Зарегистрировано в Минюсте России 28 октября 2015 г. N 39517
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 июля 2015 г. N 226
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К РАДИОЛОКАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДОВ,
ОБЪЕКТАМ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОРСКОГО ПОРТА, НЕОБХОДИМЫМ
ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ МОРСКОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ
ПРИ БЕДСТВИИ И ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ОБЪЕКТАМ
И СРЕДСТВАМ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ,
СЛУЖБЕ КОНТРОЛЯ СУДОХОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ СУДОХОДСТВОМ
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 52 (ч. 1), ст. 6427; 2010, N 19, ст. 2291, N 48, ст. 6246; 2011, N 1, ст. 3, N 13, ст. 1688, N 17, ст. 2313, N 30 (ч. 1), ст. 4590, 4594; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. 1), ст. 4058; 2014, N 45, ст. 6153, N 49 (ч. 6), ст. 6928; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 52) приказываю:
Утвердить прилагаемые Требования к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством.
Министр
М.Ю.СОКОЛОВ
Утверждены
приказом Минтранса России
от 23 июля 2015 г. N 226
ТРЕБОВАНИЯ
К РАДИОЛОКАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДОВ,
ОБЪЕКТАМ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОРСКОГО ПОРТА, НЕОБХОДИМЫМ
ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ МОРСКОЙ СИСТЕМЫ СВЯЗИ
ПРИ БЕДСТВИИ И ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ОБЪЕКТАМ
И СРЕДСТВАМ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ,
СЛУЖБЕ КОНТРОЛЯ СУДОХОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ СУДОХОДСТВОМ
I. Общие положения
1. Требования к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством (далее - Требования) разработаны в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> в целях обеспечения безопасности деятельности, осуществляемой в морских портах и на подходах к ним.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 52 (ч. 1), ст. 6427; 2010, N 19, ст. 2291, N 48, ст. 6246; 2011, N 1, ст. 3, N 13, ст. 1688, N 17, ст. 2313, N 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4594; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. 1), ст. 4058; 2014, N 45, ст. 6153, N 49 (ч. 6), ст. 6928; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 52.
2. Настоящие Требования распространяются на оборудование, технические средства и персонал радиолокационных систем управления движением судов, объектов инфраструктуры морского порта, необходимых для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектов и средств автоматической информационной системы, службы контроля судоходства и управления судоходством.
3. Настоящие Требования применяются при проведении освидетельствования <1> и при проверках капитаном морского порта <2> радиолокационных систем управления движением судов, объектов инфраструктуры морского порта, необходимых для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектов и средств автоматической информационной системы, службы контроля судоходства и управления судоходством.
--------------------------------
<1> Приказ Минтранса России от 10 февраля 2010 г. N 32 "Об утверждении Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров" (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2010 г., регистрационный N 17535).
<2> Подпункт 10 пункта 16 Положения о капитане морского порта, утвержденного приказом Минтранса России от 17 февраля 2014 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июля 2014 г., регистрационный N 33240).
II. Требования к радиолокационным системам управления
движением судов
4. Радиолокационные системы управления движением судов (далее - СУДС) создаются и действуют в целях повышения безопасности мореплавания и эффективности судоходства, охраны жизни на море и защиты морской среды, побережья, береговых и шельфовых сооружений от негативных последствий судоходства <1>.
--------------------------------
<1> См. правило 12 главы V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (приложение N 1 к Бюллетеню международных договоров, 2011 год). Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Постановления Совета Министров СССР, 1979, ноябрь, с. 4) и Резолюцию ИМО А.857(20) от 17 ноября 1997 г. "Руководство для служб движения судов".
5. Функции СУДС и порядок их выполнения определяются Резолюцией Международной морской организации (далее - ИМО) А.857(20) <1> и Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<1> Резолюция ИМО А.857(20) от 17 ноября 1997 г. "Руководство для служб движения судов".
<2> Приказ Минтранса России от 20 августа 2009 г. N 140 "Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2009 г., регистрационный N 14863), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 20 марта 2010 г. N 69 (зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2010 г., регистрационный N 17054).
6. Выполнение функций СУДС обеспечивается установлением зон действия, включением в состав СУДС объектов, оборудования, технических средств и персонала, реализацией организационных и эксплуатационных мер.
7. СУДС выполняют свои функции в пределах зон действия, установленных для них в Обязательных постановлениях по соответствующему морскому порту.
8. Зона действия СУДС при необходимости разделяется на секторы. За каждым сектором в зоне действия СУДС закрепляется отдельное рабочее место оператора СУДС и отдельный канал радиосвязи с судами.
9. Объекты СУДС включают центры СУДС и радиотехнические посты (далее - РТП), находящиеся на удалении от центров СУДС, и предназначены для размещения оборудования, технических средств и персонала.
10. Центры СУДС осуществляют обработку информации и взаимодействие СУДС с судами, службами капитанов морских портов, лоцманами.
11. РТП обеспечивают центры СУДС информацией о судоходной обстановке и связью с судами в зоне действия СУДС.
12. Объекты СУДС располагаются на выделенной территории или территориально совмещаются с другими объектами инфраструктуры морского порта при совместном использовании зданий и сооружений.
13. Центры СУДС и РТП связываются между собой радиорелейными, кабельными и/или волоконно-оптическими линиями связи.
14. В центрах СУДС выделяются помещения для размещения:
приемопередающей аппаратуры;
аппаратуры обработки информации и средств вычислительной техники;
оборудования энергоснабжения и жизнеобеспечения;
рабочих мест операторов СУДС (операторский зал);
инженерно-технического, административного и вспомогательного персонала;
мест для отдыха операторов СУДС.
15. Помещение, где располагаются рабочие места операторов СУДС, должно обеспечивать визуальный обзор зоны действия СУДС или ее части, включая обзор с помощью технических средств видеонаблюдения. При этом должны быть предусмотрены меры по защите рабочих мест операторов от избыточной дневной освещенности.
16. Состав, расположение объектов СУДС и размещение на них технических средств обосновывается в проектной документации, исходя из особенностей зоны действия СУДС и условий ее перекрытия рабочими зонами технических средств.
17. Мачты (башни) для размещения технических средств и антенн должны:
обеспечить высоту установки антенн, необходимую для обеспечения рабочих зон технических средств;
иметь места (площадки), обеспечивающие размещение, безопасное обслуживание и электромагнитную совместимость технических средств и антенн;
не допускать под действием ветровых нагрузок деформаций и вибраций, влияющих на эксплуатационные характеристики технических средств и антенн.
18. Для объектов СУДС должны быть предусмотрены меры пожарной безопасности в соответствии с требованиями законодательства в сфере пожарной безопасности <1>, а также меры по их защите от актов незаконного вмешательства в соответствии с требованиями законодательства в сфере транспортной безопасности <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997; 2013, N 27, 3477; 2014, N 26 (ч. 1), ст. 3366).
<2> Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901, N 30 (ч. 1), ст. 4569, 4590; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4041, 4058; 2014, N 6, ст. 566).
19. При создании (реконструкции) СУДС проводятся предварительное обследование географического района и оценка рисков совершения аварий при движении (стоянке) судов, обоснование зоны действия, функций и категории СУДС, выбор мест размещения объектов и технических средств, расчеты рабочих зон технических средств.
20. Создаваемые (реконструируемые) и действующие СУДС относятся к одной из трех категорий:
СУДС высшей категории, действующие на акваториях с количеством заходящих и транзитных судов не менее 5000 в год, в том числе судов с опасными грузами;
СУДС первой категории, действующие на акваториях с количеством заходящих и транзитных судов не менее 2500 в год, в том числе судов с опасными грузами;
СУДС второй категории, действующие на акваториях с количеством заходящих и транзитных судов не менее 1000 в год.
Отнесение СУДС к одной из категории производится с учетом указанной в абзацах втором - четвертом настоящего пункта интенсивности движения судов, а также навигационных и гидрометеорологических особенностей зоны действия СУДС посредством оценки рисков в соответствии с рекомендациями, содержащимися в "Руководстве по службам движения судов (IALA VTS Manual)" (далее - Руководство по СДС) Международной ассоциации маячных служб <1> (далее - МАМС).
--------------------------------
<1> Пункт 3 преамбулы приложения 1 Резолюции ИМО А.857(20) от 17 ноября 1997 г. "Руководство для служб движения судов".
21. Техническое задание на проектирование СУДС или иной итоговый документ обоснования строительства (реконструкции) СУДС согласовывается капитаном морского порта <1>.
--------------------------------
<1> Подпункт 9 пункта 16 Положения о капитане морского порта, утвержденного приказом Минтранса России от 17 февраля 2014 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июля 2014 г., регистрационный N 33240).
22. По завершении строительства (реконструкции) СУДС, а также при вводе в эксплуатацию новых объектов и технических средств проводятся натурные испытания в целях установления фактических географических границ рабочих зон и других эксплуатационных характеристик технических средств.
23. Освидетельствование СУДС осуществляется в соответствии с Положением об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Минтранса России от 10 февраля 2010 г. N 32 "Об утверждении Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров" (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2010 г., регистрационный N 17535).
24. СУДС освидетельствуется как целостная и самостоятельная организационно-техническая структура с входящими в нее объектами, оборудованием и персоналом. В результате освидетельствования удостоверяется соответствие СУДС Резолюции ИМО А.857(20) и настоящим Требованиям для СУДС одной из категорий.
25. СУДС присваивается наименование морского порта, где расположен или вблизи которого расположен центр СУДС, или географического объекта, являющегося основной частью зоны действия СУДС (для СУДС, обслуживающих два или более морских порта, или СУДС, не обслуживающих морские порты).
26. Организация, осуществляющая создание, ввод в эксплуатацию и развитие СУДС (далее - Администрация СУДС), обеспечивает:
эффективную и безопасную работу СУДС;
выполнение настоящих Требований;
надлежащую эксплуатацию, ремонт и модернизацию объектов и оборудования СУДС;
подбор и подготовку квалифицированного персонала СУДС;
развитие и совершенствование деятельности СУДС в соответствии с потребностями морского транспорта и возможностями современных технологий.
27. Администрацией СУДС устанавливаются эксплуатационные процедуры СУДС для повседневной деятельности, действий в чрезвычайных ситуациях и осуществляется контроль выполнения эксплуатационных процедур СУДС персоналом СУДС.
28. Эксплуатационные процедуры СУДС устанавливаются с учетом рекомендаций, содержащихся в Руководстве по СДС МАМС, и должны учитывать особенности зоны действия, объектов и оборудования, организации деятельности и выполнения функций СУДС.
29. Администрацией СУДС вводится в действие документированная система технической эксплуатации оборудования СУДС, включающая процедуры мониторинга состояния и контроля основных параметров оборудования, процедуры, планы, перечни и технологические инструкции работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, процедуры и средства регистрации состояния оборудования и выполненных работ.
30. Сведения о зоне действия СУДС, выполняемых функциях, процедурах связи с судами и другая необходимая информация направляются Администрацией СУДС в МАМС для публикации в международном справочном руководстве "World VTS Guide".
31. Оборудование СУДС должно соответствовать требованиям, изложенным в пунктах 32 - 115 настоящих Требований, с учетом рекомендаций, содержащихся в Руководстве по СДС МАМС.
32. В состав оборудования СУДС включаются:
1) основные технические средства, обеспечивающие получение, обработку, отображение и регистрацию информации о судоходной и навигационной обстановке и взаимодействие с судами, в том числе:
береговые радиолокационные станции (РЛС), включая установленные на прибрежных инженерных сооружениях;
средства автоматической информационной (идентификационной) системы (АИС);
средства обработки, отображения и регистрации информации;
средства радиотелефонной связи с судами;
2) дополнительные технические средства, в том числе:
средства видеонаблюдения;
метеорологические и гидрологические приборы;
радиопеленгаторы;
базы данных СУДС;
линии связи, средства передачи информации;
3) оборудование, обеспечивающее функционирование и жизнеобеспечение объектов СУДС, в том числе:
оборудование энергоснабжения, включая электроснабжение;
</1></1></1></1></1></1></2></1></2></1></2></1></2></1></1></1></2></1></2></1></1></1>
|