Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель


Скачать 1.01 Mb.
Название Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель
страница 1/6
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6
Пахтелева Ю.В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Алексеевка г.о.Кинель

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр . Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

ФГОС дошкольного образования предъявляет серьёзные требования к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Математические представления, которые получает ребенок активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.

Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры задаю вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, можно играть в игру "Живая неделя". Дети становятся днями недели и получают разные задачи: построится по порядку, или строятся с любого другого дня недели. Можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

Очень важны игры на ориентирование в пространстве. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, игра "Найди игрушку" (детям дается схема , как найти игрушку: куда и сколько шагов надо сделать. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается, какие предметы в группе похожи на круг, квадрат, прямоугольник и т.д. Очень любят дети составлять из геометрических фигур различные картинки.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел, цепочка закономерностей, игры « Танграм». Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку.

Хочу привести примеры нескольких игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

  4. Составить квадрат и треугольник маленького размера

  5. Составить маленький и большой квадраты и другие.

ИГРЫ С ЧИСЛАМИ.

1.Назови соседей числа

2.Какой цифры не стало?

3. «Сколько?» (сосчитать предметы)

4. «Считай не ошибись!» (порядок следования чисел в прямом и обратном порядке).

ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

  1. «Чудесный мешочек» (узнай фигуру на ощупь).

  2. Геометрическая мозаика.

  3. «Найди предмет такой же формы» и другие.

Систематическое использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Обучая, играя, мы воспитываем в ребенке радость к учению.

Литература

  1. Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

  2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.

  3. Каразану,В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н.Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.

  4. Корнеева,Г. А., Мусеибова, Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». - М.,2000.


Сусметова М.Н.,

воспитатель, структурное подразделение детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Малая Малышевка м.р. Кинельский

«Влияние математических игр на развитие интеллектуальных способностей дошкольников»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Большую роль в развитии этих способностей играют математические игры.

Выводы:

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Таким образом, математические игры способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, умению выражать свои чувства, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Математические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

Игра "Какое что бывает?".

Цель: научить сравнивать, обобщать свойства предметов, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.

Ход игры:

Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. Примеры:

Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.

Что бывает длинным? (коротким)

Что бывает широким (узким)?

Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

«Какой день недели»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.

Ход игры:

Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.

Много разных дней недели

Птицы нам про них пропели

В понедельник соловей

Пел, что нет прекрасней дней

А во вторник пела птица-

Желтобокая синица

Ворон каркнул, что всегда

Лучшим днем была среда

Воробей чирикать стал

Что в четверг он в лес летал

Две голубки ворковали

Воскресенье обсуждали

Птички дни недели знают

Нам запомнить помогают

Дидактическая игра «Тик-так»

Цель: продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов, познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов, воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход игры:

На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой. Воспитатель читает стихотворение:

Петушок

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Я трещу

- Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас (настенные часы с кукушкой)

«Мастерим геометрические фигуры»

Цель: развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход игры:

Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

- Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

Приятных

Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел… Стоит без слов..

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

«Посадим ели»

Цель: совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.

Ход:

Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»

Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).

Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»

Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».

Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.

Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

Караксина Е.В.,

воспитатель, структурное подразделение детский сад «Тополёк» ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктора

Актуальность.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонов, Л. В. Куцакова и др.) Н. Н. Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов.

Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция ит. д.

Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.

Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т. д).

В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Положение о структурном подразделении гбоу сош с. Чувашское Урметьево
Структурное подразделение гбоу сош с. Чувашское Урметьево дошкольного образования «Ромашка» – это обособленное подразделение школы,...
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Пояснительная записка Значимые для реализации Программы характеристики...
...
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Учреждение муниципального образования город краснодар «детский сад...
УЛ. Им. 40-летия победы, 29/1, тел/факс (861)257-05-33, e-mail: skazka2007@mail ru
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Российской Федерации Дошкольное образовательное учреждение Красноярский...
...
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Публичный отчёт за 2013 2014 учебный год Муниципального бюджетного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центрразвития ребёнка – детский сад «Светлячок»
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Акт проверки готовности дошкольного образовательного учреждения к 2014 – 2015 учебному году
Полное наименование дошкольного образовательного учреждения Пироговский детский сад структурное подразделение муниципального бюджетного...
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Структурное подразделение «Детский сад «Буратино» Творческий проект «Юный метеоролог»
Каждый из педагогов, так или иначе, коснулся содержания фгос и понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже...
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Условия проведения запроса котировок Общие условия проведения запроса котировок
Дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин структурное подразделение Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры структурное...
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Утверждаю: Директор гбоу сош-детский сад
На гардеробщика во время работы могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Рабочая программа кружка 2015 Составитель: Рыбенко Наталья Алексеевна,...
Консультант: Пинтусова Ольга Сергеевна, старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский...
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Доклад структурного подразделения гбоу гимназии оц «Гармония» г о....
Общая характеристика сп гбоу гимназии «оц «Гармония» г о. Отрадный Самарской обл. «Детский сад №13»
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Анализ деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№14 «Светлячок» г. Кудымкара функционирует c 1988г
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Международная научно-практическая конференция «Великая забытая война»,...
Учебно-методический центр профессионального образования, структурное подразделение гбоу спо нсо новосибирский профессионально-педагогический...
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Гбоу сош с. Подбельск
Настоящее Положение об использовании, учете и распределении поставленного учебного оборудования в гбоу сош с. Подбельск определяет...
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Основная образовательная программа муниципального казенного дошкольного...
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Пахтелева Ю. В., воспитатель, структурное подразделение детский сад «Светлячок» гбоу сош №4 п г. т. Алексеевка г о. Кинель icon Отчет по производственной практике
Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта – структурное подразделение

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск