Речевой жанр травелога


Скачать 1.2 Mb.
Название Речевой жанр травелога
страница 1/8
Тип Реферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА

(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Филологический факультет

Выпускающая кафедра: современного русского языка и методики

Можарова Анна Алексеевна

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Речевой жанр травелога

Направление подготовки: 44.03.01 педагогическое образование
Профиль: русский язык, степень бакалавра 


ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой современного русского

языка и методики, канд. филол. наук, доцент

Н.Н. Бебриш

__________________________________

(дата, подпись)
Руководитель: докт. филол. наук, доцент

Е. В. Осетрова
Дата защиты _______________________

Обучающийся: Можарова А.А.

__________________________________

(дата, подпись)

Оценка ___________________________

(прописью)
Красноярск

2016

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЙ ЖАНР ТРАВЕЛОГА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ……………………………………………………….


7

1.1. Проблематика речежанровой лингвистики ……………………….

7

1.2. Травелог как речевой жанр…………………………………………

13

1.2.1. Травелог в системе речевых жанров и в историческом контексте……………………………………………………………………….


13

1.2.2. Жанровые характеристики травелога………………………

15

ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТЫ В ЖАНРЕ «ТРАВЕЛОГ»…………..

19

2.1. Интернет-коммуникация как новейшая область лингвистических исследований………………………………………………


19

2.2. Коммуникативная цель травелога………………………………….

22

2.3. Образы автора и адресата…………………………………………...

23

2.4. Факторы прошлого и будущего…………………………………….

26

2.5. Диктум………………………………………………………………..

28

2.6. Формальная организация……………………………………………

41

2.6.1. Травелоги авторов-любителей………………………………

41

2.6.2. Травелоги журналистов……………………………………...

45

2.6.3. Травелоги писателей…………………………………………

48

ГЛАВА 3. РЕЧЕВОЙ ЖАНР ТРАВЕЛОГА

КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ………………………………………..


53

3.1. Жанристика в основной школе (на базе УМК Т.В. Ладыженской)…………………………………………………………….


53

3.2. Травелог на уроках русского языка………………………………...

63

3.2.1. Программа факультативного курса «Секреты текста»……

63

3.2.2. Система уроков по изучению травелога

в рамках факультативного курса «Секреты текста»………


71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..

78

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

84

Приложение 1. План-конспект урока на тему «Травелог как речевой жанр»…………………………………………………………………………...


84

Приложение 2. План-конспект урока на тему «В мире путешествий»……

88



ВВЕДЕНИЕ
Россияне всегда с интересом знакомились с иностранными государствами: это происходило и в XVII, и в XVIII, и в XIX веках. Однако наиболее активно в качестве туристов россияне проявили себя после падения «железного занавеса» во времена Перестройки и до сих пор массово путешествуют по миру.

В современном мире поездка за границу и тем более путешествие по родной стране уже не являются чем-то специфичным, и, вернувшись домой, многие желают поделиться своими впечатлениями – рассказать об увиденных местах, описать свои ощущения и чувства, дать наставление и пр.

Одни путешественники пользуются специальными интернет-сайтами, чтобы рассказать о своей поездке, поделиться переполняющими их чувствами, другие записывают свои размышления на бумагу, третьи в устной форме передают наиболее запомнившиеся моменты своим близким и друзьям. В этом ряду различных текстов и жанровых форм травелог становится жанром, набирающим все большую силу, поскольку объединяет признаки самостоятельного высказывания, рассказа и зарисовки в единое целое.

Исходя из сказанного, определим как объект настоящей работы жанровые формы, описывающие путешествия, а в качестве предмета будем рассматривать речевой жанр травелога.

Актуальность данной работы с одной стороны обуславливается тем, что в настоящее время жанристика является одной из популярных и активно развивающихся отраслей отечественной лингвистики, а с другой стороны, как уже говорилось, – самим предметом исследования – активно развивающейся на российской почве жанровой формой травелога.

Повышенный интерес к жанрам речи начался со статьи М.М. Бахтина «Проблема речевых жанров». В своей работе автор пишет: «Богатство и разнообразие речевых жанров необозримо, потому что неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности и потому что в каждой сфере деятельности вырабатывается целый репертуар речевых жанров, дифференцирующийся и растущий по мере развития и усложнения данной сферы. Особо нужно подчеркнуть крайнюю разнородность речевых жанров (устных и письменных)» [6, С.159].

В настоящий момент концепция М.М. Бахтина является теоретической базой для сотен лингвистических исследований. В своих работах ее развивают такие известные ученые, как В.В. Богданов, В.Е. Гольдин, Т.В. Матвеева, В.В. Дементьев, Л.А. Капанадзе, М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелева и мн. др.; на эту же базу опираются в первых научных опытах начинающие исследователи.

Жанр травелога (возможен вариант произношения как тр’эвелог – от английского «travelogue» – повествование о путешествии) в последнее десятилетие стал популярным в России, тем не менее, его содержательные и формальные границы четко еще не определены.

Таким образом, целью данной работы является комплексная характеристика современного травелога как речевого жанра.

Сформулированная цель связана с решением следующих задач:

1.Сформировать лингвистическую базу исследования, проанализировав статьи, интернет-ресурсы, словари, авторефераты, формирующие теорию и практику речежанровой лингвистики;

2.Выявить место травелога в современной системе речевых жанров;

3.Определить жанровую специфику травелога;

4.Реконструировать модель травелога с учетом пофакторного жанрового анализа по методике Т.В. Шмелевой.

5.Проанализировать состояние жанристики в средней школе на базе УМК по русскому языку Т.А. Ладыженской.

6.Разработать программу факультативного курса «Секреты текста».

7.Разработать систему уроков по изучению травелога в рамках факультативного курса «Секреты текста».

Материалом исследования послужили интернет-тексты авторов-любителей в жанре «травелог», размещенные на сайтах traveblogue.ru, thanksfortea.com и др., травелоги российских журналистов – на их личных блогах, а также тексты профессиональных писателей – на сайте royallib.com. Картотеку автора составляют 30 текстов авторов-любителей, 10 текстов журналистов и 3 текста профессиональных писателей, собранные за период 2015 – 2016 гг., общим объемом 653 751 знак без пробелов (115 905 слов).

Методами изучения избранного для наблюдения речевого жанра явились метод пофакторного жанрового анализа и метод семантического анализа текста.

Научная новизна работы определена нетривиальным для современной лингвистики предметом исследования – травелогом – и самим подходом к его исследованию, который заключается в пофакторном анализе интернет-травелогов. Кроме того, новаторский характер задается сравнительным анализом интернет-текстов данного жанра по основанию их авторской принадлежности (травелоги профессиональных писателей, журналистов и авторов-любителей).

Теоретическая значимость работы состоит в развитии научной базы лингвистики жанров в направлении пожанрового описания современной речи. Практическая же ценность проделанного анализа заключается в возможности использовать собранные материалы для подготовки внеклассных уроков по культуре речи и развитию речи, риторике, а также факультативов по русскому языку в средней школе.

В качестве перспективы работы видится исследование данного жанра на региональном материале, в частности, разработка тематики «Травелоги о Красноярске (Канске)».

Структура работы включает в себя введение, три главы – теоретическую, исследовательскую и научно-методическую, – а также заключение, библиографию и приложения.

В первой главе «Речевой жанр травелога в контексте теории речевых жанров» проводится анализ существующих лингвистических источников по выбранной теме, рассматривается понятие речевого жанра, его основные характеристики и виды, а также специфика травелога как речевого жанра. Вторая глава «Интернет-тексты в жанре травелог» представляет анализ текстов-травелогов, собранных на различных интернет-сайтах. Третья глава «Речевой жанр травелога как методический объект» дает общее представление о методическом использовании жанра в современной общеобразовательной школе. Заключение содержит основные выводы, сделанные автором настоящей работы.

ГЛАВА 1

РЕЧЕВОЙ ЖАНР ТРАВЕЛОГА

В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ
1.1. ПРОБЛЕМАТИКА РЕЧЕЖАНРОВОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Возросший интерес к коммуникативно-функциональным аспектам языка, к речевой деятельности, ее организации и единицам (актам, жанрам) привел к интенсивному изучению жанров речи, вследствие чего было создано особое перспективное научное направление, область антропоцентрического языкознания – жанроведение (или генристика).

Как пишет В.В. Дементьев первый большой всплеск активности жанроведческих исследований в научных центрах в России возник в середине 80-х гг. ХХ в. Он связан с осмыслением вышедших в конце 70-х гг. в Москве на русском языке работ М.М. Бахтина (прежде всего – статьи «Проблема речевых жанров»), а также статьи Анны Вежбицкой «Genry mowy», опубликованной в 1983 г. на польском языке [19, С.110].

С конца 90-х годов ХХ века в Саратове выпускалось серийное тематическое издание «Жанры речи», получившее широкую российскую и международную известность. Начиная с первого тома 1997 г. и до последнего, вышедшего в 2012 г. (всего 8 выпусков), в этом сборнике достаточно подробно отражена не только работа саратовских жанроведов, но и общее состояние теории речевых жанров в России и за рубежом за данный период – в выпусках сборника оказались представлены практически все наиболее актуальные направления изучения речевых жанров.

С 2013 г. в Национальном исследовательском Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского издается международный журнал «Жанры речи», посвященный проблеме речевых жанров, актуальным направлениям их изучения. Журнал создан на базе упомянутого выше сборника «Жанры речи». 

Главная задача журнала – по возможности адекватно отражать общее состояние теории речевых жанров, представлять наиболее актуальные направления их изучения. По замыслу редакционной коллегии журнала, много внимания уделяется как общетеоретическим проблемам жанроведения, так и конкретным речевым жанрам.

Несмотря на множество работ (В.В. Дементьев [17, 18, 19], К.Ф. Седов [46, 47, 48, 49], Т.В. Шмелева [54, 55], К.А. Долинин [21], М.Н. Кожина [24] и мн. др.), посвященных этой проблематике, в современной науке до сих пор отсутствует единство в осмыслении языковой и коммуникативной природы объекта. Ученые дают различные варианты понимания речевых жанров, единого же взгляда на их определение, структуру и типологию не выработано.

Первенство в разработке понятия «типичного речевого высказывания» принадлежит М.М. Бахтину, статья которого «Проблема речевых жанров», ставшая сегодня классической, была впервые опубликована в 1978 году (полностью – в 1979г.), а написана еще в 1952 – 1953 гг. В своем научном труде автор говорит: «Тематическое содержание, стиль и композиционное построение неразрывно связаны в целом высказывания и одинаково определяются спецификой данной сферы общения. Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами» [6, С.161].

Бахтин чрезвычайно широко понимал высказывания и относил к ним как однословную реплику, так и большой роман. Он же ввел понятие первичных (простых) и вторичных (сложных) речевых жанров, к первым относя «жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения», а ко вторым – жанры, возникающие «в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного)» [6, С.161]. В процессе своего формирования вторичные жанры вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры.

В настоящее время существует множество определений жанра. В.В. Дементьев разделил их на три группы согласно общности концепций:

1. Первая группа опирается на классическое представление жанра (Аристотель, Н. Буало). В этом случае понятие жанра рассматривается либо слишком узко (в рамках художественных произведений), либо слишком широко (монолог, диалог, полилог). Однако концепция малопригодна для лингвистического изучения речи, поскольку подход лишен гибкости и динамизма.

2. Вторая группа описывает отдельные аспекты жанровой организации речи. В.В. Дементьев отмечает ценность этих работ, но указывает на то, что в них нет целостной и четкой концепции речевого жанра. «В целом такой подход характерен для тех лингвистов, которые изучают с разных сторон разговорную речь, а также для стилистов, психолингвистов, социолингвистов, философов, этнографов и антропологов. Интересно, что, несмотря на значительные различия, существующие между конкретными направлениями и школами, большинство из них осознанно или неосознанно приближаются к концепции речевых жанров М.М. Бахтина, предполагающей изучение различных аспектов диалога, (коммуникативного) синтаксиса, когнитивных аспектов коммуникации. Прежде всего это касается «диалогического единства» [19, С.116].

3. Исследователи третьей группы, опираются на концепцию речевых жанров М.М. Бахтина. К ним относятся работы его последователей – современных лингвистов: А. Вежбицкой, Н.Д. Арутюновой, Ст. Гайды, Л.А. Капанадзе, Е.А. Земской, О.П. Ермаковой, И.П. Сусова, В.Е. Гольдина, В.В. Богданова, Г.Г. Почепцова, Е.В. Падучевой, Т.В. Матвеевой, Т.В. Шмелевой, В.И. Карасика, М.Л. Макарова, С.А. Сухих, С.И. Гиндина, В.В. Колесова и др. Сюда же отнесены работы Дж. Остина и Р. Якобсона [19, С.117].

Кроме проблемы понятия жанра, в лингвистике существует проблема идентификации, или вычленения, речевых жанров. Разные подходы к жанрам различаются типом и набором признаков, лежащих в основе такого анализа.

«В настоящее время не существует единой удовлетворительной типологии РЖ (речевых жанров. – А.М.). В лучшем случае, это списки РЖ, по возможности подробные» [17, С.94].

Главная трудность при построении типологии жанров, с которой сталкивается исследователь – это поиск ее адекватного основания. В.В. Дементьев указывает на недостатки иллокутивно-перформативного критерия, методики компонентного анализа, отмечая, что «у М.М. Бахтина нет ничего похожего на типологию РЖ. Если и приводятся подряд несколько (названий) РЖ, то в основном как иллюстрация того, как разнородны РЖ и как вследствие этого затруднено их изучение» [17, С.96].

Т.В. Шмелева, опираясь на высказывание М.М. Бахтина о том, что жанр – это «типическая форма высказывания» [6, С.186], предлагает понимать и анализировать речевой жанр как объемную модель, включающую минимум 7 параметров.

1. Коммуникативная цель (намерение, интенция) определяет природу речевого жанра и составляет фундамент типологии речевых жанров. Исходя из этого параметра, жанр будет информативным, оценочным, этикетным (перформативным) или императивным:

1) информативные  коммуникативная цель которых помещается в мире информации, а с самой информацией предполагается целая серия действий: сообщать, опровергать, удостоверять, соглашаться и т.д.;

2) оценочные  коммуникативная цель которых локализована в «черно-белом» мире оценок, организованном вокруг полюсов «хорошо» и «плохо», и речевые жанры этого типа поляризованы по отношению к похвале и хуле;

3) императивные  их коммуникативная цель устремлена в мир реальных действий, а их существо сводится к указанию на характер осуществления неосуществленных, но прогнозируемых действий автора, адресата или третьего лица; это просьба, распоряжение, обещание и десятки их жанровых «собратьев»;

4) этикетные  обращенные к миру отношений, регламентированных этикетом, и формирующие фактом своего существования разнообразные события этого сложного мира: приветствия и прощания, поздравления и соболезнования и мн. др.

Данный пункт «сводится по существу к вопросу «зачем?»: зачем затеяно высказывание? И ответы получаем такие: чтобы произвести некоторую операцию со знаниями, высказать оценку, так или иначе оказать влияние на осуществление реальных событий и, наконец, осуществить одно из действий, предусмотренных этикетом данного общества. Четыре ответа  четыре типа речевых жанров» [54, С. 37].

2. Образ автора – параметр речевого жанра, который предполагает «такие «свойства» автора по отношению к адресату – свой/чужой, старший/равный/подчиненный, авторитетный/неавторитетный, имеющий/неимеющий полномочия, более/менее осведомленный, заинтересованный/незаинтересованный и др.» [55, С.61].

Данный параметр различает жанры одного типа, кроме того, это «обязательный компонент смысловой структуры речевых жанров, он конструируется автором, «разыгрывается» им в соответствии с его замыслами и речевым мастерством» [54, С.39].

3. Образ адресата предполагает аналогичные признаки: свой/чужой, имеющий/не имеющий возможности/полномочия, авторитетный/неавторитетный, располагающий/не располагающий информацией, иерархически старший/равный/подчиненный.

4. Диктум (событийное содержание) – концепция жанрового события, параметр, имеющий избирательную, фильтрующую природу: «концепция события небезразлична к таким свойствам событий: отнесенность / неотнесенность к личной сфере автора или адресата; временная перспектива события; оценка события; важно и количество событий (эпизодов, поступков)» [55, С.63].

5. Фактор прошлого. Имеется в виду коммуникативное прошлое, событие общения, предшествующее данному речевому жанру. «Этот признак делит все РЖ на жанры с прошлым и жанры без прошлого, или инициативные РЖ и РЖ-реакции» [54, С.39].

6. Фактор будущего. «Высказывание с самого начала строится с учетом возможных ответных реакций, ради которых оно, в сущности, и создается <...>. Все высказывание отроится как бы навстречу этому ответу»[6, С.164]. Данный признак обеспечивает продолжение общения в соответствии с определенными коммуникативными стандартами.

7. Языковое воплощение (формальная организация), то, в каком языковом обличье выступает жанр в речи. «Этот параметр проявляется с разной степенью жесткости в разных сферах общения – так, максимально жестко определяется языковое воплощение стереотипных реплик в стандартных ситуациях, деловых документах; минимальны требования к языковому воплощению у литературно-художественных жанров» [55, С.63].

При этом автор указывает на существенную проблему – случаи так называемой «маски жанра», – когда один речевой жанр воплощается в облике другого, и тем не менее содержит в себе знаки (экстралингвистического характера) «иного» прочтения: просьбы – как приказа, вопроса – как просьбы, сообщения – как совета и т.д.

Иначе говоря, согласно Т.В. Шмелевой, речевой жанр определяется тем, кто, кому, зачем, о чем и как говорит, учитывая что было и что потом будет в общении. Такое элементарное, но не упрощенное, толкование, как показывает опыт, оказывается точным и вполне достаточным для того, чтобы описать жанры, отличая их один от другого.

1.2. ТРАВЕЛОГ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР
1.2.1. Травелог в системе речевых жанров

и в историческом контексте
В своей работе автор данной выпускной квалификационной работы опирается на концепцию М.М. Бахтина и его статью «Проблема речевых жанров», в частности, на идею ученого о высокой степени разнородности устных и письменных жанров. Отмечая то, что жанры литературы изучались филологами наиболее подробно, Бахтин разделил все жанры на первичные (простые) и вторичные (сложные), а также указал на их существенные различия.

«Вторичные (сложные) речевые жанры – романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т. п. – возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного): художественного, научного, общественно-политического и т. п. В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения» [6, С.160].

Исходя из представленных выше теоретических положений, травелог является вторичным (сложным) жанром, который развивался на протяжении долгого времени. Следует отметить, что понятие «травелог» вошло в научный обиход сравнительно недавно – ранее тексты подобного формата трактовались как «текст-путешествие».

Данный жанр развивался и преобразовывался в мировой литературе и культуре в течение нескольких веков, вбирая в себя специфику той или иной эпохи. Современный канадский исследователь – профессор Ролан Ле Унен – проследил эволюцию травелога от античности (путевые записки Геродота, путешествующего в Персию, Египет и в Вавилон в V веке до нашей эры и вошедшие в его труд под названием «История», «Анабасис» Ксенофонта) до XV века. Одной из первых книг этого жанра считается «Книга о разнообразии мира» Марко Поло, написанная в 1299 г. [28, С.127].

Крестовые походы, кругосветные морские экспедиции, хождения паломников в святые места отражались в путевых рассказах, очерках, путеводителях. «Норманд Дуарон считает, что, начиная с 1632 г., «récit de voyage», или травелог, появился в литературе как настоящий жанр: «... время, когда травелог признают и современные читатели и путешественники четко установленным литературным жанром со своими собственным стилем, поэтикой и риторикой...» [29, С.254].

История развития травелога в России специфична, поскольку наши предки знали, главным образом, рассказы паломников, совмещавших нередко паломнические цели с торговыми и дипломатическими. На Руси подобный жанр назывался «хождением», в его основе лежало описание путешествия христианина к святым местам – обычно в Иерусалим, Палестину или Константинополь [28, С.132].

Посылать учиться за границу, вступать в дипломатические и торговые контакты начали еще при Борисе Годунове, однако традиция заграничных путешествий развивается только в царствование Петра I, когда появляются такие жанры, как статейные списки (официальные и подробные донесения послов, содержащие пространные описания официальных приемов и встреч, а также личные впечатления от увиденного, описание «обыкностей» и диковинок европейских городов) и «роспись» [33, С.25] – прародители современного травелога.

В отечественной культуре образцом исследуемого автором жанра являются труды Н.Н. Миклухо-Маклая «Путешествие в Западную Микронезию и Северную Меланезию в 1876 г.» и «Хожение за три моря» А.Никитина.

Золотым веком травелога считается XIX век. Именно благодаря распространению военных, коммерческих и научно-исследовательских экспедиций, путевые очерки весьма широко распространились.
1.2.2. Жанровые характеристики травелога
По справедливому замечанию М.В. Строганова, «понятие травелог не так давно вошло в научный оборот и пока не затвердело в границах строгих дефиниций. Проблемы уяснения его жанровой сущности и временных границ связаны с разнообразием феноменов художественного и научного творчества, которые называют этим термином» [25, С.144].

Травелог в широком смысле, как уже отмечалось в разделе 1.2.1, имеет большую историю и не одну форму воплощения.

Например, в самом начале ХХ века (в первое десятилетие) этот жанр воплотился в короткометражный фильм-путешествие. В таких фильмах зрителям показывались заграничные пейзажи, жизнь, промышленность и туристические достопримечательности. Подобные фильмы показывались на образовательных лекциях, ярмарках, в небольших кинотеатрах. Объект изображения оставался постоянным, объединяя особенности изображаемого места с обобщёнными вневременными понятиями о прекрасном и экзотическом.

На современном информационном рынке как в России, так и за рубежом существуют, кроме того, «журналы-травелоги», или журналы-путешествий, которые представляют один из наиболее активно развивающихся и перспективных сегментов прессы путешествий. На российском рынке подобные журналы присутствуют с начала 2000-х годов, а старейший отечественный журнал-травелог «Вокруг света» имеет более чем столетнюю историю.

В русском языке термин «травелог» в современном жанровом значении впервые встречается в 2001 г. в книге А. Эткинда «Россия и Америка в травелогах и интертекстах» [57]. С этого времени данный термин применяется для обозначения сочинений писателей о путешествиях вместо словосочетаний «путевые записки», «путевые дневники», «путевые заметки» или «очерки», как традиционно было принято называть произведения о путешествии.

Нужно отметить, что исследователи часто не сходятся во мнениях о частном содержании этого термина, пришедшего из английского языка.

Одни определяют травелог как «путешествие» или «повествование о путешествии», регулярно дополняемое иллюстрациями или картами. Другие придают этому термину более сложное значение – «отчет о путешествии», –который соблюдает хронологию перемещений автора-героя, а также включает его рефлексию и переживания увиденного.

На первый взгляд написать травелог не составляет большого труда. Но отправиться в путешествие, взяв с собой тетрадь и карандаш для записей, а сегодня еще – фотоаппарат или видеокамеру – недостаточно. Путешествие не должно быть вымышленным, поскольку травелог «по природе своей документален. Даже если автор склонен к вымыслу и перекомпоновке фактов, он работает с реальными событиями, а псевдореальные непременно ориентирует на реальные. Говоря на языке В.Б. Шкловского, перемещение в пространстве для литературного путешествия – это стиль, композиционный прием, а для травелога – материал, подлежащий литературной обработке» (цит. по: [31, С.87]).

На современном этапе исследования и описания текстов данного жанра их подразделяют на 1)классические (собственно травелог), 2)беллетризованные и 3)травелоги, вплетенные в художественные романы.

«Травелоги могут соединять все виды повествования и дискурсов: географический, политический, исторический, лингвистический и этнологический. Люди, которые ими занимаются, приходят из всех областей: это миссионеры, моряки, писатели, ученые, журналисты и историки. Кроме того, путешествие – не специальность и не имеет строгих правил, кроме воспитания читателей. Странствовать, смотреть и рассказывать – вот три основных элемента судового журнала мореплавателя, записок археолога, заметок писателя-путешественника» [29, С.257].

Современные травелоги предлагают пишущему человеку взглянуть на знакомые вещи под новым углом зрения. Задача автора не развлечь читателя, а передать знания, возможно редчайшие сведения, и поделиться своими личностными впечатлениями. Именно поэтому травелог соотносим с тремя другими жанрами: письмом, эпистолярным романом и интимным дневником. Обычно содержание травелога находится в границах восприятия между тем, что рассматривает, созерцает рассказчик-путешественник, и тем, что случается, происходит перед его глазами. «Поэтому рассказ колеблется между описанием и повествованием. Чередование этих принципов можно рассматривать как один из главных признаков этого жанра» [29, С.257].

В последние десятилетия жанр травелога переместился в пространство массовой коммуникации и массовых текстов, прежде всего в Интернет. Это так же тексты-путешествия, авторы которых, однако, не всегда последовательно сохраняют жанровые характеристики классического жанра; кроме того, такие интернет-травелоги невелики по объему.

В связи с этим травелог можно классифицировать по авторскому основанию на тексты, авторы которых являются 1) профессиональными писателями, 2) журналистами, 3) авторами-любителями.

Итак, обобщая позиции различных исследователей в отношении жанровой природы данного феномена и собственный анализ материала автор данной выпускной квалификационной работы предлагает следующее определение.

Травелог – это художественно-публицистический жанр (информационный – в границах типологии Т.В. Шмелевой), активно развившийся во 2-й половине ХХ века и нашедший новую форму электронного воплощения в начале ХХI века.

Его целевое содержание

  • состоит в документальном, нередко с элементами художественности, повествовании о реальной поездке, экспедиции, исследовании повествователя-путешественника,

  • может быть подкреплено историческими свидетельствами,

  • регулярно дополнено сопоставительным анализом и рефлексией,

  • включает переживания, эмоции и оценки пишущего,

  • а в качестве итога, в финале путешествия, предполагает взросление и «умудрение» повествователя.

Данное определение автор будет использовать в качестве базового в дальнейшем анализе.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Речевой жанр травелога icon В. И. Карасик Анекдот как предмет лингвистического изучения
Анекдот в том или ином виде можно встретить в любой из внутринациональных речевых культур, но по своей сути этот речевой жанр относится...
Речевой жанр травелога icon Рабочая программа на 2017-2018 учебный год к дополнительной общеразвивающей...
Кому посвящен такой жанр, как портрет. Что передает художник в портрете. Как развивался жанр в эпоху Возрождения. Разновидности портрета....
Речевой жанр травелога icon Обратите внимание
Новость – это журналистский жанр, подразумевающий краткое описание какого-либо информационного повода (события)
Речевой жанр травелога icon Название: Одержимые
Категория / Жанр: Slash / Angst, au – главные, а так всего понемногу: darkfic, mystery, Hurt/comfort, action
Речевой жанр травелога icon Тема : Лингвистические основы совершенствования речевой деятельности учащихся
Цель: Совершенствование профессиональных умений в области обучения связной речи младших школьников
Речевой жанр травелога icon Урок 1 24
Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений. 2
Речевой жанр травелога icon Календарно-тематическое планирование 2 класс № п/п Дата
Иностранный язык, английс-кий язык, англоговоря-щие страны, учебник, тетрадь, алфавит, речевой этикет, речевая модель
Речевой жанр травелога icon В. П. Казначеев Действительный член Российской Академии медицинских наук
Автор отступил от строгих научных канонов, жанр изложе­ния описательный. По существу это диалог и комментарии в пространст­ве измененного...
Речевой жанр травелога icon Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Английский...
Процесс обучения данному курсу предполагает использование различных методов и приемов организации речевой деятельности
Речевой жанр травелога icon Занавес открывается 2012
Что касается себя самого, то всегда есть возможность сослаться на чей-то пример позднего прихода в новый жанр или хотя бы поддержать...
Речевой жанр травелога icon Пошаговая иллюстрированная инструкция
Заметка это самый распространённый информационный жанр. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты...
Речевой жанр травелога icon Лекция Основные жанры административно-канцелярского подстиля
Административно-канцелярский жанр включает в себя много жанров. В зависимости от функций документов они делятся на четыре группы:...
Речевой жанр травелога icon Занавес открывается 2012 оглавление
Что касается себя самого, то всегда есть возможность сослаться на чей-то пример позднего прихода в новый жанр или хотя бы поддержать...
Речевой жанр травелога icon Светлана Алексиевич Чернобыльская молитва (хроника будущего)
Названия книг уже стали метафорами: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва»… По сути, она создала...
Речевой жанр травелога icon Светлана Александровна Алексиевич Чернобыльская молитва. Хроника будущего
Названия книг уже стали метафорами: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва»… По сути, она создала...
Речевой жанр травелога icon 2. место дисциплины в структуре образовательной программы
Практическое владение иностранным языком в рамках данного курса предполагает наличие таких знаний, умений и навыков в различных видах...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск