Скачать 0.86 Mb.
|
Управление образования администрации муниципального образования Белоглинский район Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 Белоглинского района» ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”» Авторы: Даньшина Светлана Евгеньевна, воспитатель Гощук Татьяна Ивановна, воспитатель Чистякова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель Белоглинский район, с. Белая Глина 2012 год СОДЕРЖАНИЕ
Проблема приобщения к народной культуре всегда была актуальной в педагогической среде. К настоящему времени сформировалось даже понятие, раскрывающее систему воспитания, развития и обучения детей в рамках традиций и обычаев культуры того или иного народа, - «народная педагогика». Но обратимся же к истокам вопроса и назовем труды тех, чей опыт послужил основой для создания в нашем детском саду системы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. К проблеме возможностей народной культуры обращались многие педагоги. В начале 20-го века, выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали внедрять в педагогическую практику народные традиции, пропагандируя национальное искусство, эстетику национальной одежды, народные игрушки, танцы, праздники. Вопрос приобщения детей к культуре народа поднимались в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Современные авторы также видят большие возможности народной педагогики в творческом развитии ребенка и формировании интереса и любви к родной истории и культуре. Сегодня существует ряд программ, построенных на приобщении детей к русскому народному творчеству и культурным традициям. Данные программы хорошо известны в педагогическом сообществе, многократно апробированы и служат хорошим подспорьем в решении проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников. Среди них: - программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева), в основе которой приобщение детей ко всем видам национального искусства, от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В приложениях к программе подробно описываются сведения о русских праздниках и традициях, сказки, былины, литературные произведения, нотный материал. - программа «Оберег» (автор Е.Г. Боронина), предназначенная для комплексного изучения фольклора в дошкольном учреждении с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством. Содержание программы рассматривается в двух разделах: народоведение (народный календарь, обычаи и обряды; быт и уклад жизни; жанры литературного фольклора) и музыкальный фольклор (слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, народный театр). Данная программа в настоящее время очень активно используется не только ДОУ, но и различными коллективами, кружками дополнительного образования. Практическую ценность программы представляет система планирования для старшей и подготовительной группы, подробный народный календарь и разработанные к нему конспекты занятий, сценарии некоторых фольклорных праздников; - программа «Горенка» (автор М.В. Хазова), в основе который принцип «сквозного воспитания» - изучение и проживание детьми одних и тех же народных обрядов, праздников, в процессе которых используется соответствующий устный и музыкальный материал. Количество и уровень сложности данного материала увеличивается с каждым годом. Это способствует реализации принципа доступности и постепенного усложнения. Для нас, живущих на Кубани, привитие любви к народной культуре не ограничивается национальным компонентом, а дополняется региональным - кубановедением. Поэтому мы отдельно выделяем программу «Дошкольникам о кубанском фольклоре», раскрывающую особенности приобщения дошкольников к культуре кубанских казаков. В свое время эта программа стала основой для создания планирования кружковой деятельности в нашем детском саду. Авторы данной программы Г.В. Бочтарева, Т.Н. Бурлакова, Г.Г. Бережная представляют в ней обобщение многолетнего опыта, где излагают систему планирования и организации работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с кубанским фольклором, дают методические рекомендации по использованию программных материалов. По нашему мнению, в программе удачно представлено содержание работы на три года обучения, соответственно для средней, старшей и подготовительной группы, сжато и понятно предложен учебно-тематический план, подобран песенный и игровой репертуар. Кроме программ следует отметить пособия, в которых рассматриваются методические и практические аспекты проблемы приобщения дошкольников к народной культуре (методические приемы, подборка малых форм фольклора, игровой и песенный материал, праздники и развлечения). Это труды российских авторов: «Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками» С.Р. Николаевой и др., «Народная педагогика в современном дошкольном воспитании» Н.Г. Куприной, «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников» С.Н. Николаевой, «Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепиной, Т.В. Антоновой, «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников» М.А. Давыдовой, «Русские народные праздники в детском саду» М.Ю. Картушиной, «Фольклорные праздники в детском саду» О.Е. Световой, Е.В. Никольской. На примере воспитания в традиции русской и башкирской культур Н.Г. Куприна раскрывает особенности организации полихудожественного творчества дошкольников на основе игровых моделей, описывает работу по воспитанию межнациональной толерантности, предлагает диагностический и практический материал. С.Н. Николаева раскрывает возможности народной педагогики в эколого-педагогическом процессе, делится опытом по созданию и работе мини-этномузея. Прекрасно, на наш взгляд, подобран фольклорный материал М.Ю. Картушиной, где в предлагаемых занятиях и досугах описаны интересные игровые приемы, сюрпризные моменты и, что важно, методически верно организована деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. Также следует обратить внимание на пособия А.И. Зиминой, Ю.Ю. Ермолаевой и др., И.А. Панкеева, С.К. Якуба, в которых представлены народные игры (подвижные, хороводные, с пением). Среди работ кубанских педагогов известны издания «Воспитание у дошкольника любви к малой Родине» В.А. Марковой, Л.М. Данилиной, З.Г. Прасоловой, «Ты, Кубань, ты наша Родина» (сборник материалов из опыта работы педагогов ДОУ Краснодарского края), «Кружева из талаша» И.В. Кондратьевой, Л.А. Крохтер, В.А. Марковой, В.К. Мокшановой и прочие. В арсенале библиотеки детского сада имеется литература об истории Кубани, а также Белой Глины, сборники песен и стихов кубанских и белоглинских авторов. Некоторые издания, в которых содержатся культурно-исторические сведения о жизни кубанских казаков, адресованы ученикам и учителям школ, преподавателям музыкальных школ и других учебных заведений, педагогам дополнительного образования. Данную литературу мы используем в качестве информационного ресурса. Это книги известных кубанских писателей, публицистов и научных деятелей: для детей - «Путешествие по родному краю» И.П. Лотышева, «Любимый уголок земли» Н.Я. Паскевич, «История Кубани в рассказах и иллюстрациях» Е.А. Хачатуровой, для педагогов - «Фольклор и этнография Кубани» Н.И. Бондарь, С.А. Жигановой, серия книг Петра Ткаченко о казачьих обрядах и праздниках, особенностях языковой культуры на Кубани. Особо следует отметить привлекающее в последнее время все большее внимание религиозное направление в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников. Ознакомление с некоторыми народными праздниками и обычаями, так или иначе, соприкасается с православной традицией. Поэтому в работе с детьми используем отдельные элементы изданий «Пасха красная» и «Православные праздники в воскресной школе: постановки, мюзиклы, пьесы» П.П. Дзюбы. Обращаем внимание на то, что в основе нашей работы лежит приобщение именно к народной культуре, и обычаи праздников, имеющих православные названия, мы трактуем через фольклор. 1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании. История создания материальной и информационно-методической базы для достижения поставленных задач в приобщении дошкольников к народной культуре в МБДОУ «ЦРР д/с № 1» берет свое начало еще в 90-ые гг. Более 20-ти лет назад, у истоков создания кружка, педагоги детского сада посчитали необходимым воспитание дошкольников в национальных традициях. Для этого они обратились к русской национальной культуре и, в первую очередь, к фольклору Кубани. Так в нашем детском саду появился фольклорный кружок «Родничок». На начальном этапе увлеченные народным творчеством педагоги О.Н. Бойко, С.Е. Даньшина, а позже и Т.И. Гощук занимались подбором народных песен и песен современных авторов о Кубани, старинных русских народных, кубанских и белоглинских потешек, игр, пословиц, поговорок. Определившись с целью и задачами образовательной деятельности и накопив на тот момент достаточный фольклорный материал, воспитатели пробовали проводить праздники и развлечения по народному календарю, например, Масленицу, Колядки, Троицу, а также знакомить детей с народной игрой, хороводом, песней. Долгие годы длилось накопление материала и изучение литературы по теме. Руководители кружка отбирали лучшие конспекты занятий и сценарии праздников, самостоятельно разрабатывали свои, пытались систематизировать имеющиеся материалы, распланировать работу так, чтобы заниматься с детьми русским и кубанским фольклором более целенаправленно и организованно. Начиная с 2000-го года, педагоги приобрели достаточный опыт в работе с народными играми, поэтому стали выходить с ним за пределы ДОУ и представлять его на методических объединениях района. За время существования кружка в детском саду были созданы необходимые условия для решения поставленных задач: оформление в групповом помещении кубанской комнаты, на улице - кубанского огорода, прогулочной беседки в народном стиле, казачьего подворья. Также были пошиты народные костюмы для детей и взрослых. Несмотря на то, что кружок действует уже более 20 лет, над обобщением опыта мы задумались недавно. К 2012 году, проанализировав имеющиеся разработки коллег, выбрав в них лучшие, наиболее удачные, приемлемые и доступные в работе с дошкольниками моменты, мы систематизировали материалы по кружковой деятельности и отправили в ККИДППО для рецензирования. Представленные материалы были определены как модифицированная программа, которая получила положительную оценку и соответствующую рецензию специалистов кафедры развития ребенка младшего возраста. На данный момент наш опыт обобщен и распространен на уровне ДОУ, района и края. Воспитатели детских садов на примере наших праздников организуют свои, включают отдельные элементы кружковой деятельности в свою работу. Результаты деятельности кружка «Родничок» были показаны на муниципальных методических объединениях для воспитателей и музыкальных руководителей (мастер-класс «Колядки», январь 2012 г., праздник «Екатерина-санница», декабрь 2011 г.), а также на семинаре «Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников» (выступление по теме «Фольклор как средство формирования коммуникативной компетентности»), на зональном совещании для заведующих детских садов (апрель 2012 г.). Буклет и брошюра «Организация духовно-нравственного воспитания в ДОУ» были представлены на зональном совещании по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ст. Выселки (2011 г.), где были востребованы педагогами других районов края. В рамках работы VI краевого форума работников дошкольного образования в 2012 году в г. Новороссийске одним из авторов опыта С.В. Даньшиной был показан мастер-класс «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”: народная кубанская игра». Модифицированная программа «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”» размещена в интернете на сайте МБДОУ «ЦРР д/с № 1» Белоглинского района (http://detsadblg.ucoz.ru) и на федеральном сайте научных, учебных и методических изданий (www.numi.ru). |
Задачи на 2016-2017 учебный год создание условий для гармоничного... Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение активных форм взаимодействия доу с семьей |
Сентябрь Воспитание патриотических чувств дошкольников через приобщение к истокам культуры народов Поволжья |
||
Рабочая программа внеклассных занятий для детей школьного возраста... «Оленегорская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида» |
Отчет работы подразделений обслуживающих детей, мбук цбс г. Таганрога за 2015 год Таганрога в 2015 году перекликался с проведением Года литературы в Российской Федерации и был ориентирован на продвижение качественной... |
||
Содержание Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства |
Задача современной школы не только приобщение к знаниям, культуре,... Нужно изучить нормативные акты, регулирующие введение системы профстандартов и работу в соответствии с ней |
||
Проектирование воспитательно-образовательного процесса Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства |
Проектирование воспитательно-образовательного процесса Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства |
||
Публичный отчет о деятельности мбоу дд мшв: прогимназия №46 В 1993 году открыта начальная школа детский сад, которая с 1998 года имеет статус прогимназия. Учебно-воспитательный процесс осуществляется... |
Инструкция завхоза Муниципального бюджетного дошкольного образовательного... «Родничок» Ибресинского района Чувашской Республики разработана в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей,... |
||
Конкурс направлен на решение следующих задач Рс (Я)» объявляют о проведении II республиканского конкурса детского технического творчества «легомир». Конкурс направлен на приобщение... |
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Улыбка» Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства |
||
Паспорт программы лист обновления программы комплекс основных характеристик... Создать условия для развития творческой способностей учащихся через приобщение к декоративно-прикладному искусству |
Совета Министров Луганской Народной Республики от «23» января 2018 года №32/18 порядок Государственным унитарным предприятием луганской народной республики «рынки луганской народной республики» |
||
Донецкой народной республики прика з Республики от 08. 12. 2015 №012. 1/628 «О разработке медико-технологических документов по стандартизации медицинской помощи в системе... |
Донецкой Народной Республики от 06. 07. 2015 №398 Народной Республики и нормативными правовыми актами Министерства юстиции Донецкой Народной Республики и определяет отдельные вопросы... |
Поиск |