Скачать 72.3 Kb.
|
Возможности применения арт-терапевтического подхода в работе с пациентами посттравматическим стрессовым расстройством Думлер Д.А. ГБОУ ВПО «КрасГМУ им.проф.В.Ф.Войно–Ясенецкого» Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Научный руководитель:к.пс.н.,доцент Стоянова Е.И. Арттерапия или терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне . Согласно исследованиям Принцхорна (Prinzhorn,1972) художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты. Маргарет Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально (Naumburg, 1966). Арттерапия является посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа. В настоящее время за психотерапевтами, занимающимися арттерапией, признан статус самостоятельных практиков, которые могут внести свой вклад в изучение личности и в процесс лечения. Следует отметить, что в рамках данного подхода развиваются два направления. Сторонники одного направления, представляемые Эдит Крамер (Kramer, 1978) и другими специалистами в области профессиональной и восстановительной терапии, рассматривают искусство как самодостаточное лечебное средство. Эти терапевты подчеркивают значение искусства в противовес собственно терапии и исключают из лечебной практики те приемы, в которых творческий процесс не является ведущей целью. Они не рассматривают арттерапию в качестве заменителя психотерапии. Сторонники другого направления, представителем которого является Маргарет Наумбург, преуменьшают чисто художественные цели в пользу терапевтических. Они имеют основательную клиническую подготовку и провозглашают, что со временем арттерапия может стать как независимым терапевтическим приемом, так и вспомогательным средством для традиционных подходов. Однако, несмотря на существующие различия, оба направления рассматривают изобразительное искусство как средство, которое помогает интеграции и реинтеграции функционирующей личности (Ulman, 1975). Артерапия в настоящее время используется не только в больницах и психиатрических клиниках, но и в других условиях – как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии. Арттерапия доказала свою эффективность в работе с эмоциональным отреагированием людей получившим стрессовое расстройство, особенно в работе с пациентами с посттравматическим стрессовым расстройством. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т. п.) — тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций, как, например, участие в военных действиях, тяжёлая физическая травма, сексуальное насилие, либо угроза смерти (American Psychiatric Association,2013) Возникновение посттравматического стрессового расстройства обуславливается воздействием травмирующего события на психику человека. Данное расстройство может развиться у 50-80% людей, переживших сильное эмоциональное потрясение в результате различных ситуаций. Наиболее часто, следующие события вызывают психологические травмы: войны, оказывающие стрессовое воздействие на военных и на гражданских лиц; насильственные преступления, связанные с покушением на жизнь, убийствами или изнасилованиями; автомобильные катастрофы, кораблекрушения, крушения поездов, авиационные катастрофы; ураганы, землетрясения, наводнения и извержения вулканов; насильственная смерть или самоубийство родственников или близких знакомых; детские травмы, связанные с излишне суровыми наказаниями, сексуальным насилием или со смертью родителей; Есть три группы симптомов, которые могут помочь поставить диагноз посттравматического стрессового расстройства: повторные травмы (например, нарушение памяти, кошмары о травме), эмоциональные ответные реакции и хронические физические признаки, включая нарушение сна, концентрации внимания, раздражительность, гнев. Эмоциональное нарушение при посттравматическом стрессовом расстройстве может проявляться отсутствием интереса к деятельности, которое может вызвать ангедонию (отсутствие радости, удовольствия от жизни), дистанцию от людей, неспособность думать о будущем. По крайней мере, один или два симптома должны присутствовать в течение одного месяца и должны вызывать значительное нарушение или функциональное ухудшение, чтобы можно было поставить диагноз посттравматического стрессового расстройства. Посттравматическое стрессовое расстройство - это хроническое заболевание, если его не лечить в течение трех месяцев или более. Симптомы посттравматического стрессового расстройства включают: проблемы, регулирующие чувства, которые могут закончиться мыслями о самоубийстве, вспышки гнева или пассивное энергичное поведение; тенденции разобщенности или деперсонализации; устойчивое чувство беспомощности, стыда или вины; и серьезное изменение в тех вещах, которые имеют огромное значение для людей, например, потеря духовной веры, постоянное чувство беспомощности или отчаяния. Выраженность симптомов посттравматического синдрома во многом зависит от продолжительности латентного промежутка, а также от стадии заболевания. Такие особенности клиники послужили основой для создания классификации видов посттравматического синдрома: Острое ПТСР, характеризующееся яркими проявлениями всех симптомов заболевания и продолжающееся не более трех месяцев. Хроническое ПТСР, когда выраженность наиболее ярких симптомов снижается, однако нарастают признаки истощения центральной нервной системы и начинают формироваться деформации характера (грубость, эгоизм, сужение круга интересов). Деформации характера и признаки истощения центральной нервной системы при отсутствии характерных симптомов ПТСР (навязчивые воспоминания, подсознательное желание забыть о происшедшем, приступы тревоги и страха). Эта стадия, как правило, развивается при длительном хроническом течении ПТСР в тех случаях, когда пациент не получил адекватной психологической поддержки. Отсроченное ПТСР, проявляющееся через полгода и более после воздействия травмирующей ситуации. Как правило, отсроченная форма посттравматического синдрома развивается после воздействия какого-либо провоцирующего фактора (дополнительная психическая или физическая травма, нервное перенапряжение, стресс, связанный с переездом и т.