Технология безопасной эксплуатации и ремонта
подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта
УТВЕРЖДЕНО Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации А.П.Насоновым, 30 марта 2001 года N АН-25-Р
ВВЕДЕНИЕ
Безопасная эксплуатация и ремонт подвижного состава (локомотивов и вагонов) промышленного железнодорожного транспорта являются важной проблемой в деле обеспечения качества транспортного обслуживания и эффективности перевозок.
Анализ технического уровня локомотивов и вагонов отечественного производства эксплуатирующихся на промышленном железнодорожном транспорте показывает, что они не в полной мере отвечают требованиям обеспечения безопасности перевозок.
Моральная и физическая изношенность парка подвижного состава требует существенных финансовых и трудовых ресурсов по поддержанию парка в работоспособном состоянии путем проведения мероприятий по восстановлению ресурса узлов и элементов, а также модернизации при капитальном ремонте.
Решение задачи повышения безопасности эксплуатации подвижного состава обеспечивается в организациях установленной системой их технического обслуживания и ремонта.
Система технического обслуживания и ремонта предусматривает комплекс мер по очистке, дефектации, разборке, восстановлению ресурса, сборке и испытанию отремонтированного подвижного состава.
Вместе с тем имеющаяся эксплуатационная и ремонтная документация по ряду признаков не соответствует современным условиям эксплуатации и ремонта рабочего парка, имеющегося значительный износ, а также специализированного на определенные виды перевозок.
Основной целью данной работы является разработка Инструкции по эксплуатации локомотивов и вагонов промышленного железнодорожного транспорта, а также Технических указаний по ремонту локомотивов и вагонов.
При выполнении работы были проанализированы имеющиеся места нарушения эксплуатации подвижного состава, влияющие на уровень его безопасной работы, а также требования к их эксплуатации заложенные заводами-изготовителями транспортной техники, как новой, так и находящейся в инвентарном парке.
Были разработаны технические указания по ремонту локомотивов и вагонов.
При выполнении этого раздела рассматривались вопросы обеспечения ремонтных параметров подвижного состава, которые должны обеспечивать его безопасную эксплуатацию после ремонта и модернизации.
Реализация результатов работы позволит повысить безопасность эксплуатации подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта.
Часть I. Локомотивы промышленного транспорта
1. Подготовка локомотивов к работе
1.1 Расконсервация локомотивов
Перед вводом локомотива в эксплуатацию должна быть проведена расконсервация его сборочных единиц.
Наружные поверхности, покрытые антикоррозионной смазкой, должны быть вначале протерты чистой ветошью, смоченной в бензине или уайт-спирите, а затем протерты чистой ветошью насухо.
1.1.1 Расконсервация двигателя
Расконсервация дизеля производится с целью удаления консервирующей смеси из всех полостей.
Для расконсервации дизеля необходимо:
Удалить при помощи ветоши, смоченной в дизельном топливе консервирующую смесь с наружных поверхностей дизеля. При этом не допускать попадания дизельного топлива и консервирующей смеси на приборы электрооборудования, привода и резиновые защитные колпачки наконечников приводов. Протереть насухо дизель ветошью или салфеткой.
Снять деревянные заглушки и пробки со всех патрубков и фланцев дизеля в местах подсоединения к ним трубопроводов.
Подсоединить трубопроводы от нагревающих устройств к водяному насосу и патрубкам отвода воды из охлаждаемых коллекторов.
Вывернуть сливные пробки на картере дизеля: на заднем отстойнике возле кожуха маховика и на переднем отстойнике с левой стороны картера, между масляными и водяными насосами.
Под сливные отверстия подготовить чистую посуду.
Прокачать через систему охлаждения дизеля воду с температурой 90-95 °С для разогрева дизеля и консервирующей смеси.
Время расконсервации 6-7 часов.
За время расконсервации из картера дизеля должно быть удалено от 15 до 20 л консервирующей смеси.
При использовании замкнутой системы обогрева во время расконсервации рекомендуется в воду добавлять хромник (0,3 кг на 100 л воды) или нитрит натрия (1 кг на 10 литров воды).
Отвернуть сливную пробку на корпусе регулятора топливного насоса и слить масло. Завернуть сливную пробку и отвернуть контрольную пробку на корпусе регулятора.
В корпус регулятора залить свежее профильтрованное авиационное масло до уровня контрольной пробки.
Отвернуть штуцер подвода топлива к топливоподкачивающему насосу БНК и слить из него консервирующую смазку. Завернуть штуцер.
Через 3-4 часа от начала расконсервации провернуть коленчатый вал дизеля в ручную по ходу 4-5 оборотов с целью более полного удаления консервирующей смеси из картера.
Через 6-7 часов от начала расконсервации и после прекращения течи из сливных отверстий консервирующей смазки, завернуть сливные отверстия. Залить в картер через суфлер авиационное или другое масло, нагретое до температуры 110-120 °С до появления его из суфлера (55-60 литров).
Провернуть вручную коленчатый вал дизеля по ходу на 4-5 оборотов. Отвернуть сливные пробки и слить масло.
Температура сливного масла не должна быть ниже 60 °С. Поставить пробки на место.
Перед запуском дизеля подсоединить все трубопроводы, заправить системы топливом, водой и маслом, подсоединить аккумуляторную батарею.
Перед пуском дизеля провернуть коленчатый вал дизеля вручную по ходу дизеля на 2-3 оборота, прокачать масло ручным насосом и проверить вал стартером без подачи топлива (2-3 включения по 5-6 каждое).
Пустить дизель. После прогрева его до температуры 60-70 °С и работы без нагрузки в течение 30 минут, дизель остановить, слить масло из бака и заправить его свежим. Сделать отметину в формуляре о расконсервации дизеля.
1.1.2. Расконсервация гидропередачи
Гидропередачу расконсервировать путем заливки до нормального уровня рабочего масла и прокрутки с включением всех гидроаппаратов в течение 0,5 часа. После чего масло слить и заправить свежим.
1.2 Экипировка локомотивов
1.2.1 Заправка водой
Вода, применяемая в системах охлаждения тепловозных дизелей, должна быть предварительно обработана, т.е. иметь незначительное количество солей, быть свободной от взвешенных веществ и содержать необходимые противокоррозионные присадки. Применение воды надлежащего качества обеспечивает продолжительную защиту полиметаллической системы от коррозионных и коррозионно-эрозионных разрушений, накипеобразования и шлакоотложения, следовательно, обеспечивает работу дизеля без снижения его экономичности и показателей надежности.
В дизелях тепловозов допускается к изменению охлаждающая вода с антикоррозийными приставками, указанными в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Охлаждающая вода с антикоррозийными приставками
Серия тепловоза
|
Охлаждающая вода с антикоррозийными приставками
|
ТЭМ 1, ТЭ1, ТЭ2, ТЭМ 2А, ТЭМ 3, ТЭМ 2У, ТГМ 4, ТГ 4А
|
нитрито-фосфатная (щелочная)
|
ТГМ 6*, ТГМ 6А*, ТЭМ 7*
|
нитрито-фосфатная (без щелочи)
|
ТГМ 1, ТГМ 3, ТГМ 2
|
нитрито-фосфато-хроматная
|
_______________________
* - допускается применение нитрито-фосфато-хроматной присадки
Для приготовления охлаждающей воды может использоваться:
конденсат, получаемый от отработанного пара любой стационарной установки;
вода ионнообменной обработки;
природная вода, отвечающая приведенному ниже качеству.
Качество приготовленной исходной воды должно отвечать следующим требованиям:
общая жесткость не более 0,2 мг-экв/л;
содержание хлоридов не более 10 мг/л;
общая щелочность не более 0,6 мг-экв/л по метилоранжу;
сухой остаток не более 50 мг/л.
Определение сухого остатка обязательно только при использовании природной воды и воды, получаемой методом электролиза.
Для защиты систем охлаждения тепловозов от коррозионных и коррозионных* разрушений в приготовленную охлаждающую воду вводят компоненты антикоррозионных присадок:
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание .
каустическую соду (NaOH) ГОСТ 2253-79;
тринатрий фосфат (NaPO12HO) ГОСТ 201-76;
хромпик (KCrO, NaCrO2HO) ГОСТ 2652-78, 2651-78;
силикат натрия (NaSiO) ГОСТ 13078-81;
хромовый ангидрит (СrO) ГОСТ 2648-78.
Нормы содержания компонентов антикоррозийных присадок в охлаждающей воде приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Нормы содержания компонентов антикоррозионных присадок в охлаждающей воде
Нормируемый показатель
|
Размер- ность
|
Охлаждающая вода с присадкой
|
|
|
нитрито- фосфатная (щелочная)
|
нитрито- силикаткая
|
нитрито-
фосфато-
хроматная
|
нитрито- фосфатная (без щелочи)
|
Фосфорный ангидрит (PO)
|
мг/л
|
15-25
|
-
|
15-25
|
15-25
|
Хромовый ангидрит (СrO)
|
мг/л
|
-
|
-
|
800-1000
|
-
|
Азотнокислый натрий (NaNO)
|
мг/л
|
2500-1300
|
1000-1500
|
1500-2000
|
2500-3000
|
Щелочь по фенолфталеину
Каустическая сода (NaOH)
|
мг-экв
л
|
1,5-2,5
по расчету
РН 10,8-11,2
|
1,0-3,0
-
РН 8-9,0
|
не более 0,3
по расчету
РН 8-8,5
|
не более 0,3
-
|
|