ОГБОУ «Чапаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
«Согласованно» Согласовано «Утверждаю»
Руководитель М О зам. директора по УВР Директор ОГБОУ «Чапаевская специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа-интернат».
Протокол № ______ «_____»________________2016г. Приказ № ___________
от «________»____________2016г. _______________ Михайловская. В.В. от «____»____________2016г.
_________________ Андреева. М.Н. __________ Зайчикова О.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
сельскохозяйственный труд
для 9 класса
Разработала:
учитель с/х труда
Баландина Светлана Ивановна
2016 – 2017 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
Закона «Об образовании»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, под редакцией В.В. Воронковой по предмету «Сельскохозяйственный труд». Издательство М.: «Просвещение», 2007г.
Учебного плана образовательного учреждения
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем по сельскохозяйственному труду, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса в 9 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа составлена из расчета 408 часов (12 часов в неделю) на изучение в 9 классе.
Программа содержит максимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.
Цель программы:
допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ 8 вида;
реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с отклонениями в развитии, подготовка к работе по одной из массовых рабочих профессий, интеграция в обществе.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа, наглядный материал: натуральные овощи, фрукты, муляжи, макеты, таблицы, раздаточный материал, карточки.
Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается упражнение, учащимся предлагается подготовка проектов, что побуждает их искать дополнительные сведения об изучаемом объекте. Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания, математики, СБО,
, рисования. На всех занятиях используются элементы национально-регионального компонента:
русские пословицы и поговорки, учитываются особенности выращивания тех или иных культур в условиях РТ, а также условия содержания животных в коллективных и фермерских хозяйствах.
Процесс образования ориентирован на работу с каждым учеником с учетом его индивидуальных (возрастных, психофизических, интеллектуальных) особенностей, возможностей в обучении путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального, духовного и физического развития личности
Трудовая деятельность – та форма проявления жизненной активности человека, которая, оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. В процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся 9 класса специальной школы должны овладеть определённой системой первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства. Школьники познакомятся с составом почвы её обработкой и внесением удобрений; узнают о способах предпосевной подготовки и посева семян. На учебно-опытном участке, учащиеся осваивают технологические приёмы ухода за овощными культурами: выращивают рассаду; плодовые и ягодные саженцы; ухаживают за садом, отбирают и высаживают семенные растения для получения урожая семян. После занятий учащиеся выполняют индивидуальные или групповые задания учителя, которые помогают в решении комплекса следующих учебно-воспитательных задач:
Углубление и конкретизация знаний о значении; классификации основных овощных; цветочных; плодово-ягодных культур.
Формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, а также в выращивании животных.
Развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.
Ознакомление с ведущими профессиями в овощеводстве, цветоводстве, животноводстве.
В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников – олигофренов: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика; способность к пространственному анализу: речи, внимания, памяти.
В данной рабочей программе большое внимание уделяется развитию мышления, мелкой моторики, внимания, памяти, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, коллективизм, что является решением основных целей программы. Особое внимание педагог уделяет практической направленности программного материала (его нацеленности на формирование трудовых умений и навыков), которая служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
Программа направлена на закрепление полученных ранее знаний и навыков.
Учитывая, что в школе имеется огород, внесены некоторые изменения в школьную программу по сельскохозяйственному труду – 9 кл. I четверть - большее количество часов на уборку овощей за счет уменьшения часов по таким темам: «Уборка огурцов – семенников», «Подготовка молодого сада к зиме», «Животноводство – пастьба телят».
Во II четверти введена новая тема «Выращивание огурцов в защищенном грунте» за счет уменьшения часов по животноводству и продолжаем эту тему в третьей четверти.
В IV четверти за счет уменьшения часов по животноводству и «выращивания огурцов в весенних теплицах» введена тема «Выращивание овощей в открытом грунте». Это – подготовка почвы к посеву, посев, рыхление, полив, прореживание, уход за растениями, наблюдения и т.п.
Таким образом, программа не только способствует профориентации и социальной адаптации обучающихся, но и развивает их умственный потенциал. Положительно влияет на физическое развитие и на личностные свойства.
К концу обучения учащиеся:
Должны знать:
- Устройство доильного аппарата.
- Подготовка коровы к доению.
- Правила ТБ при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
- Знать время и правила уборки овощей.
- Правила хранения семенников и извлечение семян.
- Личная гигиена доярки (дояра).
- Тепличный грунт. Состав земляной смеси для теплиц.
- Формирование крон молодого плодового дерева.
- Внешние и внутренние ростовые почки. Обрезка на почку.
- Подготовка рассады огурцов к высадке.
- Подкормки растений.
- Съем плодов без повреждений стебля и листьев.
Должны уметь:
- Разборку и сборку доильного аппарата.
- Пасти телят.
- Стирать полотенца, халаты и косынки после работы в коровнике.
- Правильно обращаться при работе с с/х инвентарем.
- Извлекать семена из плодов овощей. Промывка, просушка семян.
- Подготовка почвы в теплице для выращивания огурцов.
- Разметка мест для высадки рассады, поделка лунок, обработка их, полив.
- Подвязка стеблей растений с помощью шпагата.
- Удаление боковых побегов.
- Обрезка и укорачивание веток, плодовых деревьев.
- Промывка доильных аппаратов и молокопровода после дойки.
- Пастьба коров.
Список литературы (основной и дополнительной)
1.Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 5 класс, Москва «Просвещение» 2005 г.
2.Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 6 класс, Москва «Просвещение» 2006 г.
3.Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 7 класс, Москва «Просвещение» 2006 г.
4.Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 8 класс, Москва «Просвещение» 2007 г.
5.Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 9 класс, Москва «Просвещение» 2008 г.
Содержание программы. (408ч.)
9 КЛАСС
I четверть (108ч)
Вводное занятие
Охрана труда. Спецодежда.
Овощеводство
Уборка урожая томатов
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Признаки поражения растений томата фитофторой. Сбор плодов томата с пораженных растений. Прогревание этих плодов в горячей воде для предотвращения загнивания. Сбор недозрелых плодов. Оставление плодов на здоровых кустах для получения семян. Дозревание плодов и их переработка.
Умение. Хранение помидоров.
Практические работы. Раздельный сбор зрелых и недозрелых плодов. Размещение недозрелых плодов для дозревания. Сбор семенных плодов томата, размещение их для полного размягчения в комнатных условиях. Выборка семян из полностью размягченных плодов, промывка и просушка семян.
Уборка огурцов-семенников
Объект работы. Овощи.
Теоретические сведения. Внешний вид огурцов, оставленных для получения семян. Сроки уборки и признаки созревания этих огурцов. Приемы хранения огурцов-семенников. Правила извлечения семян.
Умение. Хранение огурцов-семенников.
Практические работы. Сбор огурцов-семенников до наступления заморозков. Размещение огурцов в комнатных условиях. Наблюдение за состоянием семенников. Извлечение семян (разрез огурцов вдоль) из семенных камер. Промывка и просушка семян.
Садоводство
Уход за молодым садом
Объект работы. Плодовое дерево.
Теоретические сведения. Признаки однолетнего прироста плодового дерева. Заглубление или оголение корневой шейки посаженного плодового дерева. Проверки состояния молодых посадок плодовых деревьев.
Практические работы. Осмотр молодых посадок. Замена погибших молодых деревьев новыми саженцами. Рыхление почвы в приствольных кругах и полив (по необходимости). Подсыпка почвы в приствольный круг при оголении корневой шейки. Проверка подвязки саженцев к кольям.
Подготовка молодого сада к зиме
Объект работы. Плодовые деревья.
Теоретические сведения. Грызуны — вредители молодых посадок плодовых деревьев. Борьба с грызунами. Приспособления для охраны молодых плодовых деревьев от грызунов. Сроки установки защитных приспособлений.
Практические работы. Подготовка материала для подвязки стволов саженцев плодовых деревьев к кольям. Подвязка нижней части ствола молодого дерева еловыми ветками или только к колу. Проверка состояния подвязки через некоторое время.
Животноводство Пастьба телят
Объект работы. Теленок.
Теоретические сведения. Значение летней и осенней пастьбы животных для укрепления их здоровья и получения высокой продуктивности. Понятие о пастбище. Пастбище для телят. Правила о пастьбе. Поение животных на пастбище. Обращение с животными.
Умение. Пастьба телят.
Практические работы. Выгон телят на пастбище. Маршрут движения на пастбище и обратно. Наблюдение за телятами во время пастьбы. Предотвращение ухода телят за пределы пастбища. Своевременное возвращение телят с пастбища с соблюдением маршрута движения.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору: уборка овощей и картофеля, осенний уход за садом, уборка коровника или пастьба животных.
Самостоятельная работа
Подготовка молодого сада к зиме.
II четверть (84.ч)
Вводное занятие
Животноводство Производственная санитария и личная гигиена доярки (дояра)
Теоретические сведения. Основные правила производственной санитарии. Использование молочного и моечного отделений фермы строго по назначению. Санитарные требования к содержанию коров и помещении, а также к коровнику и другим отделениям фермы. Личная гигиена доярки (дояра). Спецодежда доярки (дояра), зашита рук доярки (дояра) от трещин, царапин и кожных заболеваний. Значение правил личной гигиены для доярки (дояра).
Упражнение. Стирка полотенец, халатов и косынок.
Выращивание откормочного молодняка крупного рогатого скота Объект работы. Корм.
Теоретические сведения. Бычки и телочки. Возраст разделения молодняка. Постановка бычка на откорм. Выращивание телок для пополнения дойного стада. Содержание откормочного молодняка. Нормы и рационы кормления. Окончание откорма.
Практические работы. Уборка помещения, где содержится откормочный молодняк. Подготовка кормов к употреблению. Раздача кормов согласно рациону и кратности кормления. Поение животных.
Устройство доильного аппарата
Объект работы. Доильный аппарат.
Теоретические сведения. Машинное доение коров. Составные части доильного аппарата (доильные стаканы, пульсатор, коллектор, комплект гибких шлангов, доильное ведро с крышкой или устройство для подключения к молокопроводу) и назначение частей. Устройство доильного стакана, пульсатора и коллектора.
Экскурсия. Молочно-товарная ферма, отделение машинной дойки корон.
Упражнения. Разработка и сборка доильного аппарата. Разборка и сборка доильного стакана. Разборка и сборка пульсатора и коллектора.
Практическое повторение
Виды работы. Уборка коровника. Кормление коров. Ручное доение коров. Простейшая переработка молока и уход за молочной посудой.
Самостоятельная работа
Разборка и сборка доильного аппарата.
III четверть (117ч)
Вводное занятие
Животноводство
Кормление и раздой новотельной коровы
Объект работы. Корова.
Теоретические сведения. Признаки близкого отела коровы. Кормление коровы накануне отела, сразу после отела и в период раздоя. Понятие о раздое коровы. Кратность доения при раздое. Молозиво и его ценные качества. Необходимость скармливания молозива теленку. Предотвращение воспаления молочной железы (мастита) у коровы. Окончание раздоя.
Практические работы. Кормление коровы накануне отела доброкачественным сеном. Поение коровы теплой болтушкой из отрубей сразу после отела. Постепенный ввод сочных и концентрированных кормов. Ежедневный учет молока. Прибавка корма на раздой. Контроль за состоянием вымени. Продолжительность массажа вымени во время раздоя. Признак окончания раздоя (стабильный надой несмотря на продолжающуюся прибавку корма).
Уход за телятами в молочный период
Объект работы. Теленок.
Теоретические сведения. Первое кормление теленка молозивом. Кормление теленка в первые 10 дней жизни цельным молоком. Составление схемы выпойки теленка. Постепенная замена цельного молока. Уход за посудой, используемой для кормления теленка молоком. Приучение теленка к поеданию сена. Содержание теленка в молочный период. Уход за телятами, содержащимися в индивидуальных клетках и групповых станках.
|