п.). При этом заболевание может протекать как в острой, так и в изначально хронической форме (Вдовина И.В. ). В исследовании внимание было сосредоточено на пациентах с отсроченным ПТСР, проявляющимися через полгода и более после воздействия травмирующей ситуации. Программа исследования состояла в три этапа. На первом этапе были проведены методики для определения уровня тревожности пациентов ПТСР. Использовались следующие методики: методика Спилберга-Ханина. На первом этапе исследования было определено, что по методике «Спилберга-Ханина» это то, что у пациентов ситуативная (45%) и личностная (50%) тревога в большей степени носят умеренный характер, что говорит о субъективном переживании эмоций, беспокойством пациентов. Состояние реактивной тревожности возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Обычно уровень реактивной тревожности изменяется (повышается или снижается) накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями в аудитории. Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность. Личностная тревожность это также устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденций воспринимать довольно широкий веер ситуаций как угрожающие (тенденция избегания). Проведение диагностического этапа исследования позволило составить программу сопровождения по снижению уровня тревожности у пациентов ПТСР. Структура программы состояла из арт-терапевтических упражнений: «Ладонь», «Разговор в рисунках», «Рисунок состояния», «Словесный натюрморт», «Лабиринт», «Радуга», «Полярности», «Коллаж», «Мои ресурсы». Критериями эффективности программы арт-терапевтического сопровождения будет выступать снижение уровня тревожности и поднятия настроения, активности и самочувствия у пациентов ПТСР. Показателями эффективности программы арт-терапевтического сопровождения определены изменения в показателях личностных характеристик пациентов ПТСР, а именно умение рационально справляться с критическими ситуациями, освобождение пациента от негативных мыслей о своей болезни и позитивная оценка своего жизненного опыта. Таким образом, разработанная программа арт-терапевтического сопровождения пациентов с ПТСР с ситуативной и личностной тревогой может быть определена как «инструмент», который позволит улучшить эмоциональное и физическое состояние пациентов ПТС, находящихся на стационарном лечении в госпитале ВОВ. Включение программы арт-терапевтического сопровождения позволит пациентам снизить уровень ситуативной и личностной тревоги и привести в норму самочувствие, активность и настроение, что может послужить перспективой для успешного прохождения лечения и коррекции синдрома ПТСР. Список литературы
|
Фармацевтический факультет Гбоу впо «Красноярский государственный медицинский университет им проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ |
Профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... |
||
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов... Гбуз рт «Рескожвендиспансер» и кафедры кожных и венерических болезней с курсом по гоу впо красноярский государственный медицинский... |
Тобольско-тюменская епархия гоу впо тюменский государственный нефтегазовый университет Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого), 23... |
||
«Национальный календарь прививок. Вакцины национального календаря... Гобу впо “Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно Ясенецкого. Федерального агентства по... |
Сборник статей по итогам научно-практических конференций преподавателей... «красноярский государственный медицинский университет имени профессора в. Ф. Войно-ясенецкого» |
||
Исследование проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский... |
Клинический протокол ведения детей с пневмонией Д. м н., проф., заведующая кафедрой педиатрии лечебного и стоматологического факультетов гбоу впо «чгма» |
||
Течение и исходы беременности, осложнившейся отслойкой хориона Работа выполнена в гбоу впо «Смоленская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (гбоу... |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования И. И. Джанелидзе", гбоу впо "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова" и гбоу впо "Санкт-Петербургский... |
||
Этиология и патогенез Рекомендации подготовлены: д м н проф. Рязанцев С. В, д м н проф. Лопатин А. С., д м н проф. Пискунов Г. З, д м н проф. Карнеева... |
Клинические рекомендации по диагностике и лечению хронического панкреатита Москва 2013 Рамн проф. Ивашкин В. Т. Координатор работы: член-корр рамн проф. Маев И. В. Научный Совет: проф. Ивашкин В. Т., проф. Маев И. В.,... |
||
Гбоу впо «Казанский Государственный медицинский университет» гбоу... Междисциплинарная научно-практическая конференция Инфекции, передаваемые половым путем и репродуктивное здоровье населения. Современные... |
Национальные рекомендации по ведению детей с врожденными пороками сердца Москва 2014 г Зеленикин М. А., проф. Зеленикин М. М., проф. Ким А. И., проф. Кокшенев И. В., д м н. Крупянко С. М., д м н. Купряшов А. А., к м... |
||
Здравоохранения Российской Федерации (гбоу впо самгму минздрава России), именуемое в дальнейшем Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский... |
Гоу впо «Российский государственный профессионально- педагогический университет» Возрождение ремесленничества в Уральском регионе: социальные предпосылки, проблемы и пути их решения. Сб науч ст. / Под ред. Л. Ф.... |
Поиск |