СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Стр.
|
|
Введение
|
3
|
1
|
Общие положения
|
4
|
2
|
Колесные пары
|
6
|
3
|
Буксовый узел
|
9
|
4
|
Ходовая часть
|
13
|
5
|
Автосцепное устройство
|
27
|
6
|
Тормозное оборудование
|
32
|
7
|
Рама и кузов
|
43
|
|
Приложение A
|
45
|
|
Приложение Б
|
46
|
|
Приложение В
|
52
|
|
Приложение Г
|
56
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Памятка осмотрщику грузовых вагонов №724-2015 ПКБ ЦВ (далее – Памятка) содержит технические требования к узлам и деталям грузовых вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов.
Памятка предназначена для практической помощи в работе персонала, выполняющих техническое обслуживание грузовых вагонов на ПТО железных дорог Российской Федерации.
Организация и порядок технического обслуживания грузовых вагонов должны производиться в соответствии с требованиями «Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации» Утв. Советом по железнодорожному транспорту Государств участников Содружества Протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50.
Настоящую Памятку рекомендуется использовать совместно с «Неисправности грузовых вагонов в эксплуатации. Иллюстрированное пособие для работников эксплуатационных вагонных депо» №020-2014 ПКБ ЦВ
Памятка разработана взамен Памятки осмотрщику грузовых вагонов №724-2009 ПКБ ЦВ.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1Запрещается ставить в поезда:
- вагоны, технически неисправные, угрожающие безопасности движения, пожарной безопасности, или вагоны, состояние которых не обеспечивает или сохранность перевозимых грузов;
- вагоны, имевшие сход с рельсов или находившиеся в поезде, потерпевшем крушение, впредь до осмотра их и признания годными для движения;
- вагоны, не имеющие трафарета о производстве установленных видов ремонта, за исключением вагонов, следующих по особым документам (как груз на своих осях), а также вагоны, находящиеся под исключением из инвентарного парка (вагоны с закрашенными номерами и номера которых обведены рамкой); порожние вагоны с истекшими межремонтными нормативами - сроками капитального и деповского ремонтов.
- груженые вагоны, сроки плановых видов ремонта которых истекают в пути следования, не должны превышать нормативов, установленных Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в межгосударственном сообщении;
- платформы с незакрытыми бортами (за исключением случаев, предусмотренных специальными инструкциями), бункерные полувагоны с незакрепленными бункерами, цистерны, хопперы (зерновозы, цементовозы) и другой подвижной состав с открытыми крышками верхних и нижних загрузочно-выгрузочных устройств;
- полувагоны с открытыми дверями (за исключением случаев, предусмотренных правилами погрузки) и крышками люков или крышками, закрытыми на одну закидку запорного механизма;
- порожние крытые вагоны с открытыми или не зафиксированными на закидку дверями;
- вагоны для перевозки битума с неочищенными от битума колесными парами по поверхности катания и ободами колес;
- с отсутствующими или неисправными устройствами, предохраняющими от падения на путь деталей и узлов подвагонного оборудования;
- вагоны для перевозки опасных грузов без знаков опасности и свидетельства о техническом состоянии вагонов для перевозки опасных грузов;
- вагоны с искаженной нумерацией или имеющие двойную нумерацию, при отсутствии кода страны собственника, а также не зарегистрированные в АБД ПВ, ИВЦ ЖА;
1.2 Технические требования к вагонам грузового парка, используемым в межгосударственном сообщении:
1.2.1 Вагоны, допускаемые к межгосударственному обращению, должны полностью соответствовать требованиям «Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств» и другим нормативно-техническим документам, регламентирующим совместное использование грузовых вагонов и принятым Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.
1.2.2 Грузовые вагоны, следующие в страны, не являющиеся участниками «Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики» должны соответствовать требованиям дополнительных технических условий на вагоны, определенным отдельными соглашениями.
1.2.3 В отдельных случаях по взаимной согласованности по межгосударственным стыковым пунктам могут пропускаться груженые вагоны с некоторыми отступлениями от установленных технических требований. На межгосударственных стыковых пунктах в таких случаях составляется акт о техническом состоянии вагона формы ГУ-23 с указанием в нем отступлений, с которыми условно принят вагон железнодорожной администрации и следовал до станции выгрузки.
После освобождения такой вагон в порожнем состоянии с приложением акта о его приеме возвращается в государство принадлежности по тому стыковому пункту, через который был принят.
2 КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ
2.1 Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в составах поездов вагоны с дефектами и неисправностями элементов колесных пар:
2.1.1 С трещинами в любой части оси колесной пары;
2.1.2 С забоинами, вмятинами и протертостями на средней части оси глубиной более 2,5 мм (5,0 мм по диаметру);
2.1.3 Со следами контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси;
2.1.4 С трещиной в ободе, диске, ступице колеса;
2.1.5 Со сдвигом колеса на подступичной части оси;
2.1.6 С ослаблением посадки колеса на оси. Признаком ослабления посадки колеса на оси является разрыв краски по всему периметру с выделением из-под ступицы с внутренней стороны колеса масла или наличие ржавчины. При разрыве краски без выделения масла или отсутствие ржавчины из-под ступицы колеса колесная пара не бракуется;
2.1.7 При наличии размеров и износов колесных пар, не соответствующих указанным в таблице 1:
Таблица 1
2.1.8 С вертикальным подрезом гребня поверхности катания колеса высотой более 18 мм;
2.1.9 С неравномерным прокатом (при обнаружении) – 2,0 мм и более.
