Предмет, цели и задачи товароведения


Скачать 0.84 Mb.
Название Предмет, цели и задачи товароведения
страница 1/8
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Термин «Товароведение» состоит из двух слов «товар» и «ведение», что означает «знание товаров».

Товар — это продукция материальной деятельности, из­готовленная для продажи или обмена и удовлетворяющая какие-либо человеческие потребности.

Продукция может быть создана в результате материаль­ной и нематериальной деятельности. Материальная продук­ция, которая предназначена для купли-продажи, является товаром.

Нематериальная продукция — это ценные бумаги, услу­ги, идеи и др.

Товар как предмет купли-продажи обладает двумя свой­ствами: потребительской и меновой стоимостью. Потребительская стоимость товара характеризуется полез­ностью, т.е. способностью удовлетворять какую-либо кон­кретную потребность.

Меновая стоимость — это экономическая категория, она присуща только товарам и создается общественно-полезным трудом. Стоимость — это способность товара обмениваться как вещь в определенных пропорциях на другую вещь.

Потребительская стоимость определяется свойствами данного товара и проявляется лишь при его использовании или потреблении. Если потребительская стоимость не отве­чает запросам потребителей, такой товар не будет востребо­ван на рынке, не будет использован по назначению.

В современном понимании «Товароведение» —это комп­лексная научная и учебная дисциплина, предметом кото­рой являются потребительские стоимости товаров.

Товароведение как учебная дисциплина должна форми­ровать у студентов прочные знания по вопросам ассортимен­та, стандартизации, качества, способов и режимов хране­ния, вырабатывать умение оценивать качество, определять дефекты товара.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Возникновение товароведения как самостоятельной дис­циплины в России относится к XVI в. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению («Торговая книга») с опи­санием «всяких земель» товаров, в которой подробно рас­сказывалось о привозных товарах из других стран. Первый период развития товароведения с середины XVI до XVIII вв. называют товароведно-описателъным.

С XVIII по XIX в. товароведение развивается в тесной связи с химией, физикой, биологией и другими науками. С развитием промышленности и торговли, совершенствова­нием естественно-научных знаний оно приобрело характер научной дисциплины.

Большое внимание в описании товаров уделялось техно­логии их производства, поэтому второй этап называют товароведно-технологическим.

Особая заслуга в становлении отечественного товарове­дения принадлежит Модесту Яковлевичу Киттары (1825- 1880). В 1860 г. в труде «Публичный курс товароведения» им была сделана попытка дать классификацию товаров. В России и за рубежом стали открываться коммерческие учеб­ные заведения. В развитие товароведения непродоволь­ственных товаров большой вклад внесли Н. А. Архангельс­кий, М. С. Алексеев, И. Кутянин, М. Б. Сергеев, Н. В. Чер­нов и др.

В настоящее время появляются новые пути в развитии товароведения — прогнозируется создание товаров с учетом изменяющихся потребностей.

Третий этап развития товароведения называется товароведно-формирующим. Перед товароведением встают но­вые задачи: управление ассортиментом, оценка качества современного и прогнозируемого ассортимента, разработ­ка оптимальных условий эксплуатации и ухода за товара­ми и др.

Товароведение в своем развитии взаимосвязано с такими науками, как экономика, физика, химия, биология, эсте­тика, маркетинг и др., на которые и опирается. При перехо­де к рыночным отношениям выявилась значимость товаро­ведческих знаний в коммерческой деятельности, усилился интерес практических торговых работников к товароведчес­ким знаниям.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Работники торговли должны знать потребительскую стоимость различных товаров. В этом им помогает товаро­ведение — наука, изучающая потребительскую стоимость товаров.

Цель товароведения — изучение потребительских свойств товаров, а также всех тех изменений, которые про­исходят в товаре на всех этапах товародвижения.

Товароведение как наука и учебная дисциплина должна решать следующие основные задачи:

  • систематизация множества товаров путем применения классификации, кодирования;

  • четкое определение основных характеристик, состав­ляющих потребительскую стоимость товара;

  • изучение ассортимента товаров и факторов, влияю­щих на его формирование;

  • оценка качества товаров, выявление дефектов, при­чин их возникновения;

— составление товароведческой характеристики конк­ретных товаров.

Товароведение включает общую часть и частное товаро­ведение.

В общей части рассматриваются теоретические основы, очень важные для понимания частного товароведения. В частном товароведении изучаются состояние и перспекти­вы развития определенных групп товаров, классификация, товароведческая характеристика групп, видов и разновид­ностей товаров.

ТОВАРОВЕДЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

Классификация представляет собой процесс распределе­ния множества понятий (свойств, предметов) на категории или ступени в зависимости от общих признаков.

По наиболее существенным признакам продукции распределяется на пять ступеней классификации: класс, под­класс, группа, подгруппа, вид.

Класс товаров — это множество товаров, удовлетворяю­щих обобщенные группы потребностей.

Подкласс — множество товаров, удовлетворяющих груп­пы потребностей, имеющих определенные различия.

Группа товаров — подмножество товаров, удовлетворя­ющих специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов, конструкций.

Подгруппа — подмножество товаров, имеющих с груп­пой основное назначение, но отличающихся от товаров дру­гих подгрупп только им присущими признаками.

Вид товара — совокупность товаров, отличающихся ин­дивидуальным назначением и идентификационными при­знаками.

Товароведная классификация товаров сложилась исто­рически и основана на потребностях торговли.

Существует общегосударственная, торговая и учебная классификация. По Общероссийскому классификатору промышленной продукции (ОКП) товары делят на классы, подклассы, группы, виды.

В торговле применяется торговая классификация. В соответствии с назначением, исходным материалом и спо­собом производства товары делятся на группы, подгруппы и более низкую ступень классификации. Учебная класси­фикация предусматривает более удобное, последовательное изучение курса товароведения.

КАЧЕСТВО ТОВАРА

Качество — одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурен­тоспособности .

Качество — совокупность свойств товара, обу­словливающих его способность удовлетворять определен­ные потребности в соответствии с его назначением.

Свойство — объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хране­нии, потреблении (эксплуатации). Свойства товара могут быть простыми и сложными. Водопроницаемость — простое свойство обуви, а надежность телевизора — сложное свой­ство.

Показатель качества — количественное и качествен­ное выражение свойств продукции (товара).

Показатели качества:

единичный — предназначен для обозначения простых свойств товара;

комплексный — предназначен для обозначения сложных свойств товаров. Так, износостойкость обуви — комплекс­ный показатель, характеризуется через ряд единичных: про­чность крепления верха с подошвой, деформация обуви, гиб­кость и др.;

базовые — показатели, принятые за основу;

определяющие — показатели, имеющие решающее зна­чение при оценке качества товара.

Оценка качества. Сорт

Оценка качества — это выбор показателей, определение их действительного значения и сопоставление их с базовы­ми показателями.

При выборе потребительских свойств и показателей важ­но выбрать такие показатели, которые имеют решающее значение.

В качестве базовых показателей приняты регламентиро­ванные значения стандартов или других нормативных документов (НД), а также стандартные образцы, эталоны. После сопоставления действительных значений измеряе­мого показателя с базовым устанавливаются определенные градации, классы, товарные сорта, марки продукции.

Градация, класс, сорт — категория или разряд, присво­енный товарам в результате сопоставления действитель­ных и базовых показателей.

Стандартный товар — товар, соответствующий уста­новленным требованиям по всем выбранным показателям.

Нестандартный товар — товар, который не соответ­ствует установленным требованиям по одному или комп­лексу показателей, но это несоответствие не является кри­тическим (опасным).

Epaii — товар с выявленными устранимыми или неу­странимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей.

Марки, номера — градации качества, отличающиеся значениями одного или нескольких определяющих пока­зателей-

Сорт — градация качества товара по одному или не­скольким показателям. Деление на сорта осуществляют в зависимости от наличия дефектов и отклонений по неко­торым показателям потребительских свойств. Сорта обо­значают порядковыми номерами — 1-й, 2-й, 3-й, иногда терминами — экстра, высший, прима.

АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ

Ассортимент товаров — набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообраз­ные потребности.

Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемый изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потре­бительского спроса и материально-технической базы.

Простой ассортимент — набор товаров, представлен­ный небольшим количеством групп, видов и наименований.

Сложный ассортимент — набор товаров, представлен­ный значительным количеством групп, видов и наимено­ваний.

Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенный общими признаками и удовлетворяющий аналогичные потребности.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разно­видностей, наименований.

Марочный ассортимент — набор товаров одного вида марочных наименований. Такие товары могут удовлетво­рять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлет­воряющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя.

Рациональный ассортимент — набор товаров, удовлет­воряющий реальные потребности, которые зависят от уров­ня жизни населения, достижений науки и техники и других особенностей внешней среды.

СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ АССОРТИМЕНТА

Свойства ассортимента — особенность ассортимента, которая проявляется при его формировании.

Показатели ассортимента — это качественное выраже­ние свойств ассортимента.

Полнота ассортимента — это количество видов, раз­новидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Показатель полноты может быть действитель­ным и базовым.

Коэффициент полноты —отношение действительно­го показателя к базовому. Чем выше полнота ассортимен­та, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.

Широта ассортимента- количество видов, разно­видностей и наименований товаров однородных и разнород- ных групп.

Коэффициент широты выражается отношением дей­ствительного количества видов, разновидностей и наиме­нований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Новизна ассортимента - способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна ассортимента характеризуется степенью обновления.

Коэффициент новизна- это отношение количества новых товаров в общем перечне к общему количеству наименований товаров.

Структура ассортимента характеризуется удельной до­лей вида, наименования товаров или группы в общем наборе. Структура рассчитывается как отношение количества отдельных групп товаров к общему количеству всех товаров, входящих в ассортимент. Показатели структуры ассор­тимента могут быть рассчитаны в натуральном и денежном выражении, а также в процентах от общего товарооборота.

Устойчивость ассортимента - способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спро­сом, требует анализа данных о реализации товаров и поступ­лений. Устойчивость ассортимента характеризуется коэф­фициентом устойчивости - это отношение количества видов, разновидностей, наименований товаров, пользую­щихся устойчивым спросом к общему количеству товаров

тех же однородных групп.

Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров, определяющих про- филь розничного торгового предприятия.

Рациональность ассортимента способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребности поку­пателей. Коэффициент рациональности рассматривается как средневзвешенное значение показателя рациональнос­ти с учетом значений показателей широты, полноты, устой­чивости и новизны при этом учитываются коэффициенты весомости для каждого показателя.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Предмет, цели и задачи товароведения icon План введение 3 глава сущность товароведения 5 1 Понятие о товаре...
Фармацевтическое и медицинское товароведение призвано решать следующие основные задачи: формирование необходимого объема знаний об...
Предмет, цели и задачи товароведения icon «Разработка информационного сайта для проекта «Живая история». В...
Во введении определены актуальность работы, объект, предмет, цели и задачи, практическая значимость работы
Предмет, цели и задачи товароведения icon «Разработка информационного сайта для проекта «Живая история». В...
Во введении определены актуальность работы, объект, предмет, цели и задачи, практическая значимость работы
Предмет, цели и задачи товароведения icon Положение о проведении Всероссийского турнира ветеранов памяти М. И. Сахарова. Цели и задачи
Цели и задачи: Содействие укреплению здоровья населения, развитию игры в бадминтон среди любителей и ветеранов
Предмет, цели и задачи товароведения icon Положение о проведении Всероссийского турнира ветеранов памяти М....
Цели и задачи: Содействие укреплению здоровья населения, развитию игры в бадминтон среди любителей и ветеранов
Предмет, цели и задачи товароведения icon Цели и задачи реализации программы
Цели и задачи 2-ой части программы, разработанной участниками образовательного процесса, предусматривающей включение всех воспитанников...
Предмет, цели и задачи товароведения icon Предмет, цели, задачи и основные направления специальной педагогики
Ода, специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Предмет, цели и задачи товароведения icon Вопросы к экзамену по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»
Предмет региональной экономики, ее цели и задачи. Регион как целостная система. Региональная политика
Предмет, цели и задачи товароведения icon Вопросы к экзамену по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»
Предмет региональной экономики, ее цели и задачи. Регион как целостная система. Региональная политика
Предмет, цели и задачи товароведения icon 1. Цели и задачи дисциплины Основные цели и задачи курса «Техника...
Сми различных типов (печатных и электронных), помочь овладеть основными навыками с текстовыми и аудивизуальными материалами
Предмет, цели и задачи товароведения icon Пояснительная записка 1 Нормативно-правовое обеспечение программы...
Цели и задачи программы
Предмет, цели и задачи товароведения icon Методические рекомендации для преподавателей и студентов по выполнению...
Дисциплина «Теоретические основы товароведения» входит в состав цикла общепрофессиональных дисциплин специальности 100701 «Коммерция»...
Предмет, цели и задачи товароведения icon Цели и задачи реализации программы принципы и подходы к формированию программы
Цели и задачи реализации программы
Предмет, цели и задачи товароведения icon Формирование и оценка потребительских свойств эмульсионных соусов специализированного назначения
Основные задачи исследования. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи
Предмет, цели и задачи товароведения icon 1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
Предмет, цели и задачи товароведения icon 1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск