Рационально-эмоциональный подход

Рационально-эмоциональный подход


Скачать 3.29 Mb.
Название Рационально-эмоциональный подход
страница 1/23
Тип Книга
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Albert

Ellis



HOMINISTIC

PSYCHOTHERAPY
THE RATIONAL-EMOTIONAL

APPROACH

NEW YORK

Альберт

ЭЛЛИС
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ

ПСИХОТЕРАПИЯ
РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ПОДХОД

СОВА

УДК 820(73)

ББК 84.4+53.57

Э47

Albert Ellis

HUMANISTIC PSYCHOTHERAPY

THE RATIONAL-EMOTIONAL APPROACH

Перевод с английского Р. Балыбердина, М. Даниленко, И. Фирсовой

Научный редактор канд. психолог, наук В. А. Чулкова

Эллис А.

347

Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоцио­нальный

подход / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. (Серия «Ступени психотерапии»).

I8ВN 5-04-010213-5

Книга знакомит читателя с одним из наиболее популярных в наше время направлений психотерапии — рационально-эмоциональной терапией (РЭТ). Ее основатель, Альберт Эллис, считает, что все люди склонны к построению нелогичных, иррациональных мыслительных комбинаций, которые в рамках РЭТ называются «мистическим мышлением». Эллис утверждает, что фактически все проблемы человека — это результат мистического мышления, подчинения многочисленным «следует», «нужно» и «должен». Безусловно, человеку прихо­дится сталкиваться с реальными проблемами, но ужас и непомерная тяжесть сопровождающих их переживаний — это вымышленные, иллюзорные демоны.

РЭТ утверждает, что человек может контролировать и влиять на свои эмоциональные реакции, чувства и поведение. Поскольку он сам невольно заставляет себя страдать, он также может заставить себя прекратить испы­тывать страдания.

РЭТ учит людей не зависеть от обстоятельств и не поддаваться внушению, думать самостоятельно, без оглядки на то, что думает и чувствует большинство окружающих.

Для всех, кто так или иначе связан с терапевтической работой: студентам, медицинским и социальным работникам, практикующим психотерапевтам.

УДК 820(73) ББК 84.4+53.57

> Издательство «Сова», 2002 €> ЗАО «Издательство

ISВN 5-04-010213-5 «ЭКСМО-Пресс». 2002

Предисловие

Автор предлагаемой вниманию читателя книги - Альберт Эллис Он является активным и деятельным сторонником активно-директивной психотерапии, в которой рациональные взгляды на мир и на самого себя вырабатываются в рамках отношений клиент-психотерапевт. Альберт Эллис выполняет обязанности исполнительной директора Института рационального образа жизни и директора клинического отделения Исследовательского института рациональной психотерапии в Нью-Йорке. Он занимается индивидуальной и групповой психотерапией, консультирует по вопросам семьи и брака I течение почти 30 лет, опубликовал более 350 статей в психиатриче­ских, психологических, социологических и популярных журналах Доктор Эллис является автором 30 книг и монографий, в том числе «Секс без чувства вины», «Руководство по рациональному образ) жизни», «Искусство и наука любви», «Разум и эмоции в психотера­пии» и «Развитие посредством разума».

В предлагаемой вниманию читателя книге доктор Эллис размыш­ляет о биологическом основании иррациональности человека, фи­лософских и познавательных ошибках, которые усиливают и за­крепляют невротическое поведение, о способах, посредством ко­торых рационально-эмоциональная психотерапия работаете людь­ми, склонными к жестокости, паранойе, имеющими сексуальные проблемы, заниженную самооценку и другие трудности. В этой кни­ге делается попытка освободить человека от одного из самых разру­шительных построений человеческого разума - чувства вины и от­крывается путь к личному удовлетворению и принятию самого себя.

Сейчас, когда классический психоанализ переоценивается, пси­хотерапевты находятся в поисках новых решений психологичес­ких проблем с помощью групповой терапии, сессий групп откры­тых встреч, экзистенциальной философии и т. д., эта книга, воз­можно, станет шагом вперед в этих поисках и окажет влияние на целое поколение психотерапевтов, социальных работников, соци­ологов, воспитателей и других специалистов, занятых в сферах психического здоровья и общественных отношений.

1

ГУМАНИЗМ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Несколько лет назад, на ежегодном собрании Ассоциации по гуманистической психологии, группа участников собрания предложила, по крайней мере, 20 различных концепций сущ­ности гуманизма по отношению к психологии, причем эти кон­цепции радикально отличались по некоторым важным пунктам. Более того, как указывала Шарлотта Бюлер (Charlotte Buhler) в 1971 году в своем президентском обращении к Первой Между­народной пригласительной конференции по гуманистической психологии, существует несколько якобы гуманистических кон­цепций, которые противоречат друг другу и между которыми каждый вынужден сделать выбор. Она указала, что люди не мо­гут одновременно верить в гуманистическую конечную цель гомеостаза и конечную цель осуществления самореализации.

Сам по себе термин гуманизм имеет, по крайней мере, 2 основ­ных значения, которые частично совпадают, но не равны друг другу. С психологической точки зрения он означает изучение человека как целого (в противоположность изучению его отдельных черт и поступков) с целью помочь ему жить более счастливой и творчес­кой жизнью. С точки зрения нравственности гуманизм означает формирование системы правил, по которым человек живет и ко-
6

Гуманизм и психотерапия

торая ориентирована в большей степени на интересы человека, чем на какой-то предполагаемый закон природы или бога. Первое из этих двух значений подчеркивается такими организациями как Ас­социация гуманистической психологии, а второе - такими груп­пами как Американская гуманистическая ассоциация.

Казалось бы, можно представить определение гуманистиче­-ской психотерапии, которое включает обе эти концепции. Такое определение оставило бы гуманистическую психологию исклю­чительно в рамках науки и препятствовало бы ее отклонениям в неинтеллектуальные, ненаучные, мистические и религиозные области, в которых гуманистическая психология в наши дни чув­ствует себя как дома. Суть гуманизма и с психологической, и с этической точек зрения состоит в том, что человек полностью призван быть человеком: то есть способности человека ограни­чены и он подвержен ошибкам, и что нет никакого способа уз­нать, является ли он сверхчеловеком или недочеловеком. Од­ной из самых специфических человеческих особенностей яв­ляется способность фантазировать и полностью верить во все виды сущностей и сил нечеловеческого происхождения, таких как черти, демоны и ад, с одной стороны, и ангелы, боги и рай, с другой. Но насколько нам известно, ни один человек не явля­ется ни недо-, ни сверхчеловеком. Более того, нам представля­ется весьма сомнительным предположение, что когда-нибудь будут существовать недо- или сверхлюди.

Одно из преимуществ дополнения этического гуманизма к пси­хологическому состоит в том, что последний становится дейст­вительно научным. Потому что когда Абрахам Маслоу открыл так называемую «третью силу» в психологии и добавил гуманизм к бихевиоризму и психоанализу, у него не было намерения сделать гуманизм ненаучным. Однако многие его последователи броси­лись в астрологию, мистику, экстрасенсорное восприятие, пред­сказание судьбы и все виды ненаучных и антинаучных областей с неистовой потребностью «расширить границы разума человека». В этом процессе они практически отбросили «гуманистическую психологию» назад в прошлое и на веру приняли все виды со­мнительных учений.

7

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Тем не менее, этический гуманизм тесно связан с научным методом, основной постулат которого состоит в том, что, пока не доказано обратное, нет ничего ценнее человеческого суще­ствования. Достаточными для обоснования или научной про­верки любой гипотезы относительно человека могут считаться только такие данные, которые при некотором окончательном анализе являются наблюдаемыми и воспроизводимыми. Любая гипотеза, не подкрепленная доказательствами, которые обыч­ные люди могут наблюдать и повторять, считается теологичес­кой, сверхъестественной или мистической и не может рассмат­риваться в рамках общей или психологической науки.

Согласно этому правилу, гуманистическая психология занима­ется изучением целого индивидуума при помощи логико-эмпири­ческих средств, которые направлены на то, чтобы помочь человеку самореализоваться, жить более творческой и счастливой жизнью. Она полностью принимает людей с их недостатками; она опериру­ет их жизненным опытом и ценностями; гуманистическая психо­логия подчеркивает их способность создавать и направлять собст­венные судьбы. Гуманистическая психология рассматривает людей как целостных, целеустремленных индивидуумов, права которых имеют значение только потому, что они существуют, и которые (вме­сте со своими собратьями) имеют право продолжать существова­ние, получать удовольствие и самореализовываться. Эта концепция гуманистической психологии соединяет этическую и научную теч­ки зрения и поддерживается многими ведущими теоретиками и практиками психологии, такими как Шарлотта Бюлер, Вильгельм Дилти (Wilhelm Dilthey), Виктор Франкл (Frankl V.), Курт Голдштейн (Kurt Goldstein), Карен Хорни, Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Карл Роджерс и Людвиг фон Берnаланфи (Ludwig von Bertalanffy).

Гуманистическая психотерапия является важным направле­нием гуманистической психологии; но она часто уходит в свои особые области и изучает экспериентальные* невербальные и

* Экспериентальная (experiential) психотерапия - речь идет о терапии, сутью которой является формирование нового опыта путем переработки переживаний. (Научн, ред.)

8

Гуманизм и психотерапия
физические подходы к изменению личности. Она предполага­ет, что современный человек становится слишком интеллекту-ализированным, технологизированным и неэмоциональным, а следовательно, теряет человечность и становится отчужденным.

Гуманистическая психотерапия предлагает новый путь для восполнения ошибок классического бихевиоризма и ортодок­сального психоанализа. В этом отношении гуманистическая психотерапия внесла значительный вклад в психотерапию и в разработку методов актуализации возможностей человека.

Однако человек не может жить одними эмоциями. Он - уди­вительно сложное, когнитивно-эмоционально-биологическое создание. Его способность к размышлениям - и особенно его способность обдумывать свои мысли — вероятно, является его самым уникальным и самым «человеческим» качеством. Поэто­му, если человек должен эффективно работать против своих личных склонностей и общественного влияния, приводящих к его «обесчеловечиванию», ему следует учиться активно исполь­зовать особые мыслительные процессы самого высокого уров­ня и метамышление, которыми он обладает от рождения, но ко­торые он с легкостью игнорирует.

Когнитивная психотерапия весьма эффективно, как профи­лактически, так и терапевтически помогает развивать «человеч­ность» людей. Я был связан с одной из наиболее известных ког­нитивных школ с момента ее создания, а именно с рациональ­но-эмоциональной терапией (РЭТ) - революционным гумани­стическим подходом в психотерапии.

В отличие от ортодоксальной психоаналитической или клас­сической поведенческой психологии, рационально-эмоцио­нальная терапия ставит человека в центр мира и его собствен­ной эмоциональной судьбы и предоставляет ему почти полную ответственность за выбор причинять или не причинять самому себе серьезное беспокойство. РЭТ расценивает биологические и средовые факторы как важные в цепи событий, которые ведут к дезорганизации и расстройствам человека. Тем не менее, РЭТ утверждает, что человек сам может (и обычно так и делает) ак­тивно влиять на свои эмоциональные реакции, вызванные сти-


ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

мулом из окружающей среды. Следовательно, человек обладает огромными возможностями для контроля над тем, что он чув­ствует и делает. Более того, когда человек невольно и по глупо­сти заставляет себя страдать, от всей души веря в иррациональ­ные и непроверяемые предположения о самом себе или других, он почти всегда может заставить себя прекратить испытывать страдания, и он может часто поступать таким образом — если он применяет рационально-эмоциональные приемы.

РЭТ использует схему А—В—С для поэтапного рассмотрения личности человека и его расстройств. Обычно терапевт, когда пытается помочь человеку, начинает с этапа С — волнующего эмоционального последствия, которое человек недавно пережил. Обычно человека кто-то отвергает (этап А — активизирующее переживание или событие) и тогда он испытывает тревогу, соб­ственную униженность или подавленность на этапе С. Он оши­бочно полагает, что его отверженное состояние вызвало его чув­ство тревоги, собственного ничтожества или подавленности. Он даже может открыто выразить словами это убеждение, говоря что-нибудь вроде: «Она отвергла меня и это ввело меня в депрессию».

Человеку можно показать, что событие на этапе А не служит и на самом деле не может послужить причиной отрицательных эмоций на этапе С. Если бы это было возможно, тогда факти­чески каждому, кого отвергают, приходилось бы испытывать точно такую степень угнетения, но этого не происходит. Зна­чит, между этапами С и А существует еще один этап — В. Как показывает наш анализ, на этапе В вступает в действие система убеждений человека.

В норме, когда человека отвергают, у него могут появиться различные мысли: одни рациональные по сути, а другие - в большей степени иррациональные. Рациональное убеждение человека (гВ) в основном выглядит так: «Какое несчастье, что она отвергла меня! У меня будут проблемы в результате ее от­вержения; и это очень плохо. Как я смогу теперь заставить ее принять меня в будущем? А если я не смогу, как я могу быть принят какой-нибудь другой женщиной, которая отчасти по­хожа на нее и, возможно, принесет мне почти столько же радо-

10

Гуманизм и психотерапия

сти, сколько я получил бы, если бы она не отвергла меня?*. Это убеждение рационально, потому что оно предполагает увели­чение счастья человека и снижение до минимума его боли и от­носится к наблюдаемым, эмпирически проверенным событи­ям. Легко понять самому человеку и другим, что событие дей­ствительно является несчастьем, потому что его отвергла та, ко­торую он любит; что у него будут проблемы из-за ее отверже­ния; и что он, вероятно, сможет найти другую женщину, кото­рая примет его и принесет ему почти столько же радости, сколь­ко он получил бы, если бы его не отвергла первая женщина.

Если бы этот человек строго полагался на свои рациональ­ные убеждения по поводу своего отвержения и ни на йоту не отошел бы от них, он в большинстве случаев пережил бы четко выраженные чувства на этапе С, но это не были бы чувства тре­воги, собственного ничтожества или подавленности. Вместо этого человек почувствовал бы разочарование, печаль, сожале­ние, фрустрацию или раздражение. И его чувства тогда вполне соответствовали бы активизирующему переживанию или собы­тию, так как они побудили бы его изменить свою жизнь таким образом, чтобы в будущем его могла принять желанная женщи­на и, следовательно, чтобы он получил большее удовольствие.

Однако люди склонны к нелогичным мыслительным процес­сам на этапе В, которые можно назвать «мистическим мышле­нием». У людей есть иррациональные убеждения (1В) в дополне­ние к их рациональным убеждениям. Поэтому клиент обычно будет заключать: «Как это ужасно, что она отвергла меня! Я на самом деле ничего не стою, раз она так поступила! Ни одна желан­ная женщина, вероятно, никогда не примет меня! Мне следовало бы лучше убеждать ее принять меня; я заслуживаю своего наказа­ния за то, что я был так глуп!». Эти убеждения очень нелогичны, потому что они почти непременно должны ослабить счастье че­ловека, довести до максимума его боль и могут помешать ему ре­ализовать свои желания в будущем. Кроме того, они имеют от­ношение к мистическим, эмпирически непроверяемым предпо­ложениям, относительно которых не существует и, вероятно, ни­когда не будет существовать никаких фактических доказательств.

11

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Таким образом, когда человек предполагает, что событие ужасно
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Рационально-эмоциональный подход icon Уэсслер Р. Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная...
Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход. Пер с англ. Общ ред. — М.:...
Рационально-эмоциональный подход icon Уэсслер Р. Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная...
Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход. Пер с англ. Общ ред. — М.:...
Рационально-эмоциональный подход icon 2. Эволюция управленческой мысли 25 Сравнение старой и современной...
Созидательное разрушение, инновации, мультицикличность. Й. Шумпетер (1883 – 1950) 134
Рационально-эмоциональный подход icon «Развитие эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка»
Только эмоционально одаренные люди могут рационально распоряжаться своими природными способностями и знаниями, полученными в процессе...
Рационально-эмоциональный подход icon Литература Ссылка для цитирования
Ключевые слова: принятие решений, толерантность к неопределенности, бдительность (вигильность), рациональность, рефлексивность, склонность...
Рационально-эмоциональный подход icon Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Эмоциональный интеллект в связи с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости
Рационально-эмоциональный подход icon 1. 1 Организация рабочего места
Рабочий день официанта начинается с расстановки столов в торговом зале. При расстановке столов стремятся наиболее полно и рационально...
Рационально-эмоциональный подход icon Конкурс «Интеллектуальная разминка»
Проведение смотра в игровой форме обеспечивает повышенный эмоциональный фон, поддержку команд болельщиками. Команда имеет в своем...
Рационально-эмоциональный подход icon Инструкция Возраст 8+
Каждый продукт ртс включает новейшее в технологии робота, умело смешанную с динамической и интересной индивидуальностью. Робототехника...
Рационально-эмоциональный подход icon Шингаев Сергей Михайлович доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии
Аннотация. В статье раскрывается история возникновения понятия «эмоциональный интеллект» в отечественной и зарубежной науке, приводятся...
Рационально-эмоциональный подход icon Конспект лекций Тема Отраслевое производство. Кластеризация. Современный...
Тема Отраслевое производство. Кластеризация. Современный институциональный подход
Рационально-эмоциональный подход icon Инн 7536026540 огрн 1027501151600 кпп 753601001
В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, дает ребенку...
Рационально-эмоциональный подход icon Эмоциональный интеллект и его развитие у детей
Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня...
Рационально-эмоциональный подход icon Культурно-исторический подход к автобиографической памяти

Рационально-эмоциональный подход icon Инструкция по применению смесей холодных асфальтобетонных Холодный...
Холодный асфальт – это ремонтная холодная смесь с рационально подобранным составом из минерального заполнителя, битумной эмульсии...
Рационально-эмоциональный подход icon Профессиональный подход к объекту недвижимости в области энергоэффективности и экологичности


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск