МИНИСТЕРСТВО образованиЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Институт профессионального образования и информационных технологий
Кафедра психологии и педагогики профессионального образования
|
«УТВЕРЖДАЮ»
______________________
Директор ИПОиИТ Р.И.Саитов
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
Б3.В.ОД.4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА
Рекомендуется для
направления 051000 – Профессиональное обучение
профиля – Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии,
квалификации (степени) выпускника: бакалавр профессионального обучения
МОДУЛЬ I
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.ОД.4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Институт профессионального образования и информационных технологий
«Согласовано»
_________________
председатель УМК
Хасанов Р.Р.
|
«Утверждаю»
_______________
руководитель ООП
Исламова З.И.
|
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.ОД.4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА
Рекомендуется для
направления 051000 – Профессиональное обучение
профиля – Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии,
квалификации (степени) выпускника: бакалавр профессионального обучения
2013г
1. Цель дисциплины:
Информационная и технологическая подготовка будущего педагога профессионального обучения может быть обеспечена в рамках интегрированного курса, включающего в себя три блока: пользовательский блок, формирующий умения и навыки работы с сервисными прикладными программами, с основными компонентами программного пакета Microsoft Office; информационно-технологический блок, направленный на формирование информационной культуры, на решение проблемы интеграции учебных предметов; технологический блок, который предусматривает подготовку будущего педагога к самостоятельной разработке педагогических программных средств.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций:
ПК-1 (способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов);
ПК-23 (готовностью к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих (специалистов) в образовательном процессе);
ПК-35 (готовностью к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики);
ПК-31 (способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности);
2. Развитие общекультурных компетенций:
ОК-2 (осознанием ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии), проявляет понимание их смыслов и значений, высказывает свое отношение к каждой ключевой ценности профессии, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся);
ОК-9 (владением нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов);
2. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 5 зачетных единицы (180 часов), из них 82 часа аудиторных занятий и 71 час самостоятельной работы, экзамен.
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Данная дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла (Б3.В.4). Изучается студентами на 7 семестре.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, усвоенные студентами в процессе овладения дисциплин профессионального цикла, дисциплин по выбору, факультативов: Общая и профессиональная педагогика; Современные средства оценивания результатов обучения; Языки и системы программирования; Мультимедиатехнологии; Компьютерное моделирование; Педагогические технологии.
4. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
возможности современных операционных систем;
использование средств телекоммуникаций;
современное программное обеспечение;
место и цели использования информационных технологий в уч.процессе.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
современный персональный компьютер;
новейшие операционные системы и прикладные программы;
средства телекоммуникаций для доступа к мировым информресурсам;
современные программные средства для организации учебного процесса;
мультимедийные технологии в обучении.
В результате освоения дисциплины студент должен владеть:
использования персональной ЭВМ как средства обучения;
создания наглядных пособий;
поиска информации в Internet;
внедрения мультимедийных технологий в учебный процесс.
5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Трудоемкость в часах
|
Семестры
|
1
|
|
|
7
|
Аудиторные занятия:
|
82
|
|
|
|
82
|
Лекции (ЛК)
|
|
|
|
|
26
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
24
|
Лабораторные работы (ЛБ)
|
|
|
|
|
32
|
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа:
|
71
|
|
|
|
71
|
Виды СРС:
Структура педагогических программных средств
Презентация
Подготовка содержания программного продукта
Доклады
Контрольные работы
Реферат
Разработка этапов проекта
|
6
8
20
7
8
8
14
|
|
|
|
|
Промежуточная аттестация
|
экзамен
|
ИТОГО:
|
180
|
|
|
|
180
|
6. Содержание дисциплины
6.1. Содержание разделов дисциплины
№
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
|
Образовательные возможности информационных технологий
|
Информационные технологии для качественного и доступного образования. Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ИТО). Возможности ИТО по развитию творческого мышления. Психологические аспекты информатизации образовательной системы.
|
|
Программное обеспечение ЭВМ
|
Классификация и общая характеристика программного обеспечения современных ЭВМ. Сервисные программы. Прикладные программы. Средства разработки программного обеспечения. Назначение и функции операционных систем. Основные термины и понятия операционной системы. Организация файловой системы. Понятие о драйверах. Основные компоненты программного пакета Microsoft Office.
|
|
Интеграция информационных технологий обучения в УВП
|
Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс. Формирование мотивации обучаемых к применению ИТО. Особенности оценивания качества обучения
|
|
Наглядность в обучении и ее реализация компьютерными средствами
|
Психологические основы восприятия информации. Постановка проблемы наглядности в обучении. Роль наглядности в обучении. Классификация наглядных пособий. Дидактические функции наглядности. Основы эргономического подхода к созданию наглядных пособий. Особенности оформления наглядных пособий
|
|
Компьютерная обработка графической информации
|
Компьютерная графика. Основные виды компьютерной графики: растровая, векторная, фрактальная. Базовые элементы изображения: пикселы, линии, разрешение, цветовые модели, форматы. Программные средства обработки графической информации. Типы графических редакторов. Связь графических редакторов с другими приложениями
|
|
Проектирование электронных учебных курсов (ЭУК)
|
Модель электронного учебного курса. Возможности гипертекстовой технологии по созданию ЭУК. Формы реализации ЭУК и его место в учебно-воспитательном процессе. Пример создания и применения образовательного сайта.
Создание ЭУК. Структура, принципы создания и применения ЭУК на примерах электронных учебно-методических комплексов.
|
|
Педагогические программные средства
|
Педагогические проблемы использования современных средств обработки информации для организации процесса обучения и контроля знаний. Этапы разработки педагогических программных средств. Класс учебной вычислительной техники и его возможности. Передача информации по сети. Использование средств мультимедиа в обучении. Программное обеспечение для проверки орфографии, переводчики. Информационные ресурсы Internet для педагогов.
|
6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий
№
|
Наименование раздела дисциплины
|
Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий
|
ЛК
|
ПЗ
|
Лаб.
раб
|
СРС
|
Всего
|
1
|
Образовательные возможности информационных технологий
|
4
|
2
|
4
|
5
|
15
|
|
Программное обеспечение ЭВМ
|
2
|
4
|
4
|
5
|
15
|
|
Интеграция информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс
|
4
|
4
|
4
|
5
|
17
|
|
Наглядность в обучении и ее реализация компьютерными средствами
|
4
|
4
|
4
|
5
|
17
|
|
Компьютерная обработка графической информации
|
2
|
4
|
4
|
10
|
20
|
|
Проектирование электронных учебных курсов (ЭУК)
|
6
|
2
|
10
|
16
|
34
|
|
Педагогические программные средства
|
4
|
4
|
2
|
16
|
26
|
|