Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных»

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных»


Скачать 248.27 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных»
ТипМетодические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
Для направления 36.03.01 - «ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»


Кубатбеков Т.С.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АНАТОМИЯ ЖИВОТНЫХ»

Москва 2016

ЧАСТЬ I . УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО АНАТОМИИ ЖИВОТНЫХ – ОБЩИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

(Время и объем прохождения практики - 2 семестр, 36 часов)

Цель практики – приобрести практические навыки по закреплению анатомических знаний, полученных при изучении трупного материала, на живом организме.

Задачи практики:

  1. Методически правильно проводить вскрытие трупов животных и освоить методику препарирования кожного покрова, скелетных мышц, суставов, кровеносных сосудов, нервов и внутренних органов.

  2. Ознакомиться с методикой изготовления сухих, влажных и коррозионных анатомических препаратов.

  3. Закрепить и перенести практические знания, полученные при препарировании трупного материала, на живой организм.


Содержание практики:

  1. Изучение техники безопасности при вскрытии трупов животных и препарировании основных структур организма.

  2. Демонстрация видеофильмов по анатомическому вскрытию домашних и диких животных.

  3. Вскрытие трупа животного и освоение методики препарирования кожного покрова, скелетных мышц, суставов, кровеносных сосудов, лимфатических узлов, нервов и внутренних органов.

  4. Работа в анатомическом музее: знакомство с сухими, влажными и коррозионными препаратами.

  5. Изучение техники безопасности и приемы фиксации живых организмов.

  6. Определение основных анатомических структур (скелетных мышц, суставов кровеносных сосудов, лимфатических узлов, нервов) и проекция их на кожный покров у живого организма.




  1. Определение топографии внутренних органов у живого организма в проекции на кожный покров.



Распределение заданий учебной практики по анатомии животных

по дням и часам


Дни

Количество часов

Задания по практике

1

2

4

Инструктаж по технике безопасности при вскрытии трупов животных и препарировании основных структур организма.

Демонстрация видеофильмов по анатомическому вскрытию домашних и диких животных.

2

6

Вскрытие трупа животного с повторением пройденного материала.

3

6

Освоение методики препарирования кожного покрова, скелетных мышц, суставов, кровеносных сосудов, лимфатических узлов, нервов и внутренних органов.

4

6

Посещение анатомического музея Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И.Скрябина.

5

6

Посещение анатомического музея и вивария с животными ТСХА

6

6

Изучение топографической анатомии скелетных мышц, суставов кровеносных сосудов, лимфатических узлов, нервов и внутренних органов

6 дней

18 часов

Зачет

Таб. 1. Материалы по организации и проведению практики по анатомии животных


№ п/п

Название практики

Кафедра

База практики

Компетенции

Механизм реализации компетенции

1.

Учебная практика по анатомии животных

Департамент ветеринарной медицины


1) РУДН: секционный зал; учебная лаборатория, анатомический музей;

2)Московская государственная

академия ветеринарной медицины и биотехнологии им.К.И.Скрябина:

анатомический музей и виварий.

3)ТСХА- анатомический музей и виварий.


  1. Научиться, методически правильно, проводить анатомическое вскрытие животных;

  2. Научиться препарировать кожный покров, скелетные мышцы, суставы, кровеносные сосуды, лимфатические узлы, нервы и внутренние органы;

  3. Научиться изготавливать сухие и влажные анатомические препараты,

  4. Освоить технику безопасности при работе с животными и методы их фиксации;

  5. Освоить топографическую анатомию скелетных мышц, суставов, кровеносных сосудов, лимфатических узлов, нервов и внутренних органов.

1. Изучение техники безопасности при вскрытии трупов и препарировании кожного покрова, скелетных мышц, суставов, кровеносных сосудов, лимфатических узлов, нервов и внутренних органов;

2. Изучение устройства секционного зала;

3. Изучение порядка уборки, утилизации и уничтожения трупов животных;

4. Вскрытие трупов животных;

5. Работа в анатомическом музее: знакомство с сухими, влажными и коррозионными препаратами;

6. Изучить технику безопасности при работе с животными и методы их фиксации;

7. Изучить топографическую анатомию скелетных мышц, суставов, кровеносных сосудов, лимфатических узлов, нервов и внутренних органов.


