ПРОГРАММА «МАРШРУТЫ МОИХ ПОБЕД»
в сфере организации развивающего отдыха и оздоровления детей
на базе ДОЛ «Приморский» МОАУ ДОД ДТДМ
г. Заречного Пензенской области.
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А.Сухомлинский
Летнее каникулярное время, а также природно-климатические условия Северного Кавказа – это уникальная возможность, которая позволяет ребенку и подростку укрепить и сохранить своё здоровье; расширить поле социального взаимодействия, изменить круг общения как с взрослыми, так и со сверстниками; реализовать собственные интересы, потребности, открыть в себе новые способности; получить позитивный опыт в организации собственного досуга.
В процессе подготовки к сезону 2015 года, были учтены пожелания детей и родителей, полученные в процессе мониторинговых исследований 2014 года. Основанием для разработки программы смены являются законодательные документы международного, российского права в отношении Детства, регулирующие сферу досуга, отдыха, оздоровления, развития лидерского и творческого потенциала детей. В программе нашли отражение направления государственной политики в сфере образования, цели и задачи Федеральных целевых программ, ключевые даты и знаковые события Российской Федерации и мирового сообщества.
В настоящее время актуальной стала проблема отношения людей к своему здоровью. Лозунг: «Здоровый ребенок – здоровая нация» – все чаще звучит в средствах массовой информации. Все больше внимания и родители, и учителя обращают на формирование у подрастающего поколения правильных взглядов на свое здоровье. Программа предполагает осуществление педагогического воздействия в совместной с ребенком деятельности. Программа позволяет не только обратить внимание детей и подростков на проблемы собственного здоровья, но и сформировать активную жизненную позицию при ведении здорового образа жизни, обогатить их социальный опыт. Каждый из участников программы должен осознать то, что бережное отношение к своему здоровью – основное условие достижения успехов в саморазвитии и жизнеобеспечении. По этим и многим другим причинам за основную идею первой летней смены взята идея организации фестиваля «Маршруты моих побед» по 7 направлениям деятельности, работает система личностного роста на индивидуальном и отрядном уровнях. Программа «Маршруты моих побед» предоставляет возможность найти дело по душе ребятам – школьникам, активистам детского движения, воспитанникам учреждений культуры и спортивных школ города, а также тем детям и подросткам, которые по разным причинам еще не определились в своих творческих и интеллектуальных предпочтениях.
Ключевой слоган смены:
Настоящая победа – всегда идти своей дорогой, преодолевать себя и прилагать усилия для достижения поставленной цели. Наша первая победа - победа над самим собой. Прежде чем побеждать других, надо победить себя. Пусть наша воля, а не лень будет законом! ТВОРИ, ДЕРЗАЙ, ПРОБУЙ, ДОБИВАЙСЯ И ПОБЕДА БУДЕТ ТВОЯ!
основная цель программы:
Цель: создание условий по формированию потребностей в здоровом образе жизни и социальной активности детей и подростков в каникулярный период в условиях развивающей среды.
задачи программы:
-
способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни путем включения в различные физкультурно-оздоровительные и профилактические мероприятия смены;
создать атмосферу, способствующую раскрытию, развитию и реализации интеллектуального, физического, творческого потенциала участников смены через сплочение временного детского коллектива;
способствовать адаптации участников смены к социальным условиям через развитие их личностных качеств: адекватной самооценки, коммуникативных и организаторских качеств, рефлексии, самостоятельности, ответственности и др.;
содействовать формированию социально активной личности путем формирования устойчивой мотивации к ведению активной творческой, познавательной и социально-полезной деятельности, стимулирование интереса к ним;
-
способствовать развитию культуры чтения через знакомство участников смены с художественной литературой различных жанров и организацию на этой основе активной игровой деятельности.
Краткая аннотация программы
Программа ориентирована на предоставление вариативных рекреационных и образовательных услуг по 7 направлениям деятельности, в соответствии с интересами и склонностями каждого ребенка, формирование творческой активности как базового основания личности и приобретение нового социального опыта через участие в программе. Кроме того программа содержит факторы риска, ожидаемые результаты, критерии, показатели и методы оценки эффективности реализации программы, необходимое обеспечение программы (нормативное, кадровое, материально-техническое и информационно-методическое). В ней представлены и основные результаты реализации программы, демонстрирующие ее возможности в развитии личности.
Также программа имеет большое число приложений, содержащих планирование, необходимые рабочие материалы и разработки.
Программа основана:
На сотрудничестве, сотворчестве взрослых и детей.
На уважении личного мнения каждого.
На формировании культуры общения и взаимодействия подростков друг с другом и со взрослыми.
На совместном анализе происходящего.
На помощи и поддержке.
На ответственности за сказанное слово и порученное дело.
Ориентиры деятельности:
Физическое благополучие ребенка – поддержание физического здоровья, удовлетворение двигательной активности, рациональное распределение физических нагрузок, отсутствие травматизма.
Социальное благополучие – комфортность среды жизнедеятельности и общения, социальный статус в коллективе, самореализация и удовлетворение своего интереса в группе.
Морально-нравственное благополучие – принятие, присвоение норм морали и нравственности, принятых в окружении ребенка, приобретение ценностных ориентиров, возможность самооопределения и совершения выбора.
Интеллектуальное благополучие – реализация интеллектуального потенциала, расширение кругозора, приобретение новых знаний, умений, навыков.
Психоэмоциональное благополучие – благоприятный эмоциональный фон окружения, хорошее самочувствие, настроение, удовлетворенность от пребывания в лагере.
Ожидаемые результаты программы:
В результате реализации программы произойдет:
оздоровление детей, благодаря педагогическим, а также природно-климатическим условиям Черноморского побережья.
освоение детьми способов сохранения и укрепления своего здоровья, выработка у них потребности в ведении здорового образа жизни;
благоприятный психологический микроклимат во временном детском коллективе, наличие доброжелательной атмосферы;
реализация участниками программ летних смен своих индивидуальных способностей в разных видах деятельности: творческой, познавательной, спортивной, социальной, коммуникативной;
повышение уровня социальной адаптированности детей и подростков, которое проявляется в принятии ими норм и правил поведения, в легком установлении контактов с людьми, в умении эффективно взаимодействовать с ними, в знании своих сильных сторон личности и использование их в целях самореализации;
повышение социальной активности у детей и подростков, понимание и принятие ими ответственности за собственные поступки и действия, развитие ценностного отношения к людям, природе, творчеству, культуре, правилам поведения, труду, желание принимать участие в социально-полезной деятельности;
повышение уровня развития культуры чтения у детей и подростков, проявляющееся в их знании различных жанров литературы, умении работать с книгой, наличии потребности в чтении.
позитивная оценка детьми опыта, полученного в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
принятие детьми норм культуры взаимоотношений и совместной деятельности, основанных на общечеловеческих ценностях.
Отдых в лагере будет для ребенка приятным, если сразу будут исключены все потенциальные факторы риска и факторы дискомфорта.
Социальная значимость полученных результатов
Для детей:
Сохранение и укрепление психо – физического здоровья;
Интеллектуальное и личностное развитие, самореализация на основе интересов, склонностей и способностей;
Приобретение разнообразного положительного социального опыта в процессе общения и деятельности в новом коллективе;
Развитие творческих возможностей участников программы через включение в активную социокультурную и креативную деятельность в рамках дополнительного образования.
Для педагогов:
Стимулирование развития творческого потенциала и уровня профессионализма педагогов ДОЛ;
Отработка моделей взаимодействия с детским коллективом;
Развитие традиций отдыха в лагере как организации разнообразной общественно значимой досуговой деятельности.
Для родителей:
Осознание родителями значимости проживания ребенка во время летних каникул в условиях ДОЛ;
Уверенность в полезности программы;
Удовлетворенность степенью профессионализма педагогического коллектива;
Формирование у родителей чувства уверенности в возможностях и способностях ребенка.
Для развития воспитательной системы ДОЛ:
Организация активного творческого отдыха, делового продуктивного общения ровесников, создание условий для самореализации каждого в творчестве;
Приобщение к ценностям общественно значимого досуга, к общечеловеческим ценностям;
Обновление содержания жизнедеятельности временных детских коллективов.
