СОГЛАСОВАНО
|
ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО
на заседании НМС
|
УТВЕРЖДЕНО
|
«30» августа 2012 г.
|
Протокол №1
oт «30» августа 2012 г
|
Приказ №153
oт «05» сентября 2012 г.
|
Зам. директора по ВР
____________Г. В. Валова
|
Зам. директора по НМР
___________Е. Е. Никольская
|
Директор школы
___________З.А. Стоян
|
Дополнительная
образовательная программа
эколого-биологической
направленности
«Удивительный
мир цветов»
Педагог:
|
Андронова Наталья Петровна
|
Возраст обучающихся:
|
7-10 лет
|
Срок реализации:
|
1 год (144 часа)
|
Надым – 2012
Пояснительная записка
Данная программа выполнена на основе авторской программы «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
Актуальность.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Представленная целостная программа «Удивительный мир цветов» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 4 класса, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 144 часа, по 4 часа в неделю в течение 1 года реализации.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов,научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Цель курса – формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Особенности программы
Программа «Удивительный мир цветов», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Основные принципы содержания программы:
единства сознания и деятельности;
наглядности;
личностной ориентации;
системности и целостности;
экологического гуманизма;
краеведческий;
практической направленности.
Формы и методы проведения занятий
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническая работа. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классном уголке «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в озеленении классного кабинета, являющегося местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Игровые занятия
Это самый естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие ими излагаемых проблем и знаний в игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о правах и обязанностях, гражданском самосознании. Игровая деятельность младших школьников является универсальной, т.к. включает в себя много других разнообразных видов деятельности. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах.
Беседы
Беседа позволяет вести с детьми доверительный разговор, выслушивать мнение ребят, обсуждать его, подводить детей к самостоятельным правильным выводам. Беседа уместна и на экскурсии, и в помещении. Она помогают детям самостоятельно найти правильные ответы на интересующие их вопросы.
Поэтическая страничка
Стихотворные строки надолго сохраняются в памяти ребенка, а эмоциональное отношение к ним способствует воспитанию лучших человеческих качеств: доброты, отзывчивости, толерантности, взаимовыручке, любви к семье, родной природе, родному краю, Родине.
Экскурсии
Экскурсия – одна из форм ознакомления детей с общественной жизнью. Экскурсии способствуют накоплению впечатлений, закреплению, углублению и расширению знаний, умений и навыков.
Праздничные и развлекательные программы, инсценировки.
Эти формы деятельности дают большие воспитательные возможности: помогают расширить возможности учебно-воспитательного процесса, помогают создавать атмосферу сотворчества взрослого и ребенка. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников.
В формировании духовных ценностей подрастающего поколения очень важно взаимодействие с родителями, участие в социально-значимых акциях: «День Земли», «Праздник Волшебной воды», «Дерево моей семьи».
Это повысит положительные результаты в системе воспитательной работы по созданию комфортной, радостной, свободной обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка.
Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе, а это постепенно перерастает в любовь к Родине, своему народу.
Итогом деятельности являются: сбор коллекций природных материалов, выставки работ, выполненных совместно с родителями, оформление альбомов с фотографиями: «Я и природа», «Моя семья в лесу».
Викторина, конкурс, урок-дискуссия, круглый стол.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Результаты
Личностные результаты:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
формирование коммуникативных навыков.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Результативность. Результативность и целесообразность работы выявляется с помощью комплекса диагностических методик: Методика Н.П.Капустина «Нравственное воспитание личности»,«Методика незаконченных предложений», «Методика сформированности гражданских качеств» в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся: Анкета № 1, Анкета № 2, анкетирование родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.
Критерии оценки
Входной контроль знаний осуществляется в виде собеседования.
Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека миру, к людям, к самому себе. Определение общего уровня экологической и культурологической грамотности проводится по 5-бальной системе в конце учебного года.
5 баллов - (проявляется ярко и есть стремление к этому)
4 балла - (в целом проявляется)
3 балла – (проявляется ограниченно, недостаточно)
2 балла – ( не проявляется совсем)
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
• наиболее типичных представителей растительного мира России, ЯНАО;
• какую пользу приносят представители растительного мира;
• некоторые пословицы, поговорки, загадки о растениях;
• планета Земля - наш большой дом;
• Солнце - источник жизни на Земле;
• влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
• самоценность любого организма;
• значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
• значение растений в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
• многообразие растений, экологические связи между ними;
• основные виды растений различных экосистем (леса, луга и т. д.);
• человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
• позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
• способы сохранения окружающей природы;
• что такое наблюдение и опыт;
• экология - наука об общем доме;
• экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями ;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.
Материально-техническая оснащение
№
|
Наименование
|
Количество
|
|
Гербарий, коллекции гербария
|
4
|
|
Комплект расходных материалов для измерительной системы
|
1
|
|
Коробка для изучения насекомых с лупой
|
1
|
|
Набор лабораторный по природоведению, для микро лаборатории, набор для микролаборатории «L – микро»
|
4
|
|
Коллекции по природоведению и биологии
|
1
|
|
Микроскоп «ЮННАТ 2п-3»
|
8
|
|
Цифровой микроскоп
|
1
|
|
Наглядные пособия: таблицы «Ботаника»
|
30
|
|
Муляжи (овощи, фрукты, грибы)
|
3
|
|
Модели объёмные (демонстрационные), модели-аппликации, барельефные
|
14
|
|
Модели цветков
|
30
|
|
Лупа ручная
|
15
|
|
Термоскоп по ботанике
|
1
|
|
Программно-методический комплекс по основам естествознания (ЦОР)
|
1
|
|