Правила оформления отчета и дневника по учебной практике по анатомии животных
Дневник является основным документом, отражающим объем и качество работы студента во время практики. Практикант ежедневно записывает в дневнике вид и краткое содержание выполненной за день работы, вносит замечания и предложения. По окончании практики дневник предъявляется руководителю вместе с отчетом по практике. Руководитель дает заключение о работе студента за весь период практики и оценивает ее по принятой на факультете системе.

Дневник по учебной практике по анатомии животных заполняется от руки (письменно).

В отчете по учебной практике по анатомии домашних животных должны содержаться следующие пункты:

1. Техника безопасности при проведении практики,

2. Устройство секционного зала,

3. Инструменты и спецодежда для вскрытия,

4. Порядок вскрытия животного,

5. Описание музейных препаратов,

6. Описание методов фиксации животных,

7. Описание топографическую анатомию скелетных мышц, суставов, кровеносных сосудов, лимфатических узлов, нервов и внутренних органов.

Отчет по учебной практике по анатомии животных оформляется в печатном виде, должен содержать фотографии, схемы, таблицы.

Схема 1. Образец титульного листа дневника по учебной практике по анатомии животных (Внимание! Титульный лист оформляется полностью на лист А4).

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

Аграрно-технологический институт

Для направлении -36.03.01 - «ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»
ДНЕВНИК
учебной практики по анатомии животных


Группа___________________________________

Студент__________________________________


Руководитель от РУДН: доктор биологических. наук., проф. Кубатбеков Т.С.

Оценка____________________________________


Москва 2016
Схема 2. Форма заполнения дневника по учебной практике по анатомии животных


Тема занятий

Содержание выполненной работы

Замечания и предложения практиканта

Заключение преподавателя











































































Схема 3. Образец титульного листа отчета по учебной практике по анатомии животных (Внимание! Титульный лист оформляется полностью на лист А4).

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»
Аграрно-технологический институт

Для направлении - 36.03.01 - «ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

ОТЧЕТ
Об учебной практике по анатомии животных

____________________________

(сроки проведения практики)
Группа_________________________________________

Студент (ФИО)__________________________________

Руководитель от РУДН: доктор биологических наук., проф. Кубатбеков Т.С..

Оценка____________________________________


Москва 2016
ЧАСТЬ II . УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО АНАТОМИИ ЖИВОТНЫХ – СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Занятие №1

Тема. Инструктаж по технике безопасности при вскрытии трупов животных и препарировании основных структур организма. Демонстрация видеофильмов по анатомическому вскрытию домашних и диких животных.

Цель. Усвоить правила работы с трупным материалом.

Содержание занятия. Инструкция по технике безопасности для сотрудников и студентов кафедры морфологии животных и ветсанэкспертизы ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Техника безопасности при работе с трупами

1. Прием трупов проводить только при наличии сопроводительного документа (направления). При этом необходимо выяснить полный анамнез на павшее животное и эпизоотическое состояние хозяйства.

2. При подозрении на сибирскую язву провести лабораторное исследование мазков крови, взятой из уха.

3. При гибели животного от сибирской язвы снятие шкуры и вскрытие трупа не проводить. Также запрещается снимать шкуру при гибели от брадзота и энтеротоксемии овец, ботулизма, бешенства, злокачественного отека, эпизоотического лимфангоита лошадей, мелиоидоза (ложного сапа), оспы овец, коз, свиней, сапа лошадей, чумы крупного рогатого скота, свиней и верблюдов, эмфизематозного карбункула крупного рогатого скота, туляремии.

4. При вскрытии трупов животных не допускать посторонних лиц.

5. Работать с трупным материалом следует в соответствующей спецодежде (халат, фартук, нарукавники, перчатки, при вскрытии крупных трупов сапоги резиновые). При вскрытии трупов животных, павших от особо опасных инфекционных болезней, необходимо пользоваться защитными очками и марлевой (в несколько слоев) повязкой. В летнее время на голову, а зимой на головной убор следует надевать полотняную шапочку (косынку).

6. Студенты и др. лица, присутствующие при вскрытии трупов животных, должны быть в халатах, колпачках (косынках).

7. Вскрытие проводится в перчатках. При отсутствии последних подногтевые пространства и венчики пальцев смазать раствором йода, затем для защиты кожи от мацерации покрыть руки вазелином или жиром.

8. Для защиты от насекомых летом руки, шею, лицо надо смазать диметилфталаном, пастой «Тайга» или др. отпугивающими веществами, применять маску пчеловода или накомарник.

9. При вскрытии трупов не разбрасывать органы и их части, не разбрызгивать кровь и др. жидкости. Все складывается аккуратно в определенном месте.

10. В случае ранения вскрытие приостановить, остановить кровотечение, рану обработать 5%-ым спиртовым раствором йода.

11. После вскрытия убрать части трупа, вымыть столы, пол.

12. Инструменты надо вымыть теплой водой, затем продезинфицировать 3-4%-ым раствором креолина или лизола, либо 3-5%-ым раствором формалина или прокипятить в 1-2%-ом растворе соды, высушить. Для длительного хранения инструменты следует смазать вазелином.

13. Нарукавники, фартуки, сапоги после вскрытия вымыть водой и продезинфицировать 3-4%-ым раствором формалина или лизола.

14. Перчатки следует вымыть водой с мылом на руках, продезинфицировать раствором сулемы 1:1000 или хлорамина, насухо вытереть, опудрить тальком, затем снять с рук, начиная с запястья, проверить на целостность.

15. Если вскрытие проводили без перчаток, то руки надо тщательно вымыть с мылом и продезинфицировать раствором сулемы 1:1000 или 2-3%-ым раствором карболовой или уксусной кислоты, 3-4%-ым раствором формалина. Для уничтожения трупного запаха руки можно погрузить в 0,5%-ый раствор марганцовокислого калия, затем для устранения бурой окраски кожи - в насыщенный раствор щавелевой кислоты или смазать подсолнечным маслом.

16. Уходя из прозекториума, следует тщательно продезинфицировать обувь о дезковрик, находящийся при входе в прозекториум и систематически увлажняющийся дезраствором.

Техника безопасности при работе с хирургическими инструментами

1. Необходимо быть предельно внимательным при работе с хирургическими инструментами, так как при неосторожном с ними обращении (резкий поворот со скальпелем в руках, шприцем, ножницами, препаровальной иглой и др.) можно пораниться самому и травмировать находящихся рядом.

2. Ножи, скальпели держать таким образом, чтобы ладонь лежала поверх рукоятки.

3. Разрезы делать только по направлению к себе или слева направо.

4. При вскрытии трупов не оставлять инструменты в полостях, не втыкать их в ткани.

5. Не работать вдвоём на одной стороне трупа.

Техника безопасности при работе с химическими веществами

1. При работе с кислотами, щелочами, эфиром, хлороформом, ксилолом, дезинфицирующими средствами и другими химическими веществами необходимо соблюдать осторожность: не разливать, не нюхать из флаконов и других ёмкостей. Хранить их необходимо в отдельной комнате под замком, не допуская испарения. Своевременно вести учет расхода химических веществ в специальном журнале.

2. Если ртуть пролилась из термометра или других приборов, то её необходимо тщательно собрать всю во флакон вплоть до мельчайших капелек.

3. При попадании кислот, щелочей и т.п. на открытые части тела необходимо быстро и аккуратно смыть их нейтрализующие средством или тщательно промыть проточной водой.

4. При приготовлении растворов кислот их следует добавлять небольшими порциями к воде, а не наоборот.

5.Флаконы с испаряющимися веществами должны быть герметически закрыты. Помещения, где они хранятся или используются, должны быть оборудованы вентиляцией или регулярно проветриваться .

6. Приготовление растворов, проведение реакций с легко испаряющимися веществами разрешается в вытяжных шкафах или в хорошо вентилируемых помещениях.
Занятие №2

Тема. Вскрытие трупа животного с повторением пройденного материала.

Цель. Для успешного освоения дисциплины студенты должны научиться, методически правильно, проводить анатомическое вскрытие животных.

Содержание занятия. Основные принципы анатомического вскрытия трупа животного.

Методика анатомического вскрытия трупа животного

1. Труп помещают на секционный стол и придают ему спинное положение, растягивая и фиксируя в стороны возможно шире грудные и тазовые конечности. Фиксацию осуществляют, привязывая конечности к стойкам, которые крепятся к столу.

2. Процесс снятия кожи начинают с продольного срединного разреза по вентральной поверхности тела – от подбородка до корня хвоста. При этом у коров и кобыл огибают с боков вымя, половую щель и анус, а у самцов – наружные половые органы. Затем разрезают кожу вдоль средины внутренней поверхности конечностей до запястья и заплюсны.

3. Процесс снятия кожи заключается в разрезании рыхлой соединительной ткани дермы так, чтобы поверхностная фасция, а с ней и подкожные мышцы остались на теле животного. Кожу следует хорошо оттянуть пинцетом и осторожно рассечь ножом подкожную клетчатку так, чтобы не повредить эпидермис. В области запястья и заплюсны делают кольцевидные разрезы и постепенно изнутри наружу снимают кожу.

4. Не снимают кожу с губ, ноздрей, век и ушной раковины, обрезая ее по кругу изнутри у основания этих органов.

5. Расчленение трупа начинают с отделения головы и грудных конечностей. Голову отрезают вместе с атлантом секционным ножом. Грудные конечности отделяют в боковой позиции с вентральной стороны, разрезая мышцы плечевого пояса.

6. Брюшную стенку вскрывают сагиттальным разрезом по белой линии от мечевидного хряща до таза и придают трупу левостороннее положение. Правую брюшную стенку разрезают сегментально до самой поясницы на уровне ее средины, обнажая, внутренние органы справа и снизу. Далее проводят экзентерацию - удаление внутренних органов из брюшной полости.

7. Предварительно вынув внутренние органы из брюшной полости, отрезают тазовые конечности. Разрезав сначала сегментально на уровне середины поясницы мышцы позвоночника, отделяют обе тазовые конечности поперечным распилом позвоночника.

8. Внутренние органы тазовой полости извлекают, распиливая, вначале тазовый шов, а затем поясничные и крестцовые позвонки.

9. Грудную полость вскрывают путем удаления ее левой стенки. При этом труп укладывают на правый бок и делают три разреза грудной стенки: по реберным хрящам вблизи соединения их грудной костью; по верхним концам ребер параллельно позвоночному столбу, и позади сердца, в восьмом межреберьи, соединяя два предыдущих разреза. Далее извлекают органы грудной полости.

Занятие №3

Тема. Освоение методики препарирования кожного покрова, скелетных мышц, суставов, кровеносных сосудов, лимфатических узлов, нервов и внутренних органов.

Цель. Для успешного освоения дисциплины студенты должны научиться препарировать кожный покров, скелетные мышцы, суставы, кровеносные сосуды, лимфатические узлы, нервы и внутренние органы.
Содержание занятия. Общие принципы препарирования анатомических структур тела животного.

Общие принципы препарирования

1. Основным принципом анатомического препарирования следует считать выделение органов путем освобождения их от рыхлой соединительной ткани, покрывающей органы или их части и соединяющей их с соседними органами.

2. Рыхлую соединительную ткань и включенный в нее жир нужно снимать планомерно, более или менее цельным пластом, тщательно отделяя ее, от препарируемого органа.

3. Освобожденный от соединительной ткани орган должен быть ясно видимым. При необходимости показать на препарате глубоко расположенные структуры или ход и ветвление глубоких сосудов или нервов надо удалять части мышц, делать в них «окна».

Занятие №4

Тема. Посещение анатомического музея Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И.Скрябина и анатомического музеяи вивария ТСХА.

Цель. Для успешного освоения дисциплины студенты должны научиться изготавливать сухие и влажные анатомические препараты.
Содержание занятия. Правила изготовления сухих и влажных анатомических музейных препаратов

Правила изготовления влажных анатомических препаратов

Материал надо брать от свежих трупов или недавно убитых животных. Материал нельзя загрязнять содержимым желудочно-кишечного тракта, кровью и т.п., в случае загрязнения его надо тщательно обтереть чистым тампоном. Обмывать водой не рекомендуется.

Если орган крупных размеров, то для быстрейшего проникновения фиксирующей жидкости вовнутрь (органа или ткани) можно сделать надрезы на его тыльной стороне, не представляющей интереса для демонстрации. В случае необходимости здесь же делают небольшое окошечко, через которое острой ложкой можно выскоблить часть ткани. Образовавшуюся пустоту заполняют ватой и помещают орган в фиксирующую жидкость. Можно также фиксирующую жидкость вводить вглубь органа или ткани в разные места при помощи шприца и длинной иглы или через естественные ходы - сосуды, бронхи, молочные каналы и т.д.

Если интерес представляет одна из сторон органа, можно сделать пластинчатый препарат с толщиной среза 3-4 см.

Фиксирующей жидкости должно быть в 10 раз больше, чем исходного материала.

Полостные органы - мочевой и желчный пузыри, матку, кишечник и другие после удаления содержимого заполняют гигроскопической ватой, смоченной той же фиксирующей жидкостью.

Для демонстрации слизистой оболочки орган выворачивают, заполняют ватой, смоченной фиксирующей жидкостью. Такие органы можно разрезать по длине, затем прикрепить к дощечке или фанере, картону, стеклу при помощи ниток или булавок и после этого поместить в фиксирующую жидкость.

Для сохранения формы какого-либо полого органа, его полости заполняют ватой или марлей или вставляют распорки. После уплотнения и фиксации органа или трупа материалы, применяемые для придания формы, удаляют.

При изготовлении музейных препаратов с сохранением окраски применяют различные методики.

Метод Мельникова-Разведенкова

Жидкость для фиксации:

  • Вода водопроводная 1000мл

  • Хлорид калия 5г

  • Ацетат калия или натрия 30г

  • Формалин продажный 100мл

Жидкость для восстановления цвета:

  • Спирт ректификат 85-90-градусный

Жидкость для хранения препарата:

  • Вода водопроводная прокипяченная 1000мл

  • Ацетат калия или натрия 400г

  • Глицерин 600мл


Время фиксации в жидкости зависит от размера органа. Продолжительность фиксации кишечника, мочевого пузыря, оболочек мозга в пределах одних суток. Более крупные органы требуют большего времени для фиксации - 3-5 и более суток.

Орган считается профилированным в том случае, если он на всю глубину имеет одинаковый сероватый цвет (как и на поверхности) и при надавливании из разреза не вытекает красноватая жидкость.

После того, как орган профилируется, его переносят по методу Мельникова-Разведенкова - в спирт для восстановления первоначального цвета.

Время восстановления цвета органа в спирте -определяется опытным путем (от 20 минут до нескольких часов) и зависит от продолжительности фиксации. Сразу после восстановления первоначального цвета орган перекосят в жидкость для хранения.

Если требуется восстановить цвет крупного органа, то с целью экономии спирта его помещают в кювету и покрывают тонким слоем гигроскопичной ваты, смоченной спиртом. Вату периодически приподнимают, определяя момент восстановления первоначального цвета.

После восстановления естественного цвета орган или ткань помещают в банку с жидкостью для хранения. Банку герметически закрывают. Крышку вырезают из обычного или органического стекла и приклеивают замазкой Менделеева-Шора, клеем БФ-2, БФ-4 или др. Замазка Менделеева продается в зооветснабах и аптеках в готовом виде. Ее можно готовить и самостоятельно. Для этого в металлической посуде расплавляется 125 г желтого пчелиного воска. Затем небольшими порциями добавляется 500 г канифоли, 200 г краски-мумии прокаленной и 3-5 мл льняного или другого масла при постоянном помешивании. После этого вся масса варится на слабом огне при легком помешивании до исчезновения пены. Готовая замазка должна быть одинаковой по окраске у густоте. Она переливается в металлическую посуду, в которой хранится и разогревается при необходимости ее использования.

Состав замазки Шора (г): гуттаперчи - 100, смолы черной - 200, асфальта - 200, сала несоленого - 200, канифоли - 400. В случае получения очень сухой консистенции надо уменьшить количество канифоли.

Для запечатывания банок лучше пользоваться замазкой Менделеева. Она влагоустойчива и хорошо удерживает крышку, которую при необходимости можно снять, что легко сделать горячим ножом или скальпелем.

Перед закрыванием просушивают края банки, разогревают замазку, в нее быстро погружают края крышки, удерживая её наклонно. Затем крышку быстро накладывают на банку, слегка прижимают и сверху кладут небольшой груз. После прикрепления крышки проверяют герметичность, для чего банку осторожно наклоняют на бок и проверяют не подтекает ли жидкость.

Если сохранение естественной окраски органа или ткани не обязательно, то их можно хранить в 10%-ном растворе формалина.

Этикетка к анатомическому музейному препарату (примерный образец)
ЭТИКЕТКА

Орган____________________________________________________________________

(название, вид, возраст животного)

Кто изготовил препарат____________________________________________________

( фамилия, имя, отчество, курс, группа)

(отделение - очное, заочное)

Дата изготовления_____________(число, месяц, год) Подпись______________

Занятие №4

Тема. Инструктаж по технике безопасности и описание приемов фиксации живых организмов.

Цель. Для успешного освоения дисциплины студенты должны освоить технику безопасности при работе с животными и методы их фиксации.
Содержание занятия. Инструктаж по технике безопасности и описание приемов фиксации живых организмов.

Меры безопасности при работе с животными

При работе с животными необходимо создавать безопасные условия труда, исключающие возможность травмирования животных и людей. Нужна спокойная рабочая обстановка, без лишней суеты и нервозности.

Перед обследованием животных следует проконсультироваться об их повадках и нраве для того, чтобы знать какие меры предосторожности применять при контакте с ними. Для большей безопасности обследовать животное необходимо втроем, заменяя друг друга.

С животными стоит обращаться спокойно, лаксково и уверенно. Они сразу чувствую неуверенность и нерешительность человека, настораживаются и начинают беспокоиться. Каждый раз, приближаясь к ним, нужно предупреждать их ровным повелительным голосом. Не следует допускать грубых окриков и побоев. Не рекомендуется приседать и опускаться на колено около крупного животного, так как оно может внезапно броситься на землю. Неожиданное прикосновение к животному, особенно в паховой области или к тазовым конечностям, может вызвать резкую реакцию животного, небезопасную для человека.

При обследовании крупного рогатого скота необходимо предохранять себя от ушибов, которые животные могут нанести головой, рогами и конечностями. К животному следует подходить спереди, немного сбоку и сразу взять за рога.

При обследовании собаки обязательно надевают намордник или на верхнюю челюсть накладывают тесьму, которую завязывают простым узлом под нижней челюстью, затем окончательно закрепляют на затылке двойным узлом.

Занятие №5

Тема. Изучение топографической анатомии скелетных мышц, суставов кровеносных сосудов, лимфатических узлов, нервов и внутренних органов.

Цель. Для успешного освоения дисциплины студенты должны усвоить топографическую анатомию скелетных мышц, суставов кровеносных сосудов, лимфатических узлов, нервов и внутренних органов.
Содержание занятия. Топографическая анатомия скелетных мышц, суставов кровеносных сосудов, лимфатических узлов, нервов и внутренних органов.

Топография органов грудной полости


Справа

Центрально

Слева

Правое легкое имеет 4 доли: краниальная, средняя, каудальная, добавочная

Между плевральными полостями левого и правого легкого находится средостение – место перехода париетального листа в висцеральный;

в нем проходят: 1) пищевод; 2) трахея; 3) нервы (блуждающий и диафрагмальный); 4) сердце и магистральные сосуды (аорта, легочной ствол, полые вены); 5) лимфатические сосуды (грудной проток) и лимфоузлы.

Левое легкое имеет 3 доли: краниальная, средняя, каудальная



Топография органов брюшной полости



Область

Органы, имеющиеся

у всех животных

Лошадь

Крупный

Рогатый скот

Свинья

Собака

1) правое подре-берье

Печень (правая доля)

Поджелу-дочная железа

Двенадцатипер- стная кишка

Особенности:

+

+
+
правая почка

вся печень

+
+

книжка,

сычуг

+
+
+

+
+

+


пилорическая часть

желудка

2) левое подре- берье

Селезенка

Печень (левая и центр. доли)

Желудок

Большой сальник

Особенности:

+

+
+

-
Петли тощей и большой ободочной кишки

+

-
-

-
Рубец

+

+
+

+
Петли тощей кишки

+

+
+

-

-


3)

область

меч.

хряща

Особенности:

диафраг. Изгиб

большой ободочной к.,

верхушка слепой кишки

Сетка, сычуг

Большая кривизна

желудка, петли тощей кишки

4)

правый подвздох

Петли тощей кишки;

Особенности:

-
головка слепой, дорс. и вентр.

колено большой ободочной к.,

+

(снизу)

лабиринт ободочной

кишки

(сверху)

+

+

5) левый подвздох

Петли тощей кишки;

Особенности:

+
малая ободочная к., дорс. и вентр. колено большой ободочной к.

-
рубец

+
конус ободочной к. (смещено влево)

+

6) пояс-ничная

(почеч- ная)

Почки,

Надпочечники,

Яичники, Яйцепроводы,

Рога матки;

Особенности:

Левая

Левый

+

+

+

петли тощей кишки

лев.и пр.

+

+

+

+

частично рубец

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

слепая, подвздошная и

ободочная кишки

7) пупоч-ная

Петли тощей кишки;

Особенности:

+
тело слепой к., петли малой и большой ободочной к.

-
Рубец

+
верх конуса

ободочной кишки

+
-

8) правый пах

Петли тощей кишки;

Особенности:

-
дорс. и вентр.

колено большой ободочной к.,

-
верхушка

слепой кишки

+

+

9) левый пах

Петли тощей кишки;

Особенности:

-
тазовый изгиб большой ободочной к.

-
Рубец

-
конус ободочной кишки

+

10)

лонная

Тело матки,

Мочевой пузырь

+

+


+

+

+

+

+

+



Топография органов тазовой полости


Самка

самец

Под крестцовыми и первыми хвостовыми позвонками располагаются:

1.Прямая кишка;

2.Матка (у нерожавших), влагалище, мочеполовое преддверье;

3.Мочевой пузырь с мочеиспуска-

тельным каналом

1.Прямая кишка;

2.Тазовая часть мочеполового канала с придаточными половыми железами

3.Мочевой пузырь (у собак и свиней верхушка в лонной области)

Похожие:

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические рекомендации по прохождению учебной практики для получения...
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной или учебной практики предназначены для студентов специальности...

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» icon«Соликамский педагогический колледж имени А. П. Раменского» методические...
Методические рекомендации предназначены для обучающихся, осваивающих основную профессиональную образовательную программу среднего...

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические рекомендации для выполнения контрольной работы Методические...
Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по учебной дисциплине «Иностранный язык», по направлению подготовки 40....

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические рекомендации для самоподготовки к экзамену по дисциплине «Английский язык»
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование очной формы...

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические рекомендации по прохождению практики (учебной, производственной...
Программа практики (учебной, производственной и преддипломной), для студентов, обучающихся по направлению 070600. 62 «Дизайн». М.:...

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические указания по организации и проведению практики омск, 2013
Методические рекомендации для обучающихся по организации и проведению учебной и производственных практик

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические указания к практическим работам по учебной дисциплине
Методические указания к практическим работам по учебной дисциплине История отечественного государства и права для студентов спо специальности...

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические рекомендации по оценке качества подготовки обучающихся...
Методические рекомендации по оценке качества подготовки обучающихся, являющиеся основной частью учебно-методического комплекса по...

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические указания по проведению учебной практики по управлению...
Методические указания по проведению учебной практики по управлению сельскохозяйственной техникой [Текст] /сост. И. И. Швецов, В....

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические рекомендации по проведению практических занятий общеобразовательной...
Методические рекомендации по организации практических занятий студентов по общеобразовательной дисциплине оуд. №2 «Английский язык»...

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Программирование...
Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «Программирование для автоматизированного оборудования»

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические рекомендации для преподавателя по организации изучения...
Утверждено на заседании Учебно-методической комиссии по специальности «Педиатрия»

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача – педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому

Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов по...
Содержание профилактической работы врача педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск