Учебная программа дисциплины Владивосток 2014

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014


Скачать 247.14 Kb.
НазваниеУчебная программа дисциплины Владивосток 2014
страница1/3
ТипПрограмма дисциплины
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа дисциплины
  1   2   3
Управление данными
Учебная программа дисциплины


Владивосток

2014
Федеральное агентство по образованию
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

_____________________________________________________________




"базы данных"

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины
по специальности

230201.65 Информационные системы и технологии


Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014


ББК 32.973.2-018

Учебная программа по дисциплине "Управление данными" разработана для студентов специальности «Информационные системы и технологии», изучающих базы данных в качестве дисциплины общего профессионального цикла. Содержит организационно-методические указания и описание дисциплины, а также контрольные вопросы для самостоятельной проверки освоенного материала.

Автор: О.Б. Богданова, ст. преподаватель кафедры ИСПИ.

Утверждена на заседании кафедры Информационных систем и прикладной информатики от 22.04.2014, протокол № 10
Утверждена на заседании Ученого совета института Информатики, инноваций и технических систем от 03.06.2014, протокол № 8

© Издательство Владивостокского
государственного университета
экономики и сервиса, 2014

Введение

На сегодняшний день использование баз данных (БД) и информационных систем становится неотъемлемой частью функционирования любых организаций и предприятий. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных (СУБД), CASE-систем автоматизации проектирования, средств администрирования и защиты баз данных и других.

Дисциплина “Управление данными” для студентов специальности “Информационные системы и технологии” является дисциплиной, при изучении которой студенты знакомятся с теоретическими основами построения баз данных, перспективными моделями баз данных, возможностями современных систем управления базами данных, технологии применения их для разработки и использования информационных систем (ИС), в том числе в сети Интернет.

Для успешного изучения дисциплины студенту необходимы знания основ алгоритмизации и программирования, архитектуры современных вычислительных сетей, а также современных информационных технологий и информационных систем. Эти знания студент получает при изучении следующих дисциплин: «Информатика», «Программирование», «Информационные технологии», «Теория информационных процессов и систем».

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для подготовки к изучению следующих дисциплин: “Проектирование информационных систем”, “Корпоративные информационные системы”, а также для дисциплин, связанных с проектированием проблемно-ориентированных информационных систем.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и отражает следующие основные разделы дисциплины:

основные понятия теории баз данных;

принципы построения баз данных;

типология БД;

классические и перспективные модели баз данных;

публикация баз данных в Интернете;

организация процессов обработки данных в БД;

технология оперативной обработки транзакций;

компьютерный практикум.
1 Организационно-методические указания
1.1 Цель и задачи дисциплины

Целью настоящего курса является формирование у студентов понимания основных тенденций развития ИС, связанных с изменениями условий в области применения, развитие профессиональных способностей в области прогнозирования, моделирования и создания информационных процессов в конкретной предметной области.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

развитие логического и алгоритмического мышления;

изучение принципов работы программно-технических средств и организации данных в информационных системах, использующих БД;

освоение работы с современными СУБД;

выработка умения самостоятельного решения задач обработки текстовой и нетекстовой информации в БД;

получение навыков в алгоритмизации задач, программировании на алгоритмическом языке, отладке и выполнении задач на персональном компьютере;

изучение перспектив развития информационных технологий в информационных системах в предметной области;

изучение рынков информационных ресурсов и особенностей их использования.
1.2 Компетенции, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины
Данная дисциплина должен формировать у студентов профессиональные навыки необходимые для правильного выбора и использования инструментальных средств создания БД и информационных систем, определения подходящей модели данных, организации эффективной структуры хранения данных, организации запросов к хранимым данным и других вопросов от которых зависит эффективность разрабатываемых систем. Знания, полученные в процессе изучения дисциплины, имеют практическое применение в области проектирования информационных систем и баз данных. В ходе изучения курса у студента должно формироваться представление о перспективных информационных технологиях создания, анализа и сопровождения БД, а также тенденциях развития Банков данных и знаний, складов (хранилищ) данных.

1.3 Основные виды занятий и особенности их проведения
Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных занятий, выполнение самостоятельной работы и проведение консультаций для всех видов занятий.

Дисциплина «Управление данными» общим объемом 126 часов изучается в течение 6 семестра и включает 17 часов лекций и 34 часа лабораторных работ.

Лекционные занятия проводятся в объеме 17 часов в лекционных аудиториях в виде 2-часовых занятий не чаще одного раза в 2 недели. При проведении лекционных занятий используется специальное оборудование (персональный компьютер, оснащенный проектором с демонстрационным экраном) для демонстрации презентаций.

Лабораторные занятия проводятся в объеме 34 часов в виде
2-часовых занятий раз в неделю в специализированных аудиториях, оснащенных персональными компьютерами для индивидуального выполнения студентами лабораторных заданий.

Самостоятельная работа подразумевает подготовку студентов к лекционным и лабораторным занятиям, на основании материалов лекций и рекомендованных программой учебников и учебных пособий. Во второй половине семестра студенты выполняют самостоятельную работу в соответствии с определенным преподавателем вариантом. Самостоятельная работа выполняется студентом в рамках консультаций с преподавателем или в любое другое свободное время студента. Для выполнения работы студентам необходима специализированная аудитория, оснащенной персональными компьютерами.

Теоретический материал, который студент слушает на лекциях должен быть усвоен им в ходе подготовки к лабораторным работам, промежуточным и итоговым аттестациям.

Изучение дисциплины для внедневных форм обучения предполагает самостоятельное изучение студентами дисциплины.
1.4 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Контроль усвоения дисциплины осуществляется в виде текущей, промежуточной аттестации по результатам которых формируется итоговая оценка по дисциплине. Контроль осуществляются с использованием организационных форм и количественных показателей контроля (баллов), закрепленных для данной дисциплины в соответствии с действующей рейтинговой системой оценки успеваемости студентов во ВГУЭС.

Текущая аттестация осуществляется на каждом лабораторном занятии преподавателем, проводящим эти занятия и путем проведения текущего контроля в виде текущего тестирования преподавателем, проводящим лекционные занятия. Текущий контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется преподавателем на лекциях и консультациях и включает оценку самостоятельных работ студентов.

Изучение курса завершается промежуточной аттестацией в виде зачета в 6 семестре, который включает проверку теоретических знаний студента и проводится в виде тестирования. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение всех лабораторных работ.

Формами контроля для внедневных форм обучения является выполнение контрольной работы, включающей все лабораторные работы по дисциплине и сдача зачета в тестовой форме. Для выполнения контрольной работы студенты могут выбрать любой из вариантов индивидуальных заданий по собственному желанию.
1.5 Техническое и программное обеспечение дисциплины
Для проведения лекций может должно быть использовано проекционное оборудование с возможностью подключения к нему персонального компьютера, позволяющее демонстрировать на большом экране презентации к излагаемому материалу.

Для проведения лабораторных занятий и выполнения самостоятельной работы необходима специальная аудитория, оснащенная персональными компьютерами не менее Pentium III с тактовой частотой процессора 0,9 ГГц и выше, оперативной памятью не менее 256 Мбайт, памятью на жестком диске не менее 40 Гбайт.На персональных компьютерах должно быть установлено следующее программное обеспечение: операционная система Windows XP и выше, а также интегрированный пакет MS Office 2000 и выше. Кроме того, на персональных компьютерах могут быть установлены любые СУБД по выбору преподавателя.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Основные понятия теории баз данных.

Эволюция методов хранения данных. Недостатки файловых систем для организации информационных систем. Понятие информации, данных, знаний, предметной области, базы и банка данных. Принципы централизованного управления данными. Локальные информационные системы. Способы разработки и выполнения приложений. Схема обмена данными при работе с БД. Жизненный цикл БД.

Тема 2. Банк данных, как информационная система.

Основные компоненты банка данных. Архитектура базы данных.. СУБД: роль и место СУБД в прикладных системах, основные функции СУБД, классификация СУБД, взаимодействие СУБД с другими компонентами программного обеспечения, история развития СУБД. Словарь данных. Администратор базы данных. Вычислительная система.

Тема 3. Концептуальный подход к проектированию баз данных.

Основные принципы концептуального подхода к проектированию баз данных. Концептуальные модели данных. Основные элементы концептуальной модели: объекты, отношения, атрибуты. Метод сущность-связь: основные понятия метода; этапы проектирования; правила формирования отношений. Моделирование концептуальных и физических объектов.

Тема 4. Нормализация отношений.

Функциональные зависимости: основные определения; тривиальная и нетривиальная зависимости. Первая, вторая и третья нормальные формы. Нормальная форма Бойса-Кодда. Многозначные зависимости и четвертая нормальная форма. Зависимости соединения и пятая нормальная форма.

Тема 5. Типология баз данных.

Классификация БД по типам. Характеристики каждого типа.

Фактографические БД: основные понятия, принципы организации. Модели представления данных (сетевая модель, иерархическая модель, реляционная модель, постреляционная модель, многомерная модель, объектно-ориентированная модель). Общая характеристика моделей, основные понятия, СУБД, работающие с рассматриваемыми моделями.

Документальные БД: назначение и основные понятия, обработка входящей информации, поиск информации в документальных БД.

Тема 6.Системы обработки транзакций.

Понятие транзакции. Свойства транзакции. Восстановление транзакции. Проблемы, связанные с параллелизмом. Виды конфликтов между транзакциями. Понятие и виды блокировок. Распознавание тупиковых ситуаций. Разрушение тупиков. Модели транзакций. Модель распределенной обработки транзакций. Тиражирование данных. Мониторы транзакций. История развития языка SQL. Определение данных: домены; базовые таблицы; информационные схемы. Табличные выражения. Условные выражения. Обработка данных: операции выборки; операции обновления. Встроенный SQL.

Тема 7.Целостность и безопасность данных

Ограничения целостности. Декларативная и процедурная ссылочная целостность. Задание ограничений целостности средствами языка SQL. Общие принципы безопасности БД. Простейшая модель безопасности БД. Модель многоуровневой безопасности БД.

Тема 8. Физическая организация баз данных

Физический доступ к базе данных. Физические средства хранения данных. Организация данных и способы адресации: последовательная организация файлов; индексно-последовательная организация файлов; прямая организация файлов; статические и динамические хэш-функции. Реализация логических отношений: связанные списки; инвертированные списки; В-деревья. Преобразование логической структуры реляционной базы данных в физическую структуру.

Тема 9. Распределенные базы данных и системы клиент-сервер.

Архитектура клиент-сервер. Основные принципы и критерии оценки систем клиент. Стандарты архитектуры клиент сервер в управлении информацией. Программное обеспечение промежуточного слоя. Создание БД и приложений в среде клиент-сервер.

Распределенные базы данных. Основные принципы распределенной обработки. Модели распределенных БД. Методы построения распределенных БД. Проблемы распределенных систем. Проектирование ИС, использующей распределенную БД. Распределение нефрагментированных файлов.
2.2 Перечень тем лабораторных занятий (с основными дидактическими единицами)
Тема 1. Построение моделей данных с использованием современных технологий (4 часа)

Разработка и построение теоретико-графовых моделей данных. Разработка и построение теоретико-множественных моделей данных.

Тема 2. Построение концептуальных и логических моделей БД с использованием современных технологий (4 часа)

Описание внешних моделей предметной области. Разработка и описание концептуальной модели предметной области. Описание алгоритмов для создаваемых на базе концептуальной модели приложений.

Тема 3. MS Access. Создание таблиц и схемы данных. (2 часа)

Создание базы данных. Окно базы данных. Режимы создания таблиц. Создание таблицы в режиме конструктора. Работа с полями. Свойства полей. Задание первичного ключа. Сохранение таблицы. Изменение структуры таблицы. Связи между таблицами. Установка связей. Целостность данных. Мастер подстановок.

Тема 4. MS Access. Разработка и создание экранных форм для ввода данных (2 часа)

Формы ввода данных. Режимы создание форм. Создание форм в режиме мастера и конструктора. Оформление формы. Создание формы с использованием нескольких таблиц. Создание многоэкранной формы. Создание выражений с контролем ввода. Создание элементов управления логического типа. Создание и использование списков и полей со списками. Создание и использование подчиненных форм. Сохранение записи и формы. Внедрение объектов на форму. Создание и внедрение диаграмм на форму.

Тема 5. MS Access. Создание запросов. (2 часа)

Язык создания запросов QBE. Виды запросов. Добавление таблиц в окно запроса. Работа с полями. Отображение результирующего набора данных. Ограничения в многопользовательских запросах. Ввод критериев отбора записей по одному и нескольким полям. Ввод нескольких условий отбора в одно поле. Создание в запросе нового вычисляемого поля. Использование групповых операций в запросах. Создание запросов с произвольной выборкой. Создание запросов на обновление для изменения значений. Запрос на создание таблицы. Создание запросов на добавление и удаление записей. Ошибки, возникающие при работе с запросами на изменение.

Тема 6. MS Access. Разработка и создание отчетов. (2 часа)

Виды отчетов. Автоотчеты. Создание отчета с помощью мастера. Создание отчета в режиме конструктора. Создание отчета с итоговыми данными и многоуровневой группировкой. Разработка отчета на основе запроса. Печать отчета.

  1   2   3

Похожие:

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconРабочая Учебная программа дисциплины Практикум Администратор гостиницы
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная...

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconРабочая учебная программа дисциплины дисциплины
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconУчебная программа дисциплины 3 Введение
Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconРабочая учебная программа пм 1 устройство, техническоЕ обслуживание и ремонт автомобилей
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по профессии...

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconУчебная программа дисциплины
Вопросы для зачета по уголовному праву (особенной части)

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconРабочая учебная программа дисциплины
Технология и оборудование производства изделий твердотельной электроники и наноэлектроники

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconРабочая учебная программа дисциплины «Поликлиническая терапия»
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconУчебная программа дисциплины
Дисциплина Практический курс перевода первого иностранного языка (английский язык)

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconРабочая учебная программа дисциплины по направлению 080200 менеджмент...
Мировоззренческий аспект дисциплины состоит в том, что она позволяет понять природу науки как феномена человеческой культуры, осознавать...

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconРабочая учебная программа дисциплины «Геоинформационные системы»
...

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям Критерии...
Учебная программа дисциплины

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Таможенное право»
Марзак Г. А. Рабочая учебная программа по дисциплине «Таможенное право» / Г. А. Марзак; мрсэи. – Видное, 2014. – 47 с

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconРабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconРабочая программа дисциплины (модуля) по 1 Учебная практика по получению...
Направленность (специализация) Стратегическое управление человеческими ресурсами

Учебная программа дисциплины Владивосток 2014 iconУчебно-методический комплекс дисциплины материаловедение направление...
Учебная программа обсуждена на заседании кафедры технологии и предпринимательства


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск