Анализ итоговой аттестации в форме ЕГЭ
В течение 2014-2015 учебного года в гимназии велась целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка участников педагогического процесса к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Государственная итоговая аттестация выпускников 11-х классов проходила в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом №1400 Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года. ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике. Экзамены по другим учебным предметам: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и информационным технологиям обучающиеся сдают на добровольной основе по выбору.
В начале 2014-2015 учебного года была сформирована база данных по учащимся гимназии для сдачи ЕГЭ-2015, которая обновлялась в течение года, оформлен информационный стенд, посвященный ЕГЭ, а так же информационные стенды в предметных кабинетах. Учителя-предметники уделяли большое внимание разбору различных вариантов заданий на уроках, элективных курсах, дополнительных и индивидуальных.
3 декабря 2014г. все ученики гимназии написали итоговое сочинение, которое являлось допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
В течение года осуществлялось постоянное информирование учащихся 11 класса и их родителей по вопросам подготовки к ЕГЭ: проведен ряд ученических и родительских собраний, где рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения ЕГЭ, показаны презентации, рекомендованные Министерством образования, подробно изучены инструкции для участников ЕГЭ. До сведения учащихся и родителей своевременно доводились результаты диагностических работ, учителя-предметники проводили анализ работ с целью выявления причин неудач учащихся и устранения пробелов в знаниях.
Вопрос подготовки к ЕГЭ в течение года был на внутришкольном контроле. Просматривалась работа с бланками, КИМами, посещаемость занятий учащимися, наличие информационных уголков в классах, организация подготовки к ЕГЭ на уроках и индивидуальных занятиях. Анализ результатов пробных ЕГЭ позволил провести корректировку в работе по подготовке к ЕГЭ.
В 2014-2015 учебном году в 11-х классах обучалось 70 человек. По итогам года решением педагогического совета к итоговой аттестации допущенывсе. Обучающиеся сдавали экзамены в форме ЕГЭ. Для получения аттестата необходимо сдать два основных экзамена по математике (базовый или профильный уровень) и русскому языку. Все остальные экзамены выпускники выбирают с учётом требований ВУЗов, в которые они собираются поступать.
Все выпускники 2015 года -100% приняли участие в сдаче предметов по выбору, что связано со стремлением выпускников расширить спектр возможностей при выборе высшего учебного заведения для продолжения обучения.
Результаты обязательных экзаменов в формате ЕГЭ
Русский язык. В ГИА по русскому языку в форме ЕГЭ выпускники участвуют на протяжении девяти лет. Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
задание на многократный выбор из списка.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, числа или последовательности слов, чисел, записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Все выпускники гимназии хорошо справились с данной работой. Минимальная граница по русскому языку для получения аттестата на протяжении двух лет – 24 балла. Максимальный балл в гимназии, полученный выпускниками – 98 (3человека ), минимальный балл - 46.
Мы имеем возможность сравнить результаты за последние 5 лет.
|
2010-2011
|
2011-2012
|
2012- 2013
|
2013-2014
|
2014-2015
|
Средний балл
|
73,17
|
74
|
74,2
|
79,4
|
78
|
Учителя
|
Тимошенко И.В.
Хомик А.И.
|
Тимошенко И.В.
Копотилова А.В
|
Аксенова Е.Ю. Копотилова А.В.
|
Тимошенко И.В.
|
Копотилова А.В.
Гоменюк Т.В.
|
В 2014-2015 учебном году на базе гимназии функционировали два профильных класса: физико-математический, социально-гуманитарный и универсальный класс. Мы имеем возможность сравнить показатели баллов отдельно по каждому классу.
Баллы
Класс учитель
|
11 – А
Копотилова А.В.
|
11- Б
Копотилова А.В
|
11-В
Гоменюк Т.В.
|
Средний балл
|
83,4
|
81,2
|
68,5
|
Максимальный балл
|
98
2 ученика
|
98
1 ученик
|
92
ученик
|
Минимальный балл
|
67
|
67
|
46
|
Кол-во выпускников, получивших более 70 /90 баллов
|
19 / 7
из 20
95% учащихся
|
23/ 5
из 25
92% учащихся
|
9/1
из 24
38% учащихся
|
Из таблицы видно, что выпускники физико-математического класса имеют повышенный результат по сравнению с выпускниками социально- гуманитарного класса и универсального.
Математика
В ГИА по математике в форме ЕГЭ выпускники гимназии участвуют семь лет.
Впервые в этом году экзамен по математике был разделен на базовый и профильный уровень. Успешная сдача экзамена базового уровня (на 3 балла) позволяет получить аттестат и, при желании, подать документы в те вузы, где в перечне вступительных испытаний математики нет. Профильный уровень нужен тем, кто хочет учиться на технических, естественно-научных и экономических специальностях. Минимальный балл по нему - 27.
Традиционно - это один из самых сложных ЕГЭ для школьников. Тесты базового уровня - 20 заданий, которые для большинства ребят не должны были составить труда.
ЕГЭ по математике базового уровня сдавали 16 человек.
Показатели базового уровня
|
учитель
|
Средний первичный балл
|
Средняя оценка
|
успеваемость
|
качество
|
СОУ
|
11А
|
Шарунова И.В.
|
13
|
4
|
100%
|
100%
|
64%
|
11Б
|
Иванова Л.В.
|
16
|
4,4
|
100%
|
88,89%
|
83,33%
|
11В
|
Иванова Л.В.
|
13,8
|
4,1
|
100%
|
80,89%
|
71,33%
|
гимназия
|
|
15
|
4,3
|
100%
|
87,5%
|
76,3%
|
На профильном уровне - 21 задание, где вторая часть требует хорошей подготовки.
Часть 1 содержит 9 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий (10-14) с кратким ответом и 7 заданий (с 15 по 21) с развернутым ответом
ЕГЭ по математике (профильный уровень) сдавали 67 человек. Высший балл -86 получен в 11А классе ( 1 человек), минимальный балл (27) у 7 человек.
Сравнительные показатели среднего балла по математике (профильный уровень) в физико-математическом, социально-гуманитарном и универсальном классах
Баллы
Класс учитель
|
11 – А
Шарунова И.В.
|
11- Б
Иванова Л.В.
|
11В
Иванова Л.В.
|
Средний балл
|
66,4
|
51
|
46
|
Максимальный балл
|
86
1 ученик
|
78
1 ученик
|
78
1 ученик
|
Минимальный балл
|
27
|
23
|
23
|
Кол-во выпускников, получивших более 70 баллов
|
11
55% учащихся
|
3
13% учащихся
|
2
9% учащихся
|
Из таблицы видно, что выпускники физико-математического класса имеют более высокие показатели по сравнению с выпускниками социально-гуманитарного и универсального классов.
Если мы посмотрим на результаты ЕГЭ по математике с точки зрения максимального и минимального балла, то мы увидим, что при минимальном пороге в 27 баллов, максимальный балл в гимназии - 86 (1 человек, 11А класс), минимальный балл 23 ( 5 учеников, 11 Б и 11 В класс). . Кроме того, мы видим, что результаты ЕГЭ в гимназических классах выше, чем в универсальном.
Сравнительный анализ результатов за пять лет
Из таблицы мы видим незначительные изменения показателя среднего балла
|
2010-2011
|
2011-2012.
|
2012-2013
|
2013-2014
|
2014-2015
|
Средний балл
|
59
|
57,8
|
61.6
|
58,9
|
54
|
Учителя
|
Новиков Н.И.
Иванова Л.В.
|
Оробей В.В., Иванова Л.В., Виноградова А.В.
|
Иванова Л.В.
|
Котунова Н.М
|
Шарунова И.В.,
Иванова Л.В.
|
Соотношение среднего балла ГИА в форме ЕГЭ МБОУ «Нахабинская гимназия №4», РФ по русскому языку и математике
|
гимназия
|
Красногрский муниципальный район
|
Московская область
|
РФ
|
Русский язык
|
78
|
69,1
|
69,06
|
65,9
|
Математика (профильный уровень)
|
54
|
47,8
|
46,16
|
45,4
|
Математика (базовый уровень)
|
4,3
|
3,9
|
3,98
|
4,0
|
Как видно из данных таблицы результаты ЕГЭ по русскому языку и по математике в гимназии выше чем результат по району, Московской области, Российской Федерации
Этому предшествовала серьезная подготовка: в течение года проводились и подробно анализировались все работы, отмечались наиболее серьезные пробелы в знаниях. Параллельно велась серьезная разъяснительная работа с учащимися и их родителями учителями, классными руководителями, администрацией.
Факторы, которые положительно повлияли на результативность ЕГЭ:
- мотивация учащихся, заинтересованность в получении высоких результатов ЕГЭ;
-профессиональные компетенции учителей среди которых выделяются умение анализировать результаты своей работы и корректировать проблемы учащихся на основе прогнозируемых результатов, формируя тем самым индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика.
Результаты экзаменов по выбору
Экзамены по выбору на сегодняшний день определяются ВУЗами. Для выпускников предлагается 14 предметов, которые они могут сдавать в форме ЕГЭ по выбору.
С 2015 г. Порядком проведения государственной итоговой аттестации по основным общеобразовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400) введен раздел «Говорение» в ЕГЭ по иностранному языку.
Выпускник сам решает, сдавать ли ему устную часть, однако этот выбор влияет на получение максимальной оценки за экзамен. 100 баллов можно получить, если выпускник сдает и письменную, и устную части. Максимальные баллы за письменную часть – 80, устную – 20.
Также в 2015 году была оптимизирована структура экзаменационного варианта по обществознанию: сокращены задания базового уровня сложности, в каждый вариант контрольных измерительных материалов (КИМ) было введено отдельное задание, проверяющее знание основ конституционного строя России, а также прав и свобод человека и гражданина. Время выполнения экзаменационной работы было увеличено с 210 до 235 минут.
Претерпел изменения и экзаменационный материал по химии. В экзаменационной работе по сравнению с прошлым годом изменилась форма записи ответа на задания, были сокращены задания базового уровня сложности и усовершенствована система оценивания задания на нахождение молекулярной формулы вещества.
Несмотря на данные новшества в 2014-2015 учебном году выпускниками было выбрано 10 предметов
|
Предмет
|
Кол-во учащихся
|
Средний балл
|
Максимальный балл
|
Минимальный балл
|
1
|
Английский язык
|
18
|
70,5
|
93 (1 человек-11Б)
|
44
|
2
|
Немецкий язык
|
2
|
75
|
85 (1человек11А)
|
65
|
3
|
Биология
|
9
|
55,2
|
83(1 человек 11А)
|
34
|
4
|
Информатика и ИКТ
|
6
|
46
|
66 (1 человек 11В)
|
20
|
5
|
История
|
13
|
63
|
84 (1 человек 11Б)
|
42
|
6
|
Литература
|
6
|
53
|
59 (1 человек 11В)
|
41
|
7
|
Обществознание
|
44
|
67,2
|
86 (3 человека)
|
44
|
8
|
Физика
|
20
|
60,7
|
98 (1 человек 11А)
|
39
|
9
|
Химия
|
3
|
67
|
94 (1 человек 11А)
|
42
|
10
|
География
|
5
|
66
|
93 (1 человек 11А)
|
54
|
При этом, как и в предыдущие годы, наиболее востребованным предметом остается обществознание - 63% выбора. В этом учебном году рейтинг «выбираемых» предметов следующий:
обществознание 44 человек 63 % выбора;
физика 20 человек 29% выбора
английский язык18 26% выбора
история 13 человека 18,5% выбора;
биология 9 человека 12,8% выбора;
литература 6 человек 9% выбора
информатика и ИКТ 6человек 9% выбора
география 5 человек 7% выбора
химия 3 человека 4 % выбора
немецкий язык 2 человека 2 % выбора
Учитывая, что в ЕГЭ по предметам гимназия принимает участие семь лет, мы можем сравнить показатели среднего балла за пять лет.
Предмет
|
2010-2011
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2013-2014
|
2014-2015
|
Английский язык
|
71
|
66
|
78,5
|
68
|
70,5
|
Биология
|
69
|
68
|
66
|
65,66
|
55,2
|
География
|
68
|
63
|
57,5
|
-
|
66
|
Информатика и ИКТ
|
81
|
71
|
59
|
66,5
|
46
|
История
|
66
|
69
|
69
|
66,18
|
63
|
Литература
|
64
|
71
|
79,6
|
71
|
53
|
Обществознание
|
68
|
69
|
71,5
|
69,12
|
67,2
|
Физика
|
69
|
56
|
64,2
|
62,25
|
60,7
|
Химия
|
62
|
68
|
78
|
64
|
67
|
Диаграмма показателей среднего балла предметов по выбору за пять лет
Таким образом, мы видим, что уровень подготовки к ЕГЭ выпускников гимназии по таким предметам как литература, физика, обществознание, биология, информатика, история стал ниже по сравнению с прошлым годом, а уровень подготовки к экзамену по географии, английскому языку химии повысился.
Соотношение среднего балла по предметам по выбору в форме ЕГЭ гимназии и РФ
Предмет
|
Средний балл гимназии
|
Средний балл
Красногорский район
|
Средний балл
Московская область
|
Средний балл
РФ
|
Английский язык
|
70,5
|
68,3
|
66,58
|
64,8
|
Биология
|
55,2
|
55,6
|
51,19
|
53,2
|
ИКТ
|
46
|
55,7
|
54,67
|
53,6
|
История
|
63
|
55,6
|
51,19
|
46,7
|
Литература
|
53
|
63,4
|
59,93
|
56,9
|
Обществознание
|
67
|
57,9
|
54,40
|
58,6
|
Физика
|
59
|
56,9
|
53,37
|
51,2
|
Химия
|
67
|
55,9
|
60,52
|
56,3
|
География
|
66
|
66,2
|
58,97
|
52,9
|
Немецкий язык
|
75
|
|
|
|
Глядя на диаграмму, мы имеем возможность сравнить показатели разного уровня и видим, что по всем предметам, кроме литературы, информатики выпускники гимназии имеют показатели выше, чем Российская Федерации.
ЕГЭ отражает не только работу выпускников, но и учителей, чьи выпускники имеют высокие показатели. Это Копотилова А.В., Вишневская В.В., Галкина Н.П., Швец Л.Н., Тимофеева Е.А.
Таким образом, 69 выпускников успешно прошли государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. Одна выпускница 11-А класса Филатова Дарья была награждена медалью «За особые успехи в обучении», 16 выпускников были награждены «Похвальной грамотой» за успехи в изучении отдельных предметов.
Количество и % учащихся, набравших более 90 баллов по предметам 15 человек, что составляет 21,7%.
Количество и % учащихся, набравших количество баллов ниже установленного минимального балла по предметам по выбору - 3 человека 4%.
В конфликтную комиссию о несогласии с выставленными баллами были поданы 2 апелляции по математике, 2 по обществознанию, которые не были удовлетворены.
В целом результаты государственной итоговой аттестации за курс средней общего образования можно признать удовлетворительными.
Следует подчеркнуть, что результаты экзамена по выбору, не могут отражать особенности подготовки всех выпускников. Полученные результаты были прогнозируемы. Педагогический коллектив вел целенаправленную работу в течение всего учебного года с выпускниками и их родителями, настраивая на более серьезное отношение к предстоящим экзаменационным испытаниям. Однако, итоги ЕГЭ могут дать информацию о некоторых характерных тенденциях, связанных с преподаванием отдельных предметов, о работе учителей-предметников, а также о типичных ошибках, которые допускают выпускники в процессе сдачи экзамена.
Рекомендации:
-На заседании ШМО необходимо проанализировать результаты ЕГЭ 2015г., выявить проблемы, затруднения, причины низких показателей в ЕГЭ, сравнить их с районными и областными показателями и определить собственный регламент работы по позитивному изменению результатов;
-Подготовку к ЕГЭ начинать с разъяснительной беседы, ориентирующей на адекватный выбор конкретного предмета. Информировать учащихся и их родителей о предназначении и требованиях ЕГЭ;
-Шире использовать тестовые задания, учитывать необходимость контроля не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но и, проверки овладения учащимися основными умениями;
-В начале изучения каждой из тем в 10-11 классах необходимо чётко выявлять степень усвоения тех опорных знаний по данной теме, которые должны были быть усвоены в основной школе. Самым оптимальным для этого является проведение стартового контроля, по результатам которого в каждом конкретном классе корректируется план изучения темы и ликвидируются пробелы;
-По результатам диагностических работ на протяжении учебного года проводить подробный поэлементный анализ и отработку пробелов в знаниях учащихся 11 класса; после прохождения каждой темы компенсировать дефициты учебника заданиями в формате ЕГЭ, используя демоверсии, открытые фрагменты КИМ сайта ФИПИ и другие пособия
|