Скачать 1.4 Mb.
|
Об утверждении правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения Во исполнение подпункта 5.2.164(1). Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2015, № 23, ст. 3333), приказываю:
Приложение № ___ к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от «___» _______ 2015 г. №___ Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения 1. Общие положения 1.1 Правила надлежащей аптечной практики (далее – Правила) разработаны с целью обеспечения надлежащей деятельности, оказываемой аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, при наличии лицензии на осуществление фармацевтическую деятельность, независимо от их вида, размера и формы собственности и ведомственной принадлежности, населению. Положения Правил направлены на обеспечение населения качественными и безопасными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, предоставления потребителям достоверной информации о лекарственных препаратах, обеспечение рационального применения лекарственных препаратов, используемых с целью ответственного самолечения и назначенных врачом.
Принцип ………сформулировать принцип!!!!… Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия: 2.1 Аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» 2.2 Система менеджмента качества (СМК) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей и достижения этих целей для руководства и управления организацией применительно к качеству; 2.3 Товары аптечного ассортимента - медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни; 2.4. Документ (документация) информация, представленная на соответствующем носителе. Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим, компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом, или их комбинацией; 2.5. Руководство по качеству – документ, определяющий систему менеджмента качества организации; 2.6. Записи – документы, содержащие достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности; 2.7. Политика в области качества – общие направления и намерения деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством 2.8. Высшее руководство – лицо или группа работников, осуществляющее руководство и управление организацией на высшем уровне; 2.9. Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или ругой потенциально нежелательной ситуации 2.10. Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации; 2.11. Внутренний аудит – систематический независимый документированный процесс, проводимый самой организацией, получения свидетельств и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита; 2.12. Верификация – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены; Для настоящих Правил термин "продукция" означает также "услугу". Все требования, влияющие на качество лекарственных препаратов распространяемые на аптечные организации, являются обязательными и для индивидуальных предпринимателей и медицинских организаций, осуществляющих розничную фармацевтическую деятельность. 3. Система менеджмента качества Принцип Аптечная организация, независимо от формы собственности, должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества (СМК), постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящих Правил. 3.1. Общие требования Аптечная организация должна:
Универсальная модель системы управления качеством аптечной организации с примерным перечнем процессов приведена на схеме «Система менеджмента качества» (Приложение 1). 3.2. Требования к документации Принцип Документирование работы аптечной организации должно гарантировать и обеспечивать надлежащее качество реализуемых лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента и качество обслуживания населения. 3.2.1. Общие положения Документация системы менеджмента качества должна включать в себя:
В заявлении о политике в области качества могут быть перечислены дополнительные услуги по консультированию населения по правилам применения лекарственных препаратов и БАД, использованию медицинских изделий, прием заказов по телефону или интернету, доставка лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента на дом, услуги фитобара и т.п. ;
Руководитель аптечной организации, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на фармацевтическую розничную деятельность может утвердить приказом другие виды журналов, за исключением тех, которые установлены нормативными правовыми актами. Документация может быть в любой форме и на любом носителе. Система документации аптечной организации должна обеспечивать: - полную регламентацию выполняемых функций, особенно важны стандартные операционные процедуры (СОП), регламентирующие функции, не отраженные в нормативно-правовых актах, но оказывающих непосредственное влияние на качество продукции/услуг. - прослеживаемость процессов и процедур, влияющих на качество продукции/ услуг: необходимо определить контрольные параметры, по которым оценивается эффективность и результативность процессов аптечной организации; - доступность к соответствующей документации сотрудников - однозначное толкование требований, изложенных в документах - своевременный пересмотр документации на предмет ее актуализации: все новые требования, регламентирующие порядок и правила отпуска лекарственных средств из аптечных организаций, требования к персоналу (квалификация, прохождение периодических медицинских осмотров, повышение квалификации и т.п.). 3.2.2. Политика в области качества Принцип: Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:
3.2.3. Управление документацией Принцип: Документы и Записи, представляющие собой специальный вид документов системы менеджмента качества должны быть управляемыми. Основная цель управления документацией — обеспечение работников нужной информацией с целью сведения к минимуму риска ошибок и человеческого фактора, благодаря наличию четких стандартных процедур по работе с товаром и обслуживанию потребителей. Для определения необходимых средств управления должна быть разработана документированная процедура, предусматривающая:
Все документы, включая ФДИ, стандартные операционные процедуры предприятия(СОП), нормативно-правовые документы, регламентирующие фармацевтическую деятельность, руководства по правилам пользования ККМ, программным обеспечением, справочная литература должны быть доступны персоналу, выполняющему соответствующие функции. К электронным базам документов должны предъявляться такие же требования, как и на бумажных носителях. Перечень нормативно-правовых и справочных документов, которые должны быть в аптечной организации приведен в Приложении №2. 3.2.4. Управление записями Принцип: Записи, установленные для представления свидетельств соответствия требованиям и результативного функционирования системы менеджмента качества, должны находиться под управлением. Организация должна установить документированную процедуру для определения средств управления, необходимых для идентификации, хранения, защиты, восстановления, сохранения и изъятия записей. К записям для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативного функционирования СМК в аптечной организации относятся:
Записи должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. Особое внимание необходимо уделять срокам хранения записей, особенно если имеются нормативные требования (Например, «Журнал регистрации температур и влажности в помещениях» — 1 год; подшивки рецептов на ЛП, подлежащие ПКУ — 3 года; журналы регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ – 5 лет и т.п.). В аптечной организации должен быть назначен ответственный за ведение и хранение записей, который обеспечивает доступ, безопасность хранения и восстановление записей в случае необходимости. 4. Процессы управления 4.1. Обязательства руководства Принцип: Успех любой стратегии менеджмента требует действенного и непрерывного участия высшего звена управления организацией (в случае аптечной сети - руководства юридического лица), принимающего решения и распоряжающегося ресурсами, в том числе финансовыми. Аптечные организации должны соответствовать предъявляемым к ним лицензионным требованиям, установленным Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства и нормативно-правовыми актами, регулирующими фармацевтическую розничную деятельность. Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы качественного управления аптечной организацией, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:
4.2. Ориентация на потребителя Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности. Особенность аптечной организации состоит в том, что потребитель в большинстве случаев выступает в 2-х лицах: врач, который определяет потребность в необходимом ЛП и пациент, который обращается в аптечную организацию с назначением врача. Задача аптечной организации максимально точно определить и удовлетворить потребности такого тандема потребителей путем налаженного взаимодействия и партнерских отношений между аптечной организацией и близлежащими медицинскими организациями. Фармацевтические работники должны соблюдать профессиональную этику и конфиденциальность (врачебная тайна ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Главные направления деятельности:
Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (п. 6 ст. 55 Федерального закона Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»). В случае отсутствия на момент обращения пациента с рецептом врача препаратов из минимального ассортимента, фармацевтический работник имеет право обеспечить больного в течение 5 дней. При этом работник должен сделать соответствующую отметку о дате обращения пациента и принятых мерах в «Журнале учета обеспечения больных рецептурными лекарственными препаратами, входящими в минимальный перечень», в течение 5 дней. В случае необходимости (назначенное врачом количество ЛП, укрупненная упаковка производителя безрецептурного препарата и т.п.) допускается нарушение вторичной заводской упаковки ЛП. 4.3. Ответственность, полномочия и обмен информацией 4.3.1. Ответственность и полномочия Принцип: Руководство аптечной организации должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий. Для этого функционально-должностные инструкции на определенную должность должны содержать полный набор полномочий в соответствии с Профессиональным стандартом по специальности сотрудника, занимающего данную должность и степень его ответственности в случае нарушения невыполнения своих обязанностей. Кроме этого аптечное предприятие должно разработать схему подотчетности и связи между сотрудниками, учитывая квалификацию, опыт и компетентность. 4.3.2. Представитель руководства Высшее руководство должно назначить представителя из состава руководства организации, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на: разработку соответствующей документации СМК, контроль за исполнительской дисциплиной, отчетность перед высшим руководством. Должность уполномоченного по качеству должна быть не ниже заместителя руководителя организацией (в аптечной сети — руководителя аптеки, пункта). Примерная Функционально-должностная инструкция уполномоченного по качеству аптечной организации (ФДИ) приведена в Приложении 3. 4.3.3. Внутренний обмен информацией Высшее руководство должно устанавливать порядок обмена информацией в организации, включая информацию, относящуюся к результативности системы менеджмента качества, с тем, чтобы каждый сотрудник мог получать необходимую информацию в нужное время. Информация, которая доводится до сведения всех сотрудников аптечной организации, должна содержать сведения:
Руководитель аптеки должен определить:
4.4. Анализ со стороны руководства Принцип: Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества организации в целях обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности. Анализ дает возможность составить представление об общем положении дел на предприятии и контролировать соответствие направления дальнейшего развития бизнеса, в соответствии с поставленными долгосрочными перспективами, а также критически оценить результативность СМК. Этот анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества. Анализу должны подвергаться разработанные процессы, необходимость их модификации, соответствие имеющихся человеческих и материальных ресурсов, разработанной системы мотивации сотрудников, поставленным целям и задачам. 4.4.1. Общие положения Форма записей устанавливается руководителем организации, это могут быть протоколы, решения, содержащие перечень намеченных действий, ответственных лиц и сроки исполнения поручений. Целесообразно представить руководству точки зрения конкретных исполнителей установленных процессов и лиц, непосредственно контактирующих с потребителями. Действия, которые требуют участия высшего руководства организации (дополнительные капитальные вложения, стратегия развития и т.п.) должны обсуждаться на уровне руководителя/собственника аптечной организации. Остальные виды действий по проведенному анализу поручаются уполномоченным сотрудникам (организация обучения, коррективы с ФДИ, написание стандартных операционных процедур предприятия и т.п.). 4.4.2. Входные данные для анализа Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя следующую информацию:
