Управление персоналом в условиях принятия профстандартов.
Каюшанова Е.В. МБОУ «СОШ №14»
Как подготовиться к переходу на профстандарт педагога.
Нужно изучить нормативные акты, регулирующие введение системы профстандартов и работу в соответствии с ней:
Статьи 195.1 и 195.3 Трудового Кодекса РФ
Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.05.2015
Приказ Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 «Об утверждении макета профессионального стандарта»
Приказ Минтруда РФ № 148н от 12.04.2013 «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
Ответственность за неприменение работодателем профессиональных стандартов предусмотрена статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
. Все принимаемые и утверждаемые профстандарты в разрезе должностей, профессий и видов деятельности выкладываются на сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе «Реестр профессиональных стандартов».
Справочная информация:
Профессиональная переподготовка – чтобы считать обучение именно профпереподготовкой, должны быть соблюдены 2 условия (Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»):
Объем курса должен составлять не менее 250 академических часов
По окончании должен выдаваться диплом установленного образца. Другие документы – сертификаты, свидетельства и т.п. – не действительны.
Повышение квалификации – обязательные условия здесь:
Объем – не менее 16 ак. часов
Документ по окончании – удостоверение о повышении квалификации (строго, без вариантов).
Вступление России в ВТО диктует новые правила работы с персоналом.
Задача современной школы – не только приобщение к знаниям, культуре, но и воспитание гражданина, будущего профессионала, и при этом решение гигантских социальных проблем: коррекция нарушений в поведении, избавление от различных зависимостей, адаптация детей-мигрантов, совместное (инклюзивное) образование. Не случайно ключевая идея профстандарта – способность педагога работать с разными категориями детей: мигрантами, сиротами, одаренными, инвалидами, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и т.д. Этому будет содействовать профстандарты. Профстандарты придут на смену громоздким квалификационным справочникам, должностным инструкциям, которые в эпоху рыночных отношений уже устарели.
Профстандарты – это результат трехстороннего соглашения работодателей, профсоюзов и самих работников, необходимый для решения жизненно важных задач в трудовой сфере.
Во-первых, он четко устанавливает те функции, которые обязан выполнять работник, и требования к его квалификации.
Во-вторых, он становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда.
В-третьих, профстандарты, если говорить о конкретной педагогической деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими труд педагога, – с образовательными стандартами и, соответственно, гибко реагировать на изменения в них.
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполиса, районов с преобладанием сельского населения, моноэтнических и полиэтнических регионов), которые отражаются на специфике труда педагога.
Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т. п.).
Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе. Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетентностей, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, разработаны профессиональные стандарты по следующим специальностиям: педагог дошкольного образования (воспитатель); педагог начальной; педагог основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога для следующих специальностей: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение профстандартов для специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.
Профессиональный образовательный стандарт педагога преследует и способствует реализации ряда целей:
– определяет необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
– обеспечивает необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов своего труда;
– обеспечивает необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
– содействовует вовлечению педагогов в решение задач повышения качества образования;
– определяет необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
– обеспечивает необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
– обеспечивает необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
– содействует вовлечению педагогов в решение задач повышения качества образования.
Следует отметить что, если раньше учитель был главным носителем знаний, то сейчас, мы видим на примере введения ФГОСов , новые требования, предъявляемые к деятельности учителя. Помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и сформировать у детей совершенно новые метапредметные компетентности: умение учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве и др.
Что на данный момент может быть рекомендовано руководителю образовательной организации по обеспечению перехода на профессиональный стандарт педагога?
Вариант решения вопроса применения профстандарта педагога работодателями рассматривается в разработке «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», которые включают в себя: критерии оценки квалификации; примеры должностной инструкции на основе профстандарта педагога; пример трудового договора с учетом требований профстандарта педагога; рекомендации руководителю по оплате труда; рекомендации по порядку аттестации, основанной на профстандарте педагога и др.
От педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации .
Во-первых, как говорил один классик, идея должна овладеть массами. Поэтому на первом этапе подготовки задача администрации образовательной организации – довести основные положения стандарта до каждого педагога: учителя, воспитателя. Технологии здесь известны:
Самостоятельное ознакомление с профстандартами под роспись, ибо это нормативный документ, обязательный к исполнению.
Рассмотрение содержания профстандарта на предметных методических объединениях и обсуждение путей их реализации учителем в условия конкретной деятельности.
Обсуждение путей реализации профстандарта на педсоветах, круглых столах и др.площадках.
Информирование органов самоуправления, родительской общественности о переходе педагогов на профстандарты.
Во-вторых, введение профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации. А именно: устава, должностных инструкций учителей и воспитателей, Трудовых договоров, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате труда, Положения о стимулирующих выплатах, портфолио учителя, воспитателя и др. Все эти локальные акты ОО должны быть подготовлены и утверждены согласно дорожной карте.
В третьих. Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи педагога. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта.
В четвёртых: в школах должна быть проведена следующая работа: информация на сайте, создание рабочей группы, разработка дорожной карты и определение ответственных, размещение стенда по стандартам, разработаны положения о внутреннем аудите, положения «Учитель-исследователь», «Учитель-методист», «Учитель-наставник», рабочая группа должна провести внутренний аудит в организации (составить перспективный план подготовки работников школы).,на совещаниях МО рассмотреть вопросы о введении стандарта педагога, провести педсовет по данной теме.
В образовательных организациях можно поступить следующим образом:
Провести:
1.Самоанализ уровня подготовки педагога. Педагог анализирует, каким требованиям профстандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяется, как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.
2. Анализ проблем педагогов на методических объединениях и определение возможности решениях их на уровне образовательной организации: мастер-классы, стажировки, взаимопосещение уроков, мероприятий, передача опыта и т.д.
3. Анализ подготовки педагога курирующим администратором. На основе анализа посещенных уроков, мероприятий, результатов обучения анализируется соответствие педагога требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации.
4. Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога – составление т.н. индивидуальной образовательно-методической траектории педагога: что, когда, где, за чей счет.
Ну, а далее предстоит реализовать намеченные мероприятия в довольно короткие сроки. Формы здесь всем известны:
самообразование,
целевые курсы,
курсы переподготовки,
стажировочные площадки,
работа в мастер-классах,
дистанционное обучение и т.д.
Если проблемы несоответствия профстандартам есть у многих педагогов, то можно воспользоваться командными и групповыми формами работы, когда специалисты методических служб приглашаются непосредственно в образовательную организацию для работы с педагогами по заданной теме (направлению), в т.ч. и на платной основе.
Учитывая, что большинство педагогов образовательных организаций это педагоги с значительным педагогическим стажем, работа предстоит не малая. Не оставляйте такого педагога один на один с собой, ведь он может не пройти аттестацию и тогда его придется увольнять. Довольно сомнительная перспектива.
Как оценивать соответствие педагога требованиям стандарта
Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить, например, посредством внутреннего и внешнего аудита.
Для справки.
Аудит(от лат. audit — слушает) – это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта (википедия).
В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.
Внешний аудит — это оценка с привлечением специалистов аудиторской фирмы для получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».
Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации, например, ревизионной комиссией, или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.
Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.
Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных данных. В качестве внешнего аудита могут быть использованы также результаты аттестации педагогов.
По отношению к обучающимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогов совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребёнка: был – стал, или, в особо сложных случаях, например, ребёнок с синдромом Дауна, — показатели, свидетельствующие о сохранении его психоэмоционального статуса.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка, например, любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами обучающиеся и их родители.
Примечание.
Квалификация работника – это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Следует понимать и то, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанных в стандарте, поэтому каждый директор школы вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности педагогического коллектива: предметном, воспитательном, работе с одаренными, с трудными, с инвалидами – в зависимости от особенностей своей образовательной организации. Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от учителя, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту.
Педагог в данном случае выступает в роли социального терапевта, который обнаруживает проблему и при необходимости направляет пациентов к разным специалистам.
Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
В заключении предлагаем создать общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт учителя ».
Задачи ассоциации:
· Общественный контроль на всех этапах обсуждения, апробации и внедрения профессионального стандарта учителя.
· Мониторинг ситуации на местах.
· Оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки.
· Обеспечение сетевого взаимодействия педагогов, образовательных организаций, руководствующихся в своей деятельности профессиональным стандартом педагога.
|