УТВЕРЖДЕН
Решением Правления Некоммерческого партнерства «Межрегиональное объединение специализированных проектных организаций «Стройспецпроект»
Протокол № 124 от 25 сентября 2017 г.
Председательствующий
__________________Андреев А.А.
Секретарь
___________________ Лукьянова А.А.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СТАНДАРТ
АССОЦИАЦИИ ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ «СТРОЙСПЕЦПРОЕКТ»
СПЕЦИАЛИСТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
(ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ПРОЕКТА)
(новая редакция)
-
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Квалификационные стандарты Ассоциации проектных организаций «Стройспецпроект» (далее - Ассоциация) являются внутренними документами Ассоциации и определяют характеристики квалификации (требуемые уровень знаний и умений, уровень самостоятельности при выполнении трудовой функции, дифференцированные в зависимости от направления деятельности), необходимой работникам для осуществления трудовых функций по подготовке проектной документации.
1.2. Квалификационный стандарт устанавливает требования к уровню квалификации специалистов по организации архитектурно - строительного проектирования - главных инженеров проектов (далее - ГИП) и главных архитекторов проектов (далее - ГАП), наличие которых в соответствии со ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №372-Ф3, является обязательным для подтверждения членства в саморегулируемой организации.
1.3. Сведения о специалистах по организации архитектурно-строительного проектирования должны быть включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно - строительного проектирования.
-
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает характеристики квалификации (необходимые знания и умения), а также уровень самостоятельности для ГИПов по организации архитектурно - строительного проектирования для осуществления основного вида профессиональной деятельности по подготовке проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Настоящий стандарт может применяться членами Ассоциации для разработки должностных инструкций ГИПов с учетом специфики выполняемых ими работ в области архитектурно - строительного проектирования.
Внедрение квалификационных стандартов Ассоциации означает, что уровень знаний и умений ГИПов, а также уровень их самостоятельности при выполнении трудовой функции должны соответствовать «требуемым уровням», т.е. уровням, установленным этими стандартами. В противном случае указанные категории работников не могут занимать соответствующие должности и выполнять работы по подготовке проектной документации или организовывать их выполнение.
Минимальная численность этих специалистов в проектной организации (не менее чем два специалиста по месту основной работы) может быть увеличена саморегулируемой организацией, в том числе при необходимости осуществления трудовой функции, включающей организацию выполнения работ по подготовке проектной документации в отношении объектов культурного наследия, а также объектов капитального строительства в зависимости от их технической сложности и потенциальной опасности, стоимости одного договора подряда на подготовку проектной документации.
ВИД И ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИПА
Вид профессиональной деятельности: организация подготовки проектной документации.
Основная цель профессиональной деятельности: организация подготовки проектной, рабочей и иной технической и технологической документации в соответствии с техническим заданием и договором на проектирование объекта капитального строительства. Обеспечение высокого технико-экономического уровня проектируемых объектов, их оптимальных сроков и стоимости, качества проектно-сметной документации, современных технологий строительства, конкурентоспособности объектов на мировых рынках. Операционное управление проектом по циклу PDCA (планирование, координация деятельности по реализации планов, учет и контроль, анализ отклонений и принятие решений).
Целевое назначение должности «Главный инженер проекта» - обеспечение получения проектной организацией в плановом периоде валового дохода путем надлежащей организации выполнения порученных ему работ по подготовке проектной документации и связанных с ними специальных сопутствующих работ 1, при минимальных совокупных затратах проектной организации (далее - ПО) на их производство.
ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ (ТФ), ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ (ХАРАКТЕРИСТИКИ КВАЛИФИКАЦИИ)
Трудовые функции, характеристики квалификации
|
ТФ 1. Организация процесса разработки проектной документации
|
Необходимые знания
|
Необходимые умения
|
Требования в области действующих систем: законодательно-правового и нормативного регулирования архитектурно-строительного и технологического проектирования. Требования в области технического регулирования в строительстве. Структура и виды НПА, текущие изменения, перспективы развития. Требования стандартов организаций (в т.ч. отраслевых, саморегулируемых, НОПРИЗ). Требования к исходным данным, необходимым для выполнения проектных работ. Требования, предъявляемые при выборе особо опасных, технически сложных и уникальных объектов для проектирования и правила выполнения работ при их проектировании (в случае участия организации в этом виде деятельности). Направления коммерческой деятельности, бизнес-портфель и продуктовый портфель проектной организации. Требования и условия проведения торгов на получение подряда на проектно- изыскательские работы. Правила выполнения и оформления проектной документации. Правила и стандарты системы контроля (менеджмента) качества проектной организации. Номенклатура современных изделий, оборудования и материалов, технологии производства работ при проектировании и сооружении объектов капитального строительства. Определение стоимости работ по проектированию, методов расчета стоимости (базисно - индексный и ресурсный), формы сметной документации. Порядок оформления договора на подготовку проектной документации. Порядок согласования договора на подготовку проектной документации с Заказчиком и проектировщиками, в части сроков, объемов и стоимости работ. Процедуры оценки, выбора и переоценки субподрядной проектной организации
|
Анализировать имеющуюся информацию по проектируемому объекту, исходные данные, необходимые для выполнения проектных работ. Проводить анализ имеющихся аналогичных проектов на основе мировых практик и обосновывать на его основе технико-экономические показатели проектируемого объекта. Составлять Задания субподрядным организациям на проектирование. Проводить совместно с представителями проектировщиков и заказчика обследование объекта. Формировать функциональную и организационную структуру проектной организации. Управлять и взаимодействовать с субподрядными проектными организациями. Организовать механизм формирования качества проектных решений; определять границы ответственности, распределять и закреплять полномочия и ответственность за качество проектных решений среди основных участников проектирования: главного инженера, технического отдела, ГИПа, ГАПа, производственных подразделений, субподрядных организаций. Участвовать в формировании портфеля заказов и заключении договоров ген- и субподряда, составлять матрицу формирования удовлетворенности заказчика. Оформлять договоры на подготовку проектной документации. Вести переговоры с контрагентами (в т.ч. при заключении контрактов и определении договорных цен). Определять тип и объем управления субподрядной проектной организацией. Проводить аудит субподрядной проектной организации (в т.ч. с привлечением «второй стороны»).
|
ТФ2. Обеспечение техники и технологии разработки проектной документации
|
Управление подготовкой проектной документации для строительства. Менеджмент рисков проекта. Управление конфигурацией проекта. Управление конфликтами при исполнении проекта. Порядок разработки сетевых графиков 1, 2, 3 и 4 уровня. Состав и содержание проектов организации строительства. Требования и порядок разработки проектов производства работ Требования и порядок разработки проектов производства на совмещенные работы. Планирование и контроль сроков разработки проектной (рабочей) документации, рабочих графиков выполнения проектных работ. Правила составления графика выполнения проектных работ, включая сроки согласования и экспертиз. Функционирование «Системы менеджмента качества» в проектной организации. Физические принципы и основные конструктивные технологические решения проектируемого объекта и применяемого оборудования, материалов и инженерных систем. Требования систем безопасности. Федеральные нормы и правила в области промышленной, экологической безопасности. Требования в области пожарной безопасности и охраны труда.
|
Применять методологии управления подготовкой проектной деятельности для строительства объектов. Планировать сроки производства работ. Применять методы и средства проджект - менеджмента, использовать его возможности и ограничения. Составлять бизнес-план проекта, включающий разработку сетевых графиков проектирования. Составлять систему записей (отчетности) при проектировании. Выполнять работы по корректирующим (компенсационным) мероприятиям по замечаниям к проектной (рабочей) документации. Применять системы и средства автоматизации управления проектно- изыскательскими работами и лучшие практики в области автоматизации задач. Применять системы и средства автоматизации управления процессами разработки, выпуска и хранения проектной (рабочей) документации. Организовывать работы и осуществлять контроль по разработке планов мероприятий в области промышленной и экологической безопасности, в области пожарной безопасности и охраны труда. Осуществлять контроль соблюдения требований в области промышленной и экологической безопасности, в области пожарной безопасности и охраны труда.
|
ТФ 3. Организация системы контроля на всех стадиях проектирования
|
Принципы и правила ведения переговоров. Правила выполнения и оформления документации. Процедуры прохождения писем запросов в органах Власти, службах и ведомствах. Делопроизводство, системы электронного документооборота, принятой в проектной организации, в службе Заказчика, в субподрядной проектной организации. Правила и стандарты системы контроля (менеджмента) качества проектной организации. Правила выполнения работ на проектируемых объектах.
|
Подготовка запросов в ведомства и службы для получения технических условий, разрешений и исходных данных. Получение и анализ ответов от ведомств и служб на направленные запросы. Анализировать решения и задания проектировщиков различных специальностей. Контролировать график прохождения проектной документации. Проводить совещания по увязке проектных решений проектировщиками различных специальностей. Принимать окончательные решения по проектам. Уметь работать в коллективе. Уметь вести переговоры, слушать, вести дискуссию, отстаивать свое мнение. Разрабатывать проектную и рабочую документацию, выполнять расчеты.
|
ТФ 4. Оформление, согласование и экспертиза проектной документации
|
Требования и правила в области организации и управления взаимодействием проектной организации с государственной и негосударственной экспертизами. Принципы и правила оформления проектной документации для передачи ее в органы власти, службы и ведомства на согласование и экспертизу. Процедуры и сроки прохождения писем запросов в органах власти, службах и ведомствах при согласовании и экспертизе проектной документации.
|
Управлять процессами создания состава проекта и передачи его проектировщикам различных специальностей. Контролировать сбор проектов от проектировщиков различных специальностей. Организовывать и контролировать формирование общей пояснительной записки по объекту и паспорта объекта на основе информации, полученной от проектировщиков различных специальностей. Контроль подготовки запросов о согласовании и экспертизе документации. Организация и контроль передачи проектной документации в органы власти, службы и ведомства на согласования и экспертизу. Согласовывать проектную документацию и защищать ее в заинтересованных инстанциях.
|
ТФ 5. Сдача проекта заказчику
|
Формы актов, накладных при сдаче проектной, рабочей и других видов документации. Правила оформления проектной, рабочей и иной технической и технологической документации.
|
Организовывать и контролировать оформление актов приема-передачи проектной, рабочей и иных видов технической и технологической документации. Управлять процессом оформления и передачи проектной, рабочей и иных видов технической и технологической документации Заказчику. Утверждать разработанную проектную и рабочую документацию. Проводить анализ качества разработанной документации.
|
ТФ 6. Организация процесса авторского надзора
|
Нормативные документы, регламентирующие осуществление авторского надзора при строительстве и вводе в эксплуатацию. Функции и содержание технического надзора заказчика и государственного строительного надзора. Правила выполнения и оформления проектной документации в соответствии с требованиями нормативных документов на проектную документацию Правила и стандарты системы контроля (менеджмента) качества проектной организации Требования нормативно-правовых актов, нормативно-технических и нормативно- методических документов по проектированию и строительству. Требования к выполнению работ на проектируемых объектах. Требования охраны труда при строительстве. Требования рациональной и безопасной организации трудового процесса. Основы теории принятия решений.
|
Проводить инструктаж специалистов для проведения авторского надзора. Составлять и отслеживать графики авторского надзора. Принимать участие в согласованиях и совещаниях по проектированию, защищать принятые решения, снимать замечания. Осуществлять контроль за соблюдением утвержденных проектных решений при подготовке исполнительной документации. Принимать участие в работе комиссий по освидетельствованию промежуточных и скрытых работ. Принимать участие в работе комиссий по обследованию объектов и приемке их в эксплуатацию. Осуществлять контроль выполнения указаний, внесенных в журнал авторского надзора. Уточнять проектную документацию, вносить изменения в проектную документацию при изменении технических решений. Организовывать и проводить работу по авторскому надзору
|
|