Скачать 0.54 Mb.
|
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа» Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие) Учебное занятие в системе дополнительного образования (методическое пособие). Составитель: Шилкова Г.Ю. – заместитель директора по УР МАУ ДО «Центр внешкольной работы Сысертского городского округа». - 2018 год. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Методические основы построения учебного занятия стр. 1.1. Структура учебного занятия стр. 1.2. Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий стр. 2. Методика проведения педагогического анализа и самоанализа занятия стр. 2.1. Посещение учебных занятий стр. 2.2. Формы анализа и самоанализа занятия стр. 2.3. Примерные схемы самоанализа занятия стр. Заключение стр. Список литературы стр. Приложение 1. Памятка по конструированию задач учебного занятия стр. Приложение 2. Модель учебного занятия стр. Приложение 3 . Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе стр. Приложение 4. Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура стр. Приложение 5. Алгоритм подготовки учебного занятия стр. Приложение 6. Требования к занятию стр. Приложение 7. Вопросники для анализа занятия стр. Приложение 8. Лист наблюдения и оценки учебного занятия стр. Приложение 9. Технологическая карта занятия стр. Приложение 10. Опросник для анализа занятия обучающимися стр. ВВЕДЕНИЕ К учебному занятию детского объединения дополнительного образования в настоящее время предъявляются весьма высокие требования как в содержательном, так и в организационном плане. Очень часто педагоги дополнительного образования не владеют технологией написания плана учебного занятия, особенно вновь прибывшие и молодые специалисты. Нет четкого понимания в таких понятиях, как типы, структура занятий и многое другое. Испытывают трудности в целеполагании, в определении методов и технологий. Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях? Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки. Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения. Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д. Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию не-обходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно. Такие занятия - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это - возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Учебное занятие - это: - модель деятельности педагога и детского коллектива; - ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала но, прежде всего развитие; - время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью. В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию - это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися. Памятку по конструированию задач учебного занятия можно увидеть в приложении 1. В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий: - собственно обучающие; - общеразвивающие; - воспитательные. Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия: - по передаче знаний; - по осмыслению знаний и их закреплению; - по закреплению знаний; - по формированию умений и применения знаний на практике; - тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков); - по обобщению и систематизации знаний. Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в танцоры», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе. Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация. За основу учебного занятия мы берем модель, предложенную М.В. Ушаковой (приложение 1) Построение занятия в соответствии с данной моделью помогает чет ко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат. Структура учебного занятия В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация. 1 этап: организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. 2 этап: проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию). Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). 4 этап: основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие: 1) Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей. 2) Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием 3) Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми. 4) Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания. 5 этап: контрольный. Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). 6 этап: итоговый. Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу. 7 этап: рефлективный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. 8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей. ИЛИ: 1. Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия. 2. Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия. 3. Проверка домашнего задания (если такое задание было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ. 4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса. 5. Предлагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в определенной форме. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания. 6. Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации. 7. Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации. 8. Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности. 9. Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия. Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д. Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности) и т.д. Взаимосвязь типа, дидактической цели и структуры учебного занятия представлена в приложении 2 «Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура». Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема. Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете): I этап - организация; II этап - теоретическая часть; III этап - практическая часть; IV этап - окончание занятия. Организация занятия Первые 5-10 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий: - сбор детей; - подготовку их к занятию (переодевание и т.д.); - подготовку рабочих мест учащихся. Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач. Теоретическая часть занятия Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы: - изложение исторических данных по теме занятия; - устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности); - объяснение специальных терминов по теме занятия; - описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения); - правила техники безопасности. Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала. Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют: - использование наглядного и раздаточного материала; - использование технических средств обучения; - привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения); - использование игровых методов обучения. Практическая часть занятия Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы. Следующий шаг - подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы. Условия достижения эффективности занятия: - комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи); - адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива; - соответствие способов работы поставленным целям и содержанию; - наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; - четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность; - наличие благоприятной психологической атмосферы; - активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность); - полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия. Постоянный перевод учащегося из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия. Разнообразие традиционных и нетрадиционных форм учебных занятий представлено в приложении 3. Методы организации занятия в детском объединении: - репродуктивный; - словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация; - методы практической работы; - метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото, видеосъемка, проведение замеров; - исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке. - методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.; - проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел; - метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра- путешествие, ролевая игра, деловая игра; - наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы; - использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов. Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий: - анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование; - психологические тесты; - создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); - психологический театр; - деловая игра. Алгоритм подготовки учебного занятия, как основы данной методики, представлен в приложении 4. Общие требования к написанию плана-конспекта занятия Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены: - цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия; - учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы; - образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала; - ведущие виды деятельности участников занятия; - структура занятия и обоснование последовательности его этапов; - содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия; - мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия; - формы и способы взаимодействия с детьми, общение; - диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия; - приемы управления вниманием, активизация детей; - типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации; - образцы корректирующих упражнений; - приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом; - диагностика результатов занятия, подведение итогов. Требования к работе обучающихся:
в начале; в середине; в конце.
опросе; изучении; закреплении.
готовность к занятию; во время занятия: самостоятельная работа; объяснение; задача домашнего задания. |
Инструкция по организации и проведению туристских походов Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования борисоглебский центр внешкольной работы борисоглебского городского... |
Методическое пособие по итогам городского конкурса «Здоровое поколение третьего тысячелетия» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (профильный)... |
||
Методическое пособие по итогам городского конкурса «Здоровое поколение третьего тысячелетия» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (профильный)... |
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская... «Учреждение», создано на основании Постановления Главы администрации г. Октябрьского №3284 от 27. 10. 2009 г и является правопреемником... |
||
Отчет о результатах самообследования деятельности маоудод «цдт» за... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
Публичный отчёт за 2012-2013 учебный год директора казенного муниципального учреждения Казенное муниципальное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы |
||
1 Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного... Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Радуга»... |
Дополнительного образования детей центр развития творчества детей... Администрация советского городского округа муниципальное бюджетное образовательное учреждение |
||
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа посёлка Уральский» |
Методическое пособие для педагогов дополнительного образования Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
||
Положение о V спортивно-историческом полумарафоне «Комитет физической культуры, спорта, туризма и туристской деятельности», Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования... |
Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе... Учебное пособие предназначено для интернов, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования. / Составители: доц.... |
||
Типологическая модель инклюзивной маршрутизации и психолого-педагогического... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Городской Центр внешкольной работы «досуг» высшей... |
Информация об организации на 01 апреля 2017года Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» |
||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Курагинский дом детского творчества» |
Публичный отчет мбоу дод дюсш№7 городского округа Самара Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа №7 городского... |
Поиск |