4.4.3. Выходные данные анализа Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя все решения и действия, относящиеся:
Принцип: Для функционирования всех элементов системы управления аптечной организацией руководство должно обеспечить наличие квалифицированного персонала, надлежащих помещений, оборудования и технических средств. 5.1. Обеспечение ресурсами Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые:
Понятие ресурсы подразумевает персонал предприятия, оборудование, помещения, необходимые финансовые потоки. При распределении ресурсов необходимо оценивать отдачу и устанавливать приоритеты для наибольшей отдачи. 5.2. Кадровые ресурсы Принцип: Организация и функционирование надлежащей системы управления аптечной организацией зависят от человеческого фактора. По этой причине аптечная организация для решения всех задач должна иметь достаточное количество квалифицированного персонала. При этом особое внимание необходимо уделять тому, что каждый работник знает и понимает свои должностные обязанности, которые необходимо документально оформить. Весь персонал знает положения настоящих Правил, относящиеся к его деятельности, а также проходит первичное и последующее непрерывное обучение. 5.2.1. Общие положения Персонал, выполняющий работу, влияющую на соответствие продукции требованиям, должен соответствовать нормативно-правовым требованиям, обладать компетенциями, установленными в Профессиональном стандарте по соответствующей специальности на основе полученного образования, специализации, подготовки, навыков и опыта. Должная квалификация и подготовка персонала сокращает потребность в формально документированных процедурах. Необходимо внедрять программы адаптации для вновь нанятых работников предприятия и регулярно проверять квалификацию, знания, опыт и навыки персонала для разработки программ непрерывного обучения. Программа обязательного обучения включает:
Примечание. На соответствие продукции/услуг требованиям прямо или косвенно влияет персонал, выполняющий любую работу в рамках системы менеджмента качества. 5.2.2. Компетентность, подготовка кадров Аптечная организация должна:
1) принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, и принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компании, представителя компании; 2) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения населению; 3) заключать с компанией, представителем компании соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий; 4) предоставлять населению недостоверную, неполную или искаженную информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену;
- совершенствование знаний по ЛП, синонимам, воспроизведенным ЛП (дженерикам), взаимозаменяемым ЛП, умению давать сравнительную информацию по препаратам и ценам; правилам применения и хранения в домашних условиях - оказание информирования врачей ЛПУ по новым препаратам, лекарственным формам, показаниям к применению, правилам отпуска и выписывания ЛП (форма рецептурных бланков и т.п.); - методам обработки данных, полученных от потребителей по вопросам применения ЛП, выявленным в процессе применения побочным действиям, доведение этой информации до заинтересованных лиц;
Принцип: Аптечная организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для выполнения лицензионных требований и условий фармацевтической деятельности. Помещения и оборудование необходимо располагать, оснащать и эксплуатировать таким образом, чтобы они соответствовали проводимым операциям. Их планировочное решение и конструкция должны сводить к минимуму риск ошибок и обеспечивать возможность эффективной очистки и обслуживания в целях исключения накопления пыли или грязи и любых неблагоприятных факторов для качества реализуемой продукции. Инфраструктура аптечной организации включает в себя: |
Приказ от 14 июня 2013 г. N 916 об утверждении правил надлежащей... Правила надлежащей производственной практики (далее Правила) устанавливают требования к организации производства и контроля качества... |
Приказ от 14 июня 2013 г. N 916 об утверждении правил надлежащей... Правила надлежащей производственной практики (далее Правила) устанавливают требования к организации производства и контроля качества... |
||
Приказ от 14 июня 2013 г. N 916 об утверждении правил надлежащей... Правила надлежащей производственной практики (далее Правила) устанавливают требования к организации производства и контроля качества... |
Разъяснение норм приказа от 11 июля 2017 г. №403 н Об утверждении... «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных... |
||
Правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов... Минздрав подготовил проект приказа об утверждении новых требований к хранению лекарств |
Инструкция по правилам мытья и дезинфекции рук персонала; Инструкция... Минздрава России от 31. 08. 2016 n 646н "Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов... |
||
Министерство здравоохранения российской федерации приказ Утвердить прилагаемые Правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения |
Разъяснение Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных... |
||
Министерство промышленности и торговли российской федерации приказ Правила надлежащей производственной практики (далее Правила) устанавливают требования к организации производства и контроля качества... |
Руководство по надлежащей практике производства лекарственных средств для человека Настоящее руководство устанавливает принципы и правила (требования) надлежащей практики производства лекарственных средств для человека,... |
||
С 1 февраля по 31 декабря 2017 года в РФ будет проводиться эксперимент... Просим Вас ознакомиться с информацией по анализу действующей правовой базы, обобщению практики применения нормативных правовых актов,... |
Постановление от г. № Москва об утверждении Порядка организации и... В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. №61-фз «Об обращении лекарственных средств» Правительство Российской... |
||
На поставку лекарственных препаратов для медицинского применения |
Заключение Минздравсоцразвития России «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской... |
||
Заключение Минздравсоцразвития России «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской... |
Документация об аукционе (с внесенными изменениями) на поставку в... Лот n 2- поставка адреномиметических средств, изотонических лекарственных препаратов, местноанестезирующих лекарственных средств,... |
Поиск |