Пояснительная записка
Актуальность программы. Игра как средство познания мира и подготовки нового поколения к жизни была давно оценена и использовалась в воспитательных целях. С первых шагов своей жизни ребенок через игру приобретает необходимые жизненные навыки и качества. Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизм координации и управления движениями, дает исключительный опыт операций с различными предметами, развивает психические качества личности и многое другое.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Роль каждого вида игры трудно переоценить. Для современного ребенка важно участвовать во всех видах игровой деятельности, будь то интеллектуальная игра или подвижная.
Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение совершенствует возможности детей и обеспечивает полноценное развитие двигательной и познавательной активности ребенка.
Одновременно в процессе игры совершенствуются восприятие и реагирование - качества очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.
Учитывая комплексный характер воздействия игры на развитие личности ребенка, особенно младшего школьного возраста, появилась необходимость в разработке программы «Поиграй-ка», которая имеет спортивно-оздоровительную направленность и предназначена для детей в возрасте 7-10 лет.
Программа создана в соответствии с рекомендациями по созданию программам игровой деятельности Д. В. Григорьева и Б. В. Куприянова (М.: Просвещение, 2011).
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся активной жизненной позиции.
Задачи программы:
приобщение к различным видам игр;
развитие интеллектуальной и творческой активности личности;
формирование бесконфликтного поведения;
самореализация;
формирование культуры поведения и общения;
развитие двигательной активности;
приобщение к спортивно-оздоровительной деятельности.
Программа интегрирует работу по таким предметам начальной школы, как окружающий мир, физическая культура, пение.
При проведении занятий можно выделить два направления:
интеллектуальную активность, выражающуюся в освоении «тихих» видов игр;
оздоровительное направление, обеспечивающее наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности.
Содержание программы усложняется в зависимости от возраста детей (от 7 до 10 лет) и степени освоения ими материала.
Важным условием успешной игровой деятельности является ясность понимания содержания и правил игры. Здесь, прежде всего, важны четкость и наглядность объяснения. Сложную игру необходимо проводить в несколько этапов:
- ознакомление с игрой,
- дальнейшее изучение содержания и правил,
- внесение дополнений и изменений в содержание и правила игры.
Обучать детей целесообразно с самых простых некомандных игр имитационного характера, постепенно усложняя их по сюжету и по содержанию двигательной активности.
Формы занятий по программе основаны на следующих видах игр:
интеллектуально-познавательная;
подвижная;
настольная;
игра-драматизация;
ситуативная игра-упражнение;
игра на кооперацию;
комплексная игра на местности;
комплексная игра-приключение.
Интеллектуально-познавательная игра - соревнование участников в эрудиции и интеллекте. Полная структура интеллектуально-познавательной игры включает ведущего (группы ведущих), соревнующихся (участников игры или команды), эксперта (экспертную группу), зрителей. Интеллектуально-познавательные игры чаще всего проходят как представления, характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей.
Подвижная игра - двигательные действия участников с предметами или без них. Сюжет и правила подвижной игры регламентируют характер двигательных действий участников игры.
Настольная игра предполагает использование статичного игрового поля, которое находится на столе или специальной платформе. Настольные игры предусматривают применение специального инвентаря: карточек, карт, костей, игрового поля, фишек, фигур.
Игра-драматизация - разыгрывание определенного сюжета, заимствованного из литературного произведения, либо придуманного участниками игры самостоятельно по аналогии с сюжетом книги, фильма, мультфильма и т. д. В игре-драматизации используется театральная атрибутика, а также фигурки и куклы.
Ситуативная игра-упражнение - взаимодействие, в котором разыгрывается локальное событие с четко обозначенной проблемой. Происходит моделирование ситуации, в рамках которой ученик пытается понять психологию персонажа, привносит личностный момент, создает оживление и дискуссию в группе. По завершении игры происходит обмен мнениями и оценками. Окончательный итог подводит педагог.
Комплексная игра на местности - игра на свежем воздухе, разыгрывание военизированного сюжета (разведка, караул, захват флага и т. д.), ориентирование на местности, преодоление препятствий, бег, прыжки, лазание. В игре участники делятся на несколько команд, между которыми и происходит соревнование, обязательной является проработка правил игры и действий в случае экстремальных обстоятельств.
Комплексная игра-приключение отличается тем, что участник воспринимает все происходящее в игре как из ряда вон выходящее, резко отличающееся от привычного течения жизни. Это может быть игра-путешествие с участием костюмированных персонажей. Площадкой для проведения игры может быть школа в выходной день, учреждение культуры, парк и др. Алгоритм подготовки и проведения игры: создание педагогом интриги, определение формата участия школьников, подготовка участников, организация самого приключения, организация отдыха участников и обмена впечатлениями, осмысление участниками игры полученного опыта.
Программой рассчитано в первые три года обучения познакомить детей с разными видами игр, в ходе которых дети учатся совместным действиям, соблюдению инструкций. Четвертый год обучения предполагает занятия подвижными играми, в основу которых положены элементы спортивных игр и соревнований (волейбол, футбол, лыжи и т.д.)
Для работы по программе необходимо наличие:
просторного кабинета или малого спортивного зала;
Спортивного зала;
спортивной площадки на улице или в парке, находящемся рядом с образовательным учреждением;
музыкального центра;
аудиозаписей фонограмм различной музыки для игр;
спортивного инвентаря (мячей, обручей, лент, веревок и т. д.);
сценического реквизита для ролевых игр.
Обучающимся необходимо иметь книги с описанием игр.
Работу по программе ведет педагог начальных классов или педагог дополнительного образования, владеющий методиками работы с детьми младшего школьного возраста, знающий основные правила интеллектуальных и подвижных игр.
Программа реализуется на базе образовательного учреждения в рамках часов внеурочной деятельности.
Программа разработана для обучающихся 7-10 лет, рассчитана на 4 года. Количество часов: всего 135 час – 1 класс 33 часа, 2-4 классы 34 часа в год (по одному занятию в неделю).
Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
сознательно разрешать конфликтные ситуации;
владеть различными видами интеллектуальных игр;
владеть некоторыми видами народных игр, спортивных игр и игр на местности;
навыкам правильного поведения во время игры;
навыкам взаимодействия в экстремальной обстановке;
бережно относиться к своему здоровью и здоровью других людей;
навыкам толерантного общения и поведения;
В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:
техникам интеллектуальных игр;
техникам народных игр;
техникам спортивных игр;
разработке собственных вариантов игр;
приемам актерского мастерства;
предвидеть развитие тех или иных событий;
моделировать реальность;
рефлексии;
пользоваться костюмами, бутафорией;
пользоваться спортивным инвентарем.
Универсальные учебные действия
-
й год обучения
Личностные результаты:
приобретение социальных знаний;
понимание социальной реальности и повседневной жизни;
общение по правилам, задаваемым воображаемыми условиями;
приобщение к здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
умение выполнять действия по определенным правилам;
умение корректировать свое поведение в процессе игры;
уметь использовать полученные знания в процессе выполнения творческих заданий.
Познавательные УУД:
способность к поиску и использованию необходимой информации в ходе игры;
развитие творческого воображения;
умение анализировать свои действия.
Коммуникативные УУД:
умение правильно общаться со сверстниками и взрослыми людьми;
умение выражать свои чувства и эмоции в корректной форме;
умение оценивать свои действия в процессе игры.
й год обучения
Личностные результаты:
приобщение к культурным ценностям;
понимание социальной реальности и повседневной жизни;
ролевое поведение;
общение по правилам, задаваемым воображаемыми условиями;
способность к самовыражению и самореализации;
приобщение к здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
умение адекватно оценивать результат своих действий;
умение вносить коррективы в свое поведение и поведение участников игры;
умение выстраивать алгоритм своих действий по правилам игры.
Познавательные УУД:
умение анализировать свои действия в ходе игры;
умение собирать, обрабатывать и применять информацию для выработки собственных творческих идей;
выработка оригинальных идей.
Коммуникативные УУД:
умение общаться в ходе игры;
умение выражать свое мнение, свою личную позицию в ходе игр;
умение принимать роль лидера и одного из членов группы.
й год обучения
Личностные результаты:
приобретение навыков социального поведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям;
оценка своих действий, социальной реальности и повседневной жизни;
активная жизненная позиция;
способность к саморегуляции;
ценностное отношение к своему здоровью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
умение контролировать свои действия;
умение адекватно оценивать результат своих действий и действий участников игры;
умение брать на себя функции организатора игры;
умение анализировать процесс игры на уровне участника и организатора.
Познавательные УУД:
способность к применению необходимой информации для создания собственных вариантов игр;
развитие эстетического вкуса;
умение анализировать свою роль в коллективе;
применение навыков творческого созидательного процесса.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои чувства и эмоции по отношению к культуре и традициям разных народов;
умение вести себя толерантно по отношению к другим членам коллектива;
умение принимать роль арбитра в игре;
умение конструировать собственный вариант решения проблемы;
умение обсуждать свои действия и действия других членов группы.
й год обучения
Личностные результаты:
Формирование познавательного интереса.
Умение внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
оценка своих действий, социальной реальности и повседневной жизни;
активная жизненная позиция;
способность к саморегуляции;
ценностное отношение к своему здоровью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
умение контролировать свои действия;
умение адекватно оценивать результат своих действий и действий участников игры;
умение определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
умение брать на себя функции организатора игры;
умение анализировать процесс игры на уровне участника и организатора.
Познавательные УУД:
способность к применению необходимой информации для создания собственных вариантов игр;
умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
умение анализировать свою роль в коллективе;
применение навыков творческого созидательного процесса.
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий. умение вести себя толерантно по отношению к другим членам коллектива;
умение участвовать в коллективном обсуждении.
умение принимать роль арбитра в игре;
умение корректно сообщать товарищу об ошибках.
умение конструировать собственный вариант решения проблемы;
умение обсуждать свои действия и
Контроль итогов работы по программе представляет собой набор тестовых материалов. Важным результатом работы по программе должна стать степень активности обучающихся в различных играх.
Изучение личности младших школьников проводится по методике «Неоконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А. Б. Орлова, изучение самооценки - по методике Дембо-Рубинштейн. Диагностика познавательных процессов младших школьников производится с целью исследования особенностей распределения внимания (методика Т. Е. Рыбакова), памяти - по методике «Изучение логической и механической памяти».
Степень социализации обучающихся определяется их активностью и заинтересованностью при проведении игр.
Контроль по каждому году обучения по программе проводится также в форме придуманного каждым обучающимся собственного варианта какой-либо игры (викторины, сюжетной игры, игры со спортивным инвентарем, игры по народным мотивам и т. п.).
К итоговой форме контроля относится презентация одной из народных игр, рассказ об истории ее создания, истории и традициях народа.
Учебно-тематический план
1-й год занятий
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во
|
часов
|
|
|
Теоретич.
|
Практич.
|
1
|
Первая встреча с игрой. Многообразие игр
|
2 часа
|
|
Игра и жизнь.
|
1
|
|
|
Что такое игровое состояние. Викторина «Знаем игры».
|
|
1
|
2
|
Интеллектуально-познавательные игры. Викторина
|
6 часов
|
|
Что такое интеллектуально-познавательная игра.
|
1
|
|
|
Соревнование в информированности и сообразительности.
|
1
|
|
|
Правила викторины.
|
|
1
|
|
Викторина на знание правил дорожного движения.
|
|
1
|
|
Викторина по правилам поведения в общественных местах.
|
|
1
|
|
Викторина по этикету.
|
|
1
|
3
|
Подвижные игры. Русские народные игры
|
7 часов
|
|
Движение и сноровка в различных видах человеческих занятий.
|
1
|
|
|
Простые и подвижные игры: правила и виды.
|
1
|
|
|
Игры с музыкальным сопровождением сюжетные игры
|
|
1
|
|
Русские народные игры.
|
|
1
|
|
Овладение правилами подвижных игр.
|
|
1
|
|
Распределение ролей в подвижных играх.
|
|
1
|
|
Русская народная игра лапта.
|
|
1
|
4
|
Настольные игры. Шашки. Домино. Лото
|
8 часов
|
|
Разнообразие настольных игр.. Правила игры в шашки.
|
1
|
|
|
Парные игры. Игра в шашки - классическая настольная игра
|
1
|
|
|
Настольные игры на бумаге (крестики-нолики).
|
|
1
|
|
Настольные игры в компании (домино и лото).
|
|
1
|
|
Правила настольных игр в лото и домино.
|
|
1
|
|
Проведение игр в шашки, домино
|
|
1
|
|
Проведение игры лото.
|
|
1
|
|
Придумывание собственной настольной игры.
|
|
1
|
5
|
Игры-драматизации. Игрушка
|
6 часов
|
|
Ситуация в игре: участники (игровые роли), задачи и способы их решения участниками ситуации.
|
1
|
|
|
Игровые диалоги-импровизации с игрушками.
|
1
|
|
|
Проигрывание сюжетов игр «В школе», «В гостях.
|
|
1
|
|
Проигрывание сюжета игры «Экстремальная ситуация».
|
|
1
|
|
Проигрывание сюжета игры «Добро как практическое волшебство».
|
|
1
|
|
Придумывание собственного варианта игры.
|
|
1
|
6
|
Ситуативные игры-упражнения. Персонажи
|
|
4
|
|
Парное взаимодействие в игре. противостояние влиянию.
|
|
1
|
|
Влияние на партнера, избирательная реакция на влияние, Персонажи.
|
|
1
|
|
«Игра, придуманная нами».
|
|
2
|
|
Итого
|
9
|
23
|
Всего
|
33 часа
|
|