ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II»
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
Авторы Елизарьев Михаил Юрьевич, к.э.н., Карпова Ирина Владимировна, к.э.н.. доцент
(ФИО, учёная степень, учёное звание)
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Микроэкономика (продвинутый уровень)»
Направление: Экономика
Магистерская программа: Экономика организаций и отраслевых комплексов
Квалификация выпускника: магистр
Форма обучения: очная
-
-
-
-
-
Одобрено на заседании кафедры «Экономика и управление на транспорте»
Протокол № _5_
«18» декабря 2015 г.
Зав.кафедрой __________ М.А.Яковлева
|
Москва 2015 г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Микроэкономика (продвинутый уровень)
1.1. Оценивание и контроль сформированности компетенций осуществляется с помощью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в университете.
1.2. Сводная таблица фонда оценочных средств по дисциплине
№ п.п.
|
Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
|
1.
|
ОК-1, ПК-1 ПК-4
|
2.
|
Этапы формирования компетенций
|
|
Название и содержание этапа
|
Код(ы) формируемых на этапе компетенций
|
|
Этап 1: Формирование базы знаний:
- лекции
- доклады и обсуждения по темам теоретического содержания
- самостоятельная работа студентов по вопросам тем теоретического содержания
|
ОК-1, ПК-1 ПК-4
|
|
Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний:
- практические задания по применению теоретических концептов при анализе примеров из практики организации бизнеса
- решение расчетных задач
- ситуационные задачи
- написание эссе
|
ОК-1, ПК-1 ПК-4
|
|
Этап 3: Проверка усвоения материала:
- проверка решений самостоятельно выполненных практических и ситуационных задач
- проверка правильности составления аналитических отчётов по рыночной статистике
- анализ и оценка активности и эффективности участия в выполнении командного задания
- тестирование текущих знаний
|
ОК-1, ПК-1 ПК-4
|
3.
|
Показатели оценивания компетенций
|
|
Этап 1: Формирование базы знаний
|
- посещение лекционных и практических занятий
- участие в обсуждении теоретических вопросов на практических занятиях
- наличие на практических занятиях требуемых материалов
- наличие выполненных самостоятельных заданий по теоретическим вопросам тем
|
Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний
|
- правильное и своевременное выполнение практических заданий
- обоснованное решение ситуационных задач
- способность обосновать свою точку зрения по вопросам из практики ведения бизнеса
- грамотное и аргументированное написание эссе по проблемным вопросам экономической теории
- наличие правильно решенных расчетных задач
|
Этап 3: Проверка усвоения материала
|
- степень активности и эффективности участия студента по итогам каждого практического занятия
- степень готовности студента к участию в практическом занятии, как интеллектуальной, так и материально-технической
- степень правильности написанных эссе по содержанию и оформлению
- правильность и обоснованность представленных решений практических и ситуационных задач
- успешное выполнение учебного исследовательского задания
- успешное прохождение тестирования
- экзамен
|
4.
|
Критерии оценки
|
|
Этап 1: Формирование базы знаний
|
- посещаемость не менее 90% лекционных и практических занятий
- наличие конспекта лекций по всем темам, вынесенным на лекционное обсуждение
- участие в обсуждении теоретических вопросов тем на каждом практическом занятии
- требуемые для занятий материалы (практикум, учебник, статистические материалы, отчёты компаний и проч.) в наличии
- задания для самостоятельной работы выполнены письменно и своевременно
|
|
Этап 2: Формирование навыков практического использования знаний
|
- решения задач самостоятельно выполнены и представлены в письменной форме
- студент может обосновать применение тех или иных методов анализа и прогнозирования рынка для конкретных ситуаций
- студент может применять различные теоретические модели при обосновании предлагаемых управленческих решений
- способность обосновать свою точку зрения, опираясь на результаты анализа, прогноза и моделирования
- способность самостоятельно писать и рассуждать на темы, связанные с экономической теорией
|
|
Этап 3: Проверка усвоения материала
|
- практические задания и ситуационные задачи решены с использованием необходимых методов и информационных источников
- представленные эссе написаны грамотно, своевременно, представленные в них рассуждения логически обоснованы и непротиворечиво
- усвоен экономический образ мышления
- тестовые задания решены самостоятельно, в отведенное время, результат выше пороговых значений
|
1.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
№
|
Аббревиатура компетенций
|
Оценочные средства
|
1
|
ОК-1
|
Задания в тестовой форме (Приложение 1)
Комплект заданий для выполнения самостоятельной работы. Ситуационные задачи (Приложение 2)
Банк экономических кейсов (Приложение 3)
Вопросы к экзамену (Приложение 5)
Экзамен
|
2
|
ПК-1
|
Задания в тестовой форме (Приложение 1)
Комплект заданий для выполнения самостоятельной работы. Ситуационные задачи (Приложение 2)
Банк экономических кейсов (Приложение 3)
Эссе и рефераты (Приложение 4)
Вопросы к экзамену (Приложение 5)
Экзамен
|
3
|
ПК-4
|
Задания в тестовой форме (Приложение 1)
Комплект заданий для выполнения самостоятельной работы. Ситуационные задачи (Приложение 2)
Банк экономических кейсов (Приложение 3)
Эссе и рефераты (Приложение 4)
Вопросы к экзамену (Приложение 5)
Экзамен
|
1.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
Оценивание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Экономическая теория» осуществляется посредством использования следующих видов оценочных средств:
- опросы: устный, письменный, в том числе блиц-опрос (не более 15 минут),
- решение ситуационных задач,
- решение заданий в тестовой форме с использованием учебного портала ИЭФ,
- решение расчетных задач,
- учебное исследовательское задание,
- экзамен.
Опросы
Устные опросы проводятся во время практических занятий и возможны при проведении экзамена в качестве дополнительного испытания при недостаточности письменного ответа и решения задачи. Вопросы опроса не должны выходить за рамки объявленной для данного занятия темы. Устные опросы необходимо строить так, чтобы вовлечь в тему обсуждения максимальное количество обучающихся в группе, проводить параллели с уже пройденным учебным материалом данной дисциплины и смежными курсами, находить удачные примеры из современной действительности, что увеличивает эффективность усвоения материала на ассоциациях.
Основные вопросы для устного опроса доводятся до сведения студентов на предыдущем практическом занятии.
Блиц-опросы позволяют проверить уровень подготовки к практическому занятию всех обучающихся в группе, при этом оставляя достаточно учебного времени для иных форм педагогической деятельности в рамках данного занятия. Письменный блиц-опрос проводится без предупреждения, что стимулирует обучающихся к систематической подготовке к занятиям. Вопросы для опроса готовятся заранее, формулируются узко, дабы обучающийся имел объективную возможность полноценно его осветить за отведенное время (10-15 мин.).
Опросы целесообразно применять в целях проверки усвояемости значительного объема учебного материала, например, во время проведения экзамена, когда необходимо проверить знания студентов по всему курсу.
При оценке опросов анализу подлежит точность формулировок, связность изложения материала, обоснованность суждений, опора на методические материалы.
Решение ситуационных задач
Решение ситуационных задач осуществляется с целью проверки уровня навыков (владений) студента по применению методов микроэкономического анализа при решении реальных проблем, встающих в бизнес-практике, по оценке вариантов решений. Данный вид проверочных средств характеризует способность студента действовать в нестандартных бизнес-ситуациях, взятых из реальной бизнес-практики.
Задания выполняются в группах по 3-4 человека самостоятельно и во время практических занятий. Результаты решений представляются в формате медиа-презентаций с 10-15 минутным выступлением команды и ответов на вопросы преподавателя и других студентов.
Кроме того, для самостоятельной индивидуальной работы студентов могут быть использованы мини-кейсы, представляющие собой краткие описания ситуаций из реальной практики, требующие краткого обоснованного решения. Такие задания выдаются студенту, после чего ему даётся 10-15 для подготовки решения.
Эффективным интерактивным способом решения задач является сопоставления результатов разрешения одного задания двумя и более малыми группами обучающихся.
При оценке решения задач анализируется понимание студентом конкретной ситуации, правильность применения методов экономической теории, способность обоснования выбранной точки зрения, глубина проработки проблем.
Решение заданий в тестовой форме
Проводится три раза в течение изучения дисциплины (семестр), с использованием программного обеспечения АСТ-тест. Не менее, чем за 2 недели до проведения тестирования, преподаватель должен передать задания в тестовой форме с отмеченными правильными ответами системному администратору для введения заданий в тестовую компьютерную оболочку, а также определить критерии оценки.
Не менее, чем за 1 неделю до тестирования, преподаватель должен определить студентам исходные данные для подготовки к тестированию: назвать разделы (темы, вопросы), по которым будут задания в тестовой форме, теоретические источники (с точным указанием разделов, тем) для подготовки.
Каждому студенту отводится на тестирование 40 минут, по 2 минуты на каждое задание. Для каждого студента 20 заданий определяются компьютером путем случайной выборки из базы тестовых заданий. Оценка результатов тестирования производится компьютерной программой, результат выдается немедленно по окончании теста. До окончания теста студент может еще раз просмотреть все свои ответы на задания и при необходимости внести коррективы.
При прохождении тестирования пользоваться конспектами лекций, учебниками, и иными материалами не разрешено.
Решение расчетных задач
Расчетные задачи предлагаются студентам по темам курса, в которых предполагается усвоение обучающимися навыков использования микро- и макроэкономических моделей при анализе бизнес-ситуации.
Студенту объявляется условие задачи, решение которой он излагает письменно. Длительность решения задачи – до 40 минут, в зависимости от сложности задачи. Отдельные задачи, требующие длительных расчетов или анализа, целесообразно выдавать для самоподготовки.
При оценке решения задач целесообразно проверять, во-первых, правильность полученного решения, а, во-вторых, логику и последовательность выполнения расчетов (в особенности, в случае, если полученный расчетный ответ не верен).
Решение кейс-задач
Решение кейс-задач является проблемным заданием и представляет собой имитацию реального события, сочетающую в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Решение кейс-задач осуществляется с целью осмысления обучающимся реальной экономической ситуации, самостоятельного достижения поставленных задач (цели), сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Эссе
Эссе и рефераты по темам курса предлагаются студентам для проверки их способности анализировать и выделять наиболее существенную информацию, касающуюся вопросов микроэкономического анализа, применять теоретические концепции для анализа реальной действительности, грамотно излагать свои мысли по вопросам экономики.
Эссе и рефераты выполняются студентом самостоятельно в одном из двух форматов:
- полноразмерное эссе или реферат (4-7 страниц), в котором студент подробно излагает свои мысли и результаты анализа научной периодики и литературы по изучаемому вопросу;
- эссе-«пятёрка», представляющее собой краткую письменную работу, включающую 5 абзацев – вводный, 3 основных и заключительный. Одним из ключевых требований к такому эссе является строгое соблюдение объёма и формата изложения. Написание таких работ позволяет контролировать способность студентов кратко излагать мысли и выделять наиболее существенные детали, оперативно проверять качество усвоения материала на высоких уровнях таксономии Блума (анализ, синтез, критическое мышлениие).
|