РПД
Приложение № 8
К ООП ВПО очная
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Утверждено
Ученый совет ГБОУ ВПО ИГМА Министерства здравоохранения России «______»_____________________20____ протокол № ______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия, С.2Б13
Направление подготовки (специальность) педиатрия 060103
Профиль
Форма обучения очная
Трудоемкость дисциплины 288 часов, 8 зачетных единиц
1. Цель и задачи освоения дисциплины.
Целью освоения дисциплины: «Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия» является: изучение этиологии, патогенеза, структурных основ патологических процессов, приобретенных, врожденных и наследственных заболеваний у детей и подростков, их осложнений, исходов, причины смерти для использования полученных знаний на клинических кафедрах и работе врача.
Задачи дисциплины «Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия»:
изучение студентами патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;
приобретение студентами знаний об этиологии, патогенезе и морфологии болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;
освоение студентом морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и меняющихся условий внешней среды;
изучение студентами изменений болезней, возникающих как в связи с изменяющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие различных манипуляций (патология лечения);
ознакомление студентов с принципами оформления заключения о смерти, формулирования патологоанатомического диагноза и заполнения медицинского свидетельства о смерти.
2. Место учебной дисциплины «Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия» ООП ВПО Академии
2.1. Дисциплина «Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.
2.2. Основные знания, умения и навыки, необходимые для изучения дисциплины, формируются:
в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; правоведение; история медицины; латинский язык, информатика);
в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология;
в цикле профессиональных дисциплин: гигиена; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.
Цикл
Дисциплина
|
Знания
|
Умения
|
Навыки
|
С.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
|
Философия
|
методы и приемы философского анализа и проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию;
|
грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
|
изложение самостоятельной точки зрения, анализ и логическое мышление, публичная речь;
логико-методический анализ научного исследования и его результатов, методика системного анализа предметной области и проектирования профессионально-ориентированных информационных систем,
|
Биоэтика
|
морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства;
|
оценивать и определять свои потребности, необходимые для продолжения обучения
|
морально-этическая аргументация, ведение дискуссий и круглых столов, принципы врачебной деонтологии и медицинской этики;
|
Латинский язык
|
основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке;
|
использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов;
|
навыками чтения и письма на латинском языке медико-биологических терминов;
|
Правоведение
|
нормы зарубежного права, информационное право, основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права; морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства; обязанности, права, место врача в обществе;
основные этические документы международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций;
|
ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях;
защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста;
|
навыками информирования пациентов и их родственников в соответствии с требованиями правил "информированного согласия";
|
С.2 Математический, естественнонаучный цикл
|
Медицинская информатика
|
математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине;
теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;
|
работать с операционной системой Windows;
подготовить текстовый документ, используя текстовый редактор;
провести табличные расчеты с использованием электронной таблицы;
работать в глобальной и локальной сети;
|
базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;
|
Биология
|
общие закономерности происхождения и развития жизни, антропогенез и онтогенез человека;
законы генетики ее значение для медицины, закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека;
основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания;
|
микроскопировать гистологические препараты с использованием сухих систем микроскопа;
составлять родословные и определять тип наследования признака
решать генетические задачи;
диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате, слайде, фотографии;
|
лабораторная диагностика и прогнозирование генных, хромосомных и паразитарных заболеваний; способность применять полученные знания при изучении других медико-биологических дисциплин;
методами изучения наследственности у человека (цитогенетический метод, генеалогический метод, близнецовый метод);
|
Физика
|
основные законы физики, физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;
характеристики и биофизические механизмы воздействия физических факторов на организм;
|
пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами)
|
|
Иммунология
|
структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики;
методы оценки иммунного статуса, показания и принципы его оценки, иммунопатогенез, методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии;
|
охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы человека, оценить медиаторную роль цитокинов; обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного, интерпретировать результаты оценки иммунного статуса по тестам 1-го уровня;
интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб;
обосновать необходимость применения иммунокорригирующей терапии;
|
алгоритмом постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу;
основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с иммунными нарушениями;
|
Биохимия
|
строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;
основные метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований, роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ;
строение и функции наиболее важных химических соединений (нуклеиновых кислот, природных белков, водорастворимых и жирорастворимых витаминов, гормонов и др.);
физико-химические методы анализа в медицине (титриметрический, электрохимический, хроматографический, вискозиметрический);
роль биогенных элементов и их соединений в живых организмах, применение их соединений в медицинской практике;
основы химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния;
|
отличать в сыворотке крови нормальные значения уровней метаболитов (глюкозы, мочевины, билирубина, мочевой кислоты, молочной и пировиноградной кислот и др.) от патологически измененных, читать протеинограмму и объяснить причины различий;
трактовать данные энзимологических исследований сыворотки крови;
прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;
выполнять термохимические расчеты, необходимые для составления энергоменю, для изучения основ рационального питания;
пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов;
|
постановка предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека;
владеть понятим ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов;
|
Анатомия
|
анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;
основные этапы истории анатомии;
методы анатомических исследований;
анатомические термины (русские и латинские); анатомию органов и систем, детали их строения, их основные функции;
взаимоотношение органов друг с другом; проекцию их на поверхности тела;
основные этапы развития органов (органогенез);
основные варианты строения и пороки развития органов;
|
правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем и др.);
находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, правильно называть по-русски и по-латыни;
находить методом препарирования отдельные органы, крупные сосуды, нервы;
схематично зарисовывать основные анатомические образования и органы;
готовить фиксирующие растворы для консервации анатомических препаратов и трупов;
изготавливать учебные и музейные анатомические препараты;
находить на рентгеновских снимках основные детали строения органов;
|
медико-анатомическим понятийным аппаратом;
простейшими медицинскими инструментами (скальпель, пинцет, зонд, зажим, расширитель и т.п.);
|
Гистология
|
основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;
правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм;
химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;
общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека;
функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой;
|
работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);
давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у человека;
|
микроскопирование и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий
|
Микробиология и вирусология
|
классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики, применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов;
|
работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);
диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препарате, слайде, фотографии;
проводить микробиологическую и иммунологическую диагностику;
|
навыками бактериоскопического анализа;
|
Нормальная физиология
|
анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;
функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии;
|
интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологии крови, сердца и сосудов, легких, почек, печени и других органов и систем;
определять и оценивать результаты электрокардиографии; спирографии; термометрии; гематологических показателей;
|
простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, неврологический молоточек и др.);
|
С.3 Профессиональный цикл
|
Гигиена
|
заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов;
|
проводить экологическую экспертизу и экологическое прогнозирование деятельности человека;
|
оценками состояния здоровья населения различных возрастно-половых групп;
|
|