СОДЕРЖАНИЕ
-
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
-
Пояснительная записка…………………………………………..2
Цели и задачи Программы…………………………………...4
Принципы и подходы к формированию Программы………6
Планируемые результаты………………………………………..8
-
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательной деятельности …………………10
Взаимодействие с семьями обучающихся…………………….16
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение Программы………...18
Методическое обеспечение реализации дополнительной общеразвивающей программы «Буковка за буковкой»……...19
Психолого-педагогические условия реализации Программы.21
Учебный план и перспективно-тематическое планирование..24
Мониторинг освоения дополнительной общеразвивающей программы «Буковка за буковкой»……………………………34
4. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
4.1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа организации, в том числе категории детей с ОВЗ……35
4.2. Используемые примерные программы…………………………..35
4.3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей…………………………………………………………….36
Перечень литературных источников, использованных при разработке программы …………………………………..............................................37
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте. Имели бы развитый фонематический (речевой) слух, развитую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений; в делении слов на слоги; умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь.
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено той главной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи, люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь служит основным средством общения людей. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее, интеллектуальное развитие ребенка. Развитие речи оказывает большое внимание на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды и убеждения.
С началом обучения грамоте ребенок приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он должен усвоить звуко - слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
По мнению современных физиологов, психологов, педагогов возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
Таким образом, подготовка к обучению грамоте в детском саду поможет ребенку в дальнейшем в период обучения в начальной школе избежать ошибок при чтении и письме.
Основываясь на вышесказанном, нами была разработана дополнительная общеразвивающая программа для дошкольников от 5 до 7 лет: «Буковка за буковкой».
Данная программа призвана решить проблему правильного раннего обучения грамоте и развития устной речи воспитанников.
Основной базой дополнительной образовательной программы «Буковка за буковкой» являются:
- программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет, разработанная Колесниковой Е. В.; программа «Ступеньки к школе», разработанная на основе рекомендаций и практического материала Г.А.Глинка, О.В. Узоровой, Е.А.Нефедовой, Е.Е.Кочемасовой, Н.В.Клюевой, Касаткиной Ю.В., Е.М.Ермолаевой, Н.Л. Кряжевой и программа Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка детей к школе».
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных дополнительных образовательных технологий, в особенности - обновления содержания работы с детьми по речевому развитию в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста. Основными задачами речевого развития дошкольника являются:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на следующие задачи:
развития диалогической речи дошкольников;
развития речевого творчества;
формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
Подобные приоритеты расставлены не случайно:
- речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения;
- стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии;
- под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.
Цель программы: создание предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.
Задачи программы:
1. Развитие речевого слуха (фонетического и фонематического).
2. Развитие высоты, силы, темпа и громкости речи.
3. Овладение непосредственно механизмом чтения.
4. Обогащение словарного запаса, активизация его в свободных высказываниях.
5. Формирование грамматического строя устной речи.
6. Совершенствование элементарных графических умений.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков.
8. Развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения).
9. Формирование произвольного поведения.
10. Развитие мелкой моторики.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа основывается на следующих принципах:
Принцип индивидуальности: обучение грамоте и чтению предполагает учитывать индивидуальные возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Принцип доступности: совершенствование устной речи, основ обучения грамоте и чтению, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте. Принцип последовательности и постепенности: во время обучения детей простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным, поэтому приступать к ним можно только после хорошо усвоенного и закрепленного материала, правильного и уверенного выполнения предыдущих упражнений и заданий.
Принцип наглядности: русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих "формами, звуками, красками, ощущениями". Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского, "строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком". Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. Принцип наглядности, по выражению Я. А. Коменского, является "золотым правилом дидактики". Он требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова.
Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты (по Колесниковой Е. В.):
1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения умение ориентироваться в содержании этого общения, выполнять поручения. 2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности о слове, слоге, звуке, ударении (без определения) о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой) о выразительных средствах речи. 3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи. 4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу. Ожидаемые результаты освоения программы «Буковка за буковкой»:
К концу срока реализации программы ребенок сможет:
делить слова на слоги;
уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
членить простые предложения на слова;
определять место звука в слове;
давать характеристику звуку;
самостоятельно составлять предложение;
составлять рассказ с заданным количеством предложений;
свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
давать характеристику звуку;
уметь работать с кассой букв;
уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация, паузация и др.);
использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
точно отвечать на поставленные вопросы педагога;
строить сложные предложения разных видов;
составлять рассказы по серии картин;
находить слова с определенным звуком;
составлять сказки, пользуясь моделями букв;
знать пословицы, поговорки, скороговорки;
уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
составлять слова из слогов;
делать звуко-буквенный анализ слов;
знать и называть все буквы алфавита;
уметь составлять схемы слов, предложений;
устанавливать порядок звуков в слове;
уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывать местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах.
Критерии развития интереса и способностей к чтению. - Ребёнок к концу года проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму; - ориентируется в звуко-буквенной системе языка;
- понимает смыслоразличительную функцию звуков и букв; - записывать слова, предложения печатными буквами; - разгадывает ребусы, кроссворды; - читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст; - ориентируется в тетради в крупную клетку.
-
Содержательный раздел.
Содержание образовательной деятельности.
Роль родного языка в воспитании детей очень велика. Через речь ребенок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передать ощущения и чувства. Уже с дошкольного возраста ребенок проявляет большой интерес к языковой деятельности, «экспериментирует» со словом, создает новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведет к овладению всеми богатствами родного языка. В наше время информационных технологий недостаток развития речи является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять свое речевое творчество - не умеют. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построенное развитие родной речи. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте и формируются предпосылки для этого.
Особенностью программы является использование слогового принципа русской графики. Слог выступает единицей письма, в котором написание (чтение) гласной и согласной букв взаимообусловлено и представляет цельный графический элемент.
Применение звукобуквенного принципа помогает детям быстрее познакомится и научиться различать звуки и буквы русского алфавита. Знакомству с буквой предшествует большая работа со звуком. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове. Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научатся протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв их можно конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. Особенности овладения детьми языком и речью в самых различных аспектах являлись предметом изучения многих исследователей (М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.). В исследованиях ученых отмечается, что развитие речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
Основываясь на программу Колесниковой Е. В. по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 5-7 лет, мы считаем, что подготовка к обучению грамоте дошкольников является одним из элементов подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи. Необходимо сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги. Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они будут готовы к обучению чтению. Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения. Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта, выделяются: зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез, пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез, слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух, сенсомоторные координации, точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук. Кроме физиологических особенностей организма ребёнка, выделяют такую причину дефицита в развитии данных функций, как – отсутствие у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующих их развитию. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного и неучебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей конкретного занятия и индивидуально-типологических особенностей и возможностей детей.
Программный материал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению «Буковка за буковкой»: развитие звуко-буквенного анализа. Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки. Дополнительный материал изучения-слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н.
В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму, а также игры на развитие внимания, памяти, пространственных представлений и мышления. С детьми проводится работа по профилактике дистрофии.
Основные этапы и содержание работы
1. Подготовительный: закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки интонационное выделение заданного звука в слове графическое обозначение слов – прямоугольник (схема) деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей. 2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э: знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий) понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат определение места звука / буквы в слове обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий). 3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р: алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове понятия «согласный звук», «слог» и «слияние» гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат чтение слогов с изученными звуками и буквами составление и чтение слов из знакомых букв работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов.
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И: гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат 5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости: звуковой (фонетический) анализ слова понятие «предложение» и его графическое изображение (схема) переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов. 6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» переход к чтению несложных текстов. 7. Повторение и закрепление пройденного материала.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5- 7 лет).
Сроки реализации: 1 год.
Периодичность проведения совместной образовательной деятельности.
Возраст детей
|
Количество детей
|
Количество занятий в неделю
|
В месяц
|
В год
|
5-7 лет
|
10-12 человек
|
2 занятия по 30 минут – 1 час
|
8 (240) – 4 часа
|
72 (36 часов)
|
Формы обучения:
1. Разные формы организации совместной деятельности:
- коллективные;
- комбинированные;
- игровые;
- творческие.
2. Применение различных методов совместной деятельности:
- обследование;
- наблюдение;
- показ;
- беседа;
- игровые задания и упражнения.
2.2. Взаимодействие с родителями в процессе реализации Программы
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий (см. указанные источники) и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.
Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:
1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
3. Важна не длительность занятий, а их частота.
4. Будьте последовательными в обучении чтению.
5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
Взаимодействие с родителями.
- Выступление на родительских собраниях: «Перспектива и особенности
подготовки детей к освоению элементам грамоты».
- «Наши результаты»: сентябрь, май.
- Открытые занятия – ноябрь, март.
- Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
-
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение реализации дополнительной общеразвивающей программы «Буковка за буковкой»
Для организации работы по данной программе в учреждении выделено помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, которое соответствующим образом оборудовано: доска, мебель, соответствующая возрасту детей, зеркала, световое оборудование, настольные игры, игрушки, конструкторы, учебно-методические пособия.
№
п/п
|
Наименование оборудования
|
Кол-во (штук)
|
1
|
Интерактивная доска
|
1
|
2
|
Мультимедийный проектор
|
1
|
3
|
Магнитофон
|
1
|
4
|
Ноутбук
|
2
|
5
|
СD-диски «Обучение грамоте для дошкольников»
|
6
|
6
|
Столы
|
10
|
7
|
Стулья
|
20
|
8
|
Магнитная доска
|
1
|
9
|
Магнитная азбука
|
14
|
10
|
Дидактические настольные игры:
«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики»,
«Я знаю буквы».
|
10
|
11
|
«Говорящая азбука»
|
6
|
12
|
Разрезная азбука
|
15
|
13
|
Шкаф
|
1
|
14
|
Художественная литература, портреты писателей, фотографии, тетради, ручки, цветные карандаши, простые карандаши, бумага.
|
|
ИТОГО:
|
88
|
Методическое обеспечение реализации дополнительной общеразвивающей программы «Буковка за буковкой»
Методические пособия
|
Количество, штук
|
Наглядно-дидактические пособия, электронные образовательные ресурсы
|
Количество, штук
|
Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для работы с детьми 5-7 лет:
- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».
- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ
ЧИТАТЬ».
|
12
20
|
«Грамматика в картинках»: Ударение,
Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много,
Множественное число. – М. «Мозаика - синтез».
|
|
Рабочие тетради для детей:
- «От А до Я»;
- «Я начинаю читать».
|
120
120
|
Видео презентация «Я знаю все буквы»
|
|
«Запоминаю буквы»;
«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;
«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;
«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;
«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»
«Я уже читаю».
|
5
5
5
5
5
5
|
Видео урок «Грамотейка»
|
|
200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет. Аст.2011
|
1
|
Развивающие презентации по речевому развитию дошкольников.
|
|
Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.
|
1
|
|
|
Шевелев К.В. Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет, 2014.
|
1
|
|
|
Васильева С. А. Развитие речи дошкольников. Рабочая тетрадь. Москва 2008.
|
1
|
|
|
Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать. М., 2007.
|
1
|
|
|
Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
|
3
|
|
|
Холодова О.В. За три месяца до школы.
|
1
|
|
|
Шишкова С.Ю. Буквограмма в школу с радостью. Ростов на дону 2013.
|
1
|
|
|
О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», ТЦ, М.: 2004.
|
1
|
|
|
Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет», М.: «Просвещение», 2006.
|
1
|
|
|
Т.И. Гризик «Развитие речи детей 6-7 лет: метод. Пособие для воспитателей, М.: «Просвещение», 2007.
|
1
|
|
|
3.3. Психолого-педагогические условия реализации Программы
Важнейшим условием реализации программы «Буковка за буковкой» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.
Обучение по Программе должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации – увлекательными. Изучаемые детьми темы занятий выступают как материал для достижения целей образовательной работы - развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами).
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками МБДОУ №26 «Золотая рыбка». Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должности руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования2, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ 6 октября 2010 года, регистрационный номер 18638, с изменениями, внесенными приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011 года №448н, зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 1 июля 2011 года, регистрационный номер 21240.
Педагогический работник, реализующий Программу, обладает основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в п. 3.2.5. ФГОС ДО.
Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в МБДОУ №26 «Золотая рыбка».
Организация занятий
Сроки реализации Программы - 1 год.
Основными формами организации работы с детьми в рамках данной программы являются подгрупповые занятия. Возраст детей – с 5 до 7 лет. Количество занятий в неделю – 2 раза по 25 и 30 минут, в объеме 72 занятий в год. Работа проводится фронтально с использованием игровых технологий. Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала. Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса. В каждое занятие включена дополнительная работа по развитию мелкой моторики и графических навыков, игры на развитие внимания, памяти, пространственных представлений.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
1. Артикуляционная / речевая гимнастика
2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
3. Новый материал: звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков буква, её образ и графическое написание составление и чтение слогов с данной буквой, чтение составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения. Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материала, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова. 5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Расписание занятий
Группы
|
Дни недели
|
понедельник
|
вторник
|
среда
|
четверг
|
пятница
|
«Жемчужинка»
1 подгруппа
|
15.20-15.45
|
|
15.20-15.45
|
|
|
«Жемчужинка»
2 подгруппа
|
15.55.-16.20
|
|
15.55.-16.20
|
|
|
«Ракушечка»
1 подгруппа
|
16.30-16.55
|
|
16.30-16.55
|
|
|
«Ракушечка»
2 подгруппа
|
17.05-17.30
|
|
17.05-17.30
|
|
|
«Рыбка»
1 подгруппа
|
|
15.20-15.50
|
|
15.20-15.50
|
|
«Рыбка»
2 подгруппа
|
|
16.00-16.30
|
|
16.00-16.30
|
|
«Волна»
1 подгруппа
|
|
16.40-17.10
|
|
16.40-17.10
|
|
Учебный план
Образовательная область
|
Наименование организованной образовательной деятельности
|
Группы старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет
|
Кол-во в неделю
|
Учебный период
|
Летний период
|
1 полугодие
|
2 полугодие
|
Речевое развитие
|
Обучение грамоте
|
2
|
36
|
36
|
0
|
Итого:
общее количество занятий в год
|
72
|
|