РАЗДЕЛ 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
2.1 Система технического обслуживания и текущего ремонта легковых автомобилей
2.1.1 Система технического обслуживания и текущего ремонта легковых автомобилей определена «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» [4] разработанного ведущими институтами по автомобильному транспорту (в том числе и Госавтотранс НИИпроект Украины)
Основой технической политики, определяемой настоящим Положением, является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, которая представляет собой совокупность средств, нормативно-технической документации и исполнителей, необходимых для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава.
Работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается проведением технического обслуживания и ремонта и соблюдением других рекомендаций и правил технической эксплуатации.
Основным техническим воздействием, осуществляемым на автотранспортных предприятиях при эксплуатации подвижного состава, являются планово-предупредительные работы технического обслуживания и ремонта. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.
Системой технического обслуживания и ремонта предусматриваются две составные части операций: контрольная и исполнительская.
Планово-предупредительный характер системы технического обслуживания и ремонта определяется плановым и принудительным (через установленные пробеги или промежутки времени работы подвижного состава) выполнением контрольной части операций, с последующим выполнением по потребности исполнительской части.
Часть операций технического обслуживания и ремонта (например, смазочные операции) может выполняться в плановом порядке без предварительного контроля.
Техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддерживанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.
Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.
Если при техническом обслуживании нельзя определить техническое состояние отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных приборах или стендах.
Ремонтом является комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечению безотказности работы подвижного состава и его составных частей.
Ремонт выполняется как по потребности после появления соответствующего неисправного состояния, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работы подвижного состава. Второй вид ремонта является планово-предупредительным.
Определение технического состояния подвижного состава, его агрегатов и узлов без разборки производится с помощью контроля (диагностирования), который является технологическим элементом технического обслуживания и ремонта.
Цель контроля (диагностирования) при техническом обслуживании заключается в определении действительной потребности в выполнении операций, и прогнозировании момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ.
Цель контроля (диагностирования) при ремонте заключается в выявлении неисправного состояния, причин его возникновения и установления наиболее эффективного способа устранения: на месте, со снятием агрегата (узла, детали), с полной или частичной разборкой и заключительным контролем и оценкой качества выполнения работ.
Нормативно-техническая документация по техническому обслуживанию и ремонту включает: принципы, определения, рекомендации, нормативы и методы их корректирования с учетом условий эксплуатации, технологию. Действующаянормативная документацияуказана в разделе 1.
Средства технического обслуживания и ремонта предусматривают:
производственно-техническую базу (здания, сооружения, оборудование), размещенную на автотранспортных и специализированных предприятиях по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;
материально-техническое обеспечение (с учетом конструкции подвижного состава, пробега с начала эксплуатации, интенсивности и условий эксплуатации).
Номенклатура профессий персонала, обеспечивающего исправное состояние подвижного состава, включает рабочих различных специальностей, техников и инженеров.
Рабочие проводят контроль технического состояния подвижного состава, выполняют техническое обслуживание и ремонт и подготовку их производства, а также работы, связанные с хранением автомобилей, техническим обслуживанием и ремонтом технологического оборудования, зданий и сооружений.
Перечень профессий рабочих определяется Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Разряд рабочих определяется сложностью работ и регламентируется типовыми технологическими процессами, утверждаемыми в установленном порядке.
Техники осуществляют контроль технического состояния подвижного состава, руководство и контроль работы производственных участков, выполняют текущий производственно-технический учет, анализ и планирование работ по ТО и ремонту, внедряют прогрессивные формы и методы организации, технологии и механизации производства, а также осуществляют контроль за соблюдением правил техники безопасности.
Инженеры осуществляют руководство службами и подразделениями служб, обеспечивающими работоспособное состояние подвижного состава, а также разрабатывают и внедряют мероприятия новой техники, организации и технологии производства.
Нормативы технического обслуживания и ремонта подвижного состава приведены в таблицах1.
2.1.2 Техническое обслуживание
Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2);
сезонное техническое обслуживание (СО).
При изменении конструкции подвижного состава и условий эксплуатации допускается во второй части Положения для конкретных моделей автомобилей обоснованное сокращение числа видов технического обслуживания.
ЕО включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова.
ЕО выполняется на предприятии после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.
ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.
Таблица 1.Периодичность технического обслуживания подвижного состава
-
Автомобили
|
ТО-1
|
ТО-2
|
Легковые
|
4000
|
16 000
|
Периодичности замены масел и смазок уточняются в зависимости от типов (моделей) и конструктивных особенностей агрегатов (узлов), а также марки применяемого масла (смазки).
Периодичности ТО-1 и ТО-2 (с четной кратностью) для легковых автомобилей различных типовприведены в таблице 1.
Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года.
В качестве отдельно планируемого вида СО рекомендуется проводитьдля легковых автомобилей, работающих в районах очень холодного, холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата. Для остальных условий сезонное техническое обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2 с соответствую-щимувеличением трудоемкости.
Все виды технического обслуживания подвижного состава проводятся в объеме перечней основных операций, и химмотологической карте.
Техническое обслуживание должно обеспечивать безотказную работу легковых автомобилей в пределах установленных периодичностей по воздействиям, включенным в перечень операций.
Нормативы трудоемкости технического обслуживания подвижного состава выпуска приведены в таблице 2.
Нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкость ЕО.
Нормативы трудоемкости СО составляют от трудоемкости ТО-2: 50% для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов; 30% для холодного и жаркого сухого районов; 20% для прочих районов.
Таблица 2. Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта
Подвижной состав и его основной параметр
|
ЕО
|
ТО-1
|
ТО-2
|
Текущий ремонт
|
чел.-ч на однообслуживание
|
Легковыеавтомобили:
малого класса(рабочий объемдвигателя от1,2 до 1,8 л,сухая массаавтомобиля от850 до 1150 кг)
среднего класса(от 1,8 до 3,5л, от 1150 до1500 кг)
большого класса
|
0,30
0,50
0,60
|
2,3
2,9
3,0
|
9,2
11,7
12,0
|
2,8
3,2
5,8
|
Нормативы, приведенные в таблице 2, не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30% к суммарной трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта по предприятию. В состав вспомогательных работ входят: техническое обслуживание и ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-выгрузочные работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом легковых автомобилей; перегон автомобилей внутри предприятия; хранение, приемка и выдача материальных ценностей; уборка производственных помещений, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом легковых автомобилей.
2.1.3 Ремонт
В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный (КР) и текущий (ТР).
КР подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса.
ТР предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния. Перечень основных агрегатов автомобиля, их базовых и основных деталей приведен в таблице 3.
Таблица 3 Перечень основных агрегатов автомобиля, их базовых и основных деталей
Агрегаты
|
Базовые (корпусные) детали
|
Основные детали
|
Двигатель с картером сцепления в сборе
|
Блок цилиндров
|
Головка цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления
|
Коробка передач
|
Картер коробки передач
|
Крышка картера верхняя, удлинитель коробки передач, первичный, вторичный и промежуточный валы
|
Гидромеханическая передача
|
Картер механического редуктора
|
Корпус двойного фрикциона, первичный, вторичный и промежуточный валы, турбинное и насосное колеса, реактор
|
Карданная передача
|
Труба (трубы) карданного вала
|
Фланец-вилка, вилка скользящая
|
Задний мост
|
Картер заднего места
|
Кожух полуоси, картер редуктора, стакан подшипников, чашки дифференциала, ступица колеса, тормозной барабан или диск, водило колесного редуктора
|
Передняя ось
|
Балка передней оси или поперечина при независимой подвеске
|
Поворотная цапфа, ступица колеса, шкворень, тормозной барабан или диск
|
Рулевое управление
|
Картер рулевого механизма, картер золотника гидроусилителя, корпус насоса гидроусилителя
|
Вал сошки, червяк, рейка-поршень, винт шариковой гайки, крышка корпуса насоса гидроусилителя, статор и ротор насоса гидроусилителя
|
Кузов легкового автомобиля
|
Каркас кузова
|
Дверь, крыло, облицовка радиатора, капот, крышка багажника
|
При ТР допускается одновременная замена (комплектом) агрегатов, узлов и деталей, близких по ресурсу.
ТР должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей на пробеге не меньшем, чем до очередного ТО-2.
Нормативы трудоемкости ТРлегковых автомобилей приведены в таблице 2.
2.2 Организация технического обслуживания и текущего ремонта легковых автомобилей
Рациональная организация ТО и ТР легковых автомобилей основана на технологическом принципе производства, типизации технологических и организационных решений, нормативах трудоемкости и продолжительности профилактических и ремонтных работ.
Организация проведения ТО-1, ТО-2 осуществляются с учетом фактического пробега легковых автомобилей и обязательного их контроля.
Календарное планирование ТО-1 и ТО-2 допустимо при постоянстве условий работы автомобилей, незначительных изменениях их суточного пробега и обязательном учете целодневных простоев.
Техническое обслуживание и текущий ремонт легковых автомобилей проводятся на станциях технического обслуживания автомобилей. Состав в объем профилактических и ремонтных работ определяются с учетом местных условий.
Организация работ на СТОА определяется технологическими особенностями каждого вида воздействия, количеством рабочих постов и рабочих мест [4].
На рабочих местах в зависимости от программы и числа постов, охватывающих весь комплекс операций данного вида обслуживания, работы могут выполнятся на универсальных или специализированных постах.
Универсальный пост, рисунки 1-3, служит для проведения на нем всех работ, входящих в данный вид обслуживания (за исключением уборочно-моечных работ), силами одной бригады рабочих различных специальностей (слесарей, электриков, смазчиков). На универсальном посту выполняются и сопутствующие работы текущего ремонта. Независимо от используемого метода, уборочно-моечные и очистные работы, которые по своему характеру не могут выполнятся на одном посту с регулировочными и смазочными работами, должны проводится на специализированном посту.
|