количество учащихся, сдававших
экзамен
|
Оценка соответствует годовой
|
Выше годовой оценки
кол. уч./%
|
Ниже годовой оценки
кол. уч./%
|
Русский язык ОГЭ
|
27
|
15 (56%)
|
12 (44%)
|
0
|
Сравнительный анализ результатов ГИА по русскому языку
в 9-х классах МКОУ «ГСОШ№3» по годам
|
2013/2014
|
2014-2015
|
2015-2016
|
2016-2017
|
Количество учащихся
|
34
|
27
|
26
|
27
|
«5»
|
11
|
10
|
13
|
12
|
«4»
|
17
|
10
|
7
|
11
|
«3»
|
6
|
7
|
6
|
4
|
«2»
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Качество знаний
|
82%
|
73%
|
77%
|
85%
|
Успеваемость
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
Из таблицы видно, что результаты ОГЭ по русскому языку улучшились. Большинство учащихся понимают предъявленный текст, могут сформулировать его проблематику. Некоторые учащиеся затрудняются в комментировании проблемы. Как и в 2015-2016 учебном году значительные затруднения при выполнении работы вызвала аргументация собственного мнения по проблеме.
Таким образом, в целях эффективной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку в следующем году необходимо систематизировать работу по развитию речи на уроках русского языка, проводить систематическую работу с текстами различных стилей, особое внимание уделять изучению и повторению орфографических и пунктуационных правил, систематически проводить работу над пополнением словарного запаса школьников, развивать все виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Анализ результатов ОГЭ по математике в 9 классе
ОГЭ по математике проводился 6.06.2017 года. Работа по математике состояла из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входило две части, соответствующие проверке знаний на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке знаний на базовом уровне.
Модуль «Алгебра» содержал 11 заданий: в части 1 - 8 заданий, в части 2 - 3 задания.
Модуль «Геометрия» содержал 8 заданий: в части 1 - 5 заданий, в части 2 - 3 задания.
Модуль «Реальная математика» содержал 7 заданий.
Задания, оцениваемые одним баллом, считались выполненными верно, если указан номер верного ответа (в заданиях с выбором ответа), или вписан верный ответ (в заданиях с кратким ответом), или правильно соотнесены объекты двух множеств и
записана соответствующая последовательность цифр (в заданиях на установление соответствия).
При проверке базовой математической компетентности учащиеся должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания, умение пользоваться математической записью, умение применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
|