Для городской системы профилактики правонарушений несовершеннолетних:
Организация занятости детей и подростков, профилактика асоциальных явлений, расширение кругозора, повышение человеческого капитала и оздоровления в условиях временного детского коллектива.
Для детских объединений учреждений дополнительного образования, образовательных организаций, спортивных секций:
Сплочение, планирование деятельности, нацеливание на результативность, подготовку к новому сезону, активной работе в объединениях в течение нового учебного года.
РИСКИ:
Возможные случаи травматизма. Способ преодоления – обязательны вводный и повторные инструктажи по пожарно-техническому минимуму и технике безопасности. Исключение травмоопасных ситуаций, повышенная бдительность и ответственность за здоровье и жизнь детей. Медперсонал проверяет на входе прохождение ребенком медкомиссии, знает о состоянии здоровья каждого воспитанника и контролирует его в течение всей смены. Педагогический коллектив ДОЛ «Приморский» несет персональную ответственность за физическое и психоэмоциональное благополучие каждого ребенка, способствует его саморазвитию и самоопределению путем включения в реализацию программных мероприятий, а также отвечает за привитие детям норм коллективного взаимодействия. В лагере детям придется, прежде всего, следовать единым педагогическим требованиям и правилам, которые воспитывают в ребенке дополнительную дисциплину и силу воли. Родители, в свою очередь, перед началом смены обязаны подготовить детей к правильному восприятию лагеря и контекста его функционирования, дать установку на соблюдение режима и распорядка дня, максимально исключить вредные привычки и девиантные модели поведения, научить следовать санитарно-гигиеническим нормам , снабдить предметами личной гигиены, одеждой и обувью.
Погодные условия, не позволяющие реализовать мероприятия программы. Способ преодоления - изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности. Вариативность, банк запасных форм работы, в т.ч. адаптированные для работы в помещении.
Высокая утомляемость детей младшего школьного возраст по сравнению с детьми старшего возраста. Способ преодоления - четкая организация мероприятий, чередование пассивных и активных форм (сочетание игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и др.), разница в заданиях мероприятий, щадящий режим двигательной активности, отбой раньше.
Эмоциональное выгорание педколлектива. Способ преодоления - тщательно спланированная подготовка программы смены и методических разработок. Разработка корпоративной культуры, использование стимулирования деятельности, взаимозаменяемость.
Нехватка спортивного, трудового и игрового инвентаря. Способ преодоления - своевременное планирование и достаточное обеспечение материалами смены.
Механизм оценки эффективности реализации программы
Оценка достижения полученных результатов достигается путем анализа данных по смене и их суммирования по описанным в программе критериям и показателям эффективности реализации, разработанных на основе ожидаемых результатов.
Мониторинг реализации программы осуществляется путем выявления динамики личностного развития участников смены. При этом при оценке эффективности реализации используются методы количественного и качественного анализа данных, представленные в программе: тестирование, наблюдение, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности, беседа, анализ документов, методы математической статистики.
В программе представлена система показателей и индикаторов оценки качества реализации программы, разработанные на основе ожидаемых результатов по направлениям деятельности программы.
Сохранение и укрепление здоровья участников смены:
соблюдение режимных моментов;
сбалансированное питание;
количество проведенных оздоровительных мероприятий и количественный охват ими детей;
эффективность целостного здоровья детей;
число детей с оздоровительным эффектом (выраженным и слабым);
отсутствие случаев травматизма, заболеваемости детей;
Реализация участниками смены своих способностей:
общее число мероприятий по смене с анализом количественных и качественных показателей по формам (игры с двигательной активностью, игры по станциям, сюжетно-ролевые игры, конкурсно-игровые программы и др.) и по направленности (интеллектуальная, гражданско-патриотическая, духовно-нравственная, художественно-эстетическая и т.д.);
охват участников мероприятиями смены;
заинтересованность детей и подростков в мероприятиях смены;
число развивающих и досугов центров смены с анализом по их направленности и количественным охватом детей;
число детей, получивших награды за различные виды деятельности (за высокие результаты работы на развивающих центрах; трудовую и социально полезную деятельность; физкультуно-спортивную деятельность; активное участие в жизни отряда и лагеря);
наличие и число лидеров в конкурсах и итогах смен;
удовлетворенность отдыхом в лагере;
количество и качество реализации детьми значимых проектов.
Повышение уровня социальной адаптированности:
качество внутриотрядной работы по введению правил поведения и их соблюдению участниками программы;
знание участниками своих сильных сторон личности;
умение выстраивать эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми;
сформированность ценностного отношения к людям, природе и имуществу;
наличие и доля неадаптированных детей;
число детей, находящихся на лечение в медицинском изоляторе;
другие показатели социальной адаптированности (умение слушать и слышать, бесконфликтное общение, динамика развития коммуникативных и организаторских качеств, повышение уровня толерантности, сформированность ценностного отношения к миру и людям).
Развитие социальной активности детей и подростков:
количество участников, задействованных в деятельности соуправления на уровне отряда и на уровне лагеря;
доля участников, охваченных посильной трудовой и социально полезной деятельностью;
доля участников, охваченных реализацией социальных проектов (акций, мероприятий, программ и др.);
количество мероприятий, организованных силами детей;
число детей, показавших высокие результаты в социальной деятельности;
количество и качество проводимых познавательных, развлекательных, развивающих и социально значимых мероприятий.
личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД;
количественный показатель участия детей и подростков в творческой и социально-полезной деятельности.
Развитие культуры чтения:
количественные и качественные показатели анализа работы библиотеки (число читателей, количество посещений и оборот литературы).
Индикаторы результативности программы:
Количество высокомотивированных детей-участников смен;
Количество мероприятий смены, представляющих и тиражирующих опыт программы;
Количество участников ключевых дел программы;
Количество реализованных в ходе программы командных, авторских, социальных и прочих проектов, акций, флэш-мобов;
Количество тренингов, мастер-классов, творческих встреч, дискуссий, встреч с успешными людьми;
Количество методических рекомендаций, сборников, буклетов и другой информационной продукции о программе;
Количество новостных телевизионных и радио-сюжетов в местных СМИ, выпусков программ, освещающих ход летней оздоровительной кампании по данной программе.
Диагностический инструментарий программы «Маршруты моих побед» ДОЛ «Приморский» и результаты диагностических методик представлен в «Прикрепленных документах»:
Анкета организационного периода.
Методика «Моя замечательная книжка».
Анкета основного периода.
Анкета итогового периода.
Наличие методик, направленных на измерение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности
Программа содержит методики, направленные на измерение степени развития тех или иных личностных качеств ребенка, позволяющие не только определить индивидуальные особенности ребенка, его интересы, опасения и опыт, но и выявить динамику его личностного развития. Пакеты диагностических методик представлены в программе по блокам на основании периода применения методики и отбираются руководителем смены в зависимости от ее направленности и продолжительности:
«Выявление коммуникативных склонностей» (на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»);
«Какой у нас коллектив» (разработана профессором А. И. Лутошкиным);
«Морские командные учения» (составлена на основе разработки игры «Потерпевшие кораблекрушение», изложенной в книге Кьеяяа Рудестама «Групповая психотерапия»);
«Выбор педагога в различных жизненных ситуациях» (подготовлена профессором Л.В. Байбородовой);
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (подготовлена профессором М.И. Рожковым);
«Личностный рост» (методика Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова);
«Ситуация выбора» (разработана профессором Л.В. Байбородовой);
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (подготовлена М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б. С. Алишевым, Л.А. Воловичем);
Методика для выявления социализированности личности учащегося (разработана профессором М. И. Рожковым).
Использовались следующие технологии:
форсайт-технологии «Качели времени» и теория позитивного будущего» - разработчика С.В. Тетерского - д.п.н., профессора ФГОБУ ВПО «Российский государственный социальный университет» (РГСУ), АНО «ДИМСИ»;
опыт работы Е.Л.Шелкового – методиста ИМЦ Департамента образования г.Заречного Пензенской области, разработчика «Качели времени» защитника Отечества», победителя IX Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодёжной политики в номинации «Патриотическое воспитание», исследователя темы «Компетентностный подход к формированию патриотизма на муниципальном уровнe», ведущего тренера Общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы», форсайт-тренера Международного форсайт-клуба «Мотиватор24»);
Медико-гигиенические технологии (контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий);
Физкультурно-оздоровительные технологии;
Групповые технологии;
Тренинги общения;
Технологии сотрудничества;
Игровые технологии;
КТД;
Шоу технологии.
Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы
В программе представлена система показателей и индикаторов оценки качества реализации программы, разработанные на основе ожидаемых результатов по направлениям деятельности программы.
Сохранение и укрепление здоровья участников смены:
соблюдение режимных моментов;
сбалансированное питание;
количество проведенных оздоровительных мероприятий и количественный охват ими детей;
эффективность целостного здоровья детей;
число детей с оздоровительным эффектом (выраженным и слабым);
отсутствие случаев травматизма, заболеваемости детей;
Реализация участниками смены своих способностей:
общее число мероприятий по смене с анализом количественных и качественных показателей по формам (игры с двигательной активностью, игры по станциям, сюжетно-ролевые игры, конкурсно-игровые программы и др.) и по направленности (интеллектуальная, гражданско-патриотическая, духовно-нравственная, художественно-эстетическая и т.д.);
охват участников мероприятиями смены;
заинтересованность детей и подростков в мероприятиях смены;
число развивающих и досугов центров смены с анализом по их направленности и количественным охватом детей;
количественные и качественные показатели анализа работы библиотеки (число читателей, количество посещений и оборот литературы);
число детей, получивших награды за различные виды деятельности (за высокие результаты работы на развивающих центрах; трудовую и социально полезную деятельность; физкультуно-спортивную деятельность; активное участие в жизни отряда и лагеря);
наличие и число лидеров в конкурсах и итогах смен;
удовлетворенность отдыхом в лагере;
количество и качество реализации детьми значимых проектов.
Развитие социальной активности детей и подростков:
количество участников, задействованных в деятельности соуправления на уровне отряда и на уровне лагеря;
доля участников, охваченных посильной трудовой и социально полезной деятельностью;
доля участников, охваченных реализацией социальных проектов (акций, мероприятий, программ и др.);
количество мероприятий, организованных силами детей;
число детей, показавших высокие результаты в социальной деятельности;
количество и качество проводимых познавательных, развлекательных, развивающих и социально значимых мероприятий.
личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД;
количественный показатель участия детей и подростков в творческой и социально-полезной деятельности.
Повышение уровня социальной адаптированности:
Качество внутриотрядной работы по введению правил поведения и их соблюдению участниками программы;
знание участниками своих сильных сторон личности;
умение выстраивать эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми;
сформированность ценностного отношения к людям, природе и имуществу;
наличие и доля неадаптированных детей;
число детей, находящихся на лечение в медицинском изоляторе;
другие показатели социальной адаптированности (умение слушать и слышать, бесконфликтное общение, динамика развития коммуникативных и организаторских качеств, повышение уровня толерантности, сформированность ценностного отношения к миру и людям).
7 НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОГРАММЕ «МАРШРУТЫ МОИХ ПОБЕД»:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Педагогический коллектив ориентируется на следующий подход к распределению часов по программе:
Маршрут силы и выносливости - 36 ч.
Патриотический маршрут -24 ч.
Маршрут культуры и искусства -24 ч.
Маршрут здоровья и красоты -36 ч.
Маршрут творчества и креатива -36 ч.
Маршрут приключений -24 ч.
Маршрут саморазвития - 24 ч.
Смена «Маршруты моих побед» включает в себя
7 направлений деятельности:
Патриотический маршрут (изучение этапов истории страны, тематические линейки, мероприятия к памятным датам, экскурсии к памятным местам, праздники, военно-спортивные игры, конкурсы патриотической песни, смотры строя и песни, общественно полезные акции).
Маршрут силы и выносливости (физическое развитие – утренняя гигиеническая гимнастика, физкультура, соревнования, физический труд, подвижные игры, оздоровительные мероприятия).
Маршрут здоровья и красоты (оздоровление и пропаганда здорового образа жизни – солнечные и воздушные ванны, купание в море, питание, медицинские мероприятия, часы здоровья).
Маршрут творчества и креатива (конкурсы и соревнования, различные «огоньки» и «костры», творческие проекты, праздники, сюрпризы).
Маршрут культуры и искусства (мероприятия к году Литературы, чтение, ведение читательских дневниковвыставки, мастер-классы, встречи с интересными людьми, викторины, дискуссии).
Маршрут приключений (экскурсии, основы пешего туризма, тематические «огоньки», «костры», заочные экспедиции).
Маршрут саморазвития (работа в малых группах и самоуправление, ролевые и социальные, тренинги, реализация соцпроектов).
Патриотический маршрут
Задачи: патриотическое воспитание юных граждан
Основные формы организации:
тематические линейки и праздники, мероприятия к разным знаменательным датам истории страны,
экскурсии к памятным местам, историческим достопримечательностям,
военно-спортивные игры,
конкурсы патриотической песни,
смотры строя и песни,
общественно полезные акции.
Маршрут силы и выносливости
Задачи: вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы.
Основные формы организации:
утренняя гигиеническая гимнастика,
спортивные и подвижные игры,
игровые виды спорта,
бытовой самообслуживающий труд,
общественно значимый труд,
уборка прилегающей территории.
Маршрут здоровья и красоты
Задачи: выработка и укрепление гигиенических навыков, расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
закаливающие процедуры,
оздоровительные процедуры,
конкурс стенгазет и рисунков,
часы здоровья,
санитарно-просветительская работа.
Маршрут творчества и креатива
Задачи: удовлетворение потребности детей в реализации творческих способностей.
Основные формы организации:
изобразительная деятельность,
конкурсные программы,
творческие конкурсы,
выставки детских работ,
игровые программы,
концерты,
ярмарки.
Маршрут культуры и искусства
Задачи: привлечение внимания к чтению, формирование навыков культурного поведения и общения, привитие эстетического вкуса.
Основные формы проведения:
посещение музеев, выставок, архитектурно-выставочных комплексов,
чтение, оформление ч
просмотр художественных фильмов,
работа в творческих мастерских,
оформление отрядных мест.
Маршрут приключений
Задачи: расширение кругозора детей.
Основные формы работы:
игры-квесты,
экскурсии,
основы пешего туризма,
тематические «огоньки», «костры»,
заочные экспедиции.
Маршрут саморазвития
Задачи: развитие познавательных интересов детей.
Основные формы работы:
работа в малых группах и самоуправление,
ролевые и социальные игры,
психологические тренинги,
проектная деятельность и реализация соцпроектов,
профилактические беседы,
общение со сверстниками.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ЗАДАЧИ
|
ФОРМЫ,
КЛЮЧЕВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
|
I. Подготовительный этап (март-июнь)
|
решение организационных вопросов;
кадровый подбор педагогического, технического и медицинского персонала;
разработка концепции и содержательных основ программы;
разработка плана деятельности смены с педагогическим коллективом;
написание подпрограмм работы педагогами дополнительного образования.
|
дифференцированная учеба педагогического коллектива (руководителей, воспитателей, вожатых и педагогов дополнительного образования);
методическое обеспечение программы;
оформление необходимой документации;
формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для участников смены;
защита программы смены на городском семинаре для начальников и старших воспитателей ДОЛ всех типов.
|
утверждённая программа смены;
профессиональная готовность педагогов и других работников лагеря к началу смены;
подготовка методического материала по тематике смены (разработка форм, сценариев);
подтверждение об участии в смене Комитетов и Департаментов г.Заречного.
|
II. Организационный этап (за 1 месяц до начала смены)
|
установление внешних связей с культурными и социальными учреждениями и т.д.
привлечение дополнительных кадров для реализации цели и задач подпрограмм.
|
семинары для педколлектива по реализации намеченных мероприятий и подпрограмм
утверждение кадров на смену (педагогический и технический персонал)
проведение медицинского осмотра сотрудников ДОЛ
родительское собрание
формирование отрядов
|
способность педагогического коллектива реализовать программу смены на высоком уровне
изготовление реквизита (наградного материала, костюмов и антуражных предметов смены)
|
III. Основной этап (реализация программы – 21 день)
|
1) Организационный период смены (1-3 день смены)
|
знакомство участников смены друг с другом, с лагерем, с законами и традициями
предъявление единых педагогических требований к режиму и дисциплине
знакомство участников смены с программой смены, обсуждение в отрядах перспектив смены
создание благоприятного эмоционального настроя, выявление способностей детей
коррекция плана деятельности с учетом реального состава участников смены
составление представления о состоянии здоровья участников смены и отрядов в целом
|
экскурсия по лагерю
игры на знакомство
проведение в каждом отряде организационных сборов
коллективное планирование
выбор творческих групп для подготовки и проведения отрядами общелагерных мероприятий
знакомство с планами деятельности в отрядах
выпуск отрядных уголков
проведение медицинского осмотра
представление педагогического отряда
линейка и концерт открытия смены
костер
|
мотивация участников смены к совместной деятельности в условиях лагеря
стимулирование творческой активности всех участников смены
формирование межличностных отношений
начало работы по созданию общелагерного и отрядных коллективов
планирование необходимых оздоровительных мероприятий
|
2) Основной (деятельностный) период смены (4-18 день смены)
(непосредственная практическая реализация программы смены)
Маршрут саморазвития
|
изучение и анализ интересов и потребностей участников смены;
выявление уровня готовности к лидерству;
организация самоуправления;
создание условий для формирования свободной, инициативной, творческой личности;
создание благоприятной атмосферы во временных коллективах;
развитие навыков работы в группе;
воспитание доброжелательных взаимоотношений между всеми участниками смены;
усвоение ряда психологических понятий;
запуск и проведение экономической игры;
формирование потребности в соблюдении законов.
|
анкетирование;
игры на выявление лидера;
работа актива в отрядах;
работа дискуссионных площадок;
деловые игры;
практическая деятельность представителей органов самоуправления;
ознакомление с комплексом предоставляемых услуг системы дополнительного образования;
открытие и работа всех структур лагеря,
работа в малых группах,
самоуправление
тренинги,
введение в экономическую игру;
подготовка к игре;
проведение игры;
|
приобретение новых друзей;
приобретение навыков взаимодействия в коллективе, умение выполнять различные социальные роли;
выявление лидеров отрядов;
формирование деловых и организаторских качеств у детей;
получение базовых экономических знаний;
стимулирование к активности в различных сферах деятельности;
повышение уверенности в себе.
|
Маршрут культуры и искусства
|
коммуникативное развитие детей через систему тренингов и др. мероприятий;
привитие умений и навыков публичных выступлений;
формирование качеств культуры поведения.
|
тестирование;
мастер-классы;
встречи с интересными людьми;
КВН;
тематические дни;
проведение различных конкурсов;
отрядные дела;
игры на сплочение коллектива;
проигрывание сюжетов, посвященных выбору различных вариантов поведения.
|
предоставление возможности для самоопределения и самореализации участников смены;
развитие коммуникативных навыков у детей;
демонстрация и передача знаний и умений в области коммуникативной культуры, их дальнейшего развития;
выявление интеллектуальных способностей детей, их развитие и реализация.
|
Маршрут творчества и креатива
|
развитие творческих способностей детей;
создание условий для самореализации каждого ребенка;
создание условий для формирования креативного мышления, пластической выразительности;
творческое самовыражения детей через систему культурных мероприятий.
|
организация и работа детских объединений (кружков/ творческих мастерских/лабораторий) - танцевальный, вокальный, ИЗО, «Оригами», «Тир» «Сувенир», «Школа КВН», «Турист», и пр.
проведение мастер-классов, репетиций;
участие в коллективных творческих делах и массовых мероприятиях (различные конкурсы, тематические концерты, шоу-программы, фестивали, игры различной направленности и т.д).
|
приобретение детьми творческих, художественных навыков;
побуждение к развитию корпоративной культуры;
развитие творческого потенциала каждого ребенка;
развитие индивидуального и коллективного творчества;
расширение кругозора в различных областях культуры.
|
Патриотический маршрут
|
формирование гражданской и нравственной позиций;
воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свое Отечество;
поддержание интереса юношества к историческому и героическому прошлому своей страны.
|
тематические линейки, посвященные Дням: Независимости России; Памяти и скорби, Воинской славы России, ВМФ, Российского Флага;
КТД соответствующей направленности;
тематические дни (Петра и Февронии - Всероссийский день семьи, любви и верности);
встречи с успешными людьми;
военно-патриотическая игра на местности «Зарница»;
смотр строя и песни;
участие в городском фестивале детского творчества «Пусть всегда будет Солнце!»;
конкурсы патриотической песни.
|
приобщение к славным событиям родной истории;
формирование интереса к истории города и России в целом; заботливого и бережного отношения к ней
стремление жить на «малой родине» и посвящать свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету нашего государства.
|
Маршрут красоты и здоровья
|
обучение правилам здорового образа жизни;
укрепление здоровья детей через систему оздоравливающих и закаливающих процедур;
проведение санитарно-просветительской работы.
|
прием витаминов;
дневной отдых;
«Ночное сафари»;
«Верёвочный курс»;
лекции – беседы по ЗОЖ, просмотр кинофильмов о вреде наркотиков и алкоголя, ток-шоу по профилактике асоциальных явлений, выпуск санбюллетеней, акции и т.д.
|
физическое развитие, улучшение функционального состояния организма;
развитие физических способностей;
принятие правил здорового образа жизни;
укрепление здоровья, увеличение резервных возможностей организма;
выраженный оздоровительный эффект.
|
Маршрут приключений
|
формирование бережного отношения к окружающему миру
определение роли каждого в общем деле охраны окружающей среды.
определение зоны заботы и охраны на местности для каждого отряда;
|
экскурсии, основы пешего туризма;
проведение информирования об экологическом положении близлежащей местности, края, страны и планеты в целом;
проведение экологического десанта территории лагеря.
|
формирование бережного отношения к окружающему миру;
воспитание экологической культуры.
|
Маршрут силы и выносливости
|
формирование и совершенствование необходимых двигательных навыков и умений;
развитие физических способностей;
формирование и совершенствование необходимых трудовых навыков и умений.
|
режим дня и питание, соответствующие нормам СанПин;
утренняя зарядка;
максимальное пребывание на воздухе;
социальное проектирование по тематике;
операция «Уют» - уборка корпусов и территории лагеря;
оформление лагерной территории;
дежурство по лагерю.
|
общелагерные спортивные соревнования;
подвижные и спортивно – интеллектуальные игры;
легкоатлетические эстафеты;
закрепление трудовых навыков и умений;
привлечение детей к активному участию в социально-значимой деятельности.
|
IV. Итоговый период смены (19-21 день)
|
групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений.
создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены.
подведения итогов смены;
создание программы последействия;
создание положительного эмоционального настроя.
|
итоговая диагностика;
проведение праздника закрытия смены;
подведение итогов работы кружков, поощрение самых активных в каждой сфере;
Гала-концерт;
проведение прощальной дискотеки;
день добровольного служения лагерю.
|
раскрытие духовного и творческого потенциала личности;
укрепление психического и физического здоровья детей;
удовлетворенность взрослых и детей достигнутыми результатами;
получение результатов анкетирования и материалов об эффективности программы;
выработка предложений и рекомендаций по профильному отдыху;
накопление методического и практического материала;
осмысление собственного опыта в период смены, оценка своих достижений и сверстников.
анализ предложений и рекомендаций детей, родителей, персонала и др.;
выработка перспектив деятельности.
|
V. Заключительный этап (постлагерный или обобщающий)
(по окончании смены – до 1 месяца и более)
|
определение результативности проведения смены по разработанным критериям и показателям.
|
анализ данных психолого-педагогических диагностик;
проведение педагогического совета;
определение перспективных задач;
проведение семинара-совещения по подведению итогов смены.
|
формирование решения у ребенка о поездке (или отказе) в лагерь еще раз;
проведение финала флэш-конкурса «Летний марафон» в рамках городского фестиваля «Пусть всегда будет Солнце!», награждение победителей;
всесторонний и глубокий анализ деятельности смены (положительных и отрицательных моментов),
подготовка информационно-презентационных материалов по итогам реализации программы, обобщение результатов;
коррекция подпрограмм;
представление итоговой документации.
|
|