УТВЕРЖДЕНА
Приказом Министерства юстиции
Донецкой Народной Республики
от 06.07.2015 № 398
(в редакции приказа Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 13.03.2017 № 148)
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
Регистрационный № _1902_
от «_17_» марта____2017__ г.
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
I. Общие положения
1.1. Временная инструкция о проведении исполнительных действий (далее – Инструкция) разработана в соответствии с Временным порядком об исполнительном производстве Донецкой Народной Республики, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 № 7 – 37 (далее – Временный порядок), другими законодательными актами Донецкой Народной Республики и нормативными правовыми актами Министерства юстиции Донецкой Народной Республики и определяет отдельные вопросы организации исполнения решений судов и других органов (должностных лиц) (далее – решение), которые согласно Временному порядку подлежат принудительному исполнению.
1.2. Принудительное исполнение решений осуществляют государственные исполнители.
1.3. Органами Государственной исполнительной службы Министерства юстиции Донецкой Народной Республики (далее – органы ГИС) являются:
1) Государственная исполнительная служба Министерства юстиции Донецкой Народной Республики (далее – Государственная исполнительная служба), в состав которой входит отдел принудительного исполнения решений;
2) территориальные органы Государственной исполнительной службы (далее – территориальные органы ГИС).
1.4. Непосредственный контроль за действиями государственного исполнителя возлагается на начальника отдела принудительного исполнения решений и начальников территориальных органов ГИС (далее – начальник органа).
1.5. При осуществлении исполнительного производства государственный исполнитель принимает решение путем вынесения постановлений, предупреждений, внесения представлений, составления актов и протоколов, предоставления поручений, распоряжений, требований, предоставления запросов, заявлений, сообщений или других процессуальных документов в случаях, предусмотренных Временным порядком и другими нормативными правовыми актами, которые регулируют принудительное исполнение решений судов и других органов (должностных лиц).
1.5.1. Постановление как отдельный документ (Приложение 1) содержит следующие обязательные реквизиты:
1) вводную часть с указанием:
названия постановления, даты выдачи постановления и места вынесения;
наименования органа ГИС, должности, фамилии, имени и отчества государственного исполнителя, который вынес постановление;
названия исполнительного документа, когда и кем выдан, резолютивной части документа (далее – реквизиты исполнительного документа);
по сводному исполнительному производству – фамилии, имени и отчества должника – физического лица, полного наименования должника – юридического лица и даты объединения исполнительных производств в сводное;
2) мотивировочную часть с указанием мотивов, по которым государственный исполнитель принял соответствующее решение (пришел к определенным выводам), и ссылки на закон или иной нормативный правовой акт (статья, ее часть, абзац, пункт, подпункт, на основании которого вынесено постановление);
3) резолютивную часть с указанием:
принятого решения государственного исполнителя;
фамилии, имени, отчества физических лиц, полного наименования юридических лиц, которым направляется копия постановления;
срока и порядка обжалования постановления;
4) в постановление могут вноситься и другие сведения, определенные Временным порядком, настоящей Инструкцией и другими нормативными правовыми актами, которые регулируют принудительное исполнение решений судов и других органов (должностных лиц);
5) постановление составляется и подписывается государственным исполнителем в необходимом количестве экземпляров (копий), один из которых (оригинал) остается в исполнительном производстве, а другие (копии) направляются по принадлежности, и в случаях, установленных Временным порядком или настоящей Инструкцией, утверждаются начальником органа ГИС или его заместителем и скрепляются печатью;
6) в случае, если постановление государственного исполнителя является исполнительным документом, оно должно соответствовать требованиям к исполнительному документу, определенным статьей 18 Временного порядка.
Другие должностные лица органов ГИС в случаях, предусмотренных Временным порядком и настоящей Инструкцией, выносят постановления с учетом требований, определенных настоящим пунктом.
1.5.2. Акт – документ, подтверждающий определенные установленные факты или события (Приложение 2):
1) текст акта состоит из реквизитов исполнительного документа с указанием сути проводимых действий; по сводному исполнительному производству – полного наименования (фамилии, имени и отчества) должника, номера и даты объединения исполнительных производств в сводное, а также вступительной и констатирующей частей. Во вступительной части указываются название акта, дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество государственного исполнителя, основание для составления акта, перечисляются лица, присутствовавшие при его составлении, с указанием их статуса в исполнительном производстве, место жительства (местонахождение), должности, другие имеющиеся данные, указывается количество листов, на которых составлен акт;
2) в констатирующей части излагаются цели и задачи составления акта, суть и характер проведенных исполнительных действий, установленные факты, события, а также в случае необходимости выводы и предложения;
3) в конце акта (перед подписями) указываются сведения о количестве экземпляров акта и кому они предоставляются (направляются);
4) акт подписывается всеми лицами, которые присутствовали при его составлении. В случае отказа от подписания сторон или других лиц, которые присутствовали при составлении акта, об этом делается отметка в акте. Отметка «от подписи отказался» проставляется напротив имени лица, отказавшегося от подписи, и заверяется подписями других лиц, присутствовавших при составлении акта;
5) в акт могут вноситься и другие сведения, определенные Временным порядком, настоящей Инструкцией и другими нормативными правовыми актами, которые регулируют принудительное исполнение решений судов и других органов (должностных лиц).
1.6. Проведение другими органами, организациями, должностными лицами и физическими лицами отдельных исполнительных действий в случаях, предусмотренных Временным порядком, в том числе в соответствии с частью четвертой статьи 2 Временного порядка, осуществляется по требованию или по поручению государственного исполнителя.
1.7. Требования государственного исполнителя относительно исполнения решений изготавливаются на бланке органа ГИС установленной формы, подписываются исполнителем, скрепляются гербовой печатью и являются обязательными для всех органов, организаций, должностных лиц, физических и юридических лиц Донецкой Народной Республики.
1.7.1. В требовании указываются:
1) наименование органа ГИС;
2) дата открытия и номер исполнительного производства;
3) реквизиты исполнительного документа, на основании которого открыто исполнительное производство (его резолютивная часть в случае необходимости);
4) фамилия, имя и отчество государственного исполнителя;
5) перечень действий, которые необходимо совершить;
6) срок исполнения требования;
7) последствия неисполнения требования.
1.7.2. Требование подписывается государственным исполнителем и направляется по почте или другими средствами связи или вручается государственным исполнителем лицу, обязанному совершить действия.
1.8. Поручение государственного исполнителя является письменным документом, который составляется в случаях, предусмотренных Временным порядком, в частности в случае проведения отдельных исполнительных действий органами, организациями, должностными лицами и физическими лицами, и предоставляет им право провести отдельные действия (перечисление денежных средств, изготовление документов и т.п.).
1.9. Запрос государственного исполнителя о предоставлении необходимой информации для осуществления исполнительных действий должен быть мотивированным и устанавливать разумный срок для предоставления информации (Приложение 3).
Запрос о предоставлении сведений, относящихся к банковской тайне, должен составляться в рамках одного исполнительного производства и соответствовать следующим требованиям:
обязательно содержать реквизиты исполнительного документа: полное наименование должника (для юридических лиц), фамилию, имя и отчество (для физических лиц), основания для получения информации, код ИНН (ОКПО) должника, ссылки на нормы действующего законодательства, согласно которым орган ГИС имеет право на получение такой информации;
изготавливаться на бланке органа ГИС установленной формы, подписываться руководителем этого органа и скрепляться гербовой печатью.
1.10. Полученная информация используется органами ГИС исключительно в служебных целях. Такая информация не подлежит распространению и передаче третьей стороне, за исключением лиц, которые в соответствии с Временным порядком имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства.
1.11. Основной информационной базой о совершенных исполнительных действиях является Государственный реестр исполнительных производств (далее – Государственный реестр).
1.11.1. Сведения вносятся в Государственный реестр государственным исполнителем одновременно с изготовлением документа, на основании которого совершается исполнительное действие.
1.11.2. При осуществлении исполнительного действия за пределами органа ГИС сведения о таком действии вносятся в Государственный реестр в течение двух рабочих дней после его проведения или поступления сообщения о его проведении.
1.11.3. Постановления государственного исполнителя, а также другие документы исполнительного производства (кроме актов, которые составляются по месту проведения исполнительных действий) составляются с помощью программных средств Государственного реестра. В случае сбоев работы системы Государственного реестра документы исполнительного производства могут изготавливаться без использования программных средств Государственного реестра, о чем обязательно указывается в документе. После восстановления работы Государственного реестра такие документы в электронном виде немедленно вносятся в него.
1.11.4. Ведение Государственного реестра, условия доступа к нему и получения информации осуществляется в соответствии с порядком, установленным Министерством юстиции Донецкой Народной Республики.
1.11.5. До введения в действие электронной базы Государственного реестра, регистрация исполнительных производств проводится на бумажных носителях в Журнале регистрации исполнительных производств, переданных государственному исполнителю.
1.11.6. В целях обеспечения доступа к информации Государственного реестра в постановлении об открытии исполнительного производства (Приложение 4) сторонам исполнительного производства, после введения в действие реестра, разъясняется право доступа к указанной информации, указываются адрес соответствующего веб-сайта в сети Интернет, а также идентификатор для доступа к информации об исполнительном производстве и порядок его использования.
II. Участники исполнительного производства
2.1. Реализация участниками исполнительного производства своих полномочий, а также привлечение других лиц к участию в проведении исполнительных действий и реализации ими своих полномочий осуществляются в соответствии с главой 2 Временного порядка. Государственный исполнитель при осуществлении исполнительного производства обязан использовать все предоставленные ему права и полномочия, необходимые для обеспечения своевременного и полного исполнения решения.
2.2. Привлечение работников органов внутренних дел, в пределах предоставленных им полномочий, осуществляется государственным исполнителем при исполнении решений в случае возможного возникновения угрозы жизни и здоровью государственного исполнителя, для охраны и обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий, в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке.
2.3. Привлечение органов опеки и попечительства в соответствии с возложенными на них полномочиями обязательно осуществляется при исполнении решений об отобрании ребенка, а также в случае необходимости обеспечения прав и интересов детей и нетрудоспособных лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), о чем государственный исполнитель выносит соответствующее постановление (Приложение 5).
2.4. Привлечение государственным исполнителем других органов, предприятий, организаций, должностных лиц, физических лиц при принудительном исполнении решений осуществляется в случае, если их присутствие может способствовать своевременному и полному исполнению решений.
2.5. Для выяснения и разъяснения вопросов, возникающих при осуществлении исполнительного производства и требующих специальных знаний, государственный исполнитель по собственной инициативе или по заявлению сторон назначает своим постановлением эксперта или специалиста (при необходимости – нескольких экспертов или специалистов), для оценки имущества (имущественных прав) – субъектов оценочной деятельности, а также в случае необходимости – переводчика.
В постановлении о назначении эксперта или специалиста, субъекта оценочной деятельности, переводчика указываются вопросы, на которые эти лица должны предоставить письменное заключение (отчет), или с какого языка следует осуществить перевод, или вид и характеристика имущества, которое необходимо идентифицировать, оценить и т.д., сроки осуществления соответствующих действий (Приложения 6, 7).
2.6. Привлечение в исполнительном производстве соответствующих органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и физических лиц (кроме понятых) осуществляется государственным исполнителем путем вынесения постановления о привлечении этих лиц.
2.6.1. В этом постановлении обязательно указываются обстоятельства, которые обусловили привлечение определенных лиц, время и место совершения исполнительных действий, а также другие необходимые сведения.
2.6.2. Копия постановления направляется (вручается) руководителю соответствующего органа, организации, субъекту оценочной деятельности в трехдневный срок со дня его вынесения, но не позднее, чем за три дня до запланированных мероприятий.
2.7. Перед началом исполнительных действий государственный исполнитель устно разъясняет привлеченным при принудительном исполнении решений лицам их права и обязанности, о чем указывается в акте. Государственный исполнитель контролирует совершение действий привлеченными лицами.
2.8. Права и обязанности сторон и других участников исполнительного производства реализуются в соответствии со статьей 12 Временного порядка.
2.9. Полномочия представителей сторон, участвующих в исполнительном производстве, должны быть удостоверены следующими документами, выданными и оформленными в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики:
1) доверенностью физического лица;
2) доверенностью юридического лица или документами, которые удостоверяют право представительства юридического лица (документом о назначении руководителем юридического лица и т.п.);
3) решением о назначении опекуном, попечителем или управляющим наследственного имущества.
2.10. Документы, удостоверяющие полномочия представителей, должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Донецкой Народной Республики.
2.10.1. Оригиналы документов, указанных в пункте 2.9 настоящего раздела, или надлежащим образом заверенные их копии приобщаются к материалам исполнительного производства.
2.10.2. После установления наличия у представителя надлежащим образом оформленной доверенности оригинал такой доверенности в случае необходимости возвращается представителю стороны исполнительного производства.
2.10.3. В случае реализации стороной исполнительного производства права на предъявление исполнительного документа на исполнение, предъявление заявления о возврате без исполнения исполнительного документа, обжалование действий государственного исполнителя и других должностных лиц органов ГИС, получение присужденного имущества или взысканных сумм через представителя государственный исполнитель проверяет обусловленные в доверенности полномочия представителя на совершение таких действий.
2.10.4. Ограничение полномочий представителя на совершение определенного исполнительного действия должны быть оговорены в выданной ему доверенности.
2.11. Сторона исполнительного производства (ее представитель) может знакомиться с материалами исполнительного производства в соответствующем органе ГИС в специально выделенное для приема граждан время по устному ходатайству государственному исполнителю.
2.11.1. По желанию стороны исполнительного производства (их представители) могут ознакомиться с материалами исполнительного производства в другое время, исполнительное производство предоставляется стороне для ознакомления на основании письменного заявления, в котором указываются желаемая дата и время ознакомления, по резолюции начальника органа ГИС, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель.
2.11.2. Ознакомление с материалами исполнительного производства осуществляется в помещении органа ГИС и в присутствии государственного исполнителя, о чем в исполнительном производстве делается отметка с указанием даты ознакомления и лица, которое ознакомилось с материалами исполнительного производства.
2.11.3. Сторона исполнительного производства имеет право делать копии с документов исполнительного производства, выписки из них. Изъятие из материалов исполнительного производства любых документов не допускается.
2.12. В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (в случае смерти физического лица, прекращения юридического лица, а также в других случаях замены стороны в исполнительном производстве), если правоотношения допускают правопреемство, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о замене стороны ее правопреемником. На основании постановленного судом определения государственный исполнитель своим постановлением, которое утверждается начальником органа ГИС, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель, заменяет название стороны исполнительного производства (Приложение 8). Решение суда и постановление государственного исполнителя приобщаются к исполнительному документу при его направлении по принадлежности или возврате его взыскателю или в суд.
2.13. Правопреемство возможно на всех стадиях исполнительного производства – с момента открытия исполнительного производства до его окончания. После замены выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником государственный исполнитель продолжает исполнение исполнительного производства в порядке, установленном Временным порядком.
2.14. В случае если сторона исполнительного производства изменила наименование без процедуры реорганизации (для юридического лица) или фамилию, имя или отчество (для физического лица), государственный исполнитель при наличии подтверждающих документов (о внесении изменений в учредительные документы, справки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, справки органа государственной регистрации актов гражданского состояния, паспорта) своим постановлением меняет название стороны исполнительного производства. Такое постановление государственного исполнителя присоединяется к исполнительному документу при его направлении по принадлежности или возврате его взыскателю или в суд.
2.15. Вопросы об отводах в исполнительном производстве решаются в соответствии со статьей 16 Временного порядка путем вынесения мотивированного постановления (Приложение 9).
2.15.1. Должностные лица, имеющие право на рассмотрение вопроса об отводе государственного исполнителя, эксперта, специалиста, оценщика или переводчика, обязаны рассмотреть заявление об отводе или самоотводе в срок до пяти рабочих дней с момента получения его соответствующим органом ГИС.
Постановление об отказе в удовлетворении отвода, самоотвода исполнителя, всех исполнителей, руководителя исполнительной службы, эксперта, специалиста может быть обжаловано в судебном порядке.
2.15.2. В случае направления заявления об отводе должностному лицу органа ГИС, которое не имеет права на рассмотрение этого вопроса, заявителю предоставляется письменное разъяснение о порядке рассмотрения вопроса об отводе в срок до пяти рабочих дней с момента получения заявления соответствующим органом ГИС.
|