Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Факультет клинической психологии
Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО
Курсовая работа
Психологическое исследование особенностей тревожности подростков
Студент 401 группа __________ Павличенко Т.Ю.
Руководитель __________ Живаева Ю. В.
Красноярск 2015
Содержание
Введение………..……………..………………………………………………...…3 1Теоретический аспект изучения тревожности в подростковом возрасте 1.1 Понятие тревожности…………………………………………………………6 1.2Проявление тревожности в подростковом возрасте…………………...…..17 2Экспериментальное исследование особенностей тревожности у подростков 2.1 Организация и методы исследования …………………………………..….26 2.2 Анализ результатов исследования……………………………………….…29 2.3 Психолого-педагогические рекомендации по работе с тревожными подростками……………………………………………………………………...32 Заключение…………………………………………………………………..…...38 Список литературы…………………………………………………………..…..40 Приложение А………………………………………………………………..…..45
Введение
Проблема детской тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической, медицинской психологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. Тревогу рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, и как феномен, сопутствующий фрустрации социальных потребностей, и в качестве специфического личностного свойства.
Разногласия в дефинициях не мешают большинству исследователей считать, что определенные ситуации или события, способные привести к фиксации страхов в детском возрасте, имеют влияние на дальнейшее поведение и личностные реакции человека. Многие авторы убеждены, что эмоциональные расстройства детей не проходят бесследно, а способствуют возникновению в последующем своеобразных личностных характеристик, нервно-психических и психосоматических отклонений [6].
Конечно, не только тревога служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека — существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных вариаций в развитии личности ребенка или подростка. Однако большая часть проблем, с которыми родители «трудных детей» обращаются к психологу и психотерапевту, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге - с тревогой. Не зная причин возникновения тревоги, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как ему помочь.
Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Данные исследований Дж. Рейха, Дж. Хенсера, В. Майера (1986) указывают на то, что состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего мира и самого себя [37]. Экспериментально-психологическое определение степени тревожности предполагает раскрытие внутреннего отношения ребенка к определенной ситуации, дающее косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и школе.
В отечественной психологии изучением проблемы тревожности занимались такие ученые как: Е.Ю. Брель, А.К. Дусавицкий[1], А.И.Захаров[14], А.М. Прихожан[32] и др. Исследования этих ученых выявили факт того, что за последние 10 лет количество тревожных детей увеличилось, тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Цель исследования: изучение тревожности в подростковом возрасте и определение психолого-педагогической работы с тревожными подростками. Исходя из выше сказанного, представляется возможным определить объект исследования – тревожность как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности тревожности у подростков мальчиков и подростков девочек.
Задачи исследования: 1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. подобрать и провести психологическую методику, позволяющую изучить проявление тревожности у подростков. 3. проанализировать полученные результаты и сформулировать психолого-педагогические рекомендации. Теоретические и методологические основы исследования составили принцип детерминизма, согласно которому развитие личности обусловлено ситуацией и психологическими закономерностями развития индивида, а также обоснованные в трудах Г.Ш. Габдреевой, А.И. Захарова, А.М.Прихожан, Ю.Л. Ханина подходы к пониманию феномена тревожность.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут служить основанием для использования шкалы тревожности Спилбергера-Ханина в практике исследования подростковой тревожности, с целью дифференцированной оценки ее проявления у мальчиков и девочек и на основании данных организации коррекционно-развивающих мероприятий с детьми окружающими их взрослыми (родителями, специалистами в образовательном учреждении). Разработаны психолого-педагогические рекомендации, направленные на оказание системной помощи высокой тревожности школьникам-подросткам.
Структура работы: отражает логику, содержание и результаты исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (44 источников), 1 приложение. В работе представлена таблица. Общий объем работы составляет 50 страниц.
1 Теоретический аспект изучения тревожности в подростковом возрасте
1.1 Понятие тревожности
Понятие тревожности занимает важное место в психологических теориях и исследованиях, с тех пор как З. Фрейд (1959) подчеркнул роль при неврозах. Этому представлению, однако, не хватает четкого широко принятого определения.
Само слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника. В психологическом словаре тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают [1].
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога-это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдается состояние тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. В этом статусе тревожность впервые была описана З. Фрейдом, который понимал под тревогой - особенное неприятное состояние, связанное с реакциями отвода раздражения на определенные нервные пути [42].
В основе тревоги лежит повышение возбуждения, создающее, с одной стороны, характер неприятного, а с другой - находящее выход в упомянутых отводящих путях. Тревога возникает как реакция на положение, составляющее опасность, она регулярно воспроизводится, когда снова создается такое состояние [1]
В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
В соответствии с точкой зрения С. Миллера и Дж. Маурера, тревожность рассматривалась как приобретенное (и с трудом угашаемое) влечение, источником которого служит антиципирующая эмоциональная реакция, которая вызывается стимулами, указывающими на какую-либо угрозу.
По определению Р.С. Немова, «тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [2].
А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра [32].
По определению С.С. Степанова «тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» [2].
Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску [1].
Термин «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.
Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.
Другой вид - так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма [37].
Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.
Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и прежде всего у К. Хорни.
В теории К.Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.
В книге «Невротическая личность нашего времени» К.Хорни насчитывает 11 невротических потребностей:
Невротическая потребность в привязанности и одобрении, желание нравиться другим, быть приятным.
Невротическая потребность в «партнере», который исполняет все желания, ожидания, боязнь остаться в одиночестве.
Невротическая потребность ограничить свою жизнь узкими рамками, оставаться незамеченным.
Невротическая потребность власти над другими посредством ума, предвидения.
Невротическая потребность эксплуатировать других, получать лучшее от них.
Потребность в социальном признании или престиже.
Потребность личного обожания. Раздутый образ себя.
Невротические притязания на личные достижения, потребность превзойти других.
Невротическая потребность в самоудовлетворении и независимости, необходимости ни в ком не нуждаться.
Невротическая потребность в любви.
Невротическая потребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости.
К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления [44].
В большой степени К. Хорни близок С. Салливен. Он известен как создатель «межличностной теории». Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. С. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений [44].
С. Салливен рассматривает организм как энергетическую систему напряжений, которая может колебаться между определенными пределами – состоянием покоя, расслабленности (эйфория) и наивысшей степенью напряжения. Источниками напряжения являются потребности организма и тревога. Тревога вызывается действительными или мнимыми угрозами безопасности человека.
С. Салливен так же, как и К. Хорни, рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится «центральной потребностью» и определяющей силой его поведения. Человек вырабатывает различные «динамизмы», которые являются способом избавления от страха и тревоги.
Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм (Фромм Э., 1990). В отличие от К. Хорни и С. Салливена Э. Фромм подходит к проблеме психического дискомфорта с позиции исторического развития общества.
Э. Фромм считает, что в эпоху средневекового общества с его способом производства и классовой структурой человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности и не испытывал таких тревог, как при капитализме, потому что он не был «отчужден» от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Э. Фромм называет «естественными социальными связями», существующими в первобытном обществе. С ростом капитализма разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревоги, порожденной «негативной свободой», человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги.
Э. Фромм, К. Хорни и С. Салливен пытаются показать различные механизмы избавления от тревоги.
Э. Фромм считает, что все эти механизмы, в том числе «бегство в себя», лишь прикрывает чувство тревоги, но полностью не избавляет индивида от нее. Наоборот, чувство изолированности усиливается, ибо утрата своего «Я» составляет самое болезненное состояние. Психические механизмы бегства от свободы являются иррациональными, по мнению Э.Фромма, они не являются реакцией на окружающие условия, поэтому не в состоянии устранить причины страдания и тревоги [28].
|