Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2


Скачать 391.64 Kb.
Название Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2
страница 1/3
Тип Пояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3


Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель – Буянова С.Г.):

  1. Пояснительная записка – с. 2

  2. Содержание учебного предмета - с. 6.

  3. Календарно-тематическое планирование с.8.

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Социально-бытовая ориентировка» - с.10.

  5. Планируемые результаты освоения учебного предмета – с.11.

  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса – с. 26.

  7. Литература – с.28.




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для 7-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

  • Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 7-х классов.

Содержание программы по социально-бытовой ориентировке представляет конкретный подход к системе обучения незрячих школьников и подготовке их к будущей самостоятельной жизни.
УМК:

Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения социально-бытовой ориентировки в 7 классе из расчёта один час в неделю.

В соответствии с этим реализуется социально-бытовая ориентировка в 7 классе в объеме 34 часов. Учебный материал является актуальным и учитывает интересы как девочек, так и мальчиков.
Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни человека. Более того, само овладение необходимыми для этого навыками также имеет свои особенности, так как практически не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию в виду глубокого дефекта зрения.

Содержание программы по социально-бытовой ориентировке представляет социальную и бытовую абилитацию и реабилитацию через обучение незрячих школьников и подготовку их к будущей самостоятельной жизни.

Главная цель курса СБО — помочь ребенку с глубоким нарушением зрения адаптироваться к жизни, сформировать представления о бытовой и социальной сферах жизни человека. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности.
В средней школе занятия по СБО призваны создать прочную базу для полноценной самостоятельной жизни после окончания школы.

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для 7 класса составлена на основе методических рекомендаций В.З. Денискиной, «Программы по социально-бытовой ориентировке в V- X классах школы слепых и слабовидящих детей» г. Санкт-Петербурга, «Социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III – IV вида» Е.В. Замашнюк и личных наработок.

Одной из основных задач социально-бытовой ориентировки является подготовка незрячих детей к самостоятельной жизни, к овладению профессией и трудовой деятельностью совместно с другими членами общества. Обоснован многомерный подход и учет всех компонентов социализации:

Коммуникативный компонент вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в различных областях деятельности и общения.

Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности. Он реализуется в процессе обучения и воспитания, включая средства массовой информации. Проявляется в самообразовательном аспекте, когда учащийся ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить и уточнить свое представление о мире.

Поведенческий компонент – обширная и разнообразная область действий, которые усваивает обучающийся: от навыков гигиены, быта, до умений в различных видах трудовой деятельности. Предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития.

Ценностный компонент состоит в том, чтобы человек, включаясь в жизнь общества, не только понимал и правильно воспринимал предметы, но и «присваивал» их, делал ценностными лично для себя.

На социализацию личности влияет ряд факторов, которые учтены при составлении программы по социально-бытовой ориентировки:

микрофакторы – естественное усвоение ребенком социального опыта посредством подражания близким, «лично значимым» для него взрослым в семье. Расширение и обогащение социального опыта происходит в процессе его общения со сверстниками, с другими людьми при посещении дошкольного учреждения, школы.

К мезофакторам относятся этнокультурные условия. Люди, живущие в одной этнокультуре, имеют свои специфические черты, свой язык, национальный характер, менталитет. На характер приобретаемого ребенком социального опыта оказывают влияние климат, географическое расположение поселения, пища. Мезафакторы, так же как и микрофакторы имеют свои механизмы социализации личности.

К группе макрофакторов, влияющих на ребенка, относят космос, планету, общество, государство.

Социализация поколений осуществляется и под влиянием демографических, экономических, экологических, политических и других процессов, которые не только происходят в отдельно взятой точке земли, но и характеризуют жизнь землян в определенный исторический отрезок времени.

В содержании культуры поведения можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки, привычки.

Целью всей работы по социально-бытовой адаптации воспитанников специальных образовательных учреждений является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, которые позволят ему уверенно начать самостоятельную жизнь после школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Выпускник, вступая в самостоятельную жизнь, должен усвоить знания и овладеть следующими умениями:

  1. Уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода.

  2. Уметь пользоваться услугами учреждений торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье, ремонтная мастерская, столовая, кафе и др.), связи (почта, телефон, телеграф), культуры (библиотека, кинотеатр, театр, музей) и общественного транспорта.

  3. Уметь ориентироваться в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходе, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально расходовать деньги и т.п.

  4. Уметь регулярно организовывать свой досуг.

  5. Уметь общаться, связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложения помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу; пользоваться формулами речевого этикета; соблюдать очередность в разговоре.

  6. Освоить нормы культуры взаимоотношений между людьми.

  7. Знать медицинские учреждения, в которые следует обращаться в разных случаях (аптека, поликлиника, больница, служба «скорой помощи») и уметь оказывать некоторую первую медицинскую помощь.

Целью обучения на занятиях по социально-бытовой ориентировке в средней школе является создание прочной базы для полноценной самостоятельной жизни после окончания школы-интерната.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие задачи:

  • Развивать и совершенствовать навыки самообслуживания.

  • Формировать умения и навыки, необходимые для ведения домашнего хозяйства (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода).

  • Организовать экономическое просвещение и воспитание учащихся.

  • Формировать морально-этические нормы и правила поведения, навыки общения с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.), накопление соответствующего опыта.

  • Развивать умения пользоваться услугами различных организаций, учреждений (торговли, медицинской помощи, культуры, предприятиями службы быта, связи), транспорта.

  • Формировать умение организовывать свой досуг.

  • Формировать волевые качества, веру в свои силы и возможности.

  • Коррекция нарушений познавательной деятельности учащихся.

  • Развивать сохранные анализаторы и учить пользоваться ими в социально-бытовых ситуациях.

Социально-бытовая ориентировка направлена на практическую подготовку учащихся с нарушениями зрения к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.

Сформулированные задачи указывают на важнейшие направления работы, а также позволяют определить основные разделы педагогического обучения по социально-бытовой ориентировке , такие как «Личная гигиена», «Одежда», «Обувь», «Питание», «Жилище», «Транспорт», «Предприятия торговли», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Семья», «Культура поведения».

Изучение программного материала признано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы.

Ознакомление учащихся с предметами быта включают в себя усвоение точного названия, назначения, правил общения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению. В первую очередь, это те вещи и предметы, которые непосредственно окружают ребенка: его одежда, обувь, туалетные принадлежности и т.п. Затем предметы более широкого окружения, также необходимые в быту: обстановка жилища, предметы по уходу за одеждой, обувью, жилищем и т.д.

Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.
Содержание программы учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка»

7 класс

(34 часа в год, 1 час в неделю)

Введение (1 ч)

Изучение уровня готовности учащихся к усвоению программы по социально-бытовой ориентировке.

Личная гигиена (3 ч)

Изменения в организме детей в предпубертатный и пубертатный периоды. Средства личной гигиены. Формирование женственности и мужественности. Санитарно-гигиенические процедуры. Профилактика потливости. Профилактика кожных заболеваний. Разнообразные туалетные принадлежности по уходу за руками, лицом, волосами, зубами.

Условия и места хранения индивидуальных наборов туалетных принадлежностей.

Культура одежды и обуви (8 ч)

Виды одежды. Назначение одежды, ее соответствие сезону, назначению. Фасон и цвет одежды. Повседневный уход за одеждой и обувью. Уход за одеждой, в зависимости от материала изготовления. Устройство утюга. Приемы глажения одежды из разных материалов. Глажение хлопчатобумажной футболки. Назначение и устройство стиральной машины. Сортировка белья. Машинная стирка. Стирка изделий с пуговицами и карманами. Назначение и использование гладильной машины. Хранение и сортировка одежды и обуви. Сезонность одежды и особенность фактур тканей. Хранение одежды и обуви. Приемы застегивания пуговиц, молний, кнопок, крючков без контроля со стороны зрения. Средства для ухода за обувью. Чистка обуви. Ремонт одежды. Пришивание плоских пуговиц и пуговиц на ножке.

Культура поведения (4 ч)

Культура поведения. Преодоление навязчивых движений. Общение. Вежливость и культура диалога. Общение между юношами и девушками. Простые основы бесконфликтности. Стрессы, душевные кризисы. Правила поведения в общественных местах при посещении кинотеатра, музея, библиотеки.

Жилище (4 ч)

Влажная уборка квартиры. Сухая уборка квартиры пылесосом. Мелкий ремонт в квартире. Уход за местами общего пользования (ванны, раковины). Мытье пола. Компьютер в доме. Установка и безопасное использование.

Транспорт (2 ч)

Виды транспорта. Различение видов транспорта на слух. Проезд, ориентировка и поведение в транспорте. Правила речевого этикета в транспорте. Профессии людей в транспортных предприятиях.

Расчет времени стоимости и времени пути по заданному маршруту. Самостоятельное нахождение необходимой информации. Программы «Яндекс-транспорт» и «Moovit», особенности их озвучивания.

Предприятия торговли (7 ч)

Виды магазинов, отделов, товаров. Различение купюр различного номинала. Размещение товаров в магазине. Примерка одежды и обуви в магазине. Культура поведения в магазине. Особенности размещения продовольственных товаров. Определение срока годности продуктов. Определение местоположения кассы. Оплата наличными и безналичными деньгами. Назначение денег. Экскурсия в продовольственный магазин. Банкомат. Снятие наличных, оплата по терминалу.

Медицинская помощь (4 ч)

Содержимое домашней аптечки, назначение и правила применения лекарственных средств. Откуда берутся болезни. О вреде самолечения. Как вести себя во время болезни. Специализация врачей. Государственные и частные поликлиники. Посещение поликлиники. Вызов врача. Оказание первой помощи при порезах, ожогах и ушибах, растяжениях.

Итоговая диагностика (1 ч)

Раздел «Питание» и «Бюджет семьи» представлен в учебном предмете «Технология».


Календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке (7 класс)
I четверть


п/п

Дата

Тема урока (занятия)

Количество часов

План

факт.

Введение 1 ч

1.

05.09.2017 г.

05.09.2017 г.

Вводное занятие. Диагностика универсальных учебных действий по социально-бытовой ориентировке.

1 ч

Личная гигиена 3 ч

2.

12.09.2017 г.

12.09.2017 г.

Изменения в организме детей в предпубертатный и пубертатный периоды. Средства личной гигиены. Разнообразные туалетные принадлежности по уходу за руками, лицом, волосами, зубами.

1 ч

3.

19.09.2017 г.

19.09.2017 г.

Условия и места хранения индивидуальных наборов туалетных принадлежностей.

1 ч

4.

26.09.2017 г.

26.09.2017 г.

Формирование женственности и мужественности. Санитарно-гигиенические процедуры. Профилактика потливости. Профилактика кожных заболеваний.

1 ч

Уход за одеждой и обувью 8 ч

5.

03.10.2017 г.

03.10.2017 г.

Устройство утюга. Приемы глажения одежды.

1 ч

6.

10.10.2017 г.

10.10.2017 г.

Глажение одежды из различных материалов. Уход за одеждой.

1 ч

7.

17.10.2017 г.

17.10.2017 г.

Назначение и устройство стиральной машины.

1 ч

8.

24.10.2017 г.

24.10.2017 г.

Сортировка белья. Машинная стирка.

1 ч

9.

31.10.2017 г.

31.10.2017 г.

Ремонт одежды. Пришивание плоских пуговиц и пуговиц на ножке.

1 ч
  1   2   3

Похожие:

Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Аннотация к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке 5 класс
Количество часов: всего 34 час; в неделю 1 час (содержание программы распределено по часам в соответствии с учебным графиком)
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Пояснительная записка 3 1 Цели и задачи реализации рабочей программы...
Организационный раздел 37 Материально-техническое обеспечение рабочей программы 37
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Пояснительная записка: 3 Содержательный раздел Рабочей программы:...
Описание вариативных форм, способов, методов средств реализации Рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей...
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Рабочая программа по социально бытовой ориентировке для 5 9 классов Тимохиной Нины Павловны
Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (сбо), разработана и составлена
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке
«Специальная школа №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке на 2013-2014 учебный год
Новая ул., Ивановка с., Ялуторовский район, Тюменская область, 627048, тел. 92-131
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Урок по социально-бытовой ориентировке в 7 классе на тему: «Состав домашней аптечки»
Цель: познакомить обучающихся с домашней аптечкой, ее назначением, составом, правилами пользования
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Пояснительная записка актуальность рабочей программы Закон «Об образовании в рф»
Содержание рабочей программы подготовительной группы (далее «Программа») составлено с учётом принципов и подходов к формированию...
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 8 класс основана...
Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат»
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Содержание рабочей программы Пояснительная записка 3 Цели и задачи...
Система службы психологического сопровождения является необходимой частью системы образования и в значительной степени отражает ее...
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Пояснительная записка в изменившихся социально-политических и экономических...
...
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Пояснительная записка Возрастные особенности детей 5-7 лет Цели и...
Максимально допустимый объем нагрузки в непосредственно образовательной деятельности для детей 5 – 7 лет
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 5 10 специальных...
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Пояснительная записка 1 Нормативно-правовое обеспечение программы...
Цели и задачи программы
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Пояснительная записка. Цели и задачи реализации рабочей программы...
Принципы и подходы к формированию и реализации рабочей программы, сформулированные на основе требований фгос до
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель Буянова С. Г.): Пояснительная записка с. 2 icon Пояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы...
Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск