Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8




НазваниеЦели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8
страница1/46
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46



ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Целевой раздел

стр.

1.1 Пояснительная записка

4

      1. Цели и задачи реализации Программы

5

      1. Принципы и подходы к формированию Программы

8

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

13

  • Характеристика детей с ЗПР

15

  • Характеристика детей с нарушением интеллекта.

20

1.2 Планируемые результаты освоения программы

27

1.2.1 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

27

1.2.2 Целевые ориентиры освоения программы детей с ЗПР

28

1.2.3 Целевые ориентиры освоения программы детей с нарушением интеллекта.

34

  1. Содержательный раздел




2.1 Описание образовательной деятельности, в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

58

2.1.1 Описание образовательной деятельности, в соответствии с направлениями развития ребенка с ЗПР, представленными в пяти образовательных областях

69

- Социально-коммуникативное развитие

70

- Познавательное развитие

91

- Речевое развитие

105

- Художественно-эстетическое развитие

111

- Физическое развитие

123

2.1.2 Описание образовательной деятельности, в соответствии с направлениями развития ребенка с нарушением интеллекта, представленными в пяти образовательных областях

131

- Социально-коммуникативное развитие

131

- Познавательное развитие

133

- Речевое развитие

134

- Художественно-эстетическое развитие

135

- Физическое развитие

135

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

148

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений детей

163


2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

182

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.

188

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

192


2.7. Иные характеристики содержания программы

202

  1. Организационный раздел




3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

215

3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

217


3.3. Режим дня

229

3.4. Особенности традиционных событий и праздников

240

3.5. Особенности организации предметно-развивающей среды

244

4. Дополнительный раздел. Краткая презентация программы.




4.1. Возрастные и иные категории детей, на которые ориентирована Программа

260

4.2. Используемые Примерные программы

261

4.3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

263

Приложение





Программа состоит из обязательной части (текст выделен шрифтом Times New Roman 14 размером) и части, формируемой участниками образовательных отношений (текст выделен курсивом с подчёркиванием). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.


1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Детский сад осуществляет деятельность с целью предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по адаптированной основной образовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 78» для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа).

Программа разработана в соответствии с:

  • Конвенцией о правах ребенка от 13.12.1989 г;

  • Законом Российской Федерации № 273–ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

  • «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 – 13»

  • Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 78» №511 от 22.11.1993г, утверждён приказом департамента образования мэрии города Ярославля. № 01-05/419 от 22.06.2015.

Локальными актами:

  • Положением об Управляющем совете МДОУ;

  • Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме и другими локальными актами, регламентирующими образовательную, правовую деятельность учреждения.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), обеспечивает развитие личности детей в различных видах деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Теоретические основы Программы составляют современные научные положения, разработанные в отечественной общей и специальной педагогике и психологии: об общности основных закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о значении таких социальных факторов как воспитание, обучение и развитие в психическом развитии ребенка с ОВЗ.

Срок освоения Программы (продолжительность обучения) составляет 4-5 учебных года с 1 сентября по 31 августа с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка. Для выпускников окончание учебного года определяется Договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования.

Разработка программы носит коллегиальный характер (см. Приложение № 1).

Адаптированная основная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 78» спроектирована в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учётом:

- примерной основной образовательной программы ДО;

- авторской комплексной программы ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,

- программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под редакцией Л.Б. Баряевой;

- программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой;

- программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью под редакцией Н.Ф.Дементьевой.

В связи с множественными речевыми нарушениями у воспитанников МДОУ, а также с учётом запросов родителей (законных представителей) в детском саду дополнительно используется раздел «Речевое развитие» «Примерной адаптированной основной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор Н.В. Нищева.

Адаптированная образовательная программа МДОУ «Детский сад № 78» может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы МДОУ, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп.


      1. Цели и задачи реализации Программы.

Программа предусматривает разностороннее развитие дошкольников с ОВЗ в возрасте от 3 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей .

МДОУ «Детский сад № 78» – учреждение с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
Основными направлениями деятельности МДОУ являются:

* Диагностическое направление работы, которое обеспечивается комплексным динамическим наблюдением за ребёнком, куда входит: изучение состояния его здоровья(медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательных и эмоционально-личностных сфер (психологическое), запаса знаний, навыков и представлений(педагогическое).

Итогом комплексного изучения являются выработка адекватных состоянию ребёнка подходов со стороны взрослых, выделение проблемных и сохранных сторон его развития, конкретные рекомендации педагогам и родителям.

* Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего воспитания и обучения, предполагающего комплекс мер, воздействующих на личность в целом, совершенствование ведущего и типично детских видов деятельности, коррекцию индивидуальных проблем развития.

Данное направление реализуется взаимодействием медицинских работников, педагогов и специалистов.
Цель программы:

Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и соответствующим возрасту видам деятельности;

Программа направлена на решение задач:

1.охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2.обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4.создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5.объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6.формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7.обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8.формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9.организации коррекционного сопровождения детей с трудностями в обучении, обеспечивающего развитие индивидуальности, адаптационных возможностей и становление социально-успешной личности каждого ребёнка;

10.создания развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей ребёнку максимально раскрыть индивидуальные возможности и способности;

11.синхронизации процессов обучения, воспитания и коррекции, позволяющей сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей;

12.внедрения эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов и условий коррекции и реабилитации детей с проблемами в развитии;

13.обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

14.оказания квалифицированной помощи семье по вопросам воспитания, обучения , и коррекции развития детей.
Часть , формируемая участниками образовательного процесса

Цель программы: построение коррекционно-развивающей работы с детьми по преодолению стойких тяжелых нарушений речи.

Основная задача: овладение детьми самостоятельной, связной грамматически верной и фонетически чистой монологической и диалогической связной речью.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования:

- понимание детства как уникального самоценного периода в общем развитии человека. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческий, ранний и дошкольный возраст), амплификация детства, недопустимость искусственного ускорения или замедления темпов развития ребенка;

- возрастная адекватность дошкольного образования: соответствие условий, методов, требований возрасту и особенностям развития ребенка. Реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, общение и совместная деятельность с другими детьми и взрослыми;

- поддержка разнообразия детства. Учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (в том числе ограниченными возможностями здоровья), определяющих особые условия получения им образования; направленность на создание условий и развивающей среды, подходящих для детей с разными образовательными потребностями;

- организация образовательного процесса с учетом этнокультурной ситуации развития детей, на основе уважения к различным национальным культурам. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- гуманистический характер взаимодействия взрослых — родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации — и детей; уважение личности ребенка. Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; поддержка детской инициативы в различных видах деятельности;

- ориентация образования на развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка, развитие и гармонизацию эмоциональной сферы, формирование нравственных качеств личности и социализацию ребенка. Исходя из принципов, лежащих в основе Программы, при организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходимо ориентироваться на возрастные особенности детей, учитывать возрастную специфику способов их восприятия окружающего мира и поведения;

Программа:

  • выстроена по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Программа руководствуется принципами:

  • сотрудничества МДОУ с семьёй.

  • комплексного подхода, системного и целостного изучения ребёнка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений; установление «иерархии» обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии. Соотношения первичных и вторичных отклонений;

  • единства диагностики и коррекции. Целенаправленная коррекционная работа ведётся на основе изучения уровня развития ребёнка и наблюдения за его динамикой;

  • качественного анализа результатов обследования. Качественный анализ включает не только сам факт выполнения задания, но и отношение ребёнка к заданию, способы выполнения, характер взаимодействия и т.п.;

  • ранней коррекции отклонений в развитии, предполагающий как можно более раннее выявление проблем ребёнка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки;

  • индивидуально-дифференцированного подхода: учёт индивидуально-типологических особенностей каждого ребёнка и особенностей группы в целом, организация групп детей по уровню развития;

  • психологической комфортности, предполагающий психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

  • педагогической конфиденциальности: позволяет беречь ребёнка от психического и физического насилия; научить педагогов и родителей действовать в поле деятельности «ребёнок-взрослый»;

  • занимательности и новизны: позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путём постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника;

  • динамичности, опирающийся на концепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребёнка – актуальном и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития. Заключается в постоянном углублении и расширении целей по коррекции, обучению, развитию ребёнка.


Особенности реализации общепедагогических принципов в условиях специального образования.

Поэтапное предъявление заданий

Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является то, что трудные инструкции им не доступны. Необходимо дробить задания на короткие отрезки и предъявлять их ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

Смена видов деятельности.

Высокая степень истощаемости детей с ЗПР приводит к быстрой потери интереса к предлагаемой деятельности, следовательно, необходимо чередовать виды детской деятельности в процессе совместного творчества.

Увеличение доли наглядности, раздаточного материала в процессе работы.

Изучаемый материал необходимо подкреплять наглядностью, так в дошкольном возрасте у детей с ЗПР преобладает наглядно-действенное, наглядно – образное мышление.

Контроль каждого этапа работы.

У детей с ЗПР нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, следовательно, педагогу необходимо контролировать работу детей на всем протяжении совместного творчества, последовательно руководить детской деятельностью.

Совместное действие с ребенком в начале обучения.

На первых этапах обучения ребенку часто тяжело бывает выполнять задания педагога опираясь только на объяснение и показ, следовательно, для успешного выполнения заданий педагогу необходимо совместно с ребенком проделывать предлагаемую работу.

Доступность изложения материала ребенку.

Необходимо учитывать развивающий характер обучения – обучение должно строиться исходя из особенностей структурных нарушений, то есть на основе зоны ближайшего развития ребенка. Надо учитывать потенциальные возможности каждого ребенка, которые реализуются в совместной деятельности педагога и детей.

Система и последовательность предлагаемого материала.

При работе с детьми с задержкой психического развития необходимо учитывать их скудный запас знаний и представлений по всем разделам программы, следовательно, начинать формировать знания детей необходимо от простого к сложному, от ближайшего окружения ребенка.

Использование многократного возврата к теме.

Повторяемость материала необходимый компонент успешного развития детей с ЗПР. Повторение одного и того понятия должно происходить в разных видах детской деятельности (художественное творчество, чтение художественной литературы, проведение подвижных и дидактических игр, проведение бесед)

Необходимость установления взаимного эмоционального контакта с ребенком.

При общении с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии педагог должен быть эмоционален – это позволяет удержать внимание детей на предлагаемой деятельности и добиться от них эмоциональной отзывчивости.

Четкость, краткость инструкции

Педагогу, работающему с детьми с проблемами развития необходимо уметь грамотно задавать вопросы – это является одним из важных условий стимулирования и поддержания активности детей. Вопрос должен быть четким, коротким, составлен таким образом, чтобы в структуре вопроса содержался ответ.

Использование приемов, активизирующих память .

Непременное условие развивающего обучения - научить мыслить причинно, то есть развитие причинно – следственных связей. Для облегчения запоминания предлагаемого материала, для стимуляции развития образного мышления, необходимо пользоваться различными символами, пиктограммами, мнемотаблицами или подключать двигательные функции, синхронизировать речь с движениями. Педагогу при организации совместной деятельности с детьми необходимо добиваться обратной связи, взаимоконтакта.
Часть , формируемая участниками образовательных отношений.

Принципы :

  • принцип интеграции усилий специалистов;

  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

  • принцип постепенности подачи учебного материала;

  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

  • принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.


Подходы к осуществлению Программы:

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов) к проблеме развития психики ребенка:

Деятельность рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника!

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности: символическая функция, воображение и фантазия, целеполагание, умственный план действия, произвольность поведения и др.

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже) к проблеме развития психики ребенка:

Психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.

Для каждой психической функции есть свой сенситивный период (период оптимального развития). В дошкольном возрасте доминирует развитие памяти. Запоминает то, что лежит в сфере его потребностей и интересов. Если взрослый предлагает занятие, которое не отвечает интересам и потребностям ребенка – не возникает мотивация.

«Дошкольник думает, вспоминая. Школьник думая, вспоминает» Л.С. Выготский.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) к проблеме развития психики ребенка:

В дошкольном возрасте деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Расширение возможностей развития психики ребенка-дошкольника за счет максимального развития всех специфических детских видов деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребенка.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД (Л.С. Выготский) к развитию психики ребенка:

Развитие определяется как «… процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития».
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Подходы:

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (Л.С.Выготский)… реализуется в отношении к ребёнку как к системно развивающемуся индивидууму, имеющему свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
МДОУ «Детский сад № 78» функционирует в режиме 5 – дневной рабочей недели.

Всего в учреждении 5 групп с 12-ти часовым пребыванием: 3 группы для детей с ЗПР, 1 группа для детей с умеренной умственной отсталостью, 1 группа «Особый ребёнок» для детей-инвалидов с сочетанной патологией.

Количество групп и их специфика, численность воспитанников

Номер группы

Возраст детей

Специфика группы

Численность воспитанников в среднем

1

Старше-подготовительная группа (5-7 лет)

ОВЗ

16

2

Старше-подготовительная группа (5-7 лет)

ОВЗ

15

3

«Особый ребёнок» дети-инвалиды (3-7 лет)

ОВЗ

8

4

Младше-средняя группа (3-5 лет)

ОВЗ

16

5

«Особый ребёнок»

Дети-инвалиды (3-7 лет)

ОВЗ

10



Отличительной особенностью контингента воспитанников является превалирование мальчиков над девочками.

Воспитание и обучение в детском саду носят светский, общедоступный характер и ведется на русском языке.

Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста с ОВЗ. Всего учреждение посещает 65 человек детей с ОВЗ из них 27 детей-инвалидов.

Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив ДОУ составляет 39 человек. Образовательный процесс осуществляют 18 педагогов: из них: 1 старший воспитатель, 10 воспитателей. Специалисты: 1 инструктор по физической культуре, 1 – музыкальный руководитель, 4 – учителя дефектолога, 1 – педагог- психолог.

Все педагоги своевременно проходят КПК, повышают свой профессиональный уровень через посещения методических объединений, прохождение процедуры аттестации, самообразование, семинары педагогов, что способствует повышению профессионального мастерства, положительно влияет на развитие ДОУ. (см. Приложение №2).

Родители (законные представители) являются активными участниками образовательного процесса. Взаимоотношения между МДОУ и родителями (законными представителями) носят характер сотрудничества, взаимопонимания, партнёрства и доверия. За последние 5 лет наблюдается тенденция повышение образовательного уровня родителей. Увеличилось число многодетных и полных семей.

Местоположение МДОУ «Детский сад № 78» благоприятно влияет на развитие социального партнёрства в микрорайоне города. Вблизи учреждения находятся: библиотека №4, парк «Моторостроителей», лечебно-физкультурный диспансер, а также образовательные учреждения школа №25, 57, 38, интернат №9.
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

В детском саду воспитываются дети с задержкой психического развития (ЗПР) в возрасте с 3 лет до 8 лет. Эти дети входят в разные клинические группы, поэтому они очень разнообразны по своим психическим проявлениям.

Дети с задержкой психического развития представляет собой неоднородную группу. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоционально- волевой сфере и в познавательной деятельности.

Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы генетического характера воспитания. Задержка психического развития проявляется прежде всего в замедленном темпе психического развития.

В настоящее время выявлено два основных варианта патогенетических механизмов формирования ЗПР:

        1. Нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально – волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом;

        2. Нарушения познавательной деятельности вследствие стойких астенических и цереброастенических состояний.

При задержке психического развития имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов.

Выделяются следующие основные черты детей с задержкой психического развития: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность полностью не сформирована. Восприятие характеризуется замедленностью. У этих детей страдают все виды памяти, замедлено восприятие отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Внимание неустойчивое. Кроме этого, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе деятельности. При поступлении в школу дети обнаруживают ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, недостаточную целенаправленность интеллектуальной деятельности, ее быструю утомляемость, преобладание игровых интересов, чрезвычайно низкий уровень общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности.
На основе имеющихся данных и опыта собственных наблюдений, в рамках настоящей Программы представлена характеристика развития детей возрастных групп – младшего (3- 5 лет) и старшего (5-7 лет) дошкольного возраста.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Похожие:

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconЦели и задачи реализации Программы. 3 3 Принципы и подходы к формированию Программы. 3
Планируемые результаты освоения Программы. Оценивание качества образовательной деятельности

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconПояснительная записка. Общие положения
Цели и задачи реализации программы Принципы и подходы к формированию программы

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconПояснительная записка 1 Нормативно-правовое обеспечение программы...
Цели и задачи программы

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconПояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации программы 5 1...
Значимые для разработки программы характеристики, в том числе особенностей развития детей

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconПояснительная записка цели и задачи реализации Программы; -принципы...
Программы характеристики, в т ч характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconЦели и задачи реализации программы принципы и подходы к формированию программы
Цели и задачи реализации программы

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconЦелевой раздел программы. Пояснительная записка. 1 Цели, задачи реализации...
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconПояснительная записка 3 1 Цели и задачи реализации рабочей программы...
Организационный раздел 37 Материально-техническое обеспечение рабочей программы 37

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconЦели и задачи реализации Программы. 4 1 Принципы и подходы к формированию Программы. 4
Характеристики особенностей развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconПояснительная записка 3 1 Цели и задачи реализации программы 4 1...
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconПояснительная записка 3 Цели и задачи реализации Программы 4 Принципы...
Значимые для разработки программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного...

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconПояснительная записка Цели и задачи Программы Принципы и подходы...
...

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconПояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы...
Планируемые результаты освоения Программы в соответствии с целевыми ориентирами

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconПояснительная записка 1 Цели и задачи реализации Программы 1 Принципы...
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка и с учетом программ и методических пособий

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconПояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы...
Планируемые результаты освоения Программы в соответствии с целевыми ориентирами

Цели и задачи реализации Программы 5 Принципы и подходы к формированию Программы 8 iconОсновной образовательной программы мбдоу «Детский сад №7 комбинированного...
Пояснительная записка: цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск