Культурно-исторический подход к автобиографической памяти


Скачать 0.69 Mb.
Название Культурно-исторический подход к автобиографической памяти
страница 1/3
Тип Автореферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи




Нуркова Вероника Валерьевна


КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

К АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Специальность 19.00.01 – Общая психология,

психология личности, история психологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук


Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре общей психологии факультета психологии


Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Сергиенко Елена Алексеевна
доктор психологических наук, профессор

Петровский Вадим Артурович
доктор психологических наук, профессор

Обухова Людмила Филипповна

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится 06 ноября 2009 г. в _______ ч. на заседании диссертационного совета Д 501.001.14 при МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: 125009, Москва, ул. Моховая, дом 11, корпус 5, аудитория ______.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова.
Автореферат разослан ___ ____________ 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Магомед-Эминов М.Ш.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Содержанием диссертационного исследования является культурно-деятельностная концепция автобиографической памяти, в рамках которой системно интегрированы результаты теоретико-эмпирических исследований автора 1991-2009 годов и основные данные работ по этой тематике, накопленные в различных направлениях современной психологии. Представлено новое направление исследований автобиографической памяти как высшей психической функции, разработанное с позиций генетически ориентированного структурно-функционального анализа на базе методологии школы Выготского-Леонтьева.

Автобиографическая память (АП) определяется как высшая мнемическая функция, организованная по смысловому принципу, оперирующая с личностно отнесенным опытом, которая обеспечивает формирование субъективной истории жизни и переживание себя как уникального протяженного во времени субъекта жизненного пути.
Актуальность диссертационного исследования

Интерес к отдельным феноменам АП - ровесник научной психологии (Т. Рибо, 1881; З. Фрейд, 1901; А. Бергсон, 1913; П. Жане, 1928; А. Адлер, 1929). Объектом систематических исследований в психологии АП становится только в 80-е гг. ХХ века: с введением термина «автобиографическая память» (Robinson J.A., 1976) начинается активная разработка этой темы представителями различных подходов (Brewer, 1986, 1996; Rubin, 1986; Conway, 1987, 1990, 2001; Ross, 1991; Nelson, 1991, 1993, 2004; Schroots, 1995; Thompson, Skowronski., 1996; Wagenaar, 1986, 1990). Оформление самостоятельной области научного исследования АП связано с переориентацией на изучение психики «в естественном контексте» в рамках «экологического подхода» (Neisser, 1978, 1986, 2005). В современных работах, где доминирует методология когнитивного подхода, исследован широкий круг частных закономерностей АП, в основном относящихся к операциональному уровню ее функционирования, при этом механизмы АП по существу сведены к дополнительным процедурам переработки «я-отнесенной» информации, включаемым в модели процесса познания (Conway, 2001, Thompson, 1996; Tulving, 1972, 2001). Таким образом, состояние разработки проблемы АП в когнитивном направлении характеризуется принципиальными ограничениями:

  • игнорируется роль сознания и культурных средств в становлении и функционировании АП, не выявляется специфика условий ее развития;

  • не ставится вопрос о взаимообусловленности структурных и функциональных характеристик АП, о системной организации функций АП;

  • не обсуждаются принципы организации АП как личностно-мнемической подсистемы, в отличие от других видов долговременной памяти;

  • не выявлены основания для типологии индивидуальных различий на основе устойчивых структурно-функциональных характеристик АП;

  • «за кадром» остается проблематика анализа АП в контексте источников самодетерминации личности и ресурсов ее произвольных изменений.

Развивается также феноменологический подход к АП (Salaman, 1970; Linton, 1986; Wagenaar, 1986, 1993; Bruhn, 1997), формой которого является нарративный (McAdams, 1985-2006; Sarbin, 1986-2004; Polkinghorne, 1988-2007), и психоаналитический (Ross, 1991). В феноменологической парадигме описывается многообразие форм осознания разновременного автобиографического опыта, динамика переживаний при его рефлексии и реконструкциях. Нарративным анализом выделяются схемы структурирования автобиографического опыта в форме рассказов о событиях «истории жизни», в том числе в соотнесении с материалом произведений искусства автобиографического жанра (Brown, Kulik, 1977; Salaman, 1970; Wagenaar, 1986, 1993). Однако и феноменологическое направление оставляет закрытыми для изучения вопросы о механизмах становления АП и системе детерминант ее развития, структурно-функциональных особенностях АП в сравнении с другими видами памяти, закономерностях связи и динамики осознаваемой и неосознаваемой части автобиографического опыта.

Практика трансформации содержаний АП в психоаналитических работах направлена на специфический сегмент ее неосознаваемой части (вытесненные или искаженные защитными механизмами автобиографические воспоминания), строится без учета системных свойств организации АП как личностно-мнемической подсистемы с широким спектром взаимосвязанных функций, не обсуждается реальная динамика процессов в структурно-функциональных характеристиках АП и разнообразие механизмов включения АП в самодетерминацию личности.

Наиболее перспективным из реализуемых в настоящее время за рубежом подходов представляется социокультурный (Bruner, 2004; Nelson, 1991-2004; Brown, 1990-2008; Wallace., 1992; Rubin, 1986-2004; Fivush, 2002; Wang, 2003-2006), где АП рассматривается как исключительно человеческий, онтогенетически поздний феномен, конкретные структурные, содержательные и функциональные характеристики которого определяются культурно специфичными моделями организации автобиографического опыта, присваиваемыми ребенком в процессе взаимодействия с социальным окружением; сформулирована значимость учета внешних детерминант развития АП; проводятся сопоставления различных культур и социальных условий по характеру их влияния на отдельные особенности АП.

В работах отечественных авторов (Абульханова-Славская К.А., 1991; Василюк Ф.Е.,1991; Головаха Е.И., Кроник А.А., 1984, 2008; Ковалев В.И., 1979; Коган Л.М., 1988) ряд особенностей АП исследовался в контексте изучения «субъективной картины жизненного пути» (термин предложен Б.Г.Ананьевым в 1969 году в книге «Человек как предмет познания»). В тематике анализа «жизненного пути» в числе других рассматривались и вопросы организации личного опыта в повествовательных структурах (Сапогова Е.Е., 2003, 2005), ностальгические переживания (Фенько А.Б, 1994), возможности использования биографии как исследовательского метода (Рыбников Н.А., 1918; Логинова Н.А., 1991, Коржова Е.Ю., 2002). Однако, кроме циклов исследований, выполненных нами (Нуркова, 1993-2009) и под нашим руководством (Никанорова, 1999; Михайлова, 2002; Артемова, 2002; Кудрина, 2003; Янченко, 2004; Копаева, 2005; Джумаева, 2007; Панина, 2007; Масолова, 2007; Эпинатьева, 2007; Еременко, 2007; Цветкова, 2008; Леонова, 2008; Канцурова, 2008; Хазеева, 2008; Василевская, 2008; Лысикова, 2009; Никитин, 2009; Василенко, 2009), специально задача системного изучения АП с целью разработки общей концепции, отражающей структурно-функциональную специфику АП, другими отечественными учеными не ставилась.

К феномену АП стали активно обращаться ученые из смежных наук: философии (Рикёр, 2004), истории (Хаттон, 2003; Репина, 2006), культурологии (Баткин, 2001; Лоуэнталь, 2004), антропологии (Подорога, 2001), социологии (Хальбвакс, 2007; Савельева, Полетаев, 1997, 2005), филологии (Аверин, 2003; Брагина, 2007), ими подчеркивается значимость разработки концепции АП для понимания временного и рефлексивного аспекта бытия личности с учетом культурно-исторического контекста ее жизни.

В последние годы активизировался сбор клинического материала о поражениях АП, которые ведут к глубоким личностным деформациям - нарушается переживание идентичности, наступает «отчуждение» от самого себя (Лурия А.Р. «Потерянный и возвращенный мир»; Hirst W., 1994; Schacter D.L., 1996; Levin B. et al, 1998; Klein S.B. et al, 2002; Кекелидзе, Милехина, 2008; Милехина, 2009).

Таким образом, проблемное поле исследований АП находится в процессе противоречивого становления и провоцирует множество методологических и конкретно-научных дискуссий относительно специфики АП, механизмов ее развития, вариантов структурирования ее феноменологии, функциональной нагрузки. Этим обусловлена принципиальная необходимость рефлексии методологических оснований для дальнейшей разработки тематики АП, соотнесения ее с фундаментальными проблемами психологии личности и психологии памяти. Международным обществом SARMAC (Society for Applied Research in Memory and Cognition) с 1995 года проводятся конференции, посвященные исследованиям АП, издается журнал, курсы по психологии АП преподаются в ведущих университетах мира. Анализ современного состояния изучения АП показывает, что в теоретическом плане актуальность диссертационного исследования определяется следующими причинами:

  • отсутствием теоретической интерпретации, интегрирующей на основе единой методологии широкий круг эмпирически установленных фактов, которые накоплены в рамках различных исследовательских программ;

  • несмотря на использование различных «методологических оптик» (в том числе и социо-культурной), теоретически и эмпирически не изученными остаются принципиальные для понимания АП взаимозависимости процессов ее развития, организации и функционирования, характеризующие АП как высшую психическую функцию, т.к. никогда не становились предметом исследования проблемы системной взаимосвязи разноуровневых единиц анализа АП, соотношения процессов социализации и индивидуализации в развитии АП, функционирования АП в качестве средства саморегуляции личностных процессов с учетом специфики культурных детерминант, определяющих возможность осознания и произвольной трансформации личностью субъективной картины своего прошлого;

  • эволюционно-генетический анализ не исследованных ранее предметных областей и культурных практик опосредствования памяти в сопряженных с ними новых формах деятельности является перспективным для дальнейшего развития культурно-исторического подхода в психологии.


Следовательно, актуальность диссертационного исследования обусловлена:

  1. необходимостью разработки целостной методологически согласованной концепции новой предметной области – психологии АП на основе эвристического потенциала культурно-исторического подхода, позволяющего по-новому структурировать значимые проблемы анализа АП и выделить ранее не исследовавшиеся аспекты ее функционально-структурной организации и генеза;

  2. открывающимися возможностями обогащения культурно-исторического подхода за счет расширения предметной области его приложений – в нашем исследовании обращением к изучению АП.


Целью диссертационного исследования является разработка на основе методологии культурно-исторического подхода концепции автобиографической памяти, системно представляющей взаимосвязь ее структурно-функциональных характеристик с закономерностями развития и регуляции.

Объектом диссертационного исследования выступает автобиографическая память личности.

Предметом диссертационного исследования является культурно-историческая и деятельностная детерминация становления и реализации системно-функционального строения автобиографической памяти как высшей психической функции.
Методологические основания диссертации.

Диссертационная работа реализует методологию культурно-исторического подхода (школа Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева). Исследование строится на принципах структурно-функционально-генетического анализа.
Эмпирическая база работы.

Проведено 46 эмпирических исследований, в которых приняли участие более 4500 испытуемых, осуществленных в сотрудничестве с Государственным историческим музеем; археографической лабораторией исторического факультета МГУ; университетом штата Вашингтон, США (Э. Лофтус, Д. Бернштейн); университетом Дарема, Великобритания (М. Конвей); университетом Дюка, США (Д. Рубин); университетом Орхуса, Дания (Д. Бертсен); университетом Альберты, Канада (Н. Браун).
Гипотезы исследования

  1. Принцип активности предполагает изучение АП как динамичного процесса постоянного соотнесения образов прошлого, настоящего и будущего с текущей деятельностью человека и являющегося ресурсом развития личности. Отсюда следует гипотеза о зависимости феноменологии автобиографического воспоминания (АВ) от его места в структуре деятельности, определяющего конкретную конфигурацию характеристик структурно-функциональных единиц АП и их подвижность.

  2. Согласно Л.С. Выготскому, ВПФ сначала исполняется только в совместной деятельности, потом разворачивается как индивидуальное действие и лишь затем выстраивается как внутреннее идеальное знаково-опосредствованное действие (ВПФ в узком смысле). Отсюда следует гипотеза, что функции, структура и механизмы АП производны от уровня овладения многообразием аутомеморативных культурных практик и артефактов, в которых они опредмечиваются.

  3. Присвоение культурных средств создания субъективной картины индивидуального прошлого задает следующую траекторию развития АП как личностно-мнемической системы: от автобиографического рассказа о единичном эмоционально насыщенном эпизоде к важному воспоминанию, затем к бытийной теме, объединяющей совокупность воспоминаний, далее к пронизанной смысловыми линиями истории жизни и, наконец, к интегрированному обобщению - концепции своей судьбы.

  4. Логика изучения вариативности механизмов культурной детерминации психики в рамках концепции Выготского – Леонтьева предполагает взаимозависимость закономерностей исторического развития социокультурных средств и определяемых ими форм преобразования и интеграции ВПФ. На материале социокультурного феномена фотографии выдвинута гипотеза о механизмах взаимосвязи этапов развития культурных средств с процессами преобразования системы ВПФ.

  5. АП репрезентирует человеку в осознаваемой и интуитивно-переживаемой форме историю его жизни, выполняя интерсубъектные, интрасубъектные и специфические экзистенциальные функции, связанные с самодетерминацией на основе организации временного аспекта самосознания и временной интеграции личности.

  6. Согласно методологии культурно-исторического подхода, АП, складывающаяся как ВПФ, обладает потенциалом преодоления физиологических ограничений субъекта на уровне личностной регуляции. Выдвинута гипотеза об изменении роли физиологических предпосылок функционирования АП в различных возрастных группах: в период своего становления АП «вынуждена» опираться на наличные особенности нервной системы (прямое соответствие), зрелая АП способна стать психологическим орудием перестройки природных предпосылок, средством регуляции личностных процессов.

  7. АП удовлетворяет всем описанным в современной психологии критериям выделения отдельных мнемических систем.


Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Новый для психологии объект – АП впервые изучен на основе методологии ведущей отечественной школы Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева. Теоретически разработана и надежно подтверждена эмпирически культурно-деятельностная концепция АП, раскрывающая специфику этого вида памяти как ВПФ, укорененной в культурных формах поведения, разделенных между людьми и опосредствованных специфическими символическими системами и практиками. Выявлены уникальные характеристики АП: отсутствие натуральной стадии в онтогенезе; смысловая детерминация пластичности картины прошлого; активное развитие новых культурных средств, обогащающих ее функциональный репертуар.

Применение структурно-функционального анализа позволило разработать модель иерархической организации АП и выявить специфичную для описания каждого из уровней систему единиц анализа и принципов организации в соотнесении с культурными средствами регуляции. В качестве единицы анализа на микроуровне многоаспектно изучены АВ, функциональные, структурные и феноменологические характеристики которых открываются в формах «фотографического», важного, переломного и характерного воспоминаний и детерминированы культурными средствами (прослежена связь с нарративными формами, фотографией, «эпизодической ментальной фотографией»), а также мотивами, целями и условиями воспроизведения. Макроструктура АП организуется целостными представлениями о «жизненных периодах», «жизненных темах», «личностных этапах», высший уровень единиц культурно-исторической интеграции «картины жизненного пути личности» представлен переживанием интегральной самоидентичности и осознанием концепта судьбы, концентрирующими сплав социо-культурных и индивидуально-личностных смыслов. Макроуровень АП опосредствуется жизненным сценарием, историей жизни, автопортретом, характерным воспоминанием, «сущностной ментальной фотографией», конфигураций переломных воспоминаний, метафорическим образом судьбы, «Линией жизни», «мгновенным жизненным обзором».

Описан функциональный репертуар АП на уровнях операции, действия и деятельности. Доказано, что функциональный потенциал АП развивается от разделенного с другим коммуникативного действия по созданию рассказа об изолированном событии к интериоризированным формам внутреннего полилога на основе соотнесения разновременных воспоминаний о себе (разновременных я) в целях саморегуляции и далее к экзистенциальному осмыслению «картины пройденного жизненного пути».

Определена роль АП в качестве базиса развития основных механизмов, обеспечивающих самосознание личности в социокультурном пространстве ее бытия (экзистенциальные функции АП: установление интервалов самоидентичности личности, самопознание, осознание личной уникальности, историческая и культурная самоотенесенность, временная интеграция личности). Конструирование личностью истории своей жизни, периодизация этапов жизненного пути, рефлексия ключевых моментов развития и создание концепта собственной судьбы выделяется в особый вид деятельности, которая обеспечивается многоуровневым строением культурно опосредствованной АП, что является конкретизацией механизмов действия принципа активности, разрабатываемого в отечественной психологии.

Существенным вкладом в развитие идей культурно-исторического подхода является стратегия междисциплинарного изучения взаимосвязи этапов инновационного развития культурных средств как основы социальных практик и процессов преобразования индивидуальной и коллективной форм АП. Проведен эволюционно-генетический анализ истории фотографии как единого процесса развития культуры и психики человека (возникновения не существовавших ранее потребностей, видов деятельности, общения, форм познания и самопознания). Анализ системно организованных психологических и социальных последствий освоения изменяющегося в истории культурного средства выявил новые формы взаимозависимости процессов социализации и индивидуализации личности, что определяет новые траектории системного развития ВПФ. На примере фотографии, автопортрета и личного имени прослежены причины изменения культурного средства, придание ему символических свойств, выявлено направление совершенствования ВПФ как «нарастание степеней свободы» при овладении полифункциональным культурным средством. Предлагаемый подход позволяет по-новому понять взаимосвязь иерархически организованных процессов социокультурной детерминации психического развития человека в условиях инновационно изменяющегося мира.

При изучении детерминации индивидуальных типов АП со стороны физиологических предпосылок эмпирически установлена теоретически предсказанная Л.С. Выготским закономерность взаимосвязи биологического и социального, свойственная природе ВПФ: в период своего становления АП опирается на имеющиеся особенности нервной системы (прямое соответствие), для зрелой личности АП становится средством, при помощи которого происходит компенсация природных ограничений произвольной регуляции. Возрастная динамика АП отличается от динамики других мнемических систем: в пожилом возрасте возрастает произвольность регуляции процесса воспроизведения АВ. Определены психофизиологические детерминанты индивидуальной специфики строения и функционирования АП.

Принципиально важно включение в концепцию индивидуальной АП исторического компонента, необходимого для самоопределения личности в культурно-историческом пространстве, и установление соотношения психологического благополучия и степени представленности в АП исторического контекста бытия личности.

Проведен сопоставительный анализ авторской концепции АП с позицией когнитивного и феноменологического подходов. Представлена системная теоретическая и эмпирическая аргументация, обосновывающая правомерность выделения АП в качестве самостоятельной подсистемы долговременной памяти Обосновано принципиальное преимущество общенаучной методологии культурно-исторического подхода для разработки концепции АП.

Разработан и апробирован новый методический инструментарий для комплексного решения исследовательских, диагностических и психотехнических (психокоррекционных) задач: методики «Линия жизни», «Материк памяти», «Метафорический образ судьбы», «Автограф памяти», «Мемошахматы», «Родом из детства», «Расписание жизни», «Работа над ошибками прошлого», «Метрика судьбы», «Гений места», «Память семьи», «Библиотечный день», «Гетерархия», «Ментальная фотография», «Сущностный коллаж» (создана компьютерная версия комплекса «Ландшафт памяти – Автобиографическая мнемотерапия», состоящая из 16 модулей).
Практическая значимость.

Практическая значимость работы определяется запросами организации современных образовательных систем, судопроизводства (свидетельские показания и психология судей и присяжных заседателей), психотерапии (психокоррекции), и других сфер практики, где АВ выступают объектом воздействия (политика, СМИ, искусство). Разработанная концепция АП может быть использована в менеджменте, оценке персонала, тренингах креативности и группах личностного роста, а также иных прикладных областях, требующих учета субъективной картины прошлого в формировании и поддержании самоидентичности, самооценки, жизнетворчества в целом, в частности, связанных с социально желательными феноменами, обусловленными АП – ностальгией, благодарностью, мудростью, патриотизмом. Представленный в диссертации комплекс методик предназначен для оптимизации АП с целью гармонизации личности.
ПОЛОЖЕНИЯ, выносимые на защиту.

  1. АП представляет собой высшую мнемическую функцию, организованную по смысловому принципу, оперирующую с личностно отнесенным опытом, которая обеспечивает формирование субъективной истории личного прошлого и переживание себя как уникального протяженного во времени субъекта жизненного пути.

  2. АП имеет системно-уровневое строение. Структурно-функциональной единицей существования АП на микроуровне является автобиографическое воспоминание (в форме яркого эпизода прошлого, важного воспоминания, переломного воспоминания, характерного воспоминания). Структурно-функциональной единицей существования АП на макроуровне является целостное представление о своей судьбе (в форме истории жизни, конфигурации этапов развития личности, метафорического образа прошлого и мгновенного жизненного обзора).

  3. Структурно-функциональные единицы АП в зависимости от мотивов, целей и условий в актуалгенезе обретают уникальную конфигурацию потенциально возможных характеристик. Определяющими конкретную феноменологию АП являются: место материала личного опыта человека в структуре его деятельности и степень овладения многообразием аутомеморативных культурных практик и артефактов, в которых они опредмечены (культурный жизненный сценарий, повествовательный жанр, формы автобиографического диалога, фотография, дневник, мемуары, инновационные средства регуляции АП, например, «Линия жизни»).

  4. Функциональный потенциал АП обеспечивает самодетерминацию личности в социокультурном пространстве ее бытия: формирование идентичности, установление интервалов самоидентичности личности, самопознание, самоопределение, осознание личной уникальности, временную интеграцию.

  5. Динамика механизмов социализации и индивидуализации личности в едином процессе развития культуры и психики человека, выявленная на примере фотографии, личного имени и автопортрета определяется возникновением не существовавших ранее потребностей, видов деятельности, форм познания и общения, определяющих новые траектории системного развития высших психических функций.

  6. Историчность индивидуальной АП является показателем масштаба интеграции личности в культуру, что связано с уровнем осознанности и произвольности использования АП в обеспечении психологического благополучия.

  7. Системообразующим основанием типологии АП являются ее ведущие функции. Причем закономерное сочетание функциональных и структурных характеристик, присущих каждому из выделенных типов, может реализовываться либо как продолжение природных задатков, либо как преобразование ограничений свойств нервной системы.

  8. Феномен АП, изучаемый с позиций культурно-исторической методологии, выступает как ВПФ, что позволило открыть ряд новых закономерностей организации и функционирования данной личностно-когнитивной системы:

  • эффект отсутствия натуральной формы существования АП в онтогенезе;

  • эффект смысловой детерминации феноменологических характеристик автобиографических воспоминаний;

  • эффект организации субъективной картины прошлого в соответствии с индивидуальной периодизацией этапов личностного развития, маркируемых в качестве переломных событий;

  • эффект формирования «автобиографической компетентности» за счет формирования АП ребенка в стимулирующей социальной ситуации развития;

  • эффект мотивирующего потенциала АП в практической деятельности;

  • эффект структурно-функциональной трансформации АП в условиях личностного кризиса;

  • эффект различного уровня бдительности по отношению к точности воспоминаний относительно периода «субъективного настоящего» и «субъективного прошлого»;

  • эффект сохранения высокого качества автобиографических воспоминаний в пожилом возрасте на фоне снижения иных когнитивных функций за счет опосредствованности функционирования АП;

  • эффект циклического взаимодействия существующих социокультурных средств регуляции АП, их технического прогресса и психологических инноваций;

  • эффект влияния положения личного опыта в координатах частное-историческое на психологическое благополучие личности;

  • эффект символической трансформации наглядного социо-культурного средства (фотографии) в процессе интериоризации.


Апробация результатов исследования.

По теме диссертации опубликовано 87 печатных работ (общим объемом 130.6 п.л., авторский вклад – 111 п.л.), из них: 2 монографии, 2 учебника, 2 учебно-методических пособия; 12 статей в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук (общий объем 11.1 п.л., авторский вклад – 8.1 п.л.); 13 статей в других научных изданиях; 36 тезисов международных конференций и 20 тезисов российских конференций. Под научным руководством автора защищено 17 дипломных работ и 2 кандидатские диссертации. Результаты работы доложены на 46 российских и международных конференциях. Работы, выполненные автором по данной теме, награждены медалью конкурса молодых ученых РАН за монографию и цикл работ (2001); медалью Европейской Академии для молодых ученых (Academia Europaea Prize 2003); поддержаны фондами Фулбрайт (2002) и INTAS (2001, 2006), грантами РГНФ (1996-1997) и Президента РФ (2008-2009).
Структура и содержание диссертации.

Работа состоит из введения, 7 глав, заключения, списка литературы и приложений (Методическое руководство к комплексу «Ландшафт памяти»). Основной текст диссертации изложен на 614 страницах. Список литературы содержит 601 наименование, из них 315 на иностранном языке. Текст рукописи иллюстрирован 127 рисунками и 44 таблицами.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении описывается история интереса к проблеме АП; обосновывается актуальность исследования; раскрывается основной замысел работы и ее теоретико-методологические основы; определяются объект, предмет, цель и гипотезы исследования; аргументируется его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Выбор культурно-исторического подхода в качестве методологической базы обосновывается адекватностью структурно-функционально-генетического анализа предмету и цели исследования – разработке концепции АП человека как высшей мнемической функции, формирующейся в рамках конкретных социокультурных реалий, феноменологически представленной как «субъективная картина личного прошлого» и обеспечивающей человеку возможность сознательной регуляции своей жизнедеятельности. Формулируются положения, выносимые на защиту, излагаются данные об апробации результатов исследования и его структуре.

В главе 1 «АП в оптике культурно-исторической и деятельностной методологии» обосновывается необходимость методологической рефлексии для исследования новой области - психологии АП с целью адекватной экспликации принципов структурирования проблемного поля, выделения эвристичных единиц анализа, определения возможного репертуара гипотез и выбора или создания адекватного методического инструментария. Критикуется «методологическая беспечность» большинства современных исследований АП. Выявляется преимущество методологии Л.С. Выготского, где не только разработаны нормативные требования к психологическому исследованию в рамках неклассической парадигмы, но и показана их продуктивность в реальной исследовательской практике. Раскрывается введенный Выготским метод анализа «по единицам». Теоретически определяются разноуровневые структурно-функциональные единицы анализа АП: на микроуровне предлагается исследовать отдельные «воспоминания о событиях жизни»; на макроуровне – жизненные темы, историю жизни, представления о судьбе как целостности и «мгновенный жизненный обзор». Представлена модель структурно-функциональной организации АП, базирующаяся на действии разнонаправленных механизмов схематизации и конденсации при преобразовании эмпирики жизненного опыта в содержания АП. Далее раскрывается принцип системного экспериментально-генетического анализа. Создание адекватного этому принципу методического инструментария выделяется в качестве специальной задачи исследования, для ее решения предлагается психотехническая методика «Линия жизни» (ЛЖ). Обсуждаются предметное поле и объяснительные принципы культурно-исторической психологии, которые значимы в контексте изучения АП - «понятие высшей психической функции, понятие культурного развития поведения, овладение собственными процессами поведения» (Выготский, 2005, С. 265). Анализируются главные атрибуты ВПФ: социальность, опосредствованность, системность и произвольность. Раскрывается принцип социогенеза, согласно которому источником ВПФ является культурное поведение, реализуемое в функционально разделенной между людьми деятельности; принцип знакового опосредствования как коллективной деятельности, так и индивидуального культурного поведения, где центральная функция знака определяется как организация и управление: «всякий искусственно созданный человеком условный стимул, являющийся средством овладения поведением - чужим или собственным, - есть знак» (Выготский, 1982, Т. 3, С. 78). Делается вывод, что специфика высшей культурной психики заключается в изменении масштаба ориентировки в действительности: от «здесь и сейчас» к «картине мира», включающей в себя синхроническое (действительное за пределами непосредственно данного) и диахроническое (прошлое и будущее) измерения. Культура в рамках данной работы понимается как исторически сложившиеся в общественных формах деятельностей семиотические системы, становящиеся средствами формирования ВПФ. Развитие высшей психики понимается как определяемое направлением действия знака, который прежде был средством регуляции поведения другого, на самого субъекта, что превращает психику в самоуправляемую, изоморфную структуре текущей деятельности функциональную систему. В этом процессе, называемом Выготским «интериоризацией» или «вращиванием», «происходит…: 1) замещение функций, 2) изменение натуральных функций (элементарных процессов, лежащих в основе высшей функции и входящих в ее состав) и 3) возникновение новых психологических функциональных систем (или системных функций), принимающих на себя то назначение в общей структуре поведения, которое ранее выполнялось частными функциями» (Выготский, 1984, Т. 6, С. 15). ВПФ в полном смысле становится «социальным способом поведения, примененным к самому себе» (Выготский, 1984, Т. 6, С. 71). Проанализировано, как за счет деятельностного подхода происходит расширение методологической оптики культурно-исторической психологии. Доказывается органичное единство теорий Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева на основе философской методологии и общенаучных принципов. В заключение обосновывается перспективность системного изучения АП с позиций культурно-исторической психологии во взаимосвязи структурного-функционального-генетического и излагается программа исследования, реализуемая в настоящей работе. Предлагается изучать: 1) развитие АП как производное от уровня присвоения культурных практик рассказа о себе, что требует анализа многообразия аутомеморативных культурных практик и артефактов, в которых они опредмечиваются; 2) динамичность структурно-функциональных единиц АП и их зависимость от структуры деятельности; 3) наличный репертуар функций и зону ближайшего развития функционального потенциала АП; 4) развитие АП в онтогенезе и в исторической перспективе, проведя культурно-исторический анализ изобретения и развития культурных средств регуляции АП; 5) доступные человеку способы использования ресурса автобиографического опыта, условия перехода к активному и сознательному овладению им. Глава завершается описанием методического инструментария работы.

В главе 2 «Функционально-структурные единицы анализа АП. Микроуровень» проводится описание основных единиц микроструктурного анализа и доказывается, что отдельные АВ о событиях прошлого в зависимости от характеристик текущей деятельности и места в ней акта воспроизведения актуализируются в одной из четырех потенциально возможных форм: 1) «фотографического» воспоминания (ФВ); 2) важного воспоминания (ВВ); 3) переломного воспоминания (ПВ); 4) характерного воспоминания (ХВ). На материале анализа протоколов свободного воспроизведения эпизодов прошлого (N=259) выделяются их специфические характеристики (см. табл.1).

Табл.1. Сопоставление характеристик единиц анализа микроструктуры АП.

Свойства

«Фотографическое» воспоминание

Важное воспоминание

Переломное воспоминание

Характерное воспоминание

Чувственная ткань образа

полимодальный динамичный эпизод с сохранением прошлой “метрики” пространства

редуцированная форма, служит “ключом” к построению рассказа

фактология представлена в интерпрета-ционном контексте

эпизод выступает метафорой, перцептивный материал преобразован символически-ми значениями

Механизмы включения в АП

сразу (в момент запечатления) в связи с ситуативной эмоциональной насыщенностью

сразу (в момент запечатления) или при анализе последствий события через принадлежность к жизненно важной теме, концепции судьбы

является результатом ретроспектив-ного рефлексивного анализа изменения отдельных составляющих Я-концепции

реконструкция в соответствии с содержанием

Я-концепции, “монтаж” эпизода в момент актуализации

Нарратив

отражает процесс означивания образа, подбираются языковые средства для описания картины, возможно «вычитывание» дополнительных деталей эпизода

ориентирован на собеседника, принцип “ничего лишнего”, «вычитывание» деталей затруднено.

сопоставление различных временных самоописаний субъекта

строится на описании своих личностных особенностей в их соотнесении с содержанием события

Эмоциональ-ная насыщенность воспоминания


высокая, повторное переживание эмоций идентичных тем, которые были в момент запечатления (возвращение в прошлую ситуацию), особенно для опыта, конгруэнтного текущей ситуации

характер эмоций определяется личностной ситуацией в момент воспроизведения

характер эмоций определяется значением произошедших изменений личности для актуальной на момент рассказа ситуации

специфическая эмоция, отражающая переживание самоидентич-ности личности: “Это Я!”, конгруэнтность события и личности

Предмет эмоционально - смыслового отношения


ситуация прошлого в ее соотношении с прошлыми, имевшимися в момент запечатления мотивами и целями личности

ситуация прошлого в ее отношении к актуальным мотивам, потребностям, целям личности


содержание и направление изменений личности или траектории жизни

свойства личности

Смысловая насыщенность


ситуативный смысл объектов, в их прошлой смысловой интерпретации

в свете наличных (сегодняшних) жизненных смыслов личности

соотношение “до” и “после” события, выделяется вектор личностного развития

событие приобретает расширенный смысл как презентация сути личности

Значение

имеет форму констатации

развернутое,

“взгляд из сегодняшнего дня”

интерпретации своих изменений организуют субъективное представление о событии

предваряет актуализацию эпизода

Содержание контекста

ситуативный

история жизни

история изменения личности

содержание модели самоописания личности

Время на микроуровне (единичное событие)

время конкретно, представлено через изменения пространственных отношений и действий участников

время абстрактно, изолированно от конкретного содержания события

время самого события вырождается в “точку перелома”


фактор времени не является значимым

Прерывность события

эпизод монолитен

событие может быть прерывно, т.е. включать разнесенные во времени фрагменты

“сшибка” субъективного переживания непрерывности события при включении разнесенных во времени фрагментов, этапов

непрерывно

Время на макроуровне (временная локализация события на оси биографии)

воспоминание солипсизировано, временная локализация затруднена

событие локализуется во времени относительно “цепи событий”. “Рамки” события удерживаются с помощью тематически-временного стержня и являются “эластичными”

временным маркером служит “интервал само-идентичности личности”

событие существует “вневременно”

Ассоцииро-ванность с образом памяти

субъективное слияние с ситуацией

прошлого

диссоциация


диссоциация


привнесенная интерпретацией “вторичное” слияние (“В этом эпизоде – весь Я”)

В
  1   2   3

Похожие:

Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Исторический и древний миф в творчестве кэтрин фишер
Исторический роман в современной постмодернистской литературе
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Методические рекомендации в помощь работникам учреждений культурно-досугового...
Под учреждением культурно-досугового типа понимается организация, основной деятельностью которой является представление населению...
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Как исторический источник. Вопросы внешней и внутренней критики труда а. Олеария
Семинар № «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» Адама Олеария как исторический источник
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Инструкция по заполнению формы статистического наблюдения об учреждении...
Форма 7-нк заполняется всеми государственными и муниципальными учреждениями культурно-досугового типа независимо от их ведомственной...
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Инструкция по безопасности проведения культурно-массовыхмероприятий
Вся полнота ответственности за соблюдением требований охраны труда и обеспечение безопасности участников культурно-массового мероприятия...
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Задачи развития памяти
Коррекционно-развивающие упражнения по развитию памяти на уроках русского языка и обучении грамоте
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon 2. Эволюция управленческой мысли 25 Сравнение старой и современной...
Созидательное разрушение, инновации, мультицикличность. Й. Шумпетер (1883 – 1950) 134
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Инструкция по перепрошивке видеорегистратора Ritmix avr-777 Подготовка
Подготовьте sd-карту на 4Гб. На карте памяти должно быть хотя бы 100Мб свободной памяти
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Руководство пользователя Версия 0
...
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Инструкция по оптимизации оперативной памяти iPad Нам потребуется наличие программы iFile
Мы не сомневаемся, что в будущем iPad будет обновлен, но на этот год нам нужно будет искать пути решения оптимизации оперативной...
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Отчет федерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
Нормативная и организационно-распорядительная документация, регламентирующая образовательную деятельность мгаху памяти 1905г
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Методические рекомендации по разработке и применению системы нормирования...
Создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации...
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Положение о проведении Всероссийского театрального фестиваля-конкурса,...
Целью Конкурса является сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны, Второй Мировой войны и жертвах Холокоста
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Книга Т. И. Солодовой (Матиканской) «Человек долга и чести. Жизнь...
Все они достойны памяти. Памяти не только тоболяков, но и жителей других городов России, потому что, приумножая духовное богатство...
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Исправленные проблемы версии Android 0 20120420
Прошивка M1 Android 0 20120529 работает на моделях at-g300T/G1100T/G4000T с размером оперативной памяти 512Mb. Для моделей с размером...
Культурно-исторический подход к автобиографической памяти icon Техническое задание на право заключения договора на поставку компьютерной...
Поддержка не менее 1024 гб оперативной памяти, стандарта ddr4 pc4–17000 с поддержкой контроля четности (ecc) и буферизации (rdimm),...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск