Вспомогательное парусное вооружение на катамаран
Введение
Надувные катамараны серий «Валдай» с парусным вооружением предназначены для прогулок в светлое время суток по рекам, озерам и водохранилищам с удалением от берега до 500м., при скорости ветра до 6 м/сек. и при высоте волны не более 0,25м. Применение парусного вооружения на этих судах, даже небольшой площади, при выходах на воду (как в походах, так и на прогулках) увеличивает количество положительных эмоций у экипажей на порядок. Любой желающий может испытать всю прелесть парусного плавания на «открытом» водоеме.
Установка на катамаран «Латинского» грота не создает помех при гребле и позволяет быстро переходить от движения под парусом (при попутном или боковом ветре) к гребле (при встречном ветре или в штиль) и наоборот. Таким образом, катамаран с комплектом вспомогательного парусного вооружения представляет собой парусно-гребное судно.
Основные параметры и характеристики
Тип грота (основного паруса)
|
Латинский
|
Площадь грота
|
3,5/4,2/4,9 м2
|
Допустимая площадь дополнительного паруса (рейкового стакселя)
|
не более 2,5 м2
|
Высота мачты (от палубы катамарана)
|
2,5 м
|
Высота мачты при использовании стакселя
|
3,5 м
|
Габариты вооружения в упаковке (длинна х ширина х высота)
|
1,45 х 0,25 х 0,25 м
|
Масса в упаковке к-та (со шверцами)
|
10 кг
|
Комплектация
Крепеж мачты на катамаран
-
1
|
Рангоут:
|
|
|
труба низ мачты 40х1,5 мм
|
1 шт.
|
|
труба верх мачты 40х1,5 мм
|
1 шт.
|
|
труба подмачтовая 40х1,5 мм
|
1 шт.
|
2
|
Крепёж:
|
|
|
винт М6х60
|
4 шт.
|
|
винт - кольцо М8х60
|
2 шт.
|
|
гайка самоконтрящяяся М8
|
2 шт.
|
|
гайка барашек М6
|
4 шт.
|
|
шайба М6 увеличенная
|
4 шт.
|
|
шайба М6 увеличенная
|
2 шт.
|
|
полукница 40/40
|
2 шт.
|
3
|
Скоба 40 мм. усиленная
|
2 шт.
|
4
|
Степс мачты (опорный тройник)
|
1 шт.
|
5
|
Трос в оплетке 2/3 мм – 3 м
|
3 шт.
|
6
|
Коуш 3 мм
|
3 шт.
|
7
|
Зажим троса плоский двойной 3 мм
|
6 шт.
|
8
|
Веревка 5 мм жесткая – 1,5 м
|
3 шт.
|
9
|
Паспорт
|
1 шт.
|
10
|
Упаковка
|
1 шт.
|
Грот «Латинский»
-
1
|
Парус грот «Латинский» – 3,5/4,2/4,9 м2
|
1 шт.
|
2
|
Рангоут:
|
|
|
труба нижний реек 30х1 мм
|
2 шт. (для 4,9 м2 – 3 шт.)
|
|
труба верхний реек 30х1 мм
|
3 шт.
|
3
|
Крепеж
|
|
|
винт М6х25
|
4 шт.
|
|
гайка барашаек М6
|
4 шт.
|
|
шайба М6 увеличенная
|
4 шт.
|
4
|
Скоба 32 мм
|
5 шт.
|
5
|
Карабин 5 мм
|
4 шт.
|
6
|
Крючек s-образный 3 мм
|
1 шт.
|
7
|
Лена с пряжкой
|
1 шт.
|
8
|
Веревка 5 мм – 0,5 м
|
2 шт.
|
9
|
Веревка 7 мм жесткая – 5 м (фал)
|
1 шт.
|
10
|
Веревка 7 мм мягкая – 5 м (шкот)
|
1 шт.
|
11
|
Пакет п/э для паруса
|
1 шт.
|
12
|
Упаковка (п/э)
|
1 шт.
|
Шверцы с креплением на катамаран
-
1
|
Шверцы
|
2 шт.
|
2
|
Угловое крепление правое
|
1 шт.
|
3
|
Угловое крепление левое
|
1 шт.
|
4
|
Фиксатор для трубы 30 мм
|
2 шт.
|
Стаксель
-
1
|
Парус «Стаксель» – 2,0/2,5 м2
|
1 шт.
|
2
|
Рангоут:
|
|
|
труба подмачтовая 40х1,5 мм
|
1 шт.
|
|
труба верх мачты 40х1,5 мм
|
1 шт.
|
|
труба реек 18х1 мм
|
2 шт.
|
3
|
Крепеж:
|
|
|
винт – кольцо М8х60
|
1 шт.
|
|
гайка самоконтрящяяся М8
|
1 шт.
|
|
шайба М8 увеличенная
|
1 шт.
|
4
|
Крючек s-образный 3 мм
|
4 шт.
|
5
|
Веревка 5 мм – 0,5 м
|
2 шт.
|
6
|
Веревка 5 мм – 2 м
|
2 шт.
|
7
|
Веревка 7 мм жесткая – 5 м (фал)
|
1 шт.
|
8
|
Веревка 7 мм мягкая – 5 м (шкот)
|
1 шт.
|
9
|
Пакет п/э для паруса
|
1 шт.
|
10
|
Упаковка (п/э)
|
1 шт.
|
Конструкция парусного вооружения.
Основной парус – грот поднимается на закрепленной мачте, в слабый ветер можно использовать дополнительный рейковый стаксель. Паруса быстро ставятся и снимаются, спущенные не мешают грести, так как укладываются на палубу между баллонами.
Мачта устанавливается в пластиковый стэпс (тройник) на подмачтовой балке, закрепленной на двух передних поперечиных трубах рамы катамарана и растягивается тремя стальными тросами (вантами и штагом) с помощью веревочных талрепов.
На мачту (1) поднимается грот (2), растянутый двумя рейками – верхним (3) и нижним (4). Рейки заправляются в карманы, пришитые к передней и нижней шкаторинам (кромкам) грота. На мачту грот поднимается фалом (5), переброшенным через кольцо в верхней части мачты. После подъема грота ходовой (свободный конец) фала крепиться к подмачтовой балке. На нижнем рейке, ближе к его ноку (заднему концу) закреплен шкот грота (6) – снасть для управления парусом.
Шверцы крепятся к поперечным трубам каркаса с внешней стороны. В качестве руля используется весло, закрепленная на задней поперечной балки резиновым жгутом.
Подготовка к эксплуатации
Установка мачты
На подмачтовую балку (7) надеть степс (8). Установить подмачтовую балку по центру на поперечные носовые трубы катамарана и закрепить скобами (9) с помощью болтов М6, предварительно установив между трубами пластиковую проставку (10). Собрать мачту (1), ванты ( 11) и штаг (12) надеть петлей на мачту выше верхнего кольца (13), продеть фал (5) в верхнее кольцо мачты. Мачту установить в степс на подмачтовой балке, натянуть ванты и штаг веревочными талрепами.
Сборка и установка грота «Латинский»
Соберите верхний (3) и нижний (4) рейки паруса и вставьте их в карманы передней и нижней шкаторин (кромок) соответственно, постепенно надвигая на рейки хомуты с карабинами (14). Рейки впереди соединить двойным хомутом (15), притянуть веревкой передний угол паруса к хомутам, задний угол к крючку на рейке (16). Затянуть все хомуты с карабинами по центру вырезов в карманах паруса. Закрепить фал (5) к карабину верхнего рейка, с другой стороны фала на расстоянии 2 м от конца завязать узел для страховки от «убегания» из кольца. Поднять парус и фал закрепить на подмачтовой балке. Ленту с пряжкой (17) закрепить петлей за карабин на нижнем рейке паруса и пропустить через подмачтовую балку. Ленту продеть в пряжку и растянуть парус. Шкот (6) закрепить на раме катамарана и пропустить в карабин на нижнем рейке паруса.
Сборка и установка стакселя
Наставить мачту и подмачтовую балку дополнительными секциями (18 и 19). Продеть фал стакселя (21) в кольцо на конце дополнительной секции мачты и закрепить за полукольцо в верхнем углу стакселя. С другой стороны фала на расстоянии 2 м от конца завязать узел для страховки от «убегания» из кольца. Собрать реёк стакселя (22) и закрепить на нем за крючки короткими веревками нижние углы паруса. За крючки с нижней стороны рейка закрепить веревку, на которой на расстоянии 400-500 миллиметров от переднего угла паруса вяжется петля, в которую крепится снасть для набивки стакселя (23). Шкот стакселя 24 серединой закрепить за реёк стакселя и развести его по обе стороны мачты.
Обеспечение безопасности плавания
При эксплуатации парусно-гребного катамарана необходимо выполнять все требования данного «Руководства по эксплуатации» и «Правил плавания по внутренним водным путям РФ».
Не допускается эксплуатация судна:
с нагрузкой более штатной, включая вес установленного парусного вооружения;
в темное время суток;
во время грозы;
при ветре более 6 м/сек, волне выше 0,25 м и удалении от берега более 500 м;
лицами не умеющими плавать.
Нельзя также выходить на воду без:
одетых на экипаж спасательных жилетов;
наличия на борту исправного средства для накаивания баллонов катамарана воздухом.
Перед спуском на воду необходимо проверить:
правильность сборки всех узлов и надежность их соединения;
насколько легко поднимается и переставляется на другую сторону мачты грот;
правильность укладки снастей, они должны быть разобраны и уложены так, чтобы не запутывались при работе с парусами. Снасти не должны быть зажаты или завалены какими либо предметами.
Необходимо переходить к движению на веслах в случаях:
повреждения поплавка баллона;
приближения грозы – ее пережидают на ближайшем участке берега, обязательно сняв мачту; если гроза застала судно на воде, двигаться к берегу необходимо также со снятой мачтой;
усиление ветра сверх разрешенного предела; парус следует спускать только при положении судна носом против ветра;
при движении под низко висящими проводами линий электропередач; проходить их следует поближе к береговой опоре, сняв, если нужно верхнюю часть мачты;
при пересечении судового хода, если ветер слабый и неустойчивый, судовой ход следует пересекать перпендикулярно его направлению.
Плавание на парусно-гребном катамаране должно проходить вне судового хода.
При движении под парусами их шкоты нужно держать в руках. Нельзя закреплять их за какие либо предметы.
Начинать осваивать парусное вооружение следует при несильном ветре (до 4 м/сек), у берега, на неглубоком (до 1,3м) месте.
Эксплуатация, уход, ремонт, хранение.
Постоянно нужно следить за креплением элементов вооружения – затяжкой гаек, узлами на шкертах (веревках) и т.д.
Швы парусов необходимо периодически осматривать, при разрушении ремонтировать лавсановыми или капроновыми нитками (повреждения лучше устранять в начальной стадии).
На снастях быстрее всего изнашиваются коренные концы фалов (место крепления к узлам паруса). При заметном износе этого места фал можно закрепить другим (ходовым) концом.
Разборка парусного вооружения проводится в порядке обратном сборке. Мелкие детали складываются в пластиковый пакет. Места соединения элементов вооружения тщательно очищают от грязи и песка, влажные снасти и другие принадлежности из ткани и пленки перед укладкой просушивают.
Паруса складывают «гармошкой» вдоль нижней шкаторины (ширина «складки» -300…500 мм), затем получившуюся полосу – в перпендикулярном направлении. Снасти сматывают в бухты.
Парусное вооружение можно упаковать вместе с катамараном в штатную упаковку.
Хранить парусное вооружение следует в сухом закрытом помещении при температуре не ниже +2 °C.