Скачать 0.99 Mb.
|
В – 1. Предмет, цели, задачи и основные направления специальной педагогики. Предмет специальной педагогики - теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни. Имея с общей педагогикой единую конечную цель - достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации предпосылки для самореализации. Цели, без достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями. К числу целей более общего уровня относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилитация, в первую очередь социальная и личностная. Достижение этих целей специальной педагогики становится возможным тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и воспитания, образования в целом, т.е. когда налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка. Например, для лиц с нарушениями зрения - это овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве; для неслышащих - овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха и др. К специфическим конкретным целям можно отнести и компоненты личностной реабилитации – воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения и некоторые другие. Для достижения указанных целей специальная педагогика решает целую систему задач: - изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; - в соответствии со структурой нарушения и социально-личностными условиями его проявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкретным нарушением; - определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; - изучает закономерности специального образования, существующие педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями; - разрабатывает научные основы содержания образования, принципы, методы, технологии, организационные условия специального образования; -разрабатывает и реализует образовательные коррекционно - педагогические, компенсационные и реабилитационные программы образования лиц с ограниченными возможностями; - изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на разных ступенях жизненного цикла человека; - разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью; -взаимодействует с социальной педагогикой по всем проблемам, относящимся к людям, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта; - исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития; -совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет психолого-педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. На сегодняшний день к предметным областям специальной педагогики относятся: - сурдопедагогика (плохослышащие, позднооглохшие, глухие); - тифлопедагогика (слабовидящие и слепые), -тифлосурдопедагогика (слепоглухие), -логопедия, -олигофренопедагогика, -специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), - специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Билет №2. Ребенок с отклонениями в развитии как объект и субъект коррекционной педагогики. Отношение общества к личности ребенка: изоляция, сегрегация, интеграция. Коррекционная педагогика – это область специальных психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении. Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум. Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. Предметом коррекционной педагогики – служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков. Содержание коррекционно-педагогической деятельности: - совершенствование достижений сенсомоторного развития; - коррекция отдельных сторон психической деятельности; - развитие основных мыслительных процессов; - развитие различных видов мышления; - коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; - развитие речи, овладение техникой речи; - расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. В коррекционно-педагогической работе с несовершеннолетними (подростками) с отклоняющимся поведением основные направления коррекционной деятельности следующие: - нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом; - компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.); - восстановление положительных качеств, которые получили незначительную деформацию (девиацию); - постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости; - формирование ведущих положительных качеств; - усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни; - накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов; - исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек. Коррекционно-педагогическая деятельность по устранению отклонений в развитии и поведении осуществляется на интегративной комплексной основе (диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения природы и этиологии отклонения в развитии и поведении; преодоление дефекта; его профилактика, действия по формированию личности подростка с опорой на его положительные качества. В данном направлении коррекционно-педагогическая деятельность предусматривает координацию усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков. Таким образом, областью научных интересов коррекционной педагогики является своевременное эффективное выявление, предупреждение и преодоление недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, адекватная интеграции их в социальную среду. Совсем недавно в России государственная социальная политика была ориентирована на сегрегацию, изоляцию детей ОВР. Считалось, что в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения им можно создать более благоприятную среду для развития, обучения и воспитания. Была создана разветвленная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Но проводимая в школах и интернатах коррекционного типа социально - педагогическая работа характеризуется недостаточной эффективностью. Часто те профессии, которыми овладевают учащиеся за время обучения в этих учебных заведениях, не конкурентоспособны на рынке труда, не пользуются спросом, являются низкооплачиваемыми (швея-мотористка, столяр, токарь, обувщик) или квалификация выпускников не устраивает работодателя. Поэтому многие из выпускников не могут найти свое место в жизни и часто либо пополняют ряды маргиналов, либо становятся членами криминальных групп. Направление ребенка в специальную школу (тем более в интернат) теперь осознается как попытка его изоляции от родителей и сверстников, от полноценной жизни, как нарушение его гражданских прав, как проявление дискриминации. Интегрированное (инклюзивное) образование - процесс совместного обучения обычных и нетипичных детей, установление между ними более тесных взаимоотношений в процессе их воспитания в одном классе массовой школы. Традиционно выделяют четыре формы интегрированного обучения: временная, частичная, комбинированная, полная. Временная (эпизодическая) интеграция - В этом случае воспитанники специальной (коррекционной) группы, вне зависимости от уровня их психофизического развития, объединяются с обычными детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных воспитательных мероприятий либо помещаются в класс массовой школы па определенное время с диагностической целью. Частичная (фрагментарная) интеграция осуществляется в случаях, когда дети с проблемами в развитии еще не достаточно способны на равных с обычными сверстниками овладевать образовательным стандартом и посещают те занятия в массовой школе, содержание которых им доступно и соответствует их возможностям. В остальное время они находятся на домашнем обучении или учатся в классе специальной (коррекционной) школы. Комбинированная интеграция предполагает, что ребенок с отклонениями в развитии в течение всего дня находится в группе (классе) обычных детей, но, кроме того, посещает коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога. Полная интеграция подразумевает помещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс массовой школы на весь срок обучения. Она более всего подходит детям со слабо выраженными, стертыми формами отклонений в развитии (например, нарушением речи по типу дислалии, сглаженными формами церебрального паралича). Билет №3. Система специального образования в России…В настоящее время в Российской Федерации система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ. Кроме того, с 1998 г. для детей, ранее выведенных из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, используется новая форма обучения в школах «надомного» обучения. Школьное образование В соответствии с Российским законодательством дети-инвалиды могут получить начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в обычных государственных, негосударственных образовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учебных заведениях, в специальных классах, группах, созданных в обычных или специальных учебных заведениях, на дому в семье. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Дети-инвалиды могут учиться в обычных общеобразовательных школах на общих основаниях. Каждая государственная и муниципальная общеобразовательная школа обязана принимать всех детей, достигших 8 лет и проживающих на прикрепленной к ней территории. Обучение в классе обычной школы возможно на данный момент только для детей с незначительными нарушениями, поскольку для них легко создать специальные условия. В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения, органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии. Специальное (коррекционное) учебное заведение. Дети с инвалидностью могут получить образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях. Спец. школы, классы, группы, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с инвалидностью создаются органами управления образованием. Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения: § специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад; § специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; § специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат. Устанавливаются следующие виды специальных (коррекционных) учебных заведений: для глухих детей (I вид); для слабослышащих и позднооглохших (II вид); для слепых детей (III вид); для слабовидящих и поздноослепших детей (IV вид); для детей с тяжелой речевой патологией (V вид); для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид); для детей с задержкой психического развития (VII вид); для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. Коррекционные учебные заведения I-VI вида осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ начального, основного и среднего (полного) образования. Образовательные учреждения VII вида обучают по программам начального и основного образования, в образовательных учреждениях VIII вида воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Документ об образовании. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения. Выпускники школы VIII вида (для детей с умственной отсталостью) получают свидетельство об окончании школы, которое не является документом об уровне образования. Такие дети в последствии могут идти учиться в специальные профессиональные учебные заведения, поскольку обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (Закон об образовании). Специальные условия. Согласно Закону о социальной защите инвалидов государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков. Специальные условия для инвалида могут быть созданы с помощью индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Модели: |
Годовой отчет Сюрбей Токаевской поселенческой библиотеки за 2014 год Содержание Цели и задачи, основные направления деятельности |
Основные цели, задачи и направления Осуществление государственной политики в области библиотечного обслуживания на территории Березовского муниципального района |
||
1. Цели и задачи, основные направления деятельности муниципального... Осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки |
Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные... Утвердить государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
||
Региональная программа Воронежской области на 2013-2020 годы (далее – Программа) определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития... |
«Разработка информационного сайта для проекта «Живая история». В... Во введении определены актуальность работы, объект, предмет, цели и задачи, практическая значимость работы |
||
«Разработка информационного сайта для проекта «Живая история». В... Во введении определены актуальность работы, объект, предмет, цели и задачи, практическая значимость работы |
Программа развития муниципального образовательного учреждения «лицей»... Настоящая программа определяет стратегию развития лицея и основные направления деятельности по ее реализации. Основные цели и задачи... |
||
1. Цели и задачи дисциплины Основные цели и задачи курса «Техника... Сми различных типов (печатных и электронных), помочь овладеть основными навыками с текстовыми и аудивизуальными материалами |
Пояснительная записка Актуальность темы. Научная обоснованность Цели... Особенности осуществления коррекционно-логопедическогопроцесса в мбдоу «црр- д/с «Сказка» |
||
Программа дисциплины Информационные системы управления документооборотом... Цели, задачи и основные понятия информационных систем управления документооборотом |
I. Концептуальные направления государственной политики Ленинградской... Концепция представляют собой систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления развития морского транспорта на территории... |
||
Структура программы Паспорт Программы 3 Пояснительная записка 5 Цели... «Региональный открытый социальный техникум», Льговский филиал техникума, родители студентов |
Формирование и оценка потребительских свойств эмульсионных соусов специализированного назначения Основные задачи исследования. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи |
||
Пояснительная записка. 1 Нормативная база Цели и задачи работы образовательного... Основные задачи психолого-педагогической работы с детьми логопедических групп |
План работы государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого... |
Поиск |