При необходимости, для выявления неравномерного проката ободов колес, вагоны следует прокатывать;
2.1.10 С ползуном на поверхности катания колес глубиной 1,0 мм и более;
При обнаружении на промежуточной станции вагона с колесной парой, имеющей на поверхности катания колеса ползун глубиной более 1,0 мм, но не более 2,0 мм, допускается следование этого вагона в составе поезда со скоростью не выше 70 км/ч до ближайшего ПТО для замены колесной пары.
При глубине ползуна более 2,0 мм, но не более 6,0 мм, допускается следование вагона в составе поезда до ближайшей станции со скоростью не более 15 км/ч.
При глубине ползуна более 6,0 мм, но не более 12,0 мм, допускается следование вагона в составе поезда до ближайшей станции со скоростью не более 10 км/ч.
При глубине ползуна более 12,0 мм - допускается следование вагона в составе поезда до ближайшей станции со скоростью не более 10 км/ч при условии исключения возможности вращения колесной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза);
2.1.11 С наваром на поверхности катания колеса высотой 1,0 мм и более; При обнаружении на промежуточной станции вагона с колесной парой, имеющей на поверхности катания колеса навар высотой более 1,0 мм, но не более 2,0 мм, порядок следования вагона аналогичен п. 20.1.10.
2.1.12 С выщербиной на поверхности катания колеса глубиной более 10,0 мм или длиной более 50,0 мм. Колесные пары с выщербинами на поверхности катания колес глубиной до 1,0 мм не бракуются независимо от их длины. Трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла, не допускается;
2.1.13 С кольцевыми выработками на поверхности катания колес у основания гребня глубиной «а» более 1,0 мм, на коничности 1:3,5 «б» более 2,0 мм или шириной «В» более 15,0 мм.
П р и м е ч а н и е:
1. При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания нормы браковки их такие же, как для кольцевых выработок, расположенных у гребня;
2. Темная полоса в зоне радиусного перехода от поверхности катания к основанию гребня, являющаяся черновиной, оставшейся от износа поверхности катания и гребня нового колеса после капитального ремонта или изготовления колесной пары, не является кольцевой выработкой.
2.1.14 С местным уширением обода колеса более 5,0 мм;
2.1.15 С отколом наружной боковой поверхности обода колеса, включая откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10,0 мм, или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120,0 мм или в поврежденном месте независимо от размеров откола имеется трещина, идущая вглубь металла.
2.1.16 С остроконечным накатом гребня.
2.2 Возможные неисправности колесных пар по внешним признакам приведены в таблице 2.
Таблица 2
-
Признак неисправности
|
Неисправность
|
Колесная пара (при встрече поезда сходу)
|
1. Шум, скрежет от трения боковой грани обода колеса о внутреннюю грань головки рельса
2. Сход колёсной пары
|
Сдвиг колеса на оси
|
Характерный, повторяющийся с определенной периодичностью стук колеса о рельс
|
Ползун
|
Выщербина
|
Навар
|
Неотрегулированная ТРП или неисправности воздухораспределителя (ползун, выщербина, навар)
|
Колесо не вращается, слышен свистяще-шипящий звук, искрение из-под колес в месте соприкосновения с рельсом
|
Заклинивание колес (юз)
|
Колесная пара идет юзом при отжатых тормозных колодках, слышно пощелкивание
|
Подшипник разрушен, ролики заклинены и не вращаются
|
На диске и ободе колеса имеются следы выброса смазки
|
Подшипник разрушен
|
Выделение из-под колес синего дыма и/или искрение при движении с характерным скрежетом
|
Не полностью отпущен тормоз
|
Колесная пара (при стоянке поезда)
|
1.Разрыв краски у ступицы колеса по всему периметру соединения колеса с осью
2. Полоска ржавчины или блестящая полоска на поверхности металла с внутренней стороны ступицы (при сдвиге колеса наружу) или полоска ржавчины или блестящая полоска на оси с противоположной стороны ступицы (при сдвиге колеса внутрь)
|
Сдвиг колеса на оси
|
Неравномерный износ гребня по кругу колеса, натиры на опорной поверхности буксы, подтверждается разностью размеров при измерении расстояния между внутренними гранями обода колес
|
Трещины в подступичной части оси
|
Неравномерный прокат по кругу катания или выщербина
|
Овальное или разработанное отверстия подвески башмака.
|
Плоская площадка круглой или овальной формы на поверхности катания
|
Ползун
|
Разрушение в виде выкрашивания металла поверхности катания колеса
|
Выщербина
|
Смещение металла на поверхности обода колеса, характеризующееся образованием чередующихся сдвигов металла U – образной формы
|
Навар
|
Местное сужение или смятие фаски обода колеса
|
Неравномерный прокат
|
Местный наплыв металла в зоне фаски обода колеса
|
Местное уширение обода
|
2.3 Образец контроля колесных пар в эксплуатации приведен в Приложении Г.