Министерство социальной политики
Нижегородской области
Управление по труду и занятости
Некоммерческое партнерство центров охраны труда
Приволжского федерального округа
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
по вопросам охраны и условий труда
в Нижегородской области за 2014 год
№ 22
|
2015
Бюллетень подготовлен управлением по труду и занятости министерства социальной политики Нижегородской области совместно с Некоммерческим партнерством центров охраны труда Приволжского федерального округа при участии
органов местного самоуправления Нижегородской области;
Государственной инспекции труда в Нижегородской области,
управления Роспотребнадзора по Нижегородской области;
Волжско-Окского управления Ростехнадзора;
Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей;
Нижегородского областного объединения организаций профсоюзов «Облсовпроф»;
ГУ - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (Нижегородстат);
ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области»;
ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профессиональной патологии» Роспотребнадзора;
ГБУЗ НО «Центр профессиональной патологии г. Дзержинска».
Содержание:
|
Стр.
|
1. Общие сведения о социально-экономическом развитии Нижегородской области……………………………………………………………………………………….
|
4
|
2. Система регионального управления охраной труда……………….……………..….
|
6
|
3. Состояние производственного травматизма………………………….………...…….
|
21
|
4. Условия труда работников................................................................................................
|
30
|
4.1. Состояние условий труда в организациях Нижегородской области………….….…
|
30
|
4.2. Результаты проведения специальной оценки условий труда в организациях Нижегородской области……………………………………………………………………
|
36
|
4.3. Государственная экспертиза условий труда……………………………………………
|
40
|
5. Федеральная государственная медико-социальная экспертиза................................
|
42
|
6. Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний .............................................……………........................
|
44
|
7. Организация проведения медицинских осмотров работников в условиях Центров профпатологии…………………………………………………………………....
|
51
|
8. Надзорно-контрольная деятельность …………………………..……….…...….……
|
54
|
8.1. Государственная инспекция труда в Нижегородской области…………………...…...
|
54
|
8.2. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области…………………………………..…
|
66
|
8.3. Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору………………………………..………………..…
|
69
|
9. Общественный контроль профсоюзами за соблюдением трудового законодательства, выполнением условий коллективных договоров, соглашений – важнейший элемент защиты трудовых прав и законных интересов работников………………………………………………………………………….…...........
|
73
|
1. Общие сведения о социально-экономическом развитии Нижегородской области.
Краткое описание состояния экономики Нижегородской области
Наименование показателя
|
Показатель
|
Занимаемая площадь, км2
|
76624
|
Численность населения, тыс. чел.
|
3276
|
Численность экономически активного населения, чел.
|
1776,3
|
Количество организаций, ед.
|
115748
|
Численность работающих, чел., из них
|
1436864
|
Женщин, чел.
|
765087
|
Работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, чел.
|
293059
|
Количество рабочих мест, ед.
|
615434
|
Средняя заработная плата, руб.
|
25941,2
|
Прожиточный минимум, руб.
|
7323
|
Основные виды экономической деятельности организаций в Нижегородской области - обрабатывающие производства (29,4%); оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (15,7%); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (12,5%); транспорт и связь (11,4%).
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, обусловленную нарастанием геополитической напряженности и введением экономических санкций против России, по большинству показателей Нижегородская область в 2014 году продемонстрировала положительные итоги развития в сравнении с результатами 2013 года.
По оценке экономический рост в 2014 году составил 101%, что несколько выше показателя по России – 100,6%.
В ведущем секторе экономики области – промышленности – индекс промышленного производства составил 100,6%, в т.ч. по обработке – 101,5%.
В строительном комплексе Нижегородской области объем работ, выполненных в 2014 году, составил 101,2% к 2013 году (в сопоставимых ценах). За 2014 год введено 1,6 млн. кв. метров жилья, что на 3,3% выше уровня 2013 года.
2014 год был удачным для сельского хозяйства области: ИФО сельхозпроизводства составил 104,2% к уровню 2013 года.
Продолжил развиваться потребительский рынок. Темп роста оборота розничной торговли в 2014 году составил 105,9% к уровню 2013 года в сопоставимых ценах, темп роста объема платных услуг – 103,4%.
По итогам 2014 года объем прибыли прибыльных организаций области составил 193,3 млрд. руб. и вырос на 18,5% к уровню 2013 года.
Одним из самых низких за последние нескольких лет сложился удельный вес убыточных предприятий (в общем числе крупных и средних предприятий области) - 25,8%.
Сохранилась стабильной ситуация на рынке труда. По состоянию на конец декабря 2014 года уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,49%, уровень общей безработицы (по методологии МОТ) – 4,2%.
В 2014 году не наблюдалось большого роста заработной платы: величина ее в целом по области составила 25,9 тыс. руб., что в реальном выражении 100,1% к уровню 2013 года.
По итогам года наблюдалось снижение объема инвестиций в основной капитал - в сопоставимых ценах на 1,9%, что обусловлено сокращением инвестиций в обрабатывающих производствах (по крупным и средним организациям – на 3%), прежде всего, в производстве транспортных средств и оборудования (63,2%) и в металлургии (87%), из-за завершения реализации ряда крупных инвестиционных проектов.
В январе-феврале 2015 года в Нижегородской области наблюдались разнонаправленные тенденции по основным социально-экономическим показателям.
В реальном секторе экономики отмечался рост в ключевой отрасли - промышленности: индекс промышленного производства в январе-феврале текущего года составил 101,3%, в том числе в обрабатывающих производствах – 102,3%.
В сельском хозяйстве пока наблюдается положительная динамика – рост физических объемов составил 101,4%.
Наблюдался рост объема платных услуг, оказанных населению, на 1,4% в сопоставимой оценке.
Ввод жилья увеличился за январь-февраль на 3,9%. к соответствующему периоду 2013 года.
Продолжает оставаться низким уровень официально зарегистрированной безработицы – на конец февраля т.г. составил 0,57%.
В строительстве объем выполненных работ сократился в январе-феврале т.г. в сопоставимых ценах на 10,6%.
Оборот розничной торговли уменьшился в сопоставимых ценах на 15,1%.
Также отмечено снижение реальной заработной платы – в январе на 13% (в действующих ценах рост на 0,6%).
Показатели степени износа и обновления основных фондов
по группам видов экономической деятельности
(за 2013 год по данным Нижегородстата)
Показатели
|
Группы видов экономической деятельности
|
Всего (для % - среднее значение)
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
|
Добыча полезных ископаемых
|
Обрабатывающие производства
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
|
Строительство
|
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
|
Гостиницы и рестораны
|
Транспорт и связь
|
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
|
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
|
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
Степень износа по крупным и средним организациям, %
|
43,5
|
11,6
|
45,6
|
51,2
|
48,2
|
64,9
|
18,3
|
45,6
|
43
|
35,2
|
32,1
|
49,7
|
Обновление по крупным и средним организациям, %
|
12,7
|
0,6
|
12,3
|
8,5
|
14,3
|
2,2
|
6,0
|
11,8
|
13,8
|
7,9
|
5,4
|
9,9
|
Перспективы развития экономики Нижегородской области
По прогнозу на 2015 год (одобренному постановлением Правительства Нижегородской области от 15.10.2014 № 700) предполагается рост основных макроэкономических показателей.
Среднегодовой рост ВРП прогнозируется на уровне 102,5% в сопоставимых ценах. Объем его в 2015 году превысит 1 трлн. руб.
Прогнозируется, что в 2015 году физические объемы ключевой отрасли экономики – промышленности вырастут на 2,4%, в т.ч. обрабатывающих производств – на 2,5%. Прирост сельскохозяйственного производства составит 3,2%, строительства – 2,8% в сопоставимых ценах.
По итогам 1 квартала т.г. с учетом складывающейся социально-экономической ситуации прогноз будет пересматриваться.
2. Система управления охраной труда в Нижегородской области
В целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве органы государственной власти региона во взаимодействии с социальными партнерами обеспечивают постоянное совершенствование охраны труда посредством реализации:
♦ региональной политики в сфере охраны труда,
♦ региональной системы управления охраной труда
♦ региональной программы по охране труда,
♦ внедрения «культуры охраны труда» и информационного обеспечения, основанного на мониторинге сложившейся в регионе ситуации в сфере условий и охраны труда, в том числе через разработку ежегодного информационного бюллетеня (доклада) состояния условий и охраны труда в Нижегородской области.
Правовую основу региональной политики в сфере охраны труда составляет Закон Нижегородской области от 03.02.2010 № 9-З «Об охране труда в Нижегородской области».
Практика показала, что эффективное претворение в жизнь требований охраны труда как на уровне региона в целом, так и на уровне работодателя может быть успешно достигнуто только с помощью применения системного подхода с полноценным участием социальных партнеров.
Система управления охраной труда (СУОТ) в Нижегородской области включает в себя 3 уровня управления:
I уровень: субъект Российской Федерации – Нижегородская область (государственное управление охраной труда);
II уровень: муниципальный – органы местного самоуправления;
III уровень: корпоративный – работодатели (организации и индивидуальные предприниматели-работодатели).
Правовую основу СУОТ в Нижегородской области составляет Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие требования охраны труда, Закон Нижегородской области «Об охране труда в Нижегородской области» и иные нормативные правовые акты Нижегородской области, содержащие требования охраны труда.
Управление охраной труда на уровне Нижегородской области – государственное управление охраной труда – осуществляют:
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
Правительство Нижегородской области;
министерство социальной политики Нижегородской области;
министерства и иные органы исполнительной власти области, выполняющие функции организационно-методического руководства в сфере охраны труда, в пределах их полномочий.
В период с мая 2014 года по декабрь 2014 года в соответствии с Планами мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, проводился мониторинг Закона Нижегородской области «Об охране труда в Нижегородской области» (далее – Закон области).
В качестве профильного комитета Законодательного Собрания, ответственного за проведение мониторинга правоприменения Закона области, выступал комитет по социальным вопросам.
К проведению мониторинга привлекались: государственно-правовое и информационно-аналитическое управления Законодательного Собрания, Правительство Нижегородской области, прокуратура Нижегородской области, Главное управление Министерства юстиции РФ по Нижегородской области, ГУ - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Нижегородское областное объединение организаций профсоюзов «Облсовпроф», Отделение Пенсионного Фонда РФ по Нижегородской области, Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей, Некоммерческое партнерство Центров Охраны Труда Приволжского Федерального Округа, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Представители этих структур вошли в состав экспертно-аналитической группы по мониторингу Закона области.
Цель мониторинга: анализ практики реализации Закона области и выработка предложений по его совершенствованию.
Задачи мониторинга:
провести правовую и антикоррупционную экспертизы Закона области;
определить соответствие Закона области законодательству Российской Федерации и законодательству Нижегородской области;
установить степень урегулированности федеральными и региональными нормативными правовыми актами вопросов в сфере охраны труда;
проанализировать опыт субъектов Российской Федерации по нормативному регулированию и выполнению норм действующего законодательства по вопросам в сфере охраны труда;
провести анализ реализации Закона области органами государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, работодателями или представительными органами, созданными по инициативе работников, и выявить проблемы, возникающие при применении норм Закона области;
выработать предложения по совершенствованию Закона области с целью повышения эффективности его реализации.
Для реализации поставленных задач в план мониторинга включены соответствующие мероприятия, в том числе проведение выездных заседаний экспертно-аналитической группы на предприятия области.
В рамках мониторинга Закона области было проведено 6 заседаний, в том числе 4 выездных заседания на предприятия и организации Нижегородской области.
Члены экспертно-аналитической группы познакомились с работой в сфере охраны труда:
ОАО «Нижфарм» и Нижегородское ОАО «Гидромаш» (12.09.2014);
ООО «Арзамасское производственное объединение «Автопровод», ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения», администрации г.о. город Арзамас (08.10.2014);
ОАО «AGС Борский стекольный завод» (16.10.2014);
ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» и НПАП № 1 филиал МП «Нижегородпассажиравтотранс» (13.11.2014).
На выездных заседаниях представители руководства предприятия знакомили членов экспертно-аналитической группы с работой, проводимой на предприятии по охране труда, в том числе по реализации норм Закона области:
о функционировании системы управления охраной труда на предприятии (статья 9 Закона области);
о деятельности комиссии (комитета по охране труда) предприятия (статья 10 Закона области);
о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда (статья 13 Закона области);
об организации общественного контроля в сфере охраны труда (часть 3 статьи 15 Закона области).
По окончании мониторинга принято Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 18.12.2014 №1597-V «О результатах мониторинга правоприменения Закона Нижегородской области «Об охране труда в Нижегородской области».
На основании полученной в рамках мониторинга информации сделан вывод, что Закон области определяет последовательную, многоуровневую систему управления охраной труда на территории Нижегородской области, обеспечивая эффективность реализации мер по охране труда органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований области, работодателями или представительными органами, созданными по инициативе работников, что нашло отражение в постановлении Законодательного Собрании Нижегородской области. Эффективность действия Закона области оценивается как удовлетворительная.
Организация координации и взаимодействия органов государственного управления охраной труда, объединений профсоюзов и работодателей осуществлялась через работу областной межведомственной комиссии (МВК) по охране труда, состав которой утвержден Правительством Нижегородской области. Председатель МВК заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области Д.В.Сватковский.
Основными задачами комиссии являются:
разработка предложений по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия предприятий и организаций, объединений профсоюзов и работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда;
разработка государственных программ Нижегородской области с определением приоритетных направлений работы по охране труда, контроль за выполнением этих программ;
анализ и изучение состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, их материальных последствий в организациях Нижегородской области;
рассмотрение предложений органов государственной власти Российской Федерации, Нижегородской области, органов местного самоуправления, объединений профсоюзов и работодателей по охране труда;
организация областных смотров-конкурсов по охране труда.
В 2014 году комиссией были рассмотрены вопросы:
о состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости на предприятиях Нижегородской области в 2013 году;
о деятельности администрации ЗАО «ДСК-НН» (Кстовский район);
по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда;
о передовом опыте работы ГРНУ – филиал ОАО «Верхневолжскнефтепровод» (Кстовский район) по управлению охраной труда и промышленной безопасностью;
о состоянии условий труда работников сельского хозяйства и мерах по их улучшению;
об обеспечении условий и охраны труда иностранных работников, привлекаемых организациями ООО «МАРАЩСТРОЙ», ООО «Каркас Монолит»;
об итогах областного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда за 2013 год;
о деятельности администрации филиала «НИЖНОВЭНЕРГО» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда на энергетических объектах филиала;
о состоянии охраны труда и промышленной безопасности на ОАО «Выксунский металлургический завод»;
о состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости в ОАО «Дзержинскхиммаш».
По результатам рассмотренных вопросов МВК приняты протокольные решения.
В рамках обеспечения решения задач социально-экономического развития органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области обеспечивается управление охраной труда на своих территориях. Во всех муниципальных образованиях созданы системы управления охраной труда, осуществляется планирование и реализация мероприятий по охране труда в рамках муниципальных программ (планов) улучшения условий и охраны труда на территориях.
Так, например, в Сеченовском муниципальном районе постановлениями администрации района от 07.08.2014 № 106 утверждено Положение о системе управления охраной труда на территории Сеченовского муниципального района, от 27.09.2012 № 76 утверждена муниципальная программа «Улучшение условий и охраны труда в организациях Сеченовского муниципального района на 2013-2015 годы», распоряжением администрации утвержден состав районной МВК по охране труда и положение об МВК. В целях осуществления организационной работы создана должность специалиста по труду и охране труда.
Для оказания практической помощи по управлению охраной труда с руководителями и специалистами органов по труду местного самоуправления и специалистами по охране труда органов исполнительной власти Нижегородской области в июне 2014 года министерством социальной политики Нижегородской области совместно с некоммерческим партнерством центров охраны труда Приволжского федерального округа организовано и проведено двухдневное совещание, на котором рассмотрены вопросы организации отраслевого и муниципального управления охраной труда, реализация социально-трудовых отношений.
В 2014 году осуществлялась реализация Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Нижегородской области на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 06.12.2013 № 2553-р.
В рамках Плана реализованы мероприятия:
организация областного смотра-конкурса на лучшую организацию работ в сфере охраны труда;
подготовлен, издан и размещен на сайте «Охрана труда в Нижегородской области» Информационный бюллетень №21 по вопросам охраны и условий труда в Нижегородской области в 2013 году;
проведена экспертиза разделов «Охрана труда» 6 территориальных и 2 отраслевых соглашений;
изучены вопросы состояния условий и охраны труда на крупных предприятиях Нижегородской области ЗАО «ДСК-НН» (Кстовский район) и ГРНУ – филиала ОАО «Верхневолжскнефтепровод» (Кстовский район), филиала «НИЖНОВЭНЕРГО» ОАО «МРСК Центра и Приволжья», ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Дзержинскхиммаш», а также строительных организаций использующих иностранную рабочую силу ООО «МАРАЩСТРОЙ» и ООО «Каркас Монолит»;
изучен опыт внедрения системы управления охраной труда в организациях торгово-логистического комплекса на примере торговой сети «Метро кеш энд Керри» в соответствии с рекомендациями областного совещания по охране труда с выездом в торговый комплекс (Нижний Новгород, Мещерский бульвар);
проведена работа по привлечению к участию во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» органов местного самоуправления и организаций Нижегородской области;
проведена экспертиза разделов «Охрана труда» - отраслевых соглашений в области образования: Перевозского муниципального района на 2014-2016 годы, г.Арзамаса на 2014-2017 годы, Арзамасского муниципального района в области образования на 2014-2017 годы; территориальных соглашений: Дивеевского, Первомайского, Спасского муниципальных районов на 2014-2016 годы, г.Дзержинска на 2014-2017 годы; отраслевого соглашения в области машиностроения на 2014-2016 годы; коллективного договора администрации муниципального образования городской округ г.Арзамас на 2014-2017 годы, дополнительных Соглашений в области социально-трудовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения Нижегородской области на 2015-2017 годы;
осуществлялось обновление информационной базы раздела «Охрана труда в Нижегородской области» Интернет-сайта министерства и Правительства Нижегородской области. Количество посещений за 12 месяцев 2014 года – более 392 тысяч.
В организациях Нижегородской области продолжалась работа по обеспечению безопасных условий и охраны труда с учетом вступивших с 1 января 2014 года новых требований к работодателям, внесенных в статью 212 ТК РФ – работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Министерством социальной политики Нижегородской области совместно с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей, Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов «Облсовпроф» на постоянной основе организовано ежеквартальное изучение опыта организаций, успешно реализующих современные системы управления охраной труда (системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, системы управления охраной труда и промышленной безопасностью) и после его изучения передовой опыт предлагается к распространению.
Так, например, на заседании областной МВК по охране труда заслушивался передовой опыт работы ГРНУ – филиал ОАО «Верхневолжскнефтепровод» (Кстовский район) по управлению охраной труда и промышленной безопасностью (далее – Компания).
Основной вид деятельности Компании: транспортирование по трубопроводам нефти.
В Компании осуществляется функционирование Системы управления охраной труда (СУОТ).
СУОТ основана на требованиях OHSAS 18001:2007 и направлена на обеспечение безопасных и здоровых условий труда, обеспечение безопасности производственных процессов и безопасности производства работ, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Основным принципом деятельности Компании в области охраны труда является признание приоритета жизни и здоровья работников, безопасных и здоровых условий труда.
СУОТ разработана применительно к структурной схеме управления Компании и описывает внутренние взаимоотношения, распределение ответственности и полномочий персонала в части обеспечения, поддержания и улучшения деятельности в области охраны труда.
СУОТ является составной частью общей системы административного управления ОАО «АК «Транснефть». СУОТ представляет собой совокупность процессов, процедур, правил, организационной структуры и ресурсов, необходимых для реализации Политики, достижения целей и задач Компании в области охраны труда.
Доведение Политики до сведения работников рабочих профессий подразделений Компании осуществляется их непосредственными руководителями.
Доступность Политики для заинтересованных сторон обеспечивается путем:
предоставления текста Политики по запросу внешней заинтересованной стороны;
размещения текста Политики на интернет-сайте ОАО «АК «Транснефть» (ОСТ);
размещения текста Политики в административных и производственных помещениях;
включения текста Политики в программы вводного инструктажа по охране труда, в том числе для работников сторонних подрядных организаций.
Руководители подразделений (служб, участков) совместно с рабочей группой проводят обход и осмотр рабочих мест, опрос и консультации персонала подразделения, в том числе работников рабочих профессий, и обеспечивают заполнение персоналом анкет для выявления опасностей.
Рабочая группа анализирует, систематизирует, уточняет собранную информацию и заполняет карты идентификации опасностей и оценки рисков в соответствии с инструкцией по заполнению. Рабочая группа включает в карту идентификации опасностей и оценки рисков опасности из утвержденного перечня, при необходимости дополнительно включает новые опасности, выявленные и уточненные в процессе анкетирования персонала, без присвоения номеров.
Заполненные и подписанные руководителем рабочей группы карты передаются руководителю подразделения для ознакомления (под роспись) персонала подразделения. Оригиналы карт с росписями работников хранятся в подразделении, копии карт с росписями работников передаются руководителем подразделения в Горьковское РНУ.
|