Рассудительность, прелесть, правильная духовная жизнь.
Оглавление
О правильной духовной жизни.
О постепенности в духовной жизни.
3 духовных возраста
Неофитство.
Болезни неофита
Обрядоверие
Суеверие
Оккультизм в православии.
О Пелагеи Рязанской.
О книге «Сказание о житии блаженной старицы Матроны».
Об отношении к демонам и порче
Епископ Иларион
Монах Иов
Осипов
Кураев
Об оккультизме.
Об экстрасенсорных способностях человека.
Об экстрасенсах
О мистике
О Ванге
Современные церковные заблуждения – под маской православия
Какие основные пункты (перечень) этих заблуждений?
1. Мистицизм
2. Строгое, ревностное исполнение буквы закона
3. Активная борьба за чистоту православия
4. Нарушение канонов Церкви
- Отрицание брака
- Обвинения, осуждения священноначалия
- Отрицание иерархии Церкви
- Неканонические иконы, службы (акафисты), ложные канонизации
- Чрезмерное почитание царя-мученика
Канонизация Ивана Грозного и Григория Распутина.
- Обращения к полноте РПЦ
- Разрыв евхаристического общения с Церковью
5. Неверное понимание спасения
6. Эсхатологические и апокалиптические страхи
Конец света
7. Национализм, шовинизм, монархизм, антиглобализм
8. Технофобия и боязнь преследования
Отношение к материальным вещам, связанными с диаволом и антихристом
9. Элементы магизма, суеверия, обрядоверия
10. Дух раскола
Раскол и единство Церкви
Не всякое разделение есть раскол
2 пути отклонения
О любви и разномыслиях.
О лжеучениях, ереси, преданиях, суевериях из Св. Писания.
Каковы последствия «застревания» в неофитстве?
Отношение к неофитству.
Иерархия ценностей
Мельчайшее второстепенное может отвлечь от главного
Консерватизм
Неизменное и Временное в Церковных Канонах
Афанасьев
Цыпин. «Значение канонов»
Светлов
Панайотис И. Бумис. «Авторитет и сила священных канонов»
Устав и Типикон
Подвиги – не цель, а средства
Кураев. О пользе традиции и обряда.
Традиционные духовно-нравственные ценности – основа нашей жизни
Основа жизни – система ценностей
Виды ценностей
Передача ценностей. Традиция
Что такое ценность?
Две основные системы ценностей
Наилучшая система ценностей
Система ценностей – душа государства
Взаимоотношение традиционных и либеральных ценностей
Новости по этой проблеме
Рассудительность
Время
О познании воли Божией.
Толерантность
Патриарх Кирилл о релятивизме и совести
Митрополит Иларион
Практические замечания
Прямо от Себя Бог никогда не открывает Свою волю
От Бога ли первая мысль, пришедшая в голову?
Свящ. Алексий Уминский
Духовное руководство
О совете
Без духовного руководства невозможно спастись
Наставники, святые отцы, старцы
Об отсутствии духоносных наставников
Однако, не пренебрегай встречей со святыми людьми
О выборе духовника
«свят, но не искусен»
Смена духовника
Частая смена духовников – не безвредно
Разлучение с хорошим духовником
О непременности разлучения со "слепым" духовником
О взаимоотношениях духовника и пасомых
О послушании.
Виды послушания
Идеал древнего послушания
Безусловного и слепого послушания никогда не было
Взросление пасомого.
Слепое послушание
Вера в истину спасает, вера в ложь губит
Архиепископ Максимилиан
Ошибочное понятие о благодати священства.
Старец сказал
Послушание сегодня
Отношение между духовником и чадом – отношение друзей
Духовник должен быть всегда рядом!
Жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий
О чем спрашивать духовников?
О чтении св. Отцов
Ложные старцы (лжестарцы, младостарцы)
Дерево узнается по плодам
Хороший духовник обретается при правильной духовной жизни
Младостарчество
Характериситка лжестарцев
Строгий аскетизм – не признак истинного старца
Истинные духовники.
Паисий Святогорец о духовничестве
Признаки хорошего духовника
Прелесть
Общие положения о прелести
Как достигается богообщение, духовные ощущения?
Прелесть ума
Прелесть сердца
Правила для ума
Правила для сердца
О мнении
Св. Отцы о прелести вообще
О роли бесов в введении нас в прелесть, или об опасностях в духовной жизни.
Даже святые, духовно преуспевшие подвижники могут пасть.
О спасительной осторожности в отношении к чудесам
Отношение к пророчествам
О болезнях и исцелениях.
Экзорцизм.
Неприятна похвала в устах грешника
О мечтательности
Признак святости – не чудотворения, не видение духов.
Духовные ощущения (истинные и ложные)
Об учительстве
Об уединении
О прелести католических святых
О житиях святых.
Польза от чтения о жизни святых
О сновидениях.
Различные состояния человека (таблица)
О правильной духовной жизни.
Очень важен вопрос об истинности тех религиозных переживаний, явлений и откровений, которые могут быть у верующего человека. Этот вопрос касается понимания существа духовной жизни и условий познания "того" мира, что всегда сопряжено с огромным риском: кто не дверью в него входит, подвергается участи вора и разбойника (Ин. 10,1)! Любопытство, мечтательность, несерьезность в этой области, попытки любыми средствами проникнуть в духовный мир равносильны самоубийству. Хорошо известно, например, что активно занимающиеся спиритизмом, как правило, кончают жизнь или самоубийством, или полным расстройством психики. К этому приводят человека и все прочие виды оккультизма.
Незаконное проникновение в мир духовный в высшей степени опасно. Тем более что оно непременно порождает лжеоткровения, которые увлекают людей неопытных, незнакомых с основами духовной жизни и губят их духовно и телесно.
Законным путем вхождения в духовный мир и получения истинного знания (откровения) о нем является правильная духовная жизнь, предполагающая знание 1. основ православной веры (догматика) и 2. принципов духовной жизни (аскетика).
«Прелесть возникает у тех, которые живут не по святоотеческим началам, а по своим мыслям, желаниям и пониманию, и ищут у Бога не спасения от греха, а благодатных наслаждений, откровений, даров. Их и получает горе-подвижник за счет 1) своего разгоряченного воображения (самообольщения) или 2) действия темных сил прелесть – это не особый, свой путь к Богу (как сейчас это часто встречается), но тяжёлая болезнь, возникающая из-за незнания основных законов духовной жизни. Это особенно относится к юным подвижникам, которые, не освободившись от страстей, ищут состояние духовных высот.
Ложный аскетический (духовный) путь – путь прелести, путь игнорирования св. отцов. По этому пути пошел Запад после раскола → сформировался свой западный путь духовной жизни, который св. отцы категорически воспрещали.
«“Видел ли ты”, говорят они, “кого прельщенного лжеучением, погибшего от неправильного избрания подвигов — знай: он последовал себе, своему разуму, своим мнениям, а не учению Отцов (авва Дорофей), из которого составляется догматическое и нравственное предание Церкви» (Игнатий Брянчанинов)
Те, кто идет своим путем, а не путем святоотеческим, находятся на пути прелести. «Твердо знайте, что ни преуспеть, или возрасти и сделаться совершенными вы не можете, ни уметь верно различать добро от зла вы не будете, если не будете повиноваться отцам вашим. Отцы наши сами так поступали: повиновались отцам своим и их наставления слушали; от того преуспели, возрасли и сделались сами учителями, как написано в Премудрости сына Сирахова: не отступай от повести старцев, ибо тии навыкоша от отцев своих: яко от них навыкнеши разуму, и во время потребно дати ответ (Сир. 8, 11—12). Итак, вы должны подражать тем, кои покорны были отцам своим, и их во всем слушались, и которых отцы, при помощи Божией, научили всему, чему сами научились у отцев своих, и что предали сынам своим покорным. Итак, если желаете преуспеть и полнее возрасти, сделаться невозмутимыми в сердце своем и ни в чем не быть посмеянными от диавола, повинуйтесь отцам своим и их во всем слушайтесь, — и не падете во веки» (Антоний Великий)
Смысл Церкви вовсе не в том, чтобы загнать человека в общую всем «схему», но в том, чтобы он, разумно и индивидуально пользуясь теми средствами, которые содержит Церковь, нашел свой путь ко Христу. В этом проявляется присущее Церкви великое уважение к личности, ее свободе, доверие к человеку.
Законным путем вхождения в духовный мир и получения истинного знания (откровения) о нем является правильная духовная жизнь, предполагающая знание основ православной веры и принципов духовной жизни. Т.е. правильная духовная жизнь возможна в рамках (пределах, границах) Священного Предания, эти рамки широки («широка заповедь Твоя зело» Пс.118.96) и в этих рамках можно найти свой индивидуальный путь. Диапазон, спектр вариантов нормальной духовной жизни очень широк → нельзя всех стричь под одну гребенку, загонять всех в один коридор. Но вне границ Св. Предания свой особый путь духовной жизни приведет не к цели, а наоборот от цели к погибели.
По этому поводу Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Поэтому всякому полезно и пристойно, по предпринятому намерению или по полученной благодати, с полным усердием и прилежанием стараться достигнуть совершенства в избранном деле; восхваляя и уважая добродетели других, не должен отступаться от своего, однажды избранного призвания, зная, что, по апостолу, церковь есть одно тело, а членов много, и как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении, увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (Рим 12, 6—8). Ибо никакие члены не могут присвоить себе служение других членов, потому что глаза не исполняют обязанности рук, ноздри — ушей. Потому не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все имеют благодать врачевания, не все говорят языками (иностранными), не все истолковывают (1 Кор 12, 29, 30). Те, которые еще не укрепились в избранном призвании, когда услышат, что некоторые отличаются разными подвигами и добродетелями, похвалою их обычно так воспламеняются, что тотчас желают подражать их жизни; но слабость человеческая обязательно делает напрасными усилия их. Ибо невозможно одному и тому же человеку отличаться всеми вышеупомянутыми добродетелями. А если бы кто захотел все их вместе приобрести, то обязательно впадет в то, что, когда погонится за всеми, ни в какой толком не преуспеет, и от этой перемены и разнообразия больше потеряет, нежели приобретет. К Богу стремятся многими путями, и потому всякий должен с неуклонным вниманием к своему течению совершать тот путь, который однажды избрал, чтобы быть совершенным в своем призвании».
Мы должны знать правильные, верные пути духовной жизни, хотя сами и сидим по шею в болоте, и кричать об этом, чтобы другие не заблудились и не попали в болото.
Ведь устроившись на какой-нибудь незнакомый завод, нельзя одному расхаживать по заводу и совать свой нос куда ни попадя; сначала надо ознакомиться с устройством его, пройти инструктаж, иначе может быть несчастный случай (там током ударит, там кипятком ошпарит, там руку оторвет). Так и в духовной жизни новичку ни в коем случае нельзя одному начинать духовную жизнь, не ознакомившись с основными ее правилами и опасностями, т.к. не пройдя своеобразный инструктаж (чтение святых отцов, совет духовника или опытного собрата), может произойти с большой вероятностью несчастный случай (отклонение вправо – прелесть, или влево – нерадение). Ведь христианство это «наука из наук», а значит не сразу все дается тому, кто только пришел в Церковь, как не всему курсу высшей физики сразу научается тот, кто пришел только в первый класс.
«Итак чтоже? Если на случайную дорогу, не изведанную делом, едва ли кто решится вступить без вернаго проводника; если в море никто не пустится без искуснаго кормчаго; если за какую либо науку или искусство никто не возмется без знающаго дело учителя, - то кто дерзнет приступить к изучению делом искусства искусств и науки наук, вступить на таинственную стезю, ведущую к Богу, и пуститься в безпредельное мысленное море, т.е. в иноческую жизнь, подобную жизни Ангелов, с самоуверенностию достигнуть конца, без руководителя, без кормчаго и учителя, опытнаго и истиннаго? По истине таковый, кто бы это ни был, прельщает себя, и прежде вступления на путь, уже заблудился, как незаконно подвизающийся: как напротив, и шага не сделав, достиг конца тот, кто подчиняет себя отеческим уставам» (Ксанфопулы)
«Необходимо, чтобы во всяком искусстве или науке, начиная с самых основ, сперва преподавали легкие, слабые начатки, чтобы, воспитывая и насыщая разумным молоком, мало-помалу взращивали, и ученики таким образом, от низшего к высшему, мало-помалу, постепенно восходили (Короче и яснее можно сказать так по мнению всех, во всяком искусстве и науке от первых начал, от легких познаний нужно переходить к высоким и труднейшим). Как какой-либо отрок сможет произнести простые слоги слов, если сначала не узнает начертания букв? Или как приобретет искусство читать тот, кто неспособен еще сопрягать краткие начертания имен? Не учившийся грамматике как приобретет ораторское красноречие или философское знание? Потому я не сомневаюсь, что и в этой возвышенной науке, которая нас учит постоянно прилепляться к Богу, есть какое-нибудь основание наставления, на котором сначала утвердившись, можно было бы подняться и к самому верху совершенства» (Иоанн Кассиан Римлянин)
«В этом мире много родов знаний, такое же разнообразие их, как и искусств и наук. Но хотя они все или вовсе бесполезны, или служат для удобств только настоящей жизни, однако все имеют собственный порядок учения и способа, по которому бы могли быть приобретены желающими. Итак, если те искусства имеют известные свои правила для усвоения их, то тем более учение нашей религии и монашеское звание, которое стремится к созерцанию невидимых тайн и ищет не настоящей корысти, а воздаяния вечной награды, имеет известный порядок и основание» (Иоанн Кассиан Римлянин)
«Всякое искусство для успеха в нем требует времени и многого учения, и только за искусство из искусств берутся не учась» (Нил Синайский)
«Воин, во время мира, изучает то, что потребуется от него во время брани» (Варсануфий Великий)
«Добродетели суть средина между излишеством и недостатком. Поэтому и сказано в Писании:
|