Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов»


Скачать 272.66 Kb.
Название Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов»
страница 1/3
Тип Образовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательная программа
  1   2   3




СОГЛАСОВАНО

ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО

на заседании НМС

УТВЕРЖДЕНО

«30» августа 2012 г.

Протокол №1

oт «30» августа 2012 г

Приказ №153

oт «05» сентября 2012 г.

Зам. директора по ВР

____________Г. В. Валова

Зам. директора по НМР

___________Е. Е. Никольская

Директор школы

___________З.А. Стоян

Дополнительная

образовательная программа

эколого-биологической

направленности

«Удивительный

мир цветов»

Педагог:

Андронова Наталья Петровна

Возраст обучающихся:

7-10 лет

Срок реализации:

1 год (144 часа)

Надым – 2012

Пояснительная записка
Данная программа выполнена на основе авторской программы «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.

Актуальность.

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Представленная целостная программа «Удивительный мир цветов» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 4 класса, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 144 часа, по 4 часа в неделю в течение 1 года реализации.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.

  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.

  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов,научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Цель курса – формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  • Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  • Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

  • Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

  • Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

  • Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

  • Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  • Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.


Особенности программы

Программа «Удивительный мир цветов», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Основные принципы содержания программы:

  • единства сознания и деятельности;

  • наглядности;

  • личностной ориентации;

  • системности и целостности;

  • экологического гуманизма;

  • краеведческий;

  • практической направленности.


Формы и методы проведения занятий

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническая работа. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классном уголке «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в озеленении классного кабинета, являющегося местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Игровые занятия

Это самый естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие ими излагаемых проблем и знаний в игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о правах и обязанностях, гражданском самосознании. Игровая деятельность младших школьников является универсальной, т.к. включает в себя много других разнообразных видов деятельности. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах.

Беседы

Беседа позволяет вести с детьми доверительный разговор, выслушивать мнение ребят, обсуждать его, подводить детей к самостоятельным правильным выводам. Беседа уместна и на экскурсии, и в помещении. Она помогают детям самостоятельно найти правильные ответы на интересующие их вопросы.

Поэтическая страничка

Стихотворные строки надолго сохраняются в памяти ребенка, а эмоциональное отношение к ним способствует воспитанию лучших человеческих качеств: доброты, отзывчивости, толерантности, взаимовыручке, любви к семье, родной природе, родному краю, Родине.

Экскурсии

Экскурсия – одна из форм ознакомления детей с общественной жизнью. Экскурсии способствуют накоплению впечатлений, закреплению, углублению и расширению знаний, умений и навыков.

Праздничные и развлекательные программы, инсценировки.

Эти формы деятельности дают большие воспитательные возможности: помогают расширить возможности учебно-воспитательного процесса, помогают создавать атмосферу сотворчества взрослого и ребенка. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников.

В формировании духовных ценностей подрастающего поколения очень важно взаимодействие с родителями, участие в социально-значимых акциях: «День Земли», «Праздник Волшебной воды», «Дерево моей семьи».

Это повысит положительные результаты в системе воспитательной работы по созданию комфортной, радостной, свободной обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка.

Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе, а это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу.

Итогом деятельности являются: сбор коллекций природных материалов, выставки работ, выполненных совместно с родителями, оформление альбомов с фотографиями: «Я и природа», «Моя семья в лесу».
Викторина, конкурс, урок-дискуссия, круглый стол.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

  • Предметные результаты:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Результаты

Личностные результаты:

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

  • развитие морально-этического сознания;

  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

  • ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • формирование коммуникативных навыков.

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Результативность. Результативность и целесообразность работы выявляется с помощью комплекса диагностических методик: Методика Н.П.Капустина «Нравственное воспитание личности»,«Методика незаконченных предложений», «Методика сформированности гражданских качеств» в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся: Анкета № 1, Анкета № 2, анкетирование родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.
Критерии оценки

Входной контроль знаний осуществляется в виде собеседования.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека миру, к людям, к самому себе. Определение общего уровня экологической и культурологической грамотности проводится по 5-бальной системе в конце учебного года.

  • 5 баллов - (проявляется ярко и есть стремление к этому)

  • 4 балла - (в целом проявляется)

  • 3 балла – (проявляется ограниченно, недостаточно)

  • 2 балла – ( не проявляется совсем)


Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:

• наиболее типичных представителей растительного мира России, ЯНАО;

• какую пользу приносят представители растительного мира;

• некоторые пословицы, поговорки, загадки о растениях;

• планета Земля - наш большой дом;

• Солнце - источник жизни на Земле;

• влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

• самоценность любого организма;

• значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

• значение растений в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

• многообразие растений, экологические связи между ними;

• основные виды растений различных экосистем (леса, луга и т. д.);

• человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

• позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

• способы сохранения окружающей природы;

• что такое наблюдение и опыт;

• экология - наука об общем доме;

• экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями ;

- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
Материально-техническая оснащение




Наименование

Количество



Гербарий, коллекции гербария

4



Комплект расходных материалов для измерительной системы

1



Коробка для изучения насекомых с лупой

1



Набор лабораторный по природоведению, для микро лаборатории, набор для микролаборатории «L – микро»

4



Коллекции по природоведению и биологии

1



Микроскоп «ЮННАТ 2п-3»

8



Цифровой микроскоп

1



Наглядные пособия: таблицы «Ботаника»

30



Муляжи (овощи, фрукты, грибы)

3



Модели объёмные (демонстрационные), модели-аппликации, барельефные

14



Модели цветков

30



Лупа ручная

15



Термоскоп по ботанике

1



Программно-методический комплекс по основам естествознания (ЦОР)

1
  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Образовательная программа «Мир игр» (1,2 классы, 7-8 лет)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир игр» составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения на основе...
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Образовательная программа дошкольного образованиядля групп общеразвивающей...
Образовательная программа дошкольного образованиядля групп общеразвивающей направленности
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Программа разработана педагогом дополнительного образования Громовым...
Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на...
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Основная образовательная программа дошкольного образования в группах...
Обеспечение образовательной деятельности учебными и учебно-методическими изданиями
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Л. Д. Лебедева «рисунок семьи в образах цветов» в проективном рисовании и арт-терапии
Считается, что человек склонен видеть мир через призму своих потребностей и желаний. По словам К. Г. Юнга, «…проекции превращают...
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Программа дополнительного образования по робототехнике «Удивительный...
Зачастую у ребенка отсутствует мотивация к какой-либо деятельности, отсюда идет снижение усвоения программного материала. Можно ли...
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Образовательная программа по реализации дополнительных образовательных программ
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ (далее...
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Образовательная программа «мягкая игрушка» Педагог дополнительного...
Образовательная программа «Мягкая игрушка» является программой дополнительного образования детей художественной направленности
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Программа «Мир первопроходцев» Педагог дополнительного образования мбоу дод дпц «Радуга»
Создание условий для мотивации детей к познанию окружающего мира и практическому творчеству, привитие у них эколого – туристских,...
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Протокол №4 от «05»
Дополнительная образовательная программа по художественной гимнастике физкультурно-спортивной направленности
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Образовательная программа занятий по коррекции смешанной дисграфии...
Образовательная программа занятий по коррекции смешанной дисграфии – является дополнительной общеобразовательной программой дополнительного...
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Т. А. Рогачева Программа по нтм и авиамоделизму «От простого к сложному»
Направленность программы. Дополнительная образовательная программа «От простого к сложному» является программой научно-технической...
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Тема: «Волшебный мир цветов» (изготовление розы на ножке)
Материалы: Цветная бумага (салфетки), клей пва, ножницы, нитки, шпажки (зубочистки)
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Пояснительная записка Основная образовательная программа дошкольного...
Социально – коммуникативное развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Образовательная программа «Каскад»
Данная программа по военно-патриотической направленности и является интегрированной, так как объединяет различные области: туризм,...
Образовательная программа эколого-биологической направленности «Удивительный мир цветов» icon Пояснительная записка Данная программа является адаптированным вариантом...
В основу программы «Удивительный мир гитары» заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск