Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке


Скачать 295.54 Kb.
Название Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке
страница 1/3
Тип Рабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная школа № 5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Щёлковского муниципального района Московской области
Утверждено

приказом МБОУ

«СШ №5 для обучающихся с ОВЗ VIII вида»

от 01.09.2017 года №115-У

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке

(базовый уровень)

7б класс

Составитель:

учитель высшей категории

Иванова-Гайдащук Елена Владимировна
2017 г.

Пояснительная записка

Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни.

Настоящая программа является компенсаторно-адаптационной, составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений, систематичности и последовательности в обучении: опоры на имеющиеся знания, умения и навыки, формирования на их базе новых, с расширением и углублением изученного. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами служб торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми.

Цели курса занятий по социально-бытовой подготовке учащихся коррекционной школы – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Задачи:

1. Закрепление знаний, умений, навыков, приобретённых в 6 классе.

2. Формирование новых навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека, самообслуживанию, умению взаимодействия в группе и коллективе, ориентации в социально-бытовых отношениях для дальнейшей адаптации в обществе; освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков.

3. Повышение уровня общего развития и учащихся, коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся.

4. Развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью.

Преподавание СБО направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе последовательного изучения тем обеспечивается возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в социально-бытовых отношениях. В 7 классе настоящая программа призвана дать учащимся более углублённые знания по самообслуживанию, уходу за вещами, жилищем, питанию, культуре поведения, умению пользоваться услугами торговли и транспорта. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений, систематичности и последовательности в обучении: опоры на имеющиеся знания, умения и навыки, формирования на их базе новых, с расширением и углублением изученного в 6 классе. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся. Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени его усвоения учащимися.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений ухаживать за собой, одеждой, жилищем, здоровьем, вежливо вести себя при встрече, уметь поддержать разговор с незнакомыми людьми, записать свой адрес, правильно вести себя за столом, пользоваться приборами, услугами торговли и транспорта,

Содержание учебной программы предусматривает обучение учащихся по 1-2 и 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке для учащихся используются: демонстрация, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые игры, упражнения, личностная аналогия, игровые и проблемные ситуации, учебные задания, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Уделяется внимание обогащению словарного запаса. На всех этапах уроков отрабатывается навык повторения за учителем полной и развёрнутой фразы, а также умение давать самостоятельный полный ответ на поставленный вопрос, развивается диалогическая речь учащихся.

Виды и формы организации учебного процесса

На занятиях по социально-бытовой подготовке учащихся используются следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, рисование, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, создание и оформление тематических работ.

Количество учебных часов:

В год – 70 часов, в неделю – 2 часа.

Формы контроля:

  • Ведение рабочей тетради и тетради для практических работ

  • Беседа по вопросам

  • Индивидуальные и фронтальные опросы

  • Выполнение практических и проверочных работ

  • Экскурсии

  • Работа по карточкам

  • Выполнение тестовых заданий.

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.


Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств; умения взаимодействовать в группе;
- формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция – развитие речи:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.


Основное содержание

Тематическое планирование



п\п

Название раздела учебного курса

Количество часов

Краткое содержание изучаемого учебного

материала

1

Личная гигиена

4

Ознакомление с правилами и приёмами сохранения чистоты и здоровья:

- уход за кожей лица;

- уход за волосами с использованием моющих гигиенических средств;

- средства борьбы с перхотью и выпадением волос


2

Одежда и обувь


7



- значение продления срока одежды;

- выполнение практических работ по мелкому ремонту одежды с использованием основных швов;

- способы и порядок стирки хлопчатобумажного белья в машине и шёлковых вещей вручную;


- практическая работа по глажению вещей с выполнением правил безопасности при работе с электрическими нагревательными приборами


3



Питание


9

- значение первых, вторых блюд из овощей. мяса, рыбы

- ознакомление с основными механическими и электрическими приборами и их использованием на примере практической работы;

- ознакомление с рецептами первых и вторых блюд и технологической картой;

- овладение способами нарезки овощей на примере приготовления овощного салата;

- упражнение в составлении меню завтрака, обеда и ужина


4



Семья

4


- особенности оказания помощи родителям в уходе за младшими детьми;

- ознакомление с видами тихих и подвижных игр с детьми, сказок, стихов и песенок


5

Культура поведения

6


- ознакомление с вежливыми формами благодарности и отказа;

- значение внешнего вида человека для похода в гости;

- умение выбирать и дарить подарки;

- составление приглашения в гости на примере практической работы

6

Жилище

4

- сезонная и регулярная уборка помещения с использованием специального инвентаря;

- уход за полом с различным покрытием (линолеум, ламинат, краска, ковёр);

- выполнение практических работ по мытью стен и полов


7

Транспорт

9

- виды железнодорожного транспорта;

- вокзалы и их назначение;

- виды железнодорожных касс и формы приобретения и сдачи билетов;

- основные службы вокзалов;

- посещение железнодорожной кассы;

практическая работа по определению стоимости проезда с учётом типа вагона.


8

Торговля

5

- назначение магазинов и супермаркетов;

- ознакомление с отделами магазинов и с порядком определения стоимости проезда с учётом типа вагона; приобретения и обмена товара

9

Средства связи

7

- виды услуг почтового отделения;

- виды посылок, опись вложенных предметов;

- практическая работа по заполнению почтовых бланков описи и отправления посылок;

- посещение почты во время проведения экскурсии

10

Медицинская помощь


9

- доврачебная и врачебная помощь;

- правила обработки укусов различных животных и насекомых;

- применение лекарственных растений (отвара и настоя) в процессе выполнения практической работы;

- первая медицинская помощи при порезе, ссадине, переломе; наложение повязки на рану;

- экскурсия в травмпункт;

- выполнение проверочной работы и тестовых заданий


11


Учреждения и организации

4

- ознакомление с промышленными предприятиями г. Щёлково и их продукцией;

- посещение мебельного предприятия " Лидер"


12

Повторение

2

- повторение пройденного материала с использованием тестов и проверочных работ



Планируемые результаты из учения программы



п\п

Название раздела

Ученик получит возможность научиться

Ученик научится

1

Личная гигиена




  • определять тип кожи и волос;

  • выполнять правила гигиены подростков;

  • подбирать специальные моющие средства при перхоти и выпадении волос;



  • ремонтировать разорванные места одежды;

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при стирке в машине; гладить бельё;



  • разбираться в разнообразии продуктов, значении первых и вторых блюд;

  • использовать механические и электробытовые приборы при приготовлении пищи для экономии времени,

  • соблюдать технику безопасности;



  • правилам ухода за малышами,

  • выбирать игры по возрасту младших, объяснять правила игры, рассказывать сказки, занимать ребёнка;



  • культурно вести себя в гостях,

  • уметь оказывать внимание всем гостям ;

  • составлять приглашение;



  • убирать помещения и напольные покрытия;

  • ориентироваться в инструкции применяемых специальных средств;



  • ориентироваться в расписании поездов, приобретении ж/д билетов в кассе, в информации ж/д билета,

  • ознакомится с правилами пользования камерой хранения; соблюдать правила безопасности на транспорте



  • разбираться в назначении супермаркетов;

  • выбирать товар с учётом потребности и финансовой возможности;






  • правилам гигиены в подростковом возрасте, ухода за кожей лица;

  • подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос;



  • основным способам зашивания распоровшихся швов различными способами;

  • стирать бельё в стиральной машине и вручную; гладить постиранное бельё;

  • пользоваться утюгом и гладить личные вещи;



  • использовать кухонные приборы и доступную технику;

  • чистить и нарезать овощи различными способами,

  • составлять меню завтрака, обеда и ужина;

  • пользоваться технологической картой для приготовления блюд;

  • соблюдать технику безопасности;



  • выбрать одежду для малыша по сезону;

  • помогать убирать игрушки;

  • объяснять младшим правила игры;

  • играть в тихие и подвижные игры;



  • собирать вещи для поездки в гости;

  • соблюдать правила поведения в гостях;

  • подбирать подарки, вручать и принимать



  • подбирать средства и предметы для регулярной и сезонной уборки;

  • способам мытья полов , стен, ухаживать за ковровым покрытием;

  • убирать жилые помещения.



  • определять пункт назначения;

  • выбирать вид поезда и тип вагона;

  • обращаться за справкой в справочное бюро вокзала;

  • заказать билет по телефону и лично; определять время отправления поезда;



  • находить товар в специализированных магазинах и супермаркетах;

  • приобретать товар с учётом необходимости и финансовых возможностей




2

Одежда и обувь


3



Питание


4



Семья


5.

Культура поведения


6



Жилище


7

Транспорт


8


Торговля


9

Средства связи



  • познакомиться с услугами почтового отделения по пересылке бандеролей и посылок;

  • правильно заполнять почтовые бланки, выбирать разрешённые вещи для посылки;



  • заполнять бланк на отправку бандероли и посылки,

  • составлять опись предметов;

  • обращаться с вопросами к почтовым работникам




10

Медицинская помощь



  • использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои,

  • выбирать эффективные средства поле укуса насекомых;

  • соблюдать правила оказания первой помощи при порезах, сса динах, переломах;



  • оказывать доврачебную помощь;

  • готовить настои;

  • обрабатывать раны и накладывать повязки;

  • накладывать жгут и шину из подручных средств;




11

Учреждения и организации



  • ознакомится с рабочими профессиями, предприятиями города, их местонахождением и продукцией,






  • рассказывать о рабочих профессиях, кратко - о выпускаемой продукции;

  • обращаться с вопросами по теме экскурсии;

12

Повторение

  • повторять теоретический и практический материал по пройденным разделам программы;

  • отрабатывать практические навыки, полученные в процессе изучения материала.






  • ориентироваться в задании;

  • отвечать самостоятельно или с помощью на вопросы учителя;

  • работать с тестами;




  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Рабочая программа по социально бытовой ориентировке для 5 9 классов Тимохиной Нины Павловны
Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (сбо), разработана и составлена
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке на 2013-2014 учебный год
Новая ул., Ивановка с., Ялуторовский район, Тюменская область, 627048, тел. 92-131
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Рабочая программа по социально бытовой ориентировке 8 класс основана...
Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат»
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке...
Названия разделов рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (учитель – Буянова С. Г.)
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 5 10 специальных...
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 5 10 специальных...
«Согласовано» и принято» на заседании мc гкс(К)оу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Рабочая общеобразовательная программа по социально-бытовой ориентировке...
Специальные коррекционные занятия по сбо направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Урок по социально-бытовой ориентировке в 7 классе на тему: «Состав домашней аптечки»
Цель: познакомить обучающихся с домашней аптечкой, ее назначением, составом, правилами пользования
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Аннотация к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке 5 класс
Количество часов: всего 34 час; в неделю 1 час (содержание программы распределено по часам в соответствии с учебным графиком)
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной...
...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Администратор гостиницы
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Рабочая программа учебной дисциплины
Магистерская программа: Информационные технологии управления социально-экономическими системами
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Пример (кейс) успешного создания, внедрения и функционирования системы...
Пример (кейс) успешного создания, внедрения и функционирования системы оказания профессиональной и социально-бытовой поддержки международных...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Социально-бытовой ориентировки
«Энциклопедия современной женщины», «Домашний уют своими руками», Москва «Внешсигма» 2000г
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Рабочая программа составлена на основе требований письма Минобрнауки...
Рабочая программа составлена на основе требований письма Минобрнауки России от 17. 03. 2015 года №06-259, профиль «Социально-экономический»,...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке icon Рабочая программа учебной дисциплины экономика для специальностей...
Семейный бюджет

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск