Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии


Скачать 1.93 Mb.
Название Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии
страница 1/15
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Актуальные вопросы дерматовенерологии

Министерство здравоохранения Республики Тыва

ГБУЗ РТ «Рескожвендиспансер»

Региональное общество дерматовенерологов

Актуальные вопросы дерматовенерологии

(избранные труды сотрудников ГБУЗ РТ «Рескожвендиспансер» и кафедры кожных и венерических болезней с курсом ПО ГОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. В. Войно-Ясенецкого)

К 70-летию дерматовенерологической службы Республики Тыва

Кызыл,2015г.

Ответственный редактор: кмн А.П.Обухов

В сборнике представлены научные статьи, выполненные в Республиканском кожно-венерологическом диспансере и на кафедре кожных и и венерических болезней с курсом ПО ГОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. В. Войно-Ясенецкого, посвященные актуальным вопросам дерматовенерологии. Статьи являются результатом исследований проведенных за последние 20 лет.

ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С СИФИЛИСОМ

В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1921-1944 гг.)

С. Н. Чидаран, В.И. Прохоренков, А. М. Бекетов

Перед ТНР в 1921 году встала неотложная задача создания хорошо организованной системы борьбы с венерическими болезнями. На пути выполнения этой задачи стояли большие трудности: крайне мала была больничная сеть, не хватало врачей, среднего медицинского персонала, медицинского оборудования, медикаментов.

В 1928 году на 40-50 тыс. населения, в Туве были лишь две больницы в г. Кызыле: государственная, где работал 1 врач и 1 фельдшер и государственная тибетская, где лечил лама, (в 1929 г. эти больницы были объединены в одну с двумя отделениями). Больные сифилисом практически в этот период по-прежнему не получали медицинской помощи.

Начало планомерной работы по борьбе с венерическими болезнями в ТНР было положено прибывшей по приглашению правительством и ЦК ТНРП в 1928 году экспедицией Наркомздрава РСФСР, возглавляемой И.Д. Руденко. Экспедиция работала в Туве до 1933 года, в задачи ее входило оказание квалифицированной помощи, развертывание профилактической работы, организация сети здравоохранения, подготовка национальных медицинских кадров, изучение некоторых аспектов тибетской медицины. Большое внимание работниками экспедиции уделялось санитарно-просветительской работе, в т.ч. противовенерической пропаганде. В тот период врачебная помощь в Туве выступала как один из самых серьезных рычагов культурного возрождения страны, без санитарного просвещения, и разъяснительной работы, без усвоения населением правил элементарной гигиены, нечего было и думать о решительной борьбе с венерическими болезнями. Основной трудностью в проведении санитарно-просветительской работы, работы среди аратских масс были поголовная неграмотность и отсутствие национальной письменности. В 1930 году с помощью СССР, была создана тувинская национальная письменность. В этом же году в газете «Правда тувинского арата», издаваемой на монгольском языке, (№38, за 1 сентября) на одной из полос, напечатанных на тувинском языке, появилась статья секретаря ЦК ТНРП Иргита Шагдыржапа «Венерические болезни». Эта статья была первой публикацией на тувинском языке, посвященной этой проблеме. В ней освящены были вопросы клиники и течения сифилиса, рассказывалось о последствиях заболевания и губительном влиянии его на организм, содержались краткие сведения о врожденном сифилисе. Но автором преследовались не только цели санитарного просвещения, в статье впервые сформулированы задачи и намечены пути и методы борьбы с сифилисом, содержался призыв учитывать опыт здравоохранения СССР и приложить максимум усилий для борьбы с этой инфекцией.

В 1933 году на тувинском языке была издана брошюра одного из членов экспедиции Наркомздрава Месетникова «Как уберечь себя от заразных болезней», в переводе Тостай-оола (министра культуры) и Норжунмаа, где одна из глав была посвящена сифилису. Основное внимание в ней было уделено описанию механизма бытового заражения сифилисом, возможности заражения при пользовании общими курительными принадлежностями, посудой, жевательной серой и т.д. В это же время вышла брошюра Ф. Найдановой на монгольском языке «Задачи партии по работе среди женщин». В ней, кроме описания методов личной гигиены, приводятся краткие сведения о венерических болезнях. В период работы экспедиции Наркомздрава 1928 года, на тувинском языке вышла брошюра «Сифилис и борьба с ним».

За время работы экспедиции Наркомздрава РСФСР (1928-1933 гг.), были открыты 6 больниц и 3 медицинских пункта. Коечная сеть возросла с 25 (1928 г.) до 185 (1933 г.). Кроме проведения работы по организации общемедицинской сети в республике, большое внимание было уделено созданию венерологической сети. При больнице г. Кызыла было создано венерологическое отделение на 10 коек, а в Кызыльской амбулатории введен венерологический прием. В некоторых районных центрах, где слабая коечная сеть не позволяла госпитализировать больных сифилисом, были созданы общежития для венерических больных из дальних сумонов, которые лечились амбулаторно, в частности в Шагонаре и Чадане [1].

В 1928 году было предпринято выборочное обследование населения Улуг-Хемского, Дзун-Хемчикского и Барун-Хемчикского районов, из всего обследованного населения 10% было поражено сифилисом. За 6 лет работы экспедиции, в стационарах республики были пролечены 7698 больных, из этого количества больных сифилисом – 2218 человек (28,8%). Амбулаторно было принято 2822 больных сифилисом [1]. В 1928 году стационарно было пролечено 50 больных сифилисом, в 1932 году – 560 больных сифилисом. Несмотря на проводимую работу, заболеваемость сифилисом в начале тридцатых годов в Туве оставалась высокой. При обследовании Чаа-Хольского сумона Улуг-Хемского кожууна в 1933 году выявлено, что из 764 обследованных, больных сифилисом было 84 человека (14,4%). Из них 76 больных не лечились. Из числа больных, обратившихся за амбулаторной помощью, 34% составляли больные сифилисом [1]. Начальник экспедиции И.Д. Руденко в отчетном докладе, остановившись на высокой детской смертности, объясняет этот факт «влиянием неблагополучных санитарно-бытовых условий, а главным образом, большим процентом заболеваемости сифилисом». Все 23 женщины Чаа-Хольского сумона, в анамнезе которых отмечались выкидыши, были больны сифилисом. Экспедиции приходилось не только организовывать лечебную сеть, но и непосредственно руководить ею, т.к. Министерство культуры, в ведении которого до 1941 года находилась лечебно-профилактическая работа, не располагала соответствующими специалистами.

В январе 1934 года в Туву прибыла 2 экспедиция Наркомздрава РСФСР. Руководил этой экспедицией доктор К.О. Калнберз, который был назначен советником министерства культуры по вопросам здравоохранения. Несмотря на проводимую экспедициями работу по организации лечебной сети, налаживанию системы финансирования, «правительство Тувы, полпредство СССР в этой стране, ее общественность, печать, обследовательские бригады единодушно оценили состояние здравоохранения на 1934 год как тяжелое» [2]. Недостаточная коечная мощность районных больниц (10-12 коек), недостаточность государственных средств, отсутствие лечебных кадров препятствовали становлению венерологической службы республики.

В 1937 году в Улуг-Хемском кожууне (население 13 тыс. человек) было зарегистрировано 1866 больных сифилисом. В Дзун-Хемчикском кожууне в этом же году - 691 больной сифилисом (3,03% населения), из них 276 больных не лечились. В 1938г. в этом же районе взяты на учет 601 больной сифилисом (2,9% населения) [3]. У основной массы больных наблюдался третичный сифилис. Так, в Барун-Хемчикском кожууне в1937 году взяты на учет больные с сифилисом первичным – 2, вторичным – 2, третичным – 226 больных. В этом же районе в 1938 году взятые на учет больные сифилисом распределялись по стадии болезни следующим образом: сифилис первичный - 4 больных, сифилис вторичный – 5, сифилис третичный – 873 [4].

В г. Кызыле в 1937 году больные сифилисом составили 8,2% всех стационарных больных. Среди больных, лечившихся стационарно, больных первичным сифилисом было 35, вторичным - 63, третичным - 179. Среди больных, лечившихся амбулаторно: с первичным сифилисом наблюдалось 137 больных, сифилисом вторичным - 1769, сифилисом третичным - 3600 больных.

В 1938 году больные сифилисом составили 6,5% всех больных, лечившихся стационарно и 4,2% амбулаторных больных, причем среди лечившихся в стационарах с первичным сифилисом было 21 больной, со вторичным - 54, с третичным - 102 больных. Больные, лечившиеся амбулаторно, по стадиям болезни распределялись следующим образом: сифилис первичный - 181 больной, сифилис вторичный - 182 больных, сифилис третичный - 2143 больных [4].

Большое значение в организации борьбы с венерическими болезнями в Туве имела 2 республиканская конференция врачей ТНР, состоявшаяся 17 марта 1937 года. Конференция разработала план мероприятий, направленных на снижение вензаболеваемости в республике. Эти конкретные «Предложения по борьбе с венеризмом» были опубликованы в газете «Вперед» (30 марта 1937 г. №22/461).

В предложениях говорилось об усилении противовенерической пропаганды, повышения качества проведения бесед, лекций, изданию брошюр, статей в местной печати на тувинском языке, причем указывалось, что помощь в этом деле должен оказывать кожуунный актив. Ему же отводилось главное место в борьбе с некоторыми местными обычаями: курение общей трубки, пользование общей посудой, ранние браки и др. При проведении лекций и бесед рекомендовалось шире использовать плакаты, диапозитивы, конкретный материал. Конференция предусматривала также такие мероприятия, как периодические медицинские осмотры, санитарные агитсуды, добрачный осмотр вступающих в брак, привлечение к мерам административного воздействия больных, уклоняющихся от лечения. Кроме того, на конференции было решено возбудить ходатайство перед Малым Хуралом об изменении существующего закона о семье и браке, установив брачный возраст для женщин 16 лет. Для лечения венерических больных решено было организовывать при больницах общежития, где больные из дальних сумонов могли бы жить, получая амбулаторное лечение. Конференция призывала всех врачей республики провести точный посумонный учет венерических больных.

На конференции особое внимание было уделено вопросам медицинского обеспечения населения дальних сумонов, стойбищ и чабанских стоянок. Необходимо было приблизить к ним венерологическую помощь, т. к. создание общежитий для венерических больных в районных центрах позволило охватить большое количество больных амбулаторной помощью, но сопряжено было с отстранением от работы массы трудоспособного населения (чабанов, сакманщиков), кроме того, некоторые больные не могли на длительный период оставить чабанские стоянки.

Для работы в дальних районах Тувы, на конференции было предусмотрено создание венерологических юрт-передвижек, укомплектованных врачебным и средним медицинским персоналом [6]. Еще в 1934 году экспедицией Наркомздрава была организована первая венерологическая юрта-передвижка, за период с мая по сентябрь обслужившая три кожууна [7]. В 1937 году предусматривалась работа в Барун-Хемчикском, Дзун-Хемчикском, Улуг-Хемском, Тоджинском, Тес-Хемском кожуунах 7 юрт-передвижек.

В «инструкции для медицинских юрт-передвижек и медицинских пунктов по борьбе с венерическими заболеваниями в ТНР», разработанной врачом Колесниковым, предусматривались и некоторые другие задачи: пропаганда мер личной профилактики венерических болезней (в т.ч. применение каломельной мази Мечникова), разъяснение необходимости проведения добрачных медицинских осмотров. В этой же инструкции приводились схемы лечения сифилиса (курс лечения состоял из 13-15 инъекций бийохинола по 3,0 - 2 раза в неделю, и 6 - 8 вливаний неосальварсана по 0,6 - 0, 45 1 раз в неделю [7].

Таким образом, в 20-30 годы на территории современной Тывы отмечалась высокая заболеваемость сифилисом, при этом преобладали поздние формы сифилиса. Большую роль в организации борьбы с сифилисом сыграли противоэпидемические отряды, организованные Наркомздравом РСФСР, направленные в данный период в ТНР.

Литература

  1. ЦГА Республики Тыва, ф. 140, оп. 1, ед. 1.

  2. Беликова И.П. «Советское здравоохранение», 0975 – №1. – стр. 70.

  3. ЦГА Республики Тыва, ф. 140, оп. 1, ед. 15, стр. 69, 73.

  4. ЦГА Республики Тыва, ф. 140, оп. 1, ед. 15, стр. 83.

  5. ЦГА Республики Тыва, ф. 140, оп. 1, ед. 15, стр. 273-280.

  6. ЦГА Республики Тыва, ф. 140, оп. 1, ед. 15, стр. 75-82.

  7. ЦГА РФ, ф. 480, оп. 35, ед. 580, л.5.

  8. ЦГА Республики Тыва, ф. 140, оп. 1, ед. 15, стр. 30-32.

К ВОПРОСУ О ПУТЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ, МЕТОДАХ ЛЕЧЕНИЯ СИФИЛИСА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ТУВЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

С. Н. Чидаран

Существуют различные теории возникновения сифилиса: американская, европейская и африканская; есть точки зрения о возникновении сифилиса в Азии с последующим проникновением в Европу [26,31,32,35]. В трудах великих ученых древности встречаются описания болезней, имеющих проявления, очень похожие на сифилитические [7,12]. В произведениях древней индийской и тибетской медицины есть описания поражений кожи и половых органов, аналогичных поражениям при сифилисе. В третьей книге тибетского медицинского трактата «Чжуд-ши» (Четверокнижие), написанного в VIII – IX веках н.э., в двух главах рассматриваются причины и способствующие факторы, признаки и лечение болезней «тайных органов». К этиологическим факторам отнесены чрезмерные половые увлечения, нарушение режима питания, «внедрение в тело червей» (заразного начала) и др. [4,43,45].

У разных народов сифилис был известен под различными названиями, которые отражают источник проникновения болезни в ту или иную страну: испанской, итальянской, французской болезнью и др. [13,26]. В литературе Монголии, Бурятии и Тувы встречаются данные, что его называли «китайской болезнью» [3,5,33]. В Туве его еще называли «паш», и в тувинском языке это название сохраняется до сих пор (язва на половых органах, имеющая форму чашки, в которых тувинцы варили чай, называлась черной чашкой - паш) [40].

Возникновение сифилиса с давних времен связывали с наводнениями, землетрясениями, заражением через испарения от гниющих тел, через «болезнетворное дыхание», из-за половых сношений с животными и т. д. [13,26]. Интересно отметить объяснение возникновения венерических болезней в источниках по изучению тибетской медицины. В переводе на русский язык «Чжуд-ши» А.М. Позднеев пишет: «Ламаиты-врачи представляют себе дерево «Сэ» в виде растущего кустообразно и вьющегося тростника. Если, при поломке ветвей этого дерева, соки его упадут на тело человека, то последует заражение крови и образуются язвы, совершенно подобные венерическим. Происхождение венерической болезни в человеческом роде ведет свое начало именно от этого дерева. Этим объясняется и название сказанной болезни у тибетцев, т.е. «заражение ядом дерева «Сэ» [37].

В трактате «Вайдурья-онбо» (Голубой берилл), комментирующем «Чжуд-ши», приводится легенда о происхождении ядов. В легенде сказано, что при дележе подводных даров океана между небожителями и обитателями Ассури со дна океана поднялся рассерженный дух ядов Дуг-Хала-Хала и стал испускать ядовитые испарения и лучи. Дух был умерщвлен Брахмой, а тело его было расчленено и разбросано по земле. «Там, где упали части тела духа ядов Дуг-Хала-Хала, появились яды. Различают яды, образующиеся в организме при разных заболеваниях, как например яд (интоксикация) при лихорадках, бешенстве, китайской болезни (изъязвление ротовой и носовой полостей – сифилис), столбняке…» [5]. В глоссарии терминов, упоминаемых на листах свода иллюстраций к трактату «Вайдурья-онбо», есть термин «lhog-pa», который переведен как: 1) язва, нарыв; 2) сифилис [4].

В одном из источников по истории монголов средневековья – сочинении «Алтан Тобчи» («Золотое сказание»), написанного в XVII в., написано: «Сыном Тамир бату был Орус бату. Женой его была девица по имени Орджил из рода Чум. Однажды повар хагана подал ей мясо черепахи, сваренное в масле. Мясо вызвало брезгливость у хаганши. От этого получилось осквернение и не ее теле появилась язва рана. От нее заразился хаган, на теле которого тоже появилась язва рана. Хаганша была беременная и родила слепого сына» [6]. С некоторой долей осторожности это можно принять за описание сифилиса.

В тибетской медицине наряду с такими реальными причинами заболеваний, как воздействие неблагоприятных климатических условий, неправильного образа жизни и питания, сохраняется вера в сверхъестественное наказание за нарушение различных бытовых табу, религиозных запретов и норм религиозной морали. Те или иные классы демонов могут насылать различного рода заболевания. Так, твердые опухоли, язвы, нарывы, могут наслать демоны класса: нага, «опасный», «хозяин местности». Лама должен тщательно и безошибочно выяснить, какие демоны несут ответственность за болезнь пациента [4].

В средневековой тибетской медицине каждый тибетский лама-врач сам собирал лекарственное средство, доводил его до кондиции и приготовлял лекарство. Для лечения некоторых заболеваний применялись средства животного происхождения, например, при сифилисе ламы рекомендовали пить кровь животных, употреблять мясо в полусыром виде, объясняя это лучшей сохранностью в нем белков, жиров и углеводов [4,30,37]. Ламы-лекари знали также немало препаратов минерального происхождения: мумиё, мел, поваренная соль, сулема, красная железная руда, медный купорос, столовая сода [29].

В Монголии для лечения сифилиса, заболеваний кожи применялась пропись, которая состоит из листьев белены черной, смолы ватика, корня ферулы, корневища аира болотного, очищенной серы, металлической ртути. Эту пропись применяют и наружно. Из порошка, замешанного с водой, делают небольшие лепешки размером с двухкопеечную монету и высушивают их. Больного накрывают халатом, из печки вынимают раскалившиеся до белого огня куски верблюжьего или лошадиного помета, кладут на них лекарственную лепешку. Лепешка сгорает и таким образом окуривает больного [42].

В этнографических материалах экспедиции В.И. Роборовского (1895г.) упоминается метод лечения сифилиса, применяемый монголами, которые также пользовались курением ртути с табаком, причем для сохранения зубов, которые от ртути выпадают, при курении держат во рту кусочек серебра. Кроме того, монголы принимали внутрь красную охру и металлическую ртуть с чаем [33].

В Европе в XV веке преобладало лечение в виде ртутных втираний. В своем трактате «О сифилисе» Джироламо Фракасторо (1530г.) писал: «Ртуть входит в состав всех средств для намазывания; для оказания действия в глубине к ней прибавляют другие вещества; таковы жиры». Далее он указывает: «Словно старые способы лечения были недостаточны, эмпирики, несомненно весьма дерзкие люди, ввели новое изобретение, состоящее в окуривании прижигающими средствами, хотя лечение намазываниями более надежно и легче переносится» [41].

Ртуть, как противосифилитическое средство, в Монголии и Туве стала использоваться в период расширения торговых связей с Китаем (конец XVI, начало XVII века). Обезвреженная ртуть составляет базовый компонент всех «драгоценных пилюль», изготовлением которых славилась тибетская медицина. Мазевой метод лечения сифилиса в Туве и Монголии практически не имел применения [4]. Профилактическими средствами против венерических болезней служит вера в бога и церковные обряды.

В XVII - XIX вв. в Монголии были известны врачи, которые переводили «Чжуд-ши», создавали свои рецепты - жор. При заболевании сифилисом рекомендовалась микстура, содержащая зопник, караган белокорый, зубчатку красную, свеклу и софору. В начале ХХ в. в Монголии известна была пропись «Дандарын Таван аршан» (Пять источников Дандара), в состав которой входили экстракты пяти лекарственных растений: полынь, багульник, можжевельник, саликс-иво и эфедра. Рекомендовалось принимать эту смесь в виде горячей ванны, которая назначалась для лечения кожно-венерических заболеваний и ряда других хронических болезней. Большинство рецептурных справочников в монгольской народной медицине являются анонимными – без авторов и дат их написания. Монофармацевтические прописи применялись очень редко. Ярутка ложечная, ярутка полевая, монг. Халбаган бирааг считали весьма эффективным при гонорее или сифилисе [42].

Прописи тибетской и монгольской медицины предыдущих столетий в переработанном виде встречаются в монгольском рецептурном справочнике «Монгол эмийн жорын гарын авлага», изданном институтом народной медицины в 2001г. В числе многих описаны препараты, в состав которых входит ртуть - улчу (монгон ус). Например, рецепт, в который входит ртуть, сера очищенная, аконит Кузнецова, плод миробалана хебула в равных соотношениях, носит название «улчу 4» (4 компонента) [11].

Большой Агинский жор содержит прописи, способы изготовления, употребления, показания к применению лекарственных средств из III и IV томов «Чжуд-ши», «Лхантаба». Интерес вызывает большое количество сложносоставных рецептов (совмещение в одном препарате растительных, минеральных, органических веществ, компонентов мифического происхождения – «кости дракона», «клюв и хвост Гаруды» и др.). Для лечения сифилиса, применялась, например, пропись: «камедь вонючей ферулы, мускус, прутник трехлистный, плоды кассии тора, семена касатика мечевидного, клубни аконита, мясо и жир, все соединить и окуривать дымом нос, излечит я-ма (гумму носа)»; «золотистого цвета гирлянда»: ртуть, сера, шесть превосходных, корни аира, смола ватика, камедь вонючей ферулы, мускус, остролодочник остролистный, три лекарства желтой воды, плод пальмы бетель, трех видов плоды, золотистый песок, канавалия мечевидная, мумие, костус горький, хлористый аммоний, все в равной дозе, сделать пилюли. Они обозначаются «ртути двадцать пять» [8].

На территории Тувы с хуннского времени возник шаманизм [18,30]. Тувинский шаманизм представлял собой систему первобытных религиозных верований, основанную на признании злых и добрых духов, окружающих человека, населяющих горы, долины, леса, воды, небесную сферу и подземный мир. Культ природы охватывает такие культы как освящение огня, деревьев, источников, оваа и тайги [15,23]. В ясе (своде законов) Чингисхана имелась специальная статья, запрещающая осквернять огонь. За нарушение запрета полагались строгие меры наказания, вплоть до смертной казни [27]. Вероятно, служители культа в Туве объясняли возникновение некоторых болезней осквернением огня, например, что сифилисом можно заболеть, помочившись огонь.

Особую роль в жизни тувинцев играли «хам-ыяш» (букв. «дерево-шаман») [1]. Категорически запрещалось ломать ветви шаманского дерева, рубить рядом с ним растущие деревья и кустарники, стоять или сидеть к нему спиной, привязывать к нему коня. С «хам-ыяш» связаны различные легенды. Одна из них повествует о том, как жестоко поплатился охотник, который осквернил шаманское дерево. Возвращаясь вечером с охоты, он решил проверить свое ружье и выстрелил в ближайшее дерево. Оказалось, что он выстрелил в хам-ыяш. Через некоторое время у охотника, его жены и детей стали проваливаться носы и обезображиваться губы. Тогда семья пригласила шамана и попросила его установить причину этого несчастья. Шаман сказал хозяину: «Ты выстрелил в священное шаманское дерево, и твоя пуля попала прямо в рот хозяину дерева». Вскоре вся семья вымерла полностью» [36].

В Туве элементы магии встречаются в объяснении причин некоторых болезней в виде воздействия злых духов, сверхъестественных сил [30]. Лама-лекарь устанавливал природу демонов и приступал к выполнению соответствующих ритуалов, направленных на умилостивление или изгнание демонов. Такие ритуалы включают в себя чтение мантр-заклинаний, подношение жертвенных фигурок из теста и масла для умилостивления демонов [9,20,47].

Одним из видов дагыыра (моления), характерного для тувинских шаманистов, - это моление возле той или иной древней каменной статуи с целью излечения больного. Больного привозили к подножию каменной бабы, и шаман обращался к ней с просьбой взять на себя болезнь этого человека. Каменное изваяние окуривали вереском, угощали аракой (молочной водкой) и надевали на него цветные ленточки, которыми предварительно обвязывали больного [15]. Духов вполне удовлетворяет онгон или «ээрен» (идольчик из тряпок всевозможной формы, в зависимости от заболевания). «Ээреней» этих – бесчисленное количество. Каждая болезнь – сифилис, чахотка, эпилепсия, трудные роды, детские болезни – имеют своего «ээрена» [29,30].

С началом маньчжуро-китайского господства в Туве стала вводиться китайская государственная религия – буддизм, принявший форму ламаизма. Вместе с ламаизмом в Туву проникли элементы тибетской медицины. Тувинскими ламами применялись для лечения сифилиса средства из арсенала тибетской медицины, содержащие ртуть. В.К. Яковлевым упоминаются аптечки лам, причём среди средств, применяемых от сифилиса, названы: улон тонхо - киноварь с ртутью в виде конусообразных лепёшек или пилюль, мунгунсу - ртуть [47].

М.З. Хайкин описывает лечение больных сифилисом ламами: «в ступку (согааш - тув.), в которой араты толкли просо, насыпалось немного песка или земли. На этот песок помещался раскаленный камень, а на камень кусочек какого-то лекарства блестяще-сероватого цвета (препарат ртути). Положенное вещество начинало гореть, выделяя при этом большое количество густого едкого дыма. В это время верхом на ступку усаживался больной таким образом, чтобы дым снизу попадал на половые органы. Сверху больной накрывался кочмой или другой одеждой через голову, прикрывая ступку и тело до земли. В таком положении больной должен был сидеть до момента полного сгорания положенного вещества и полного исчезновения дыма. Во время этой процедуры больной задыхался, кашлял, потел, жаловался на головную боль и тошноту, и все это считалось благоприятным моментом данного вида лечения. Если же проведенная процедура не приводила к заживлению язвочки, ее повторяли несколько раз ...» [40,46].

Возможно, тувинские ламы, вследствие того, что сами не готовили сложносоставные лекарства, применяли для процедур окуривания больных сифилисом препарат, привезенный из Монголии в готовом виде. Кроме того, ламы толкли ртуть с ароматическими кореньями и в таком виде выдавали больным сифилисом, которые перемешивали порошок с табаком (дунзой), и курили из трубки. В целях лечения от сифилиса больной вдыхал дым от пихтовых, березовых поленьев и различных трав» [24].

До распространения европейской медицины в Туве существовала народная медицина, больше известная как «кара эм». Люди, знакомые с народной медициной, назывались одучу, их методы лечения отличались от методов применяемых ламами, которые занимались врачеванием на основе тибетской медицины» [29]. Из средств растительного происхождения, для лечения кожных поражений, применялись лекарственные формы животного происхождения (чаще эндокринные железы кабарги, косули, диких оленей, лося, маральи панты, свежая кровь и печень диких и домашних животных). Желчь медведя люди употребляют от простуды и, разведенную водой, - от сифилиса, при возникновении сыпи, дабы она не задерживалась внутри [22].

М.Г. Шабаев при описании методов лечения народной медицины приводит данные по лечению наружных проявлений сифилиса присыпками из медного купороса, им засыпали сифилитическую язву [46].

Со второй половины XVIII в. появляются наиболее крупные монастыри в Южной и Центральной Туве. Монастыри были не только центрами, но и распространителями буддийской религии. К 1921 году в Туве насчитывалось более 10 тысяч лам - 1/7 часть населения [46].

В фонде Тувинского краеведческого музея им. 60 богатырей хранится около 1300 томов рукописей и ксилографов на тибетском и старомонгольском языках. Общее число сочинений, входящих в эти тома, превышает 20 000 ед., сутры на русский или тувинский языки не переводились. Тувинские ламы сами не писали медицинских сочинений, не разрабатывали теоретических вопросов медицины, не составляли справочников, но все же по-своему осмысляли и применяли на практике медицинские сочинения [17,30,38].

Каждый крупный хурээ (буддийский храм) имел свою небольшую аптеку. Чтобы не спутать их, на пакетиках и пузырьках делались надписи: «от кашля», «от головы», «от глаз», «от желудка», «от груди», «от жара» и т.д. Лекарства, которые употребляют ламы, присылались из Монголии целыми готовыми наборами [29,36].

В лечебных целях широко использовались природные термальные и радоновые минеральные источники – аржааны и солено-грязевые озера. В традиционном быту Тыва культ аржаанов был велик: с ним связывали здоровье тела и духа как отдельного человека, так и рода в целом [2,19,29]. Шаманы объясняли целебную силу аржаанов проявлением воли добрых духов. Ф.Я. Кон в 1934 г. писал: «Никто свойств воды не изучал, а ламы, и в этом отношении похожие на католических священников, творящих чудеса при помощи чудодейственной воды в Лувре, сгоняют сюда и сифилитиков, и ревматиков, и желудочных больных и всем прописывают одинаковый курс лечения [22]. Особенно большой популярностью пользовались термальные источники Тарыс, Уш-Бельдир, соленое озеро Чедер, Чойганские углекислые термы, Улатайские, Сут-Хольские радоновые воды.

Изучение распространенности сифилиса в Туве в дореволюционный период затруднено отсутствием научных медицинских источников. Причинами этого является отсутствие в Туве медицинских учреждений, вплоть до начала XX века, а также отсутствие письменности [16]. Изучение материалов этнографических экспедиций, организованных Русским Географическим Обществом в конце XIX столетия, дают право говорить о широким распространении венерических болезней на территории Тувы.

Широкое распространение сифилиса в европейских странах в начале XVI века привело к занесению болезни в Китай, чему способствовали быстро развивающиеся торговые морские связи. Распространение сифилиса из Китая на север, в частности в Монголию и на территорию Тувы было обусловлено, прежде всего, многочисленными войнами, которые вел феодальный Китай после становления маньчжурской династии с соседними монгольскими княжествами [18,29]. Одним из путей распространения сифилиса в Туву явилось паломничество в религиозные центры Монголии [14,21].

Гражданская война в России, установление колчаковского режима в Сибири, а впоследствии оккупация Тувы отрядами китайских милитаристов и монгольских феодалов, действие различных банд на территории Тувы в период с 1918 по 1921 гг. и связанная с этим миграция населения немало способствовали еще большему распространению социальных болезней.

Статистических данных по учету заболеваемости сифилисом в Туве в дореволюционном периоде не имеется. В фондах ЦГА имеются неполные ведомости по заболеваниям за 1915-1918 гг., составленные фельдшерами медицинских пунктов, которые не отражают истинной картины распространения сифилиса. По данным материалов ЦГА, в 1915г., «сойотское население равно 56 тыс. чел., общая цифра русского населения в Урянхае – 5565 душ обоего пола. За год обращалось за помощью 111 больных сифилисом: 18 русских и 93 сойота [39]. Процент заболеваемости сифилисом среди сойотов очень велик, причина: наследственность, свободная половая жизнь, питье из одной чашки и передача курительной трубки друг другу вместо приветствия [20,34,44]. На некоторых особенностях семейного быта тувинцев, на характере половых отношений сказалась ламаистская мораль, примеры её развращающего влияния имеются в материалах центральноазиатских экспедиций Г.Н. Потанина, П.К. Козлова в Монголию и Тибет в 1899 году, дневниках Н.К. Рериха, материалах экспедиций В.И. Роборовского и др. [21,28,33].

Первая врачебная амбулатория в Туве была открыта в 1913 г. для обслуживания русских переселенцев. В этот период, как свидетельствуют данные литературы, архивные материалы, борьба с социальными болезнями практически не велась. В.И. Дулов описывает положение медицинского дела в Туве: «сами тувинцы не знали медицинской науки и не имели лечебных учреждений. «Лечебная помощь» была у них монополизирована ламами и шаманами, которые не боролись с болезнями, а нередко сами разносили их. Первые врачебные пункты были открыты переселенческим управлением в Туране, Знаменке, Белоцарске и на Кемчике; первый из них был открыт весной 1913 г., а последний – в 1915 г. [10,25,39,46]. Европейская медицина в лице русских врачей стала вытеснять шаманов и лам.

Таким образом, значительному распространению венерических болезней на территории дореволюционной Тувы способствовали крайне тяжелые условия жизни основной массы населения, низкая культура и безграмотность, отсутствие медицинской помощи, религиозные предрассудки. Вхождение Тувы под протекторат России, в 1914 г. способствовало росту культуры тувинцев, появились первые медицинские пункты, что способствовало в какой-то мере борьбе с социальными болезнями. Больные сифилисом (по данным М.Г. Шабаева 1975 г., им было поражено в то время 3 - 4 % населения) практически не получали медицинской помощи, по-прежнему практиковали ламы и шаманы. Основную роль в распространении сифилиса из Китая в Монголию и Туву были длительные войны и массовые передвижения населения. Немало способствовали занесению сифилиса в Туву торговые отношения с Монголией и городами северного Китая, а также паломники, возвращавшиеся из религиозных центров Монголии. Социально-экономическая и культурная отсталость, гнет местных феодалов, длительная маньчжуро-китайская оккупация, шаманизм, ламская медицина, особенности быта местного населения - все эти факторы способствовали широкому распространению сифилиса на территории Тувы в конце XIX, начале XX столетий.
Литература

  1. АГМЭ СССР, фонд 1, оп.2, д.341, л.42-43.

  2. Аракчаа К.Д. Слово об аржаанах Тыва. - М., 1995.

  3. Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму.- Новосибирск. 1982. с. 233.

  4. Атлас тибетской медицины. Под ред. Ю. М. Парфиновича. - М.: Галарт, 1994. – С.570.

  5. Базарон А.Г., Асеева Т.А. «Вайдурья-онбо» - трактат индо-тибетской медицины. - Новосибирск. 1984.- с. 50-51.

  6. Балданжанов П.Б. Алтан тобчи. - Улан-Удэ. 1970. – 415с.

  7. Белова-Рахимова Л.В. Гиппократ о кожных и венерических болезнях. Вестн. дерматол. и венерол. 1988. №5, с. 74-77.

  8. Большой Агинский жор. Перевод Батуева Б.Б., Асеевой Т.А., Дашиева Т.Б., Бадмаевой Л.Д., Бухашеевой Т.А.- Улан-Удэ, 1984. л. 177.

  9. Вайнштейн, С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. - М., 1961. - С. 170-186.

  10. Высоцкий, Н. К. К вопросу о состоянии медицинского дела в Усинском пограничном округе и на спорной территории. Труды 1 съезда врачей Енисейской губернии. - Красноярск, 1913. - С. 117-124.

  11. Ганбаяр Я. Монгол эмийн жорын гарын авлага (монгольский рецептурный справочник). - Улан-Батор, 2001г. – С. 326-329.

  12. Гиппократ. Избранные книги: Пер. с греческого. – М. 1994.- с. 371-391.

  13. Горелова Л.Е. Из истории борьбы с сифилисом. Рус. мед. журнал. том 9. №11. 2001. с. 478-479.

  14. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. - Л., 1926. - Т. 3, вып. I, 1930. - Т. 3, вып. II.

  15. Даржа В.К. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов. - Кызыл. 2007.

  16. Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы. XIX – начало XX в. - М., 1956. - С. 416-418.

  17. Дьяконова В.П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и религиозные культы тувинцев. В кн.: Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. - Л., 1979. - С. 150-167.

  18. История Тувы – Новосибирск, 2001. – Т.1. – 366с.

  19. История Тувы – Новосибирск, 2007. – Т.2. – 429 с.

  20. Каррутерс Д. Неведомая Монголия. Урянхайский край. – П., 1914. – Т.1. - С. 266-267

  21. Козлов П.К. По Монголии и Тибету. - М., 1956 – С. 46-161.

  22. Кон Ф.Я. За 50 лет. - М., 1936. - кн. 3 – 4. – С. 35-196.

  23. Кочетов А.Н. Ламаизм. - М., 1973. – С. 52-167.

  24. Маслов П.П. Конец Урянхая. - М., 1933. – С. 54-81.

  25. Менхен-Хелфен О. Путешествие в Азиатскую Туву. (“Reise ins asiatische Tuva”). - Берлин, 1931. – С. 116-119.

  26. Милич М.В. Эволюция сифилиса. - Медицина. М. 1987.-с. 7-12;

  27. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.) - Новосибирск, 1980.- С. 230-305.

  28. Михеев, Отчет о поездке в северо-западную Монголию и Урянхайскую землю - С-Пб, 1910.

  29. Монгуш М.В. История буддизма в Туве - Новосибирск, 2001.- С. 45-170.

  30. Монгуш М.В. Ламаизм в Туве - Кызыл, 1992. – С. 52-126.

  31. Позднеев А. М. Учебник тибетской медицины. - СПб., 1908. – С. 199.

  32. Прохоренков В.И., Шергин С.Н., Карачева Ю.В. О некоторых спорных вопросах эволюции сифилиса.- ИППП. №1, 2003. – с. 17-20

  33. Прохоренков В.И. Сифилис. Иллюстрированное руководство. - М. 2002. с. 7-9.

  34. Роборовский В.И. Путешествие в Восточный Тянь-Шань и Нянь-Шань - М. 1949.

  35. Родевич В.М. Очерк Урянхайского края. - СПб., 1910. – С. 18-19.

  36. Родионов А.Н. Сифилис. - СПб. 2000.- с. 10-12.

  37. РФ ТНИИЯЛИ, Д. 1104, л.8 МА.

  38. Фонды Тувинского краеведческого музея им. 60 богатырей. Материалы по тибетским книгам.

  39. Фонд ЦГА 123, оп.1, № ед. хр. 301, оп. 3, № ед. хр. 49, 298.

  40. Фонд ЦГА 140, опись 1, № ед. хр. 28 (доклад Хайкина М. З.: Некоторые данные об истории и развитии научной медицины в ТНР. - 1941.)

  41. Фракасторо, Д. О сифилисе. - М., 1956.

  42. Хайдав Ц., Алтанчимэг Б., Варламова Т.С. Лекарственные растения в монгольской медицине - Улан-Батор, 1985. – С. 15-193.

  43. Хунданов Л.Л., Хунданова Л.Л., Базарон Э.Г. Слово о тибетской медицине. - Улан-Удэ, 1979. –С. 28-54.

  44. ЦАДПОО ЦГА РТ - фонд 1. - оп. 1. - д. 401. - л. 49.

  45. Чжуд-ши. Канон тибетской медицины: Пер. с тибетского Д. Б. Дашиева. - Улан-Удэ, 2004 - Книга 2 (том III). - С. 88-91.

  46. Шабаев М.Г. Очерки истории здравоохранения Тувы. - Кызыл, 1975.

  47. Яковлев Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. - Минусинск, 1900. - С. 114-120.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Программа II международной научно-практической конференции «Актуальные...
...
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Актуальные вопросы финансирования
Актуальные вопросы финансирования и развития здравоохранения ростовской области в свете 20-летия обязательного медицинского страхования...
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Актуальные вопросы фтизиатрии
Буканова А. В., Гордашников В. А. «Актуальные вопросы фтизиатрии»: Учебное пособие/ Владивосток; 2007. 320 с
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Кгбпоу «вбмк» актуальные вопросы здоровьесбережения сборник материалов
«Актуальные вопросы здоровьесбережения»: материалы региональной студенческой научно-практической конференции. Владивосток: кгбпоу...
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Актуальные проблемы
Секретарь – Халикова Л. Р., заведующая организационно-методическим отделом гбуз рпц
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Специалист в области дерматовенерологии
Врачебная практика в области дерматовенерологии, косметологии и клинической микологии
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Актуальные вопросы развития экономики и профессионального образования в современном обществе
Актуальные вопросы развития экономики и профессионального образования в современном обществе: Материалы XII международной молодежной...
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Методические разработки к практическим занятиям по дерматовенерологии,...
...
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Согласовано «утверждаю» Председатель профкома Главный врач гбуз рб гкб №8 гбуз рб гкб №8
О предоставлении платных медицинских услуг населению гбуз рб гкб №8 г. Уфа на 2015 год
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Учебно-методическое пособие для практических занятий по дерматовенерологии...
Кафедра дерматовенерологии старейшего вуза России, основанная в 1872 году великим дерматологом Александром Генриховичем Ге и имеющая...
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Учебно-методическое пособие для практических занятий по дерматовенерологии...
Кафедра дерматовенерологии старейшего вуза России, основанная в 1872 году великим дерматологом Александром Генриховичем Ге и имеющая...
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Учебно-методическое пособие для практических занятий по дерматовенерологии...
Кафедра дерматовенерологии старейшего вуза России, основанная в 1872 году великим дерматологом Александром Генриховичем Ге и имеющая...
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Актуальные проблемы современной когнитивной науки Материалы шестой...
Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта ран
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Тема: Актуальные вопросы взаимодействия кадастровой палаты с муниципальными...
Слайд 1 Тема: Актуальные вопросы взаимодействия кадастровой палаты с муниципальными образованиями Республики Татарстан
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Пассажирских перевозок
Общество с ограниченной ответственностью «Региональное агентство воздушных сообщений»
Гбуз рт «Рескожвендиспансер» Региональное общество дерматовенерологов Актуальные вопросы дерматовенерологии icon Курсы: Организация документооборота и архива
Актуальные вопросы технического обслуживания и ремонта промышленного оборудования

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск