Включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 19 апреля 2013 года N 04696-316/318-931/352
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 9 апреля 2013 г. N 931/352
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ,
ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. приказа минобразования, министерства социальной политики
Нижегородской области от 30.06.2015 N 2661/421)
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываем:
1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа).
2. Утратил силу. - Приказ минобразования, министерства социальной политики Нижегородской области от 30.06.2015 N 2661/421.
3. Признать утратившим силу приказ министерства образования Нижегородской области и министерства социальной политики Нижегородской области от 6 июля 2012 года N 2095/591 "Об утверждении Программы и Порядка проведения подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах".
4. Управлению гражданско-патриотического воспитания и социально-правовой защиты детей министерства образования Нижегородской области (Н.В. Серагин), управлению социальной политики семьи и детей министерства социальной политики Нижегородской области (М.В. Ушакова) обеспечить контроль за реализацией Программы.
(в ред. приказа минобразования, министерства социальной политики Нижегородской области от 30.06.2015 N 2661/421)
5. Руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области обеспечить реализацию Программы.
(в ред. приказа минобразования, министерства социальной политики Нижегородской области от 30.06.2015 N 2661/421)
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляем за собой.
Министр образования
Нижегородской области
С.В.НАУМОВ
Министр социальной политики
Нижегородской области
О.В.НОСКОВА
Утверждена
приказом
министерства образования
Нижегородской области
и министерства социальной политики
Нижегородской области
от 09.04.2013 N 931/352
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ
В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Нижний Новгород
2013
Введение
Обеспечение прав ребенка на воспитание в семье - одна из главных задач общества и государства. Семейное жизнеустройство - важнейший путь решения проблемы сиротства, определенный Правительством Нижегородской области на сегодняшнем этапе как приоритетное направление.
В Нижегородской области в последние годы осуществляется последовательная работа по семейному жизнеустройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей).
Число семей, воспитывающих детей, в регионе ежегодно увеличивается. По состоянию на 1 января 2013 года в Нижегородской области насчитывается более 11000 замещающих семей, в которых воспитываются более 13000 детей.
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, существуют проблемы "вторичных отказов" и возвращение детей в интернатные учреждения. Подобная ситуация является следствием того, что сложившаяся практика устройства детей в замещающие семьи до недавнего времени не предусматривала даже минимальной подготовки замещающих родителей и целенаправленной помощи семье, взявшей ребенка на воспитание. В большинстве случаев причинами невыполнения своих обязанностей в замещающих семьях являются неготовность родителей принимать ребенка с психологическими особенностями, ребенка, пережившего разлуку с кровными родителями и воспитывающегося в учреждениях интернатного типа, спецификой развития этих детей, недостаточная правовая и педагогическая подготовленность к решению проблем воспитания ребенка. Вместе с тем, помещение ребенка в замещающую семью должно, прежде всего, обеспечить возможность его безопасного воспитания и развития в условиях "новой семьи".
Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Для организации подготовки замещающих родителей в Нижегородской области созданы Школы замещающих родителей на базе учреждений социальной защиты семьи и детей и образовательных учреждений, которым в соответствии с действующим законодательством переданы полномочия по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" и обеспечивает единый поход к организации и проведению подготовки граждан в Школах замещающих родителей Нижегородской области.
Программа является комплексной и предусматривает освещение нормативно-правовых основ, социальных, медицинских, психолого-педагогических аспектов развития детей, технологии адаптации и воспитания в принимающей семье. Программой предусмотрены различные формы проведения занятий: лекции, практические занятия, тренинги.
Технологии подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, позволяют оценить их ресурсность, изучить психологические особенности и возможности будущих замещающих родителей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов семей для размещения в них детей.
Цели и задачи курса подготовки
Цель курса подготовки - обеспечение прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на воспитание и заботу в семье, предотвращение вторичных отказов от детей, принятых на воспитание.
Задачи курса подготовки:
1. Познакомить лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Кандидатов), с существующими формами устройства ребенка в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей. Разъяснить права и обязанности замещающих родителей.
2. Повысить психолого-педагогическую и социально-правовую компетентность Кандидатов в области детской психологии, развития ребенка, влияния прошлого опыта ребенка (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей) на психофизическое развитие и поведение ребенка.
3. Познакомить с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, сформировать навыки ненасильственных способов коммуникации и представление о безопасном воспитании детей.
4. Оценить готовность Кандидатов к приему и воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей, оценке имеющихся ресурсов и ограничений, содействовать осознанному выбору формы устройства ребенка.
5. Помочь Кандидатам осознать важность профессионального сопровождения и поддержки для замещающей семьи.
Требования к уровню освоения Кандидатами
содержания курса подготовки
По завершении курса подготовки Кандидаты должны:
Иметь представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации и замещающих семей в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую Кандидаты берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка;
о ребенке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, его потребностей развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.
Знать:
свои права и обязанности как замещающих родителей;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей) на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в замещающей семье;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье;
наиболее часто встречающиеся у детей детские заболевания;
правила оказания первой медицинской помощи ребенку;
способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитанию;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Организация курсовой подготовки
Категории Кандидатов, имеющих право на подготовку в Школе замещающих родителей: совершеннолетние лица, желающие принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Исключение предусматривается для следующих категорий Кандидатов:
- для усыновителей (удочерителей), являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей, которые фактически уже воспитывают детей и совместно с ними проживают;
- для усыновителей (удочерителей), опекунов (попечителей), приемных родителей - близких родственников детей;
- для лиц, которые уже являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Подготовка кандидатов осуществляется на основании личного заявления и документа, удостоверяющего личность Кандидата.
Срок подготовки: 80 академических часов.
При прохождении 58 академических часов обязательных лекций, семинаров-тренингов, индивидуального собеседования (структурированного интервью), итогового тестирования Кандидат имеет право на получение свидетельства установленной формы о прохождении соответствующей подготовки. В течение 22 академических часов по желанию Кандидатов проводится индивидуальное консультирование, дополнительные лекции, семинары-тренинги.
Форма подготовки: программа осваивается по очной форме обучения.
Режим занятий: количество занятий 1 - 2 раза в неделю, не менее 6 академических часов в неделю. График проведения занятий устанавливается учреждением по согласованию с членами группы. Подготовку Кандидатов рекомендуется проводить в вечернее время, а также в выходные дни.
Требования к группе: рекомендуемое количество участников группы не менее 3 человек и не более 15 человек.
Рекомендуемый период прохождения подготовки: не более 3 месяцев с даты начала занятий в группе.
Формы итогового контроля: собеседование.
По итогам прохождения подготовки Кандидатам выдается свидетельство, предусмотренное порядком проведения подготовки Кандидатов.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются:
- отказ от прохождения подготовки Заявителей в Организации на основании личного заявления;
- пропуски занятий по подготовке Заявителей;
- непрохождение итогового собеседования.
Примерный учебно-тематический план
N п/п
|
Разделы
|
Количество академических часов
|
Форма контроля
|
Всего
|
В том числе
|
Лекции
|
Семинары-тренинги
|
Индивидуальное консультирование
|
|
1
|
Введение в курс подготовки Кандидатов в приемные родители
|
8
|
1
|
2
|
5
|
Структурированное интервью
|
2
|
Представление о потребностях приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей
|
13
|
1
|
8
|
4
|
Домашнее задание
|
3
|
Этапы развития ребенка
|
6
|
0
|
6
|
0
|
Домашнее задание
|
4
|
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению
|
8
|
2
|
6
|
0
|
Домашнее задание
|
5
|
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)
|
6
|
0
|
6
|
0
|
Домашнее задание
|
6
|
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи
|
10
|
0
|
6
|
4
|
Домашнее задание
|
7
|
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка
|
4
|
0
|
4
|
0
|
Домашнее задание
|
8
|
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка
|
2
|
0
|
2
|
0
|
Домашнее задание
|
9
|
Особенности полового воспитания приемного ребенка
|
2
|
0
|
2
|
0
|
Домашнее задание
|
10
|
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка
|
7
|
0
|
2
|
5
|
Домашнее задание
|
11
|
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
|
3
|
1
|
0
|
2
|
Домашнее задание
|
12
|
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
|
7
|
1
|
6
|
0
|
|
13
|
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители
|
4
|
0
|
2
|
2
|
Итоговое тестирование и собеседование
|
|
ВСЕГО
|
80
|
6
|
52
|
22
|
|
Описание программы
|