Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие)


Скачать 0.54 Mb.
Название Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие)
страница 1/4
Тип Методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы Сысертского городского округа»

Учебное занятие в системе дополнительного образования

(методическое пособие)

Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие). Составитель: Шилкова Г.Ю. – заместитель директора по УР МАУ ДО «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа». - 2018 год.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Методические основы построения учебного занятия стр.

1.1. Структура учебного занятия стр.

1.2. Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий стр.

2. Методика проведения педагогического анализа и самоанализа занятия стр.

2.1. Посещение учебных занятий стр.

2.2. Формы анализа и самоанализа занятия стр.

2.3. Примерные схемы самоанализа занятия стр.

Заключение стр.

Список литературы стр.

Приложение 1. Памятка по конструированию задач учебного занятия стр.

Приложение 2. Модель учебного занятия стр.

Приложение 3 . Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности

обучающихся в образовательном процессе стр.

Приложение 4. Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура стр.

Приложение 5. Алгоритм подготовки учебного занятия стр.

Приложение 6. Требования к занятию стр.

Приложение 7. Вопросники для анализа занятия стр.

Приложение 8. Лист наблюдения и оценки учебного занятия стр.

Приложение 9. Технологическая карта занятия стр.

Приложение 10. Опросник для анализа занятия обучающимися стр.

ВВЕДЕНИЕ

К учебному занятию детского объединения дополнительного образования в настоящее время предъявляются весьма высокие требования как в содержательном, так и в организационном плане. Очень часто педагоги дополнительного образования не владеют технологией написания плана учебного занятия, особенно вновь прибывшие и молодые специалисты. Нет четкого понимания в таких понятиях, как типы, структура занятий и многое другое. Испытывают трудности в целеполагании, в определении методов и технологий. Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию не-обходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это - возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Учебное занятие - это:

- модель деятельности педагога и детского коллектива;

- ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала но, прежде всего развитие;

- время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию - это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися. Памятку по конструированию задач учебного занятия можно увидеть в приложении 1.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

- собственно обучающие;

- общеразвивающие;

- воспитательные.

Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:

- по передаче знаний;

- по осмыслению знаний и их закреплению;

- по закреплению знаний;

- по формированию умений и применения знаний на практике;

- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

- по обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в танцоры», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация. За основу учебного занятия мы берем модель, предложенную М.В. Ушаковой (приложение 1)

Построение занятия в соответствии с данной моделью помогает чет ко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

Структура учебного занятия

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация.

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной.

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1) Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2) Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3) Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлективный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.

ИЛИ:

1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в определенной форме. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

6. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

7. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

8. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

9. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д.

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.д.

Взаимосвязь типа, дидактической цели и структуры учебного занятия представлена в приложении 2 «Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура».

Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

I этап - организация;

II этап - теоретическая часть;

III этап - практическая часть;

IV этап - окончание занятия.

Организация занятия

Первые 5-10 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

- сбор детей;

- подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);

- подготовку рабочих мест учащихся.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

- изложение исторических данных по теме занятия;

- устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

- объяснение специальных терминов по теме занятия;

- описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);

- правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

- использование наглядного и раздаточного материала;

- использование технических средств обучения;

- привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);

- использование игровых методов обучения.

Практическая часть занятия

Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

Следующий шаг - подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.

Условия достижения эффективности занятия:

- комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

- адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

- соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

- четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

- наличие благоприятной психологической атмосферы;

- активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия. Постоянный перевод учащегося из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

Разнообразие традиционных и нетрадиционных форм учебных занятий представлено в приложении 3.

Методы организации занятия в детском объединении:

- репродуктивный;

- словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;

- методы практической работы;

- метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото, видеосъемка, проведение замеров;

- исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.

- методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

- проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

- метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра- путешествие, ролевая игра, деловая игра;

- наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

- использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

- анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;

- психологические тесты;

- создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

- психологический театр;

- деловая игра.

Алгоритм подготовки учебного занятия, как основы данной методики, представлен в приложении 4.

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:

- цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;

- учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;

- образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;

- ведущие виды деятельности участников занятия;

- структура занятия и обоснование последовательности его этапов;

- содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;

- мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;

- формы и способы взаимодействия с детьми, общение;

- диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;

- приемы управления вниманием, активизация детей;

- типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;

- образцы корректирующих упражнений;

- приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;

- диагностика результатов занятия, подведение итогов.

Требования к работе обучающихся:

  1. Внимание обучающихся на этапах занятия:

в начале;

в середине;

в конце.

  1. Активность при:

опросе;

изучении;

закреплении.

  1. Интерес к теме.

  2. Прочность знаний, умений, навыков.

  3. Самостоятельность суждений.

  4. Отношение к педагогу.

  5. Культура труда.

  6. Речь.

  7. Вопросы к педагогу.

  8. Самоконтроль.

  9. Дисциплина:

готовность к занятию;

во время занятия:

самостоятельная работа;

объяснение;

задача домашнего задания.
  1   2   3   4

Похожие:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Инструкция по организации и проведению туристских походов
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования борисоглебский центр внешкольной работы борисоглебского городского...
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Методическое пособие по итогам городского конкурса «Здоровое поколение третьего тысячелетия»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (профильный)...
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Методическое пособие по итогам городского конкурса «Здоровое поколение третьего тысячелетия»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (профильный)...
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская...
«Учреждение», создано на основании Постановления Главы администрации г. Октябрьского №3284 от 27. 10. 2009 г и является правопреемником...
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Отчет о результатах самообследования деятельности маоудод «цдт» за...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Публичный отчёт за 2012-2013 учебный год директора казенного муниципального учреждения
Казенное муниципальное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon 1 Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного...
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Радуга»...
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Дополнительного образования детей центр развития творчества детей...
Администрация советского городского округа муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа посёлка Уральский»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Методическое пособие для педагогов дополнительного образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Положение о V спортивно-историческом полумарафоне
«Комитет физической культуры, спорта, туризма и туристской деятельности», Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования...
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе...
Учебное пособие предназначено для интернов, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования. / Составители: доц....
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Типологическая модель инклюзивной маршрутизации и психолого-педагогического...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской Центр внешкольной работы «досуг» высшей...
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Информация об организации на 01 апреля 2017года
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Курагинский дом детского творчества»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) icon Публичный отчет мбоу дод дюсш№7 городского округа Самара
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа №7 городского...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск