Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология»


Скачать 218.57 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология»
страница1/6
ТипУчебно-методический комплекс
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА
Пищик В.И.


Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Гештальт-психология» для студентов очной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине Гештальт-психология разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300.62 - Психология

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой психологии и управления персоналом и утвержден Учебно-методическим советом академией управления (протокол № 1 от 30.08.2012) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для бакалавров очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.

Составитель: док. псх. наук, доцент Пищик В.И.

Рецензенты: док. псх. наук., проф Белоусова А.К.

содержание

1. лекционные занятия 4

2. Практические занятия 7

3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ 9

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 10

5. самостоятельная работа студентов 12

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 18

7.1 Основная литература 18

Павлов И.С., Психотерапия в практике. Учебное пособие, Пер С. 2012 Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru 18

Старак Яро, Кей Тони, Олдхейм Джеймс Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым, Психотерапия, 2009 18

7.2 Дополнительная литература 18

Гонзаг Масколье Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой. Боргес, 2010 18

Минина В. Проективный рисунок в гештальте (в метафоре животного) 18



1. лекционные занятия



Наименование тем лекций, их содержание

Тема 1 Основы гештальт-психологии

Зарождение собственно гештальт-психологии. Германия 1910 г. - экспериментальная группа: М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, изучающая восприятие. Открытие целостного фи-феномена.

Открытие Д. Катцем свойства образа - константность. Изучение Е. Рубиным феномена «фигуры и фона». Келер (1920) показывает значение «инсайта». К. Левин (1933) изучает «поле» поведения, группу как динамическое целое. Основные постулаты гештальт-психологии: первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), невыводимые из образующих их компонентов; свойства частей определяются структурой, в которую они входят; структурность изначально присуща «сенсорному» составу сознания; первичное понимание, вторичное - двигательное приспособление; сознание – «психологическое поле»; «организм-среда» - неразрывное динамическое целое.
Тема 2 Формирование гештальт-терапии

1951 г. - официальное рождение гештальт-терапии, основатель Ф. Перлз. 1952 г. - Перлз, Гудмэн, Фромм преподают гештальт-терапию в Нью-Йорке и Кливленде. 1964 г. - в Изалене открывается Гештальт-центр. Гештальт-терапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных уровнях - телесном, эмоциональном, интеллектуальном.

Современные школы гештальт-терапии (Америка, Франция, Австралия, Германия, Россия). Интеграция гештальт-терапии с психоанализом, феноменологией, гуманистической психологией, экзистенциальной психологией, восточной философией. Место гештальт-терапии среди других психотерапевтических подходов. Гештальт-терапия - терапевтическая ветвь экзистенциализма. Основные положения экзистенциализма, принятые гештальт-подходом: конкретное переживание важнее абстрактных принципов; экзистенциальным является понимание человеком самого себя, которое служит существованию; своеобразие каждой человеческой экзистенции; ответственность, присущая человеку, созидающему собственную экзистенцию, обретаяющему свободу (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Гештальт-психология принимает феноменологический метод исследования (Ф. Брентано, Э. Гуссерль). Феномены сознания достойны быть рассмотрены сами по себе в их непосредственной интуитивной данности.

Гештальт-подход развивает психоанализ (3. Фрейд). Принимается идея бессознательного, но к нему идут другим путем через тело, ощущения и эмоции. Психоаналитические идеи, принятые Гештальтом: бессознательное проявляется в соматике, болезнь – это позитивное творчество (Г. Гроддек), внимание к телесным реакциям клиента (Ш. Ференчи), активное отношение терапевта, значение личного равновесия терапевта (К. Юнг), использование креативности в терапии (О. Ранк), вторичные выгоды невротических расстройств (К. Хорни), воспоминания и эмоции, записанные в теле, главенство «как» над «почему» (В. Райх).
Тема 3. Основные понятия гештальт-терапии

Природа человека - саморегулирующаяся сила, заключающаяся в экологической мудрости. Организм - это поле – «организм – среда» (М. Бубер: "Я и Ты в Мы"). Приспособление организма к среде будет творческим, если открыто новое решение, создана новая конфигурация из наличных элементов. Психология должна изучать все феномены контакта, которые связывают организм и среду. Возможно войти в контакт здесь и теперь, только с тем, что образует фигуру, что отделяется от фона. Фигура есть гештальт. Выделив фигуру, человек может осознать свой опыт, восстановить непрерывность сознания. Осознавание отличается от рефлексии. Фон жизни состоит: из прошлого опыта, незаконченных дел, актуального опыта. Личность полна противоречий, крайностей, необходимо интегрировать полярности личности через осознавание их. Принятие позитивной и негативной стороны личности - залог успешной терапии. Проблемы человека связаны с неадекватным взаимодействием его с окружающим миром. В этом проявляется сопротивление, защитные функции организма. На опасность или стресс человек отвечает или бегством, или самоотречением, или потерей чувствительности и т. д. Человек блокирует свои силы, надеясь на среду. «Развиваться - значит взять на себя ответственность за свою жизнь, рассчитывать только на себя» (Ф. Перлз). И это есть зрелость личности отличная от взрослости.
Тема 4 Теория SELF

1951 г. - П. Гудман - первый теоретик гештальта - ввел понятия «self». Self – все те послания, которые человек делает миру, функционирует в трех режимах: как «id», как «ego» и как «personality». «Id» - отражение потребностей человека на уровне тела. «Personality» – весь жизненный опыт человека. «Ego» находиться в постоянном выборе между потребностями и желаниями. Это условная модель человека. Она несколько отличается от модели З. Фрейда (Суперэго, эго, ид). Возможные нарушения на данных уровнях и терапевтические модели воздействия.Понятие цикл-контакта

Здоровый организм настроен на то, что он осуществляет последовательное построение и разрушение гештальтов. Контакт происходит на границе, где сохранятся разделение, а возникшее объединение не нарушает целостность личности.

Способ описания self в его динамическом проявлении - цикл контакта организма. Цикл контакта включает: предконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт. Основные фазы цикл-контакта в представлениях Н. Салате, П. Гудмэн, С. Гингера, М. Катцева и Д. Зинггера. Нарушение функции self. Нарушение функции personality - представление опыта в фантазии. Нарушение функции id - потеря ощущений тела. Нарушение функции ego: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. Взгляды на природу невроза 3. Фрейда, Райха, Хорни. Представления Перлза:

Невроз - накопление незавершенных гештальтов. В неврозе можно выделить 5 уровней: уровень клише, ролевой уровень, тупик, уровень внутреннего взрыва, внешний взрыв.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экспериментальная психология»
Нагибина Наталия Львовна. Экспериментальная психология. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 18 с

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Языки и среды реализации web -приложений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная психология специальность 020101. 65 «Химия»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
Охрана окружающей среды: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2010

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право» : учебно-методическое пособие / составитель А. М. Жуков. – Тольятти...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconПсихология и педагогика высшей школы (Учебно методический комплекс для аспирантов и соискателей)
Ильяева И. А. Хованова Е. В. «Психология и педагогика высшей школы» Учебно- методический комплекс для аспирантов и соискателей. Под...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Электронный бизнес»
Методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Программирование на языках высокого уровня (яву)»
Учебно-методический комплекс (умк) составлен на основании гос впо и учебного плана Улгту специальности (направления) 23010165 «Вычислительные...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины информатика и ЭВМ в психологии...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Инструментальные средства в электронном бизнесе»
Методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Инструментальные средства в электронном бизнесе»
Методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гештальт-психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск