Скачать 0.69 Mb.
|
На правах рукописиНуркова Вероника ВалерьевнаКУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Специальность 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Москва – 2009Работа выполнена на кафедре общей психологии факультета психологииМосковского государственного университета имени М.В. Ломоносова Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Сергиенко Елена Алексеевна доктор психологических наук, профессор Петровский Вадим Артурович доктор психологических наук, профессор Обухова Людмила Филипповна Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет Защита состоится 06 ноября 2009 г. в _______ ч. на заседании диссертационного совета Д 501.001.14 при МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: 125009, Москва, ул. Моховая, дом 11, корпус 5, аудитория ______. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова. Автореферат разослан ___ ____________ 2009 г. Ученый секретарь диссертационного совета Магомед-Эминов М.Ш. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Содержанием диссертационного исследования является культурно-деятельностная концепция автобиографической памяти, в рамках которой системно интегрированы результаты теоретико-эмпирических исследований автора 1991-2009 годов и основные данные работ по этой тематике, накопленные в различных направлениях современной психологии. Представлено новое направление исследований автобиографической памяти как высшей психической функции, разработанное с позиций генетически ориентированного структурно-функционального анализа на базе методологии школы Выготского-Леонтьева. Автобиографическая память (АП) определяется как высшая мнемическая функция, организованная по смысловому принципу, оперирующая с личностно отнесенным опытом, которая обеспечивает формирование субъективной истории жизни и переживание себя как уникального протяженного во времени субъекта жизненного пути. Актуальность диссертационного исследования Интерес к отдельным феноменам АП - ровесник научной психологии (Т. Рибо, 1881; З. Фрейд, 1901; А. Бергсон, 1913; П. Жане, 1928; А. Адлер, 1929). Объектом систематических исследований в психологии АП становится только в 80-е гг. ХХ века: с введением термина «автобиографическая память» (Robinson J.A., 1976) начинается активная разработка этой темы представителями различных подходов (Brewer, 1986, 1996; Rubin, 1986; Conway, 1987, 1990, 2001; Ross, 1991; Nelson, 1991, 1993, 2004; Schroots, 1995; Thompson, Skowronski., 1996; Wagenaar, 1986, 1990). Оформление самостоятельной области научного исследования АП связано с переориентацией на изучение психики «в естественном контексте» в рамках «экологического подхода» (Neisser, 1978, 1986, 2005). В современных работах, где доминирует методология когнитивного подхода, исследован широкий круг частных закономерностей АП, в основном относящихся к операциональному уровню ее функционирования, при этом механизмы АП по существу сведены к дополнительным процедурам переработки «я-отнесенной» информации, включаемым в модели процесса познания (Conway, 2001, Thompson, 1996; Tulving, 1972, 2001). Таким образом, состояние разработки проблемы АП в когнитивном направлении характеризуется принципиальными ограничениями:
Развивается также феноменологический подход к АП (Salaman, 1970; Linton, 1986; Wagenaar, 1986, 1993; Bruhn, 1997), формой которого является нарративный (McAdams, 1985-2006; Sarbin, 1986-2004; Polkinghorne, 1988-2007), и психоаналитический (Ross, 1991). В феноменологической парадигме описывается многообразие форм осознания разновременного автобиографического опыта, динамика переживаний при его рефлексии и реконструкциях. Нарративным анализом выделяются схемы структурирования автобиографического опыта в форме рассказов о событиях «истории жизни», в том числе в соотнесении с материалом произведений искусства автобиографического жанра (Brown, Kulik, 1977; Salaman, 1970; Wagenaar, 1986, 1993). Однако и феноменологическое направление оставляет закрытыми для изучения вопросы о механизмах становления АП и системе детерминант ее развития, структурно-функциональных особенностях АП в сравнении с другими видами памяти, закономерностях связи и динамики осознаваемой и неосознаваемой части автобиографического опыта. Практика трансформации содержаний АП в психоаналитических работах направлена на специфический сегмент ее неосознаваемой части (вытесненные или искаженные защитными механизмами автобиографические воспоминания), строится без учета системных свойств организации АП как личностно-мнемической подсистемы с широким спектром взаимосвязанных функций, не обсуждается реальная динамика процессов в структурно-функциональных характеристиках АП и разнообразие механизмов включения АП в самодетерминацию личности. Наиболее перспективным из реализуемых в настоящее время за рубежом подходов представляется социокультурный (Bruner, 2004; Nelson, 1991-2004; Brown, 1990-2008; Wallace., 1992; Rubin, 1986-2004; Fivush, 2002; Wang, 2003-2006), где АП рассматривается как исключительно человеческий, онтогенетически поздний феномен, конкретные структурные, содержательные и функциональные характеристики которого определяются культурно специфичными моделями организации автобиографического опыта, присваиваемыми ребенком в процессе взаимодействия с социальным окружением; сформулирована значимость учета внешних детерминант развития АП; проводятся сопоставления различных культур и социальных условий по характеру их влияния на отдельные особенности АП. В работах отечественных авторов (Абульханова-Славская К.А., 1991; Василюк Ф.Е.,1991; Головаха Е.И., Кроник А.А., 1984, 2008; Ковалев В.И., 1979; Коган Л.М., 1988) ряд особенностей АП исследовался в контексте изучения «субъективной картины жизненного пути» (термин предложен Б.Г.Ананьевым в 1969 году в книге «Человек как предмет познания»). В тематике анализа «жизненного пути» в числе других рассматривались и вопросы организации личного опыта в повествовательных структурах (Сапогова Е.Е., 2003, 2005), ностальгические переживания (Фенько А.Б, 1994), возможности использования биографии как исследовательского метода (Рыбников Н.А., 1918; Логинова Н.А., 1991, Коржова Е.Ю., 2002). Однако, кроме циклов исследований, выполненных нами (Нуркова, 1993-2009) и под нашим руководством (Никанорова, 1999; Михайлова, 2002; Артемова, 2002; Кудрина, 2003; Янченко, 2004; Копаева, 2005; Джумаева, 2007; Панина, 2007; Масолова, 2007; Эпинатьева, 2007; Еременко, 2007; Цветкова, 2008; Леонова, 2008; Канцурова, 2008; Хазеева, 2008; Василевская, 2008; Лысикова, 2009; Никитин, 2009; Василенко, 2009), специально задача системного изучения АП с целью разработки общей концепции, отражающей структурно-функциональную специфику АП, другими отечественными учеными не ставилась. К феномену АП стали активно обращаться ученые из смежных наук: философии (Рикёр, 2004), истории (Хаттон, 2003; Репина, 2006), культурологии (Баткин, 2001; Лоуэнталь, 2004), антропологии (Подорога, 2001), социологии (Хальбвакс, 2007; Савельева, Полетаев, 1997, 2005), филологии (Аверин, 2003; Брагина, 2007), ими подчеркивается значимость разработки концепции АП для понимания временного и рефлексивного аспекта бытия личности с учетом культурно-исторического контекста ее жизни. В последние годы активизировался сбор клинического материала о поражениях АП, которые ведут к глубоким личностным деформациям - нарушается переживание идентичности, наступает «отчуждение» от самого себя (Лурия А.Р. «Потерянный и возвращенный мир»; Hirst W., 1994; Schacter D.L., 1996; Levin B. et al, 1998; Klein S.B. et al, 2002; Кекелидзе, Милехина, 2008; Милехина, 2009). Таким образом, проблемное поле исследований АП находится в процессе противоречивого становления и провоцирует множество методологических и конкретно-научных дискуссий относительно специфики АП, механизмов ее развития, вариантов структурирования ее феноменологии, функциональной нагрузки. Этим обусловлена принципиальная необходимость рефлексии методологических оснований для дальнейшей разработки тематики АП, соотнесения ее с фундаментальными проблемами психологии личности и психологии памяти. Международным обществом SARMAC (Society for Applied Research in Memory and Cognition) с 1995 года проводятся конференции, посвященные исследованиям АП, издается журнал, курсы по психологии АП преподаются в ведущих университетах мира. Анализ современного состояния изучения АП показывает, что в теоретическом плане актуальность диссертационного исследования определяется следующими причинами:
Следовательно, актуальность диссертационного исследования обусловлена:
Целью диссертационного исследования является разработка на основе методологии культурно-исторического подхода концепции автобиографической памяти, системно представляющей взаимосвязь ее структурно-функциональных характеристик с закономерностями развития и регуляции. Объектом диссертационного исследования выступает автобиографическая память личности. Предметом диссертационного исследования является культурно-историческая и деятельностная детерминация становления и реализации системно-функционального строения автобиографической памяти как высшей психической функции. Методологические основания диссертации. Диссертационная работа реализует методологию культурно-исторического подхода (школа Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева). Исследование строится на принципах структурно-функционально-генетического анализа. Эмпирическая база работы. Проведено 46 эмпирических исследований, в которых приняли участие более 4500 испытуемых, осуществленных в сотрудничестве с Государственным историческим музеем; археографической лабораторией исторического факультета МГУ; университетом штата Вашингтон, США (Э. Лофтус, Д. Бернштейн); университетом Дарема, Великобритания (М. Конвей); университетом Дюка, США (Д. Рубин); университетом Орхуса, Дания (Д. Бертсен); университетом Альберты, Канада (Н. Браун). Гипотезы исследования
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Новый для психологии объект – АП впервые изучен на основе методологии ведущей отечественной школы Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева. Теоретически разработана и надежно подтверждена эмпирически культурно-деятельностная концепция АП, раскрывающая специфику этого вида памяти как ВПФ, укорененной в культурных формах поведения, разделенных между людьми и опосредствованных специфическими символическими системами и практиками. Выявлены уникальные характеристики АП: отсутствие натуральной стадии в онтогенезе; смысловая детерминация пластичности картины прошлого; активное развитие новых культурных средств, обогащающих ее функциональный репертуар. Применение структурно-функционального анализа позволило разработать модель иерархической организации АП и выявить специфичную для описания каждого из уровней систему единиц анализа и принципов организации в соотнесении с культурными средствами регуляции. В качестве единицы анализа на микроуровне многоаспектно изучены АВ, функциональные, структурные и феноменологические характеристики которых открываются в формах «фотографического», важного, переломного и характерного воспоминаний и детерминированы культурными средствами (прослежена связь с нарративными формами, фотографией, «эпизодической ментальной фотографией»), а также мотивами, целями и условиями воспроизведения. Макроструктура АП организуется целостными представлениями о «жизненных периодах», «жизненных темах», «личностных этапах», высший уровень единиц культурно-исторической интеграции «картины жизненного пути личности» представлен переживанием интегральной самоидентичности и осознанием концепта судьбы, концентрирующими сплав социо-культурных и индивидуально-личностных смыслов. Макроуровень АП опосредствуется жизненным сценарием, историей жизни, автопортретом, характерным воспоминанием, «сущностной ментальной фотографией», конфигураций переломных воспоминаний, метафорическим образом судьбы, «Линией жизни», «мгновенным жизненным обзором». Описан функциональный репертуар АП на уровнях операции, действия и деятельности. Доказано, что функциональный потенциал АП развивается от разделенного с другим коммуникативного действия по созданию рассказа об изолированном событии к интериоризированным формам внутреннего полилога на основе соотнесения разновременных воспоминаний о себе (разновременных я) в целях саморегуляции и далее к экзистенциальному осмыслению «картины пройденного жизненного пути». Определена роль АП в качестве базиса развития основных механизмов, обеспечивающих самосознание личности в социокультурном пространстве ее бытия (экзистенциальные функции АП: установление интервалов самоидентичности личности, самопознание, осознание личной уникальности, историческая и культурная самоотенесенность, временная интеграция личности). Конструирование личностью истории своей жизни, периодизация этапов жизненного пути, рефлексия ключевых моментов развития и создание концепта собственной судьбы выделяется в особый вид деятельности, которая обеспечивается многоуровневым строением культурно опосредствованной АП, что является конкретизацией механизмов действия принципа активности, разрабатываемого в отечественной психологии. Существенным вкладом в развитие идей культурно-исторического подхода является стратегия междисциплинарного изучения взаимосвязи этапов инновационного развития культурных средств как основы социальных практик и процессов преобразования индивидуальной и коллективной форм АП. Проведен эволюционно-генетический анализ истории фотографии как единого процесса развития культуры и психики человека (возникновения не существовавших ранее потребностей, видов деятельности, общения, форм познания и самопознания). Анализ системно организованных психологических и социальных последствий освоения изменяющегося в истории культурного средства выявил новые формы взаимозависимости процессов социализации и индивидуализации личности, что определяет новые траектории системного развития ВПФ. На примере фотографии, автопортрета и личного имени прослежены причины изменения культурного средства, придание ему символических свойств, выявлено направление совершенствования ВПФ как «нарастание степеней свободы» при овладении полифункциональным культурным средством. Предлагаемый подход позволяет по-новому понять взаимосвязь иерархически организованных процессов социокультурной детерминации психического развития человека в условиях инновационно изменяющегося мира. При изучении детерминации индивидуальных типов АП со стороны физиологических предпосылок эмпирически установлена теоретически предсказанная Л.С. Выготским закономерность взаимосвязи биологического и социального, свойственная природе ВПФ: в период своего становления АП опирается на имеющиеся особенности нервной системы (прямое соответствие), для зрелой личности АП становится средством, при помощи которого происходит компенсация природных ограничений произвольной регуляции. Возрастная динамика АП отличается от динамики других мнемических систем: в пожилом возрасте возрастает произвольность регуляции процесса воспроизведения АВ. Определены психофизиологические детерминанты индивидуальной специфики строения и функционирования АП. Принципиально важно включение в концепцию индивидуальной АП исторического компонента, необходимого для самоопределения личности в культурно-историческом пространстве, и установление соотношения психологического благополучия и степени представленности в АП исторического контекста бытия личности. Проведен сопоставительный анализ авторской концепции АП с позицией когнитивного и феноменологического подходов. Представлена системная теоретическая и эмпирическая аргументация, обосновывающая правомерность выделения АП в качестве самостоятельной подсистемы долговременной памяти Обосновано принципиальное преимущество общенаучной методологии культурно-исторического подхода для разработки концепции АП. Разработан и апробирован новый методический инструментарий для комплексного решения исследовательских, диагностических и психотехнических (психокоррекционных) задач: методики «Линия жизни», «Материк памяти», «Метафорический образ судьбы», «Автограф памяти», «Мемошахматы», «Родом из детства», «Расписание жизни», «Работа над ошибками прошлого», «Метрика судьбы», «Гений места», «Память семьи», «Библиотечный день», «Гетерархия», «Ментальная фотография», «Сущностный коллаж» (создана компьютерная версия комплекса «Ландшафт памяти – Автобиографическая мнемотерапия», состоящая из 16 модулей). Практическая значимость. Практическая значимость работы определяется запросами организации современных образовательных систем, судопроизводства (свидетельские показания и психология судей и присяжных заседателей), психотерапии (психокоррекции), и других сфер практики, где АВ выступают объектом воздействия (политика, СМИ, искусство). Разработанная концепция АП может быть использована в менеджменте, оценке персонала, тренингах креативности и группах личностного роста, а также иных прикладных областях, требующих учета субъективной картины прошлого в формировании и поддержании самоидентичности, самооценки, жизнетворчества в целом, в частности, связанных с социально желательными феноменами, обусловленными АП – ностальгией, благодарностью, мудростью, патриотизмом. Представленный в диссертации комплекс методик предназначен для оптимизации АП с целью гармонизации личности. ПОЛОЖЕНИЯ, выносимые на защиту.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 87 печатных работ (общим объемом 130.6 п.л., авторский вклад – 111 п.л.), из них: 2 монографии, 2 учебника, 2 учебно-методических пособия; 12 статей в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (общий объем 11.1 п.л., авторский вклад – 8.1 п.л.); 13 статей в других научных изданиях; 36 тезисов международных конференций и 20 тезисов российских конференций. Под научным руководством автора защищено 17 дипломных работ и 2 кандидатские диссертации. Результаты работы доложены на 46 российских и международных конференциях. Работы, выполненные автором по данной теме, награждены медалью конкурса молодых ученых РАН за монографию и цикл работ (2001); медалью Европейской Академии для молодых ученых (Academia Europaea Prize 2003); поддержаны фондами Фулбрайт (2002) и INTAS (2001, 2006), грантами РГНФ (1996-1997) и Президента РФ (2008-2009). Структура и содержание диссертации. Работа состоит из введения, 7 глав, заключения, списка литературы и приложений (Методическое руководство к комплексу «Ландшафт памяти»). Основной текст диссертации изложен на 614 страницах. Список литературы содержит 601 наименование, из них 315 на иностранном языке. Текст рукописи иллюстрирован 127 рисунками и 44 таблицами. II. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во Введении описывается история интереса к проблеме АП; обосновывается актуальность исследования; раскрывается основной замысел работы и ее теоретико-методологические основы; определяются объект, предмет, цель и гипотезы исследования; аргументируется его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Выбор культурно-исторического подхода в качестве методологической базы обосновывается адекватностью структурно-функционально-генетического анализа предмету и цели исследования – разработке концепции АП человека как высшей мнемической функции, формирующейся в рамках конкретных социокультурных реалий, феноменологически представленной как «субъективная картина личного прошлого» и обеспечивающей человеку возможность сознательной регуляции своей жизнедеятельности. Формулируются положения, выносимые на защиту, излагаются данные об апробации результатов исследования и его структуре. В главе 1 «АП в оптике культурно-исторической и деятельностной методологии» обосновывается необходимость методологической рефлексии для исследования новой области - психологии АП с целью адекватной экспликации принципов структурирования проблемного поля, выделения эвристичных единиц анализа, определения возможного репертуара гипотез и выбора или создания адекватного методического инструментария. Критикуется «методологическая беспечность» большинства современных исследований АП. Выявляется преимущество методологии Л.С. Выготского, где не только разработаны нормативные требования к психологическому исследованию в рамках неклассической парадигмы, но и показана их продуктивность в реальной исследовательской практике. Раскрывается введенный Выготским метод анализа «по единицам». Теоретически определяются разноуровневые структурно-функциональные единицы анализа АП: на микроуровне предлагается исследовать отдельные «воспоминания о событиях жизни»; на макроуровне – жизненные темы, историю жизни, представления о судьбе как целостности и «мгновенный жизненный обзор». Представлена модель структурно-функциональной организации АП, базирующаяся на действии разнонаправленных механизмов схематизации и конденсации при преобразовании эмпирики жизненного опыта в содержания АП. Далее раскрывается принцип системного экспериментально-генетического анализа. Создание адекватного этому принципу методического инструментария выделяется в качестве специальной задачи исследования, для ее решения предлагается психотехническая методика «Линия жизни» (ЛЖ). Обсуждаются предметное поле и объяснительные принципы культурно-исторической психологии, которые значимы в контексте изучения АП - «понятие высшей психической функции, понятие культурного развития поведения, овладение собственными процессами поведения» (Выготский, 2005, С. 265). Анализируются главные атрибуты ВПФ: социальность, опосредствованность, системность и произвольность. Раскрывается принцип социогенеза, согласно которому источником ВПФ является культурное поведение, реализуемое в функционально разделенной между людьми деятельности; принцип знакового опосредствования как коллективной деятельности, так и индивидуального культурного поведения, где центральная функция знака определяется как организация и управление: «всякий искусственно созданный человеком условный стимул, являющийся средством овладения поведением - чужим или собственным, - есть знак» (Выготский, 1982, Т. 3, С. 78). Делается вывод, что специфика высшей культурной психики заключается в изменении масштаба ориентировки в действительности: от «здесь и сейчас» к «картине мира», включающей в себя синхроническое (действительное за пределами непосредственно данного) и диахроническое (прошлое и будущее) измерения. Культура в рамках данной работы понимается как исторически сложившиеся в общественных формах деятельностей семиотические системы, становящиеся средствами формирования ВПФ. Развитие высшей психики понимается как определяемое направлением действия знака, который прежде был средством регуляции поведения другого, на самого субъекта, что превращает психику в самоуправляемую, изоморфную структуре текущей деятельности функциональную систему. В этом процессе, называемом Выготским «интериоризацией» или «вращиванием», «происходит…: 1) замещение функций, 2) изменение натуральных функций (элементарных процессов, лежащих в основе высшей функции и входящих в ее состав) и 3) возникновение новых психологических функциональных систем (или системных функций), принимающих на себя то назначение в общей структуре поведения, которое ранее выполнялось частными функциями» (Выготский, 1984, Т. 6, С. 15). ВПФ в полном смысле становится «социальным способом поведения, примененным к самому себе» (Выготский, 1984, Т. 6, С. 71). Проанализировано, как за счет деятельностного подхода происходит расширение методологической оптики культурно-исторической психологии. Доказывается органичное единство теорий Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева на основе философской методологии и общенаучных принципов. В заключение обосновывается перспективность системного изучения АП с позиций культурно-исторической психологии во взаимосвязи структурного-функционального-генетического и излагается программа исследования, реализуемая в настоящей работе. Предлагается изучать: 1) развитие АП как производное от уровня присвоения культурных практик рассказа о себе, что требует анализа многообразия аутомеморативных культурных практик и артефактов, в которых они опредмечиваются; 2) динамичность структурно-функциональных единиц АП и их зависимость от структуры деятельности; 3) наличный репертуар функций и зону ближайшего развития функционального потенциала АП; 4) развитие АП в онтогенезе и в исторической перспективе, проведя культурно-исторический анализ изобретения и развития культурных средств регуляции АП; 5) доступные человеку способы использования ресурса автобиографического опыта, условия перехода к активному и сознательному овладению им. Глава завершается описанием методического инструментария работы. В главе 2 «Функционально-структурные единицы анализа АП. Микроуровень» проводится описание основных единиц микроструктурного анализа и доказывается, что отдельные АВ о событиях прошлого в зависимости от характеристик текущей деятельности и места в ней акта воспроизведения актуализируются в одной из четырех потенциально возможных форм: 1) «фотографического» воспоминания (ФВ); 2) важного воспоминания (ВВ); 3) переломного воспоминания (ПВ); 4) характерного воспоминания (ХВ). На материале анализа протоколов свободного воспроизведения эпизодов прошлого (N=259) выделяются их специфические характеристики (см. табл.1). Табл.1. Сопоставление характеристик единиц анализа микроструктуры АП.
В |
Исторический и древний миф в творчестве кэтрин фишер Исторический роман в современной постмодернистской литературе |
Методические рекомендации в помощь работникам учреждений культурно-досугового... Под учреждением культурно-досугового типа понимается организация, основной деятельностью которой является представление населению... |
||
Как исторический источник. Вопросы внешней и внутренней критики труда а. Олеария Семинар № «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» Адама Олеария как исторический источник |
Инструкция по заполнению формы статистического наблюдения об учреждении... Форма 7-нк заполняется всеми государственными и муниципальными учреждениями культурно-досугового типа независимо от их ведомственной... |
||
Инструкция по безопасности проведения культурно-массовыхмероприятий Вся полнота ответственности за соблюдением требований охраны труда и обеспечение безопасности участников культурно-массового мероприятия... |
Задачи развития памяти Коррекционно-развивающие упражнения по развитию памяти на уроках русского языка и обучении грамоте |
||
2. Эволюция управленческой мысли 25 Сравнение старой и современной... Созидательное разрушение, инновации, мультицикличность. Й. Шумпетер (1883 – 1950) 134 |
Инструкция по перепрошивке видеорегистратора Ritmix avr-777 Подготовка Подготовьте sd-карту на 4Гб. На карте памяти должно быть хотя бы 100Мб свободной памяти |
||
Руководство пользователя Версия 0 ... |
Инструкция по оптимизации оперативной памяти iPad Нам потребуется наличие программы iFile Мы не сомневаемся, что в будущем iPad будет обновлен, но на этот год нам нужно будет искать пути решения оптимизации оперативной... |
||
Отчет федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... Нормативная и организационно-распорядительная документация, регламентирующая образовательную деятельность мгаху памяти 1905г |
Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования... Создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации... |
||
Положение о проведении Всероссийского театрального фестиваля-конкурса,... Целью Конкурса является сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны, Второй Мировой войны и жертвах Холокоста |
Книга Т. И. Солодовой (Матиканской) «Человек долга и чести. Жизнь... Все они достойны памяти. Памяти не только тоболяков, но и жителей других городов России, потому что, приумножая духовное богатство... |
||
Исправленные проблемы версии Android 0 20120420 Прошивка M1 Android 0 20120529 работает на моделях at-g300T/G1100T/G4000T с размером оперативной памяти 512Mb. Для моделей с размером... |
Техническое задание на право заключения договора на поставку компьютерной... Поддержка не менее 1024 гб оперативной памяти, стандарта ddr4 pc4–17000 с поддержкой контроля четности (ecc) и буферизации (rdimm),... |
